Дети у власти: как мы растим маленьких тиранов, которые управляют нами

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Вывернутые роли, вывернутый мир

Уже во время беременности будущей мамы общество диктует родителям, что лучше для ребенка. Нельзя установить общие теоретические правила, потому что дети разные. Воспринимать все советы нужно с изрядной долей скепсиса.

С 60-70 годов ХХ века в обществе стали котироваться бунтари. Родительские методы воспитания отвергнуты, авторитет учителей и родителей продолжает уменьшаться, требовать что-то от ребенка – анахронизм. Воспитание потеряло смысл, отдается на откуп детсадам и школам. Все в семьях сегодня выбирается с оглядкой на детей, при детской тирании родители ходят по струнке. А если нет, считаются плохими родителями.

Гиперопека (распространенное сейчас явление) ущемляет права детей.

Ребенка якобы нельзя заставлять проглотить таблетку, если это нужно для лечения, «ребенок личность, и с его мнением надо считаться». Если ребенок от такого «насилия» страдает, значит, уже имеет отклонения в психике: невозможно быть нормальным и думать, что все желания исполняются всегда. Нужно воспитывать ребенка, не теряя связи с ним, выслушивая, но не идя на поводу.

В развитых странах живут все лучше, на этом фоне мелкий психологический дискомфорт часто приводит к страданиям (неврозам и фобиям).

К вопросу о зрелости детей

Метод воспитания зависит от параметров конкретного ребенка (генетических, биологических, психологических). Эксперты в воспитании не имеют точных данных о последствиях своих теорий. Немногие родители осмеливаются восстать и пойти своим путем.

Дети вырастают не такими, как хочется. Решающий фактор в воспитании – насколько родители верят в свои методы. А хороши они при одном условии: любви и уважении к ребенку.

Автор ссылается на исследования, по которым характер и темперамент на 50% – гены, 10% – условия и воспитание в семье, 40% – общее влияние среды или случайных обстоятельств.

Воспитание не сильно влияет на личность, но влияет на поведение. Если с детства человек привыкает, что получает все просто так, то некоторые генетические качества не «включатся».

Задача родителя – вырастить человека, способного безболезненно влиться в мир взрослых, научить навыкам социального и вербального общения.

Развитие мозга происходит по определенной схеме. Мозг ребенка не в состоянии обработать одновременно много информации. Часто он понимает, что от него требуют, не  из разговоров «на равных», а когда предприняты конкретные действия. Запомнив, может этому следовать. При воспитании без наставлений не обойтись – но это не означает «ругать». Важно наказывать не выходя из себя.

«Непременное условие успешной деятельности заключается в том, чтобы не отвлекаться на посторонние раздражители». Несформировавшийся мозг не способен ни на это, ни решать несколько задач одновременно. Полное формирование мозга заканчивается к 20 годам.  Даже развитый ребенок – это не взрослый. Чем больше мы повторяем что-то, тем легче посылать нейронам электрические импульсы. Те клетки, между которыми не установились или не поддерживаются связи, отмирают. Дети думают по-другому, не могут делать таких же выводов. «Повторение – мать учения» имеет физиологическую основу.  Развивается то, что тренируется.

Если объем информации слишком велик, организм воспринимает это как стресс, грозящую опасность, восприятие притупляется. Объем воспринимаемой информации зависит от кратковременной памяти. При больших объемах ее есть предел, за которым невозможно запоминание.

Можно ли научить маленького ребенка говорить на иностранном языке?

Память развивается скачкообразно. Долговременная формируется в 4-5 лет.

Для обучения нужна концентрация (за нее отвечает кратковременная память). У детей она плохо развита. Если перегружена, они мало что запоминают.

Жан Пиаже выделил три периода в интеллектуальном развитии ребенка:

  • «период сенсомоторного интеллекта (от рождения до 2 лет); 
  • период подготовки и организации конкретных операций (от 2 до 11 лет);
  • период формальных операций (от 11 до 15 лет)». 

Доказано, что дети учатся лучше, чем взрослые. Но не нужно злоупотреблять методиками ускоренного развития.

Некоторые формы стресса не страшны – находясь в них, человек развивается. Мозг ребенка пластичен и формируется под воздействием жизненных обстоятельств. Если оградить от всего, нужные программы не сформируются, и человек несчастлив, не зная, что делать, сталкиваясь с трудностями.

Из-за «свободы слова» у детей стало больше свободы, но не больше обязанностей. Свободу самовыражения не надо путать с тем, как она реализуется (покрасить волосы и курить – разные вещи).

Подростки отличаются от детей и взрослых, больше склонны к погоне за сиюминутными удовольствиями и не способны контролировать эмоции (мозг еще не закончил формирование). Но в странах, где люди должны бороться за выживание, подростки не склонны к бунтарству и фобиям.

Воспитание – штука относительная (разные теории)

Эксперименты Лоренца и Харлоу доказали важность тесной связи между ребенком и матерью, потребность в родительской любви и необходимость развиваться в социуме.

Боулби основал теорию привязанности, говорящую, что для будущей успешной жизни  важны конкретный пережитый опыт и окружение. «...Ребенок, лишенный в детстве тепла и ласки, впоследствии будет из-за этого страдать».

Родители для ребенка на первом месте. При этом на него оказывают влияние и другие значимые взрослые, а с трех лет – друзья. Мозг человека очень хорошо приспосабливается к внешним обстоятельствам.

По статистике, у тех, кто посещает детсад, больше психических проблем. Хотя у этих состояний могут быть и другие причины. Возможно, имеет место т. н. «исполняющееся пророчество»: детей считают ранимыми, и они такими становятся. Дети могут справиться со многими испытаниями, но для этого им нужна уверенность, которую нужно «взращивать». «Влияние образа мышления родителей может иметь такое же решающее значение, как отсутствие привязанностей в дошкольном возрасте».

Навыки общения дети перенимают не от родителей, а от окружения, подстраиваются под среду. На основе повторения вырабатываются шаблоны поведения.

Есть выводы исследований, что родители не очень важны. Есть – что мозг детей из приюта меньше мозга детей из семей. Но точно важны любовь и поддержка.

Дети ни при каких условиях не станут такими, какими мы хотим их видеть. Но нельзя вообще не воспитывать.

У Голдинга в «Повелителе мух» приводится пример, что может быть, если дети остаются без надзора. Это выдумка, но с некоторыми правильными выводами (эксперимент Шерифа с двумя лагерями подростков в 1954 г. показал: без контроля дети сбиваются в стаи и ведут себя жестоко).

Привязанность схожа с импринтингом: детеныши копируют поведение объектов, от которых получают пищу и эмоциональную близость. Боулби и Маслоу считали приоритетными в потребностях разное: любовь и чувство защищенности первый и чувство голода второй.

И Дарвин, и Пинкер считали равноправные отношения на основе положительных эмоций и взаимный альтруизм очень значимыми.

Чаще конфликтуют пессимисты, оптимисты больше радуются, и это идет из семьи.

Дети легко приспосабливаются к опасностям, но, не умея отличить реальную опасность от мнимой, могут стать излишне тревожными. Если взрослый может смягчить страхи, это благоприятно влияет на мозг ребенка.

Ребенок ориентируется на родителей или других близких взрослых до пубертатного периода (по теории привязанности). Дети тяготеют к тем, кто готов их понять, поэтому больше времени проводят со сверстниками, заменяя модель поведения родителей на модель окружения. По некоторым теориям, это нужно для выживания. Человек ориентируется на «правило большинства».

Другая реальность

Плохая учеба в школе – из-за отсутствия мотивации, плохих отношений с учителем или когда не задействован природный механизм любопытства: если «заразить» детей предметом, он становится интересен.

«Режим» ушел из лексикона, у ребенка свобода, дети управляют родителями. Спят меньше (за 100 лет сон ребенка уменьшился в среднем на 75 минут), страдают от синдрома хронической усталости, потери концентрации внимания, импульсивности, гиперактивности, отсюда раздражительность, ухудшение всех отношений и снижение успеваемости.

Чтобы избежать этого, следует приучить ребенка к мысли: иногда нужно делать то, что делать не хочется.

Некоторые игры хорошо влияют на мозг – развивают кратковременную память, стратегическое или пространственное мышление. Но есть те, что развивают жестокость. Еще одна проблема: дети мало двигаются. Без спорта устают быстрее, концентрация хуже, депрессивные состояния чаще.

Автор ввел в своей семье день без электронных приборов два раза в неделю. Поначалу дети ныли и слонялись без дела, потом научились находить интересные занятия.

Сухая теория или научно обоснованная концепция?

Защитники прав детей говорят от их имени и спекулируют на безопасности. Слова о том, что детей нужно ограничивать, сейчас непопулярны.

Власть и злоупотребление властью – разные вещи. Современные специалисты по воспитанию часто ее не видят и выступают против первой.

Винникот ввел понятие «достаточно хорошая мать» – мать, не следующая теориям, а чувствующая своего ребенка и допускающая, что может ошибиться. На человека оказывает влияние буквально все, но пока не доказано, какие отклонения вызваны какими словами и действиями в долгосрочной перспективе. «Правильные» родители боятся ошибиться, страдают от чувства вины. Это плохо сказывается на воспитании.

Климат в обществе

Детям не нравится, когда их часто ставят перед выбором. Родители разучились проявлять свою волю и делать выбор, они не ограничивают права детей, не считаясь с правами окружающих.

Если у ребенка нет чувства стыда за плохие поступки, ему будет тяжело в обществе. А это возникает, когда нарушена иерархия в семье и обществе. Некомпетентного человека нельзя делать начальником, а ребенка наделять правами взрослого в семье. Когда воспитанные так дети вырастают, они вынуждают быть взрослыми своих детей, а результат  – инфантилизм или излишняя взрослость для своего возраста.

Любовь – не вседозволенность. Последняя делает детей эгоистами. Строгие родители   не значит нелюбящие. И дети таких любят так же.

Раньше дети играли с детьми и придумывали досуг сами. Сейчас считается, что детей нельзя оставлять одних (в крайнем случае – компьютерные игры). Родитель должен восприниматься как взрослый, а не как товарищ по играм, тогда ребенок будет чему-то у него учиться.

Еще Сократ и Платон спорили, можно ли доверить воспитание семье или отдать его государству, чтобы оно промывало детям мозги, как ему нужно. Большинство детей успешно интегрируется в общество независимо от того, посещали они детсад или нет. Вот если ребенок растет в семье в атмосфере вседозволенности, тогда он с трудом вольется в общество («синдром приобретенной беспомощности»).

В Европе родители делают все, чтобы дети перестали их слушаться. Это обрекает их на одинокую старость. На Востоке дети не капризничают, при этом родители на них не кричат. Уважение к старшим – общее место. Раньше так было и на Западе (следовали словам Библии почитать родителей). Правильное отношение детей к родителям нужно формировать.

Культурные и половые различия

Сегодня за детей боятся когда надо и когда не надо. Преувеличивается вероятность эмоцинальных потрясений и психологических травм от замечаний.

Авторитарное воспитание приводит к определенным плодам, дети чаще добиваются успехов, но микроклимат для ребенка в таких семьях бывает тяжелым. (Один плюс: там не ставят ребенка наравне со взрослым, не разрешают лениться и излишне развлекаться. Такая методика свойственна азиатским семьям).

«Мамы-тигрицы» авторитарны, «мамы-вертолеты» оберегают, контролируют, но ничего не требуют. Первые чужды эмоций и склонны порицать. Вторые только хвалят. Это две крайности (черно-белое). Лучше видеть и оттенки серого («достаточно хорошая мать» здесь выигрывает).

Эми Чуа (написала книгу о своем опыте «матери-тигрицы») при всех минусах своего метода повышала уверенность ребенка в себе, учила быть последовательным и настойчивым.

Сегодня дети учатся пререкаться и капризничать. Не нужно бояться конфликтов, нужно уметь говорить им «нет». Компромиссы хороши, но не всегда.

Для успеха важны умения, навыки и дисциплина. Можно воспитывать ее творчески: давать время без контроля для развития самоконтроля. Не перегружать детей: скука важна для развития.

Гиперопека дает ложную гарантию безопасности. Плохие новости усугубляют тревожность родителей, они перестают давать ребенку возможность иметь хоть какой-то опыт. Многие правила безопасности надуманные, потому что на 7 млрд людей произошел какой-то один случай.

Спасение от гиперопеки – игра детей в обществе себе подобных (детей) с подчинением законам группы. Автор утверждает, что взрослые должны вмешиваться в межличностные отношения детей, только если ситуация выходит из-под контроля. Или можно подыскивать друзей (способ управлять развитием личности ребенка).

Сегодня считают, что между мальчиками и девочками нет никакой разницы. Это не так, они растут и развиваются по определенным биологическим законам. Пинкер в книге «Чистый лист» приводит множество биологических различий (на основе научных исследований). Пол определяется набором хромосом и гормональным фоном. По-разному у разных полов устроен мозг и протекает половое созревание, разные наборы качеств.

Идея равенства вытекает из идеи равноправия, а это не одно и то же. Большинство гендерных теорий о равенстве не имеют научной базы. Для отмены половой дискриминации не следует строить теорию на лжефактах.

Крутой ребенок, крутые родители

После рождения ребенка в т. н. «равноправных» союзах начинаются взаимные упреки (женщина вынуждена быть с ребенком, а мужчина зарабатывать). Государство склоняет к тому, что оба родителя должны работать (нужна рабочая сила). Требуется изменить установку, что работать более престижно, чем сидеть дома с ребенком.

У родителей все меньше времени для досуга и самореализации.

Сто лет назад люди заботились только о том, чтобы выживать. Сегодня детей хотят многие, не осознавая, что придется больше работать. Часто ребенок – часть самопрезентации. Психологи говорят о таких родителях как о не повзрослевших взрослых вроде Питера Пэна.

Заводят детей позже, при этом стараясь сохранить молодость (быть ребенку равным, другом). Инфантильный родитель подстраивается под ребенка, заигрывает с ним.

Из-за недоверия к себе взрослые не занимаются воспитанием, а советуются с детьми. Партнерские отношения с детьми – это диссонанс с природными инстинктами, ребенок теряет ориентиры.

Одна из причин разводов – дети (ожидания не оправдываются, начинаются взаимные упреки, растет чувство вины). Один из способов сохранить семью – не зацикливаться на ребенке, больше заботиться друг о друге.

После развода трудно воспитывать, отсюда еще большее чувство вины. Борясь с ним, стараются сделать жизнь ребенка «безоблачной». При этом ссорятся, не думая о ребенке (даже если из-за него).

Ребенок при разводе родителей может получить поддержку от друзей. «Нужна целая деревня, чтобы воспитать одного ребенка» – в этой пословице говорится о том, что вокруг ребенка очень много людей (не родственников), которые оказывают на него влияние. В первые три года ребенок получает впечатления, которые становятся основой для его развития. В этот период важно заложить основы, потом ребенок выйдет из-под безусловного влияния родителей. Важно продолжать показывать неравнодушие к ребенку, но при этом продолжать заниматься своими делами, не считая его «пупом земли».

За закрытыми дверьми иногда происходят страшные вещи (домашнее насилие), но это не повод вообще не доверять семейному воспитанию.

Дети – не сахар

Автор считает, что дети не так хрупки психологически, как говорят эксперты; не верит в то, что травмы из утробного развития и младенчества могут сказаться в дальнейшем на развитии, ссылаясь на некоторые исследования американцев.

Дети могут переживать душевные травмы без вреда для психики, причина –  пластичность мозга. Автор видит двойные стандарты в современных теориях воспитания: с одной стороны, дети ранимы, с другой – достаточно сильны, чтобы самостоятельно принимать решения.

Раньше гиперопека считалась ненормальностью. Сегодня люди пугаются и пугают своих детей. Результат: или чрезмерный страх, или неумение видеть реальную опасность.

Раньше можно было доверить присмотр за детьми другим взрослым, им же разрешалось делать замечание чужому ребенку. Сегодня это недопустимо. А оставаться наедине с ребенком нельзя из-за потенциального страха педофилии. Автор считает, что эти страхи чрезмерно раздуты.

 Сегодня воспитание – непосильная задача: слишком большую ответственность навешивают на родителей. Все больше нежелания заводить детей.

Отказ от прежних норм происходит и потому, что мужской и женский идеалы стали другими. Взрослые стараются быть «крутыми» подростками. Раньше дети старались подражать старшим, сегодня наоборот.

У педагогов прошлого не было проблем с проведением линии между плохим и хорошим поведением и с принятием мер.

 Сегодня психиатрам все сложнее понять, просто ли это плохое поведение или диагноз. Тридцати процентам пациентов ставят диагноз ЧНВ («что-то не в порядке»). Невоспитанный гиперактивный ребенок со временем может получить совсем «жесткий» диагноз и очутиться в лечебнице. Автор ратует за то, чтобы вовремя обратиться к психиатру и начать принимать лекарства, подавляющие импульсивные желания.

Если у ребенка истерика, рекомендуют использовать «положительное подкрепление» (обещание приятного, если перестанет плакать). Автор считает, что строгость лучше.

Автор говорит, что поведение людей одной группы сходно, потому что вырабатывается одна модель. Для приближения к идеалу нужно найти нишу в обществе, где думают так же, как родители, и общаться с ними.

Школа XXI века

В современной школе пичкают детей информацией, не заботясь о том, чтобы она усваивалась. Учителя не чувствуют себя уверенно (ученики жалуются на преподавателей, подают в суд, оскорбляют их. Это влияет на качество преподавания: учителя работают, чувствуя опасность). Ругать детей нельзя, поэтому у них пропадают ориентиры: если хвалят и за плохие оценки, они продолжают их получать. Уроки должны нравиться школьникам, но не должны быть развлекаловом.

Некоторые учителя не знают, что особенности строения мозга важны для обучения. Детям не дают практики, мозг не развивается на повторении.

Для улучшения памяти должны использоваться «крючки», визуализация, связь с уже известными ранее фактами. Сегодня спрашивают у ребенка, как бы он хотел получать знания, но он не может этого знать.

 Презентации («проблемоориентированное обучение») без руководящей роли учителя и при несформированных умениях связывать знания не дают результатов. Ответственность за обучение переложена на учеников, они стали хуже учиться (несмотря на то, что их IQ растет, высокий IQ не показатель приспособленности к жизни).

Знания не передаются от учителя ученику, а самостоятельно дети не умеют их находить, рассматривают школу как клуб по интересам, а не место, где получают знания.

Это можно преодолеть, если создать связь между учителем и учеником.

Детям внушают, что человек должен иметь мнение по всем темам, даже если о них ничего не знает. Тогда как на самом деле школа – для фундаментальных знаний, анализ – это для студентов вузов.

По исследованиям МакКинси, хорошая школа – это где: «1) назначение преподавателями толковых людей; 2) эти люди должны быть хорошими инструкторами; 3) администрация должна следить за тем, чтобы каждому ученику предоставлялись наиболее адекватные и понятные инструкции для обучения».

Профессия учителя все меньше популярна. Нужно повысить его статус  и дать больше полномочий.

А если у детей будет возможность повышать свой статус при помощи знаний, им вряд ли захочется делать это при помощи чего-то другого.

«...Вопрос: кого считать лучшими родителями? У всех родителей разные взгляды на воспитание детей, но идеальные родители – те, у которых детей нет». Таким образом, автор говорит, что идеальных родителей не существует, и призывает руководствоваться любовью и здравым смыслом, не следуя слепо никакой из теорий.