Дисциплина без ремня. Секреты счастливых родителей

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Новена Ловринкевич дает емкий обзор современных неагрессивных методов воспитательного воздействия на детей. Каждый рекомендуемый ею прием сопровождается примером из опыта психологического консультирования родителей. Книга раскрывает разнообразие педагогических приемов, которые превосходят физические наказания и крик на детей не только по этичности, но и по эффективности.

Установление границ дозволенного поведения является одной из наименее приятных родительских обязанностей. Однако отсутствие дисциплины в семье способно привести к устойчивым проблемам с поведением ребенка. Последствиями вседозволенности могут быть агрессия, неспособность играть с другими детьми по общим правилам, неудовлетворительное поведение на школьных уроках, зависимость от электронных устройств. Дисциплина не означает, что ребенка непременно нужно наказывать, заставлять, унижать, подавлять и огорчать без необходимости. Все эти воспитательные приемы постепенно уходят в прошлое. Разберем их недостатки последовательно.

Старые «добрые» методы воспитания

Физические наказания, даже очень слабые, дают ребенку ложное послание: «кто сильнее, тот и прав». Уровень агрессии (или жертвенности, в зависимости от пола и темперамента ребенка) будет повышаться, а навыки общения – нет. Быстрый эффект послушания ребенка после очередного шлепка вводит родителей в заблуждение. Он будет сдерживать себя только в вашем присутствии. Следующий проступок потребует ужесточить телесное наказание.

Высмеивание, унижение, попытки пристыдить наносят долговременной урон формирующейся самооценке ребенка. Игнорирование и показное молчание, если длятся неоправданно долго, подрывают доверительные отношения между родителями и ребенком. Объяснение правил поведения само по себе очень ценно, но обычно оно не дает быстрого результата. Тщетность нотаций становится особенно очевидной в случаях, когда они применяются к малышам ясельного возраста или упрямым подросткам.

Почему разговоры бесполезны

Конечно, дисциплина предполагает четкое и подробное объяснение ребенку родительских ожиданий. Однако не нужно пускаться в длинные разговоры в ситуациях, требующих безотлагательных мер. С самого раннего возраста для ребенка должно стать привычным уважительное обращение к старшим, выражающееся в словах «спасибо» и «пожалуйста».

Обращайте внимание ребенка на чувства других людей, чтобы стимулировать развитие его способности поставить себя на место другого. Хорошим материалом для демонстрации нравственных ценностей являются классические детские сказки.

Условия для эффективного воспитания 

Для того, чтобы родителям было легко поддерживать дисциплину, необходимо выполнение следующих условий.

  • Надежная привязанность между ребенком и родителем (в первые годы главную роль играет именно мама). Эмоциональная связь между мамой и малышом начинает формироваться сразу после появления ребенка на свет и продолжает укрепляться в течение первых трех лет его жизни. Развитию крепкой привязанности способствуют частое ношение младенца на руках, материнская отзывчивость, веселые игры и потешки. Дети с надежной привязанностью к своим родителям легко поддаются воспитанию в силу своей эмоциональной открытости и стабильности. Они воспринимают указания родителей как ценную информацию о том, какое поведение допустимо, а какое – нет. Им не нужно в ответ на замечание начинать борьбу за внимание или власть. С другой стороны, благодаря таким отношениям родитель хорошо знает своего ребенка и своевременно замечает перемены, происходящие с ним.
  • Реалистичные ожидания родителей. Если родитель хорошо знает своего ребенка, он не потребует от него выполнения непосильных задач, не соответствующих его возрастному этапу.
  • Предупредительная забота о самочувствии ребенка. Иногда причиной проблемного поведения детей является утомление, голод или скука. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок вовремя ел и спал. Отправляясь в длительную поездку, возьмите с собой игры и перекус, предусмотрите остановки для разминки.
  • Единообразие требований всех взрослых, которые заботятся о ребенке. Несогласие в вопросах воспитания, даже при отсутствии открытых споров, открывает ребенку широкие возможности для применения разнообразных манипуляций родителями.

В процессе воспитания стремитесь ясно и кратко представить ребенку правило поведения и последствия его нарушения. Старайтесь быть последовательными и не поддаваться усталости или плохому настроению. Прежде чем начать говорить, посмотрите ребенку в глаза и дождитесь ответного взгляда (присядьте на уровень ребенка, если требуется). Не повышайте на ребенка голос, кроме случаев, когда ему грозит реальная опасность. Угрозы и запугивание не способствуют воспитанию ответственности. Однако и шутливый, неуверенный тон родителя может ввести ребенка в заблуждение.

Обсуждая с ребенком его поведение, критикуйте конкретные поступки, а не его личность вообще. Обобщения типа «задира», «грубиян» и т.п. нисколько не способствуют желаемому поведению. Замечания вообще лучше начинать со слова «я», а не «ты». Например, «я расстроена твоим поведением» вместо фразы «ты ведешь себя безобразно».

Предоставляйте ребенку выбор в рамках приемлемого поведения. Старайтесь всегда давать ребенку возможность исправить последствия своих проступков (собрать разбросанный мусор, извиниться), а не делать это за него.

После применения воспитательных мер обсудите с ребенком произошедшую ситуацию еще раз в спокойной обстановке. Полезно поделиться с ребенком подобной историей из собственного детства. Это укрепит вашу связь и добавит ему уверенности в себе. Всегда заканчивайте воспитательный процесс, не вспоминая и не попрекая ребенка одним и тем же проступком снова.

Техника воспитания «на длительной дистанции»

Личный пример является мощным воспитательным средством для ребенка любого возраста. К сожалению, родители не всегда улавливают связь между проблемами ребенка и моделью общения внутри собственной семьи. Некоторые лупят детей в наказание за драки, другие призывают к открытости и общительности, при этом годами игнорируя своих супругов. Нереалистично ожидать, что ребенок сам достигнет большей личностной зрелости, чем его родители.

Похвала быстро закрепляет желательное поведение. Не стоит ею пренебрегать. В некоторых семьях родители бурно реагируют на недопустимое поведение ребенка, а хорошее воспринимают как должное. В таком случае ребенок получает противоречивое послание. Ведь игнорирование – это своего рода наказание. С другой стороны, проступок «вознаграждается» вниманием.

Техники воспитания «на короткой дистанции»

Разберем эффективные техники воспитания, которые сравнительно быстро приводят к улучшению поведения.

  • Избирательное игнорирование. Эта стратегия подходит и для маленьких детей, и для подростков в случаях незначительных проблем с поведением (беготня, споры, нытье), не требующих немедленного пресечения. Ее суть в том, чтобы не поддаваться на провокацию, игнорируя нежелательное поведение. Однако, как только ребенок изменит поведение, его желательно сразу же поощрить.
  • «Считаю до трех!». Эта техника эффективно помогает детям дошкольного возраста побыстрее закончить свои занятия и приступить к выполнению требований взрослых. Ее можно применять как строгим тоном, так и в форме игры. Родитель добивается послушания ребенка тем, что ограничивает время.
  • Переключение внимания. Эта простая техника опирается на природную любознательность ребенка. Сталкиваясь с сопротивлением ребенка ясельного или дошкольного возраста, предложите ему что-нибудь новое и интересное. Увлекшись занимательной идеей, он, скорее всего, пойдет вам навстречу.
  • «Тайм-аут» – кратковременная изоляция ребенка для неотложного пресечения агрессии или вызывающего поведения (на скамейку, в отдельную комнату). Этот прием хорошо работает с детьми 2-10 лет. Максимальная продолжительность «тайм-аута» ограничивается возрастом ребенка (сколько ему лет, столько и минут изоляции).
  • Доска со стикерами. В случае стойкого нежелания ребенка выполнять свои обязанности (собирать игрушки, делать уроки) можно ввести наглядный дневник наград и штрафов. Когда ребенок действует правильно, сразу нарисуйте в ячейке, соответствующей сегодняшнему дню, забавную картинку. В случае непослушания – грустное лицо. Важно, чтобы заполнение дневника происходило на глазах у ребенка. После накопления определенного количества поощрений можно выдать ребенку заслуженный приз (игрушку, билет).
  • Вознаграждение – самый распространенный прием, который используют родители в ситуациях, требующих от ребенка определенных усилий (например, прививка в кабинете врача). Ребенок получает долгожданную награду за то, что пошел родителям навстречу.
  • Лишение привилегий (игры, прогулки). Техника применяется в случаях упорного непослушания детей от трех лет. Степень наказания должна быть соразмерна проступку ребенка. Не вступайте с ним в «торги» по поводу длительности наказания.
  • Договор. Когда мы сталкиваемся с неприемлемым поведением подростка, можно обсудить с ним ситуацию и прийти к компромиссному решению. Эта техника требует определенного уровня навыков аргументирования и сопереживания у обеих сторон. Умение договариваться укрепляет отношения с подростком.

Как вы себя чувствуете

Напоследок хотелось бы упомянуть о таком важном аспекте воспитания, как чувство усталости у родителя. Иногда семейные обязанности выматывают маму настолько, что для нее главным приоритетом становится возможность хоть немного передохнуть. Даже ценой попущения неправильного поведения ребенка… Не отказывайте себе в этом! Просто обеспечьте малышу элементарную безопасность и расслабьтесь. В такие моменты пополнение вашего психологического ресурса гораздо важнее неукоснительного соблюдения ребенком границ дозволенного.