Эмоциональный интеллект ребенка

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

По данным статистики США, за последние два десятилетия у детей существенно снизились навыки общения. Проблемы эмоционального развития могут быть обусловлены недостатком спонтанных игр детей друг с другом под присмотром взрослых. Вместо этого они проводят время в одиночестве за агрессивными видеоиграми или просмотром телешоу. В современном мире особенно важно, чтобы родители максимально использовали время в кругу семьи для развития у детей эмоционального интеллекта.

Многолетние научные исследования показали, что эмоционально развитые дети быстрее восстанавливают душевное равновесие после стресса, добиваются больших успехов в учебе и лучше ладят со сверстниками. Родители этих детей всегда сопереживают и поддерживают их в моменты гнева, страха и разочарования. В книге изложены 5 основных шагов, которые составляют основу эмоционального воспитания.

Эмоциональный интеллект

Способность человека контролировать свои эмоции закладывается в раннем детстве, когда родители успокаивают малыша с пониманием и сочувствием. Любая напряженная ситуация может использоваться родителем для укрепления отношений с ребенком.

К сожалению, многие взрослые упускают этот шанс. Некоторые из них игнорируют негативные эмоции ребенка, стараясь его отвлечь. Другие запрещают детям проявлять негативные чувства. Третьи проявляют к детям сочувствие, но не направляют их разрушительные эмоции в мирное русло.

Эмоциональный воспитатель совершает 5 шагов навстречу взволнованному ребенку:

  1. Понимает его чувства.
  2. Видит ситуацию как возможность сблизиться с ребенком.
  3. Внимательно выслушивает.
  4. Помогает ребенку подобрать подходящие слова для описания его душевного волнения.
  5. Устанавливает границы для капризов и помогает найти решение проблемы.

В семьях, где родители практикуют эмоциональное воспитание, дети менее подвержены психологическим травмам из-за супружеских конфликтов.

В последнее время во всем мире наблюдается рост насилия и наркомании в молодежной среде. Их опасность усугубляется большим числом разводов и переездов. Эмоциональное воспитание поможет ребенку противостоять тем рискам, которые родители не могут полностью устранить.

Иногда бушующие страсти маленьких детей могут показаться родителям комичными. Однако, отмахиваясь от детских переживаний как от пустяков, мы взращиваем в детях недоверие к себе.

Дети невероятно требовательны в отношении родительского внимания. Ребенок дошкольного возраста обращается к взрослому в среднем по 3 раза в минуту. Чуткость родителей к сигналам ребенка с самого раннего возраста формирует у него предпосылки для самоконтроля. Если родители эмоционально холодны или слишком заняты, ребенок растет пассивным. С другой стороны, если его постоянно занимать играми, он не сможет научиться самоуспокоению.

Важную роль в способностях родителей к эмоциональному воспитанию играет осознание ими собственных чувств и готовность их открыто выражать.

Эмоциональное воспитание делает стрессовые ситуации эффективной тренировкой способности нервной системы ребенка к быстрому напряжению и расслаблению. По данным клинических исследований, у эмоционально развитых детей после стрессового воздействия быстрее приходит в норму частота сердечных сокращений и влажность ладоней, а также уровень гормона стресса кортизола. Сочувственные и успокаивающие слова родителей глубоко входят во внутренний мир ребенка, проявляясь в его играх.

Оцените свой стиль воспитания

Опыт наблюдения за общением родителей с детьми  в разных семьях позволил авторам описать 4 типа воспитания.

  1. Отвергающий стиль. Родители считают негативные эмоции ребенка неважными, смешными или опасными. Они стараются как можно быстрее отвлечь его от переживаний. При таком стиле воспитания ребенок перестает себе доверять, полагаясь на авторитет родителей. Характерно, что эти родители обычно недостаточно осознают и свои собственные чувства.
  2. Порицающий стиль. Родители воспринимают  негативные эмоции ребенка как дурную черту его характера или попытку манипулировать старшими. Часто они запрещают детям проявлять нежелательные эмоции или наказывают их за это. Впоследствии дети чувствуют себя неадекватными и остаются неподготовленными к жизненным проблемам.
  3. Невмешивающийся родитель сопереживает ребенку, но не учит его находить выход из проблемных ситуаций. При таком стиле воспитания ребенок растет конфликтным и неуравновешенным.
  4. Эмоциональный воспитатель понимает важность любых эмоций как для ребенка, так и для самого себя. Поэтому его не выводят из себя детские истерики. Он реагируют на первые признаки эмоционального напряжения ребенка, не допуская нервного перевозбуждения. Он корректно выражает при детях собственный гнев и печаль, показывая им пример откровенного общения. Одновременно с этим эмоциональный воспитатель обозначает для ребенка границы допустимого поведения. Дети растут уверенными в себе, умеющими самостоятельно находить утешение и улаживать конфликты. 

Пять основных шагов эмоционального воспитания

Если родители не сочувствуют детям, не придают значения их слезам или критикуют проявления их слабости, те привыкают имитировать хорошее настроение. Эти дети терзаются виной за свои неприемлемые для родителей переживания. В дальнейшем они будут склонны избегать близких отношений, отвлекаясь от  одиночества с помощью телевизора, компьютерных игр или переедания.

Шаг 1. Понимание эмоций ребенка.

Для того, чтобы поставить себя на место ребенка, родителю необходимо осознавать свои собственные эмоции. Яркость внешних проявлений чувств ограничивается культурными стереотипами. Однако внутренние переживания и чувствительность к душевному состоянию собеседника от этого фактора не зависят. Некоторые родители всеми силами стараются сдерживать свои негативные эмоции, опасаясь, что они могут послужить для детей плохим примером или испортить отношения. Обычно эти люди долго не могут прийти в себя после ссоры.

Авторы считают, что показывать детям недовольство их поведением совершенно необходимо, но без насмешек, физических наказаний и унижений. Во-первых, это научит детей деликатно выражать свои чувства, не нанося удар по отношениям. Во-вторых, дети будут видеть, что их поведение имеет важное значение для родителей.

В конфликтной ситуации родителю необходимо всегда оценивать уровень своего гнева. Если вы в ярости и с трудом воздерживаетесь от унижений или шлепков, лучше выждать небольшую паузу. Успокоившись, вы сможете вернуться к обсуждению с ребенком его поведения.

Понять чувства детей иногда бывает непросто. Вместо того, чтобы открыто сообщить о своем взволнованном состоянии, они могут проявлять агрессию в играх, приставать к брату или сестре. Иногда признаками подавленных эмоций являются нарушения аппетита, сна, боли в голове или животе, регресс гигиенических навыков.

Шаг 2. Эмоция как средство сближения и обучения.

Эмоциональный кризис  ребенка несет в себе богатый потенциал для развития его самого и отношений с родителем. Умение успокоить расстроенного или напуганного ребенка придает родителям уверенности в своем авторитете.

Шаг 3. Сочувственное выслушивание и подтверждение чувств ребенка.

Чтобы настроиться на эмоциональную волну ребенка, стоит обратить внимание на его позу, мимику и жесты. Перед началом разговора сядьте в удобную расслабленную позу, расположившись на одном уровне с ребенком. Это даст ему понять, что вы всерьез относитесь к его проблеме и никуда не спешите.

Вместо того, чтобы озвучивать свои догадки о причинах расстройства ребенка, лучше поделиться с ним своими наблюдениями. Не нужно задавать вопросов, на которые вы и так знаете ответ. Из-за них ребенку может показаться, что вы ему не доверяете. Очень располагающе действуют рассказы взрослых из собственного детства.

Шаг 4. Помочь ребенку обозначить эмоции словами. 

Когда ребенок называет охватившее его неприятное чувство, он вскоре успокаивается. Предполагают, что этот механизм связан с активизацией речевых зон левого полушария, которые также обеспечивают процессы логического мышления. Чем богаче у ребенка запас слов, описывающих чувства, тем легче ему научиться самоуспокоению. Так же ребенок может справляться с противоречивыми чувствами.

Шаг 5. Введение ограничений и помощь в решении проблемы.

Этот этап эмоционального воспитания включает в себя 5 тесно взаимосвязанных элементов.

1. Введение границ. 

Родитель налагает запрет на неподобающее поведение ребенка и перенаправляет его на поиск решения проблемы. Пресекать следует лишь действительно разрушительное поведение. Бессмысленно и несправедливо подавлять естественную детскую непоседливость и любопытство.

Семья может создать собственную систему правил, понятную для ребенка, как сигналы светофора. Зеленая зона – область одобряемого поведения.  В желтую зону попадают нежелательные поступки, которые могут быть допустимы лишь в исключительных случаях (болезнь, развод родителей). Третья, красная зона – категорически недопустимые действия, которые противоречат нравственному укладу семьи.

Желательно сразу договориться с ребенком о последствиях нарушения запретов: лишение позитивного внимания, ожидаемых удовольствий. Физические методы наказания дают быстрый эффект, но не учат ребенка контролировать себя. Международная статистика показывает,  что чем более распространены в стране телесные наказания детей, тем выше там общий уровень преступности.

2. Формулировка цели. 

Обычно родители, которые внимательно слушают своего ребенка, интуитивно чувствуют момент, когда необходимо перейти к постановке цели. Если этого не происходит, то вероятнее всего, ребенку требуется больше времени для выражения своих чувств. Когда решение проблемы недостижимо (смерть домашнего питомца, переезд близкого друга), цель будет состоять в том, чтобы смириться с утратой.

3. Сбор идей по поводу решения проблемы.

До возраста 10 лет детям трудно удерживать в сознании более одного варианта развития событий. Тем не менее, родитель может вызвать маленького ребенка к размышлению. Можно разыграть разные исходы конфликтной ситуации в игре с куклами. Также можно предложить ребенку сразу воплотить одно, а затем другое решение, чтобы выбрать, какое лучше работает. С подростком можно провести полноценный обмен идеями. Договоритесь сначала придумать все возможные (даже глупые) варианты выхода из проблемы и только потом переходить к отбору идей.

4. Оценка предложений на основе нравственных ценностей семьи.

5. Помощь в выборе наилучшего решения.

Если ребенок склоняется к неэффективному плану, иногда можно его опробовать. Благодаря этому опыту ребенок уяснит причины провала своего плана. После этого можно переходить к реализации альтернативных предложений.

Стратегии эмоционального воспитания

В эмоциональном воспитании детей недопустимы насмешки, обидные прозвища, непрошеные советы, неискренность и мелочные придирки. Когда ребенок удручен критикой со стороны другого человека, избегайте вставать на сторону «неприятеля».

При обучении ребенка новым навыкам используйте технику, названную авторами «строительные леса». Она состоит в том, что родитель дает ребенку минимум указаний, а затем поощряет каждый его маленький шаг в правильном направлении. Так укрепляется уверенность ребенка в себе.

Пробудить в родителях сопереживание детям может аналогия с похожими ситуациями из жизни взрослых (например, волнение перед первым днем на новой работе).

Очень важно ежедневно предоставлять ребенку выбор, чтобы он мог почувствовать контроль над ситуацией. Ребенку идет на пользу, когда взрослый прислушивается к его желанию. Благодаря этому у ребенка формируются представления о своей индивидуальности. Если прихоть ребенка выходит за рамки ваших возможностей, не раздражайтесь. Просто разделите с ребенком его мечту в форме фантазии, а затем обоснуйте свой отказ.

В идеале основу родительской власти составляют не угрозы и наказания, а эмоциональная связь. Ребенок, крепко привязанный к родителю, чутко улавливает его реакции на нежелательное поведение и старается его не огорчать.

В некоторых ситуациях эмоциональное воспитание бывает неэффективным. Спешка, напряжение, поглядывание на часы сообщают ребенку, что родитель не готов к полной эмоциональной отдаче. В таких случаях разговор о чувствах лучше отложить. В ритме современной жизни взрослым приходится планировать время для важных разговоров с детьми. Это может быть купание, укладывание, регулярные поездки на занятия, домашние дела.

Не следует заниматься эмоциональным воспитанием в присутствии других членов семьи. Особенно неудачны попытки родителей проявить сочувствие, когда дети ссорятся между собой. Любая поддержка одного из детей приведет к вспышке ревности у другого. Когда родитель устал или раздражен, он не сможет преподать ребенку урок эмоционального воспитания, так как оно требует немало сил и терпения. Не нужно пытаться говорить с ребенком о его чувствах в случае, когда он имитирует плач, чтобы склонить родителей к уступке.

Брак, развод и эмоциональное здоровье ребенка

Враждебность в отношениях между супругами, развод, раздельное проживание причиняют ребенку не меньший вред, чем отсутствие эмоционального воспитания. Родители, подавленные конфликтами между собой, уделяют детям меньше внимания. Становясь невольным свидетелем ссор между родителями, ребенок испытывает серьезный стресс.

Однако, если родители практикуют эмоциональное воспитание, ребенок менее подвержен негативным последствиям семейных конфликтов. Кроме того, работа родителя над пониманием чувств ребенка и осознанием собственных эмоций благотворно сказывается на отношениях между супругами. Чем благополучнее отношения между супругами, тем лучше ребенок ладит со своими товарищами по играм.

Как и в супружеских отношениях, в воспитании детей главными предвестниками разлада являются критика, презрение, оборонительная позиция и изоляция, названные исследователями «четырьмя всадниками Апокалипсиса». Обычно эти предвестники появляются именно в таком порядке соответственно их нарастающей опасности.

Первой в конфликтном общении появляется критика. Она направлена не на конкретные действия партнера, а на его личность. Для того, чтобы ее избежать, старайтесь решать проблемы по мере их поступления, не допуская накопления обид.

Презрение подразумевает уже сознательное намерение унизить и оскорбить человека. Когда отношения между супругами заражены презрением, их не покидают мысли о недостатках друг друга.

Противоядие заключается в добрых воспоминаниях о счастливой поре романтической влюбленности и признании достоинств избранника.

Если перемирия не наступает, то в ответ на презрение супруги принимают оборонительную позицию. Они перестают слышать друг друга. Оборона может проявляться в нытье, в бессмысленном повторении одного и того же аргумента, в самооправдании.

Все эти признаки свидетельствуют о том, что человек не собирается брать на себя ответственность. Выход из оборонительной позиции требует умения слышать в словах близкого человека не только нападение, а действительно важную информацию.

Наиболее тяжелым симптомом распада отношений является мысленная «стена», сквозь которую один из супругов как бы не видит и не слышит другого. Это делает невозможным решение конфликтов. Для того, чтобы выйти из состояния холодного молчания, старайтесь давать супругу больше ответных реакций.

Использование ребенка в качестве орудия мести во время развода (ограничение встреч, направление чувств ребенка против одного из родителей) травмирует его. Не менее опасно, когда ребенок берет на себя непосильную для него роль миротворца. Когда родитель рассказывает ребенку то, что держит в секрете от другого, это подрывает атмосферу доверия в семье.

Уверенность в том, что родители спорят для того, чтобы прийти к общему решению, поможет ребенку сохранить душевное здоровье. Когда спор окончен, ему необходимо увидеть, что родители уже пришли к согласию.

Ключевая роль отца

Осведомленность и участие отца в жизни ребенка играют уникальную роль в эмоциональном воспитании. В отличие от большинства матерей, отцы предпочитают бурные, эмоционально насыщенные игры. Вероятно, именно поэтому уже в младенческом возрасте такие малыши показывают большую эмоциональную устойчивость. В будущем они добиваются более высоких академических успехов и лучше ладят со сверстниками.

В наше время роль отца как кормильца семьи утратила первостепенное значение. Многие мужчины стали брать на себя немыслимые ранее обязанности по уходу за новорожденными, присутствовать на родах, уходить в отпуск по уходу за ребенком и отказываться от карьерного роста для того, чтобы больше времени проводить с семьей.

С другой стороны, в полных семьях, где работают оба родителя, воспитанием детей занимаются обычно женщины. Отец может присутствовать физически, но не участвовать в жизни детей эмоционально либо довольствоваться второстепенной ролью помощника.

Женщина может поддержать своего супруга в роли отца, если не будет придираться к его способам заботы о ребенке и излишне вмешиваться. Даже если родители разведены или живут раздельно, не стоит недооценивать важность регулярных встреч отца с детьми. Они принесут максимальную пользу ребенку, если отец займется с ним повседневными делами по дому или выполнением школьных заданий. «Воскресный папа», каждый раз устраивающий для ребенка праздник, вскоре утратит с ним эмоциональную связь.

Каким должно быть эмоциональное воспитание в зависимости от возраста ребенка

Ребенок с младенчества ожидает от своих родителей эмоциональной отзывчивости. Если мать пребывает в послеродовой депрессии и в связи с этим скупо отвечает на призывы малыша, он отстает в развитии. Не в лучшем положении оказываются и те младенцы, которых родители непрерывно развлекают, не обращая внимания на признаки усталости. Ребенок нуждается в умеренной социальной стимуляции.

Во втором полугодии жизни он начинает ориентироваться на реакции родителей как на критерий безопасности. В этот период особенно важно, чтобы близкие люди разделяли с ребенком его интересы.

После года ребенок уже понимает обещания (например, скоро вернуться). В этом возрасте очень полезно играть в игры, где задействованы разные эмоции: гнев, грусть, страх, удивление, радость. В ясельном возрасте дети начинают ощущать себя отдельной личностью, демонстрировать сопротивление, яростно отстаивать свою собственность.

Этот период богат на ситуации, в которых родитель может помочь ребенку назвать его чувства, укрепив тем самым эмоциональную связь.

В дошкольном возрасте дети интересуется играми со сверстниками. Дошкольники часто играют парами и отвергают попытки третьего к ним присоединиться. Конфликты между детьми  составляют обширную область их жизни, где часто требуется утешение родителя, помощь в подборе подходящих слов для улаживания конфликтов. Кроме того, в этот период расцветают детские страхи: чудовищ, темноты, быть потерянным. Дети часто отражают свои переживания в играх. Поэтому родителям дошкольников очень важно наблюдать за сюжетно-ролевой игрой.

В предподростковом возрасте дети становятся крайне чувствительными к мнению сверстников. Чтобы сохранить статус в группе, детям приходится подавлять в себе обиду и страх. Правила, заданные взрослыми, кажутся им глупыми и смешными. Сейчас роль эмоционального воспитателя состоит в том, чтобы напомнить о чувствах близких людей и помочь справиться с переживаниями по поводу отвержения сверстниками.

Подростки активно исследуют свою индивидуальность, стараются отличиться от родителей. Вам не обязательно ободрять каждый их выбор, но нужно уметь его принимать.