Гаджетомания: как не потерять ребенка в виртуальном мире

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Дети проводят огромное количество времени с электронными устройствами в руках. Нередки случаи, когда пристрастие к жизни в виртуальном мире не оставляет места для полноценного сна и учебы. Родители в замешательстве: ведь у них самих не было «цифрового» детства. Они не знают, как реагировать на увлечение детей гаджетами.

Вместе с тем нельзя приуменьшать развивающий потенциал цифровых технологий. Автор, как мать троих детей, готова поделиться собственным методом разумного внедрения интернета в жизнь семьи с маленькими детьми.

Полностью запретить ребенку использование планшетов и смартфонов невозможно и даже вредно. Однако можно привить ему здоровые привычки использования электронных устройств и этикет общения в Сети. Оптимальным временем для этого является возраст 4-11 лет, называемый также в психологической литературе «латентным» периодом. Дети этого возраста открыты и впечатлительны. В силу высокой пластичности мозга они легко овладевают разнообразными навыками, учатся общаться друг с другом и контролировать свои эмоции. Пристрастие к электронным устройствам оказывает глубокое влияние на формирование двигательных, мыслительных и коммуникативных способностей ребенка.

Маленькие дети и большие виртуальные соблазны

Дети, которые с раннего возраста много времени проводят с гаджетами, отстают в развитии координации движений. У них часто наблюдаются деформации осанки и шеи, а также ухудшение зрения. Парадоксально, но малоподвижный образ жизни не способствует большей усидчивости детей на школьных уроках. Наоборот, они постоянно елозят на месте, стучат ногами, облокачиваются на парту, вертят головой.

Высшие психические функции развиваются у детей в творческих занятиях и сюжетных играх. Для того, чтобы научиться играть со сверстниками, нужно посвящать этому достаточное время. К сожалению, все чаще можно видеть, что игра дошкольников не соответствует их возрасту. В ней почти отсутствует взаимодействие между сверстниками и воображение. Например, они пересыпают материалы из емкостей, сталкивают предметы друг с другом, как малыши. Немалое влияние на задержку развития игры может оказывать постоянное использование гаджетов.

Поскольку в виртуальных играх ребенок почти немедленно получает награду, у него не тренируется долговременная память. Быстрый поток информации препятствует ее запоминанию и осмыслению. Обучающие программы и поисковые системы преподносят ребенку информацию мгновенно, фактически лишая его возможности самостоятельно сделать выводы. Это закрывает путь к развитию критического мышления, терпения, концентрации внимания.

Электронная переписка является неотъемлемым атрибутом общения современных подростков и взрослых. Однако в латентном возрасте дети не готовы к такой форме взаимодействия. Они еще только учатся дружить, знакомиться и разрешать конфликты. Частично им в этом помогают взрослые. Общение в виртуальной реальности лишает детей необходимых подсказок со стороны старших. Переписываясь друг с другом, дети не видят ключевых социальных сигналов (интонация, мимика), выдающих чувства собеседника. Для того, чтобы компенсировать отставание в социальном развитии, рекомендуется приглашать детей разного возраста в гости, устраивать совместные игры. Можно использовать интернет для поиска творческих идей (например поделок) и воплощать их вместе.

Первый личный девайс

По статистике Великобритании, почти 50% детей становятся обладателями электронных устройств в возрасте от 2 до 5 лет. Такое решение семьи требует ряда предосторожностей.

Прежде всего, перед покупкой ребенку личного гаджета необходимо договориться с ним, когда и как долго он будет им пользоваться. Известно, что маленькие дети не способны контролировать время и дожидаться отсроченного удовольствия. Поэтому, увлекшись виртуальной игрой, они могут просто не заметить, сколько времени прошло.

Прежде чем вручать ребенку устройство, надо самим разобраться в его функциях. В консультативной практике автора встречались родители, которые даже не подозревали, что с помощью электронной книги ребенок может выходить в интернет.

Если ребенку впервые доверили дорогостоящую «взрослую игрушку», он будет относиться к ней бережно. Все же рекомендуется приобрести защитные чехлы.

Пользоваться смартфонами дети должны не в уединенной комнате, а в присутствии других членов семьи. Благодаря этому родителям легче контролировать время, проведенное в Сети. Детская спальня – не место для хранения, зарядки и использования гаджетов. Не давайте ребенку возможности прилипнуть к светящемуся экрану в ночное время в ущерб здоровому сну.

Многие родители отмечают, что ребенок с планшетом в руках невосприимчив ко всему происходящему вокруг. Он не слышит просьб, не замечает вашего ухода. Состояние сильнейшей концентрации внимания называется гиперфокусом. В этом состоянии нейросети, ответственные за мониторинг окружающей обстановки, подавляют свою активность. Под угрозой оказываются адаптивные механизмы, связанные с инстинктом выживания. Например, ребенок, играющий с планшетом на ходу, рискует попасть под машину. Не позволяйте детям часами находиться в состоянии гиперфокуса! Для того, чтобы избежать изоляции ребенка, полезно комментировать и обсуждать с ним то, что его привлекает и волнует в виртуальном мире.

Еще одна серьезная опасность для детской психики в интернете – это шокирующие новости об экстремальных проявлениях жестокости. Ребенку 5-8 лет может показаться, что такое происходит повсеместно и в любой момент он сам может оказаться жертвой. Именно поэтому важно присутствие взрослого, готового успокоить напуганного ребенка и правильно объяснить смысл подобных новостей.

Новая сказка о потерянном времени

Многие родители не контролируют, как долго их ребенок пользуется своим девайсом. Когда по заданию психолога они начинали вести учет экранного времени, результат оказывался для них полной неожиданностью. Выяснялось, что дети проводят с гаджетами больше времени, чем в школе и на улице.

Волнующие события в виртуальной игре, резкие звуки, жестокие сцены вызывают у ребенка выброс адреналина и кортизола. Организм ребенка приходит в состояние стресса. Хронический стресс способствует повышению кровяного давления и уровня сахара в крови, а также к снижению иммунитета. В связи с этим тормозится развитие мозга. Поэтому автор рекомендует ограничить продолжительность видеоигр до полутора часов в день. Желательно разбить это время на два коротких сеанса, чтобы избежать длительного стресса. Будьте непреклонны, установив ограничения. Для того, чтобы помочь ребенку контролировать время, установите таймер или настройте график автоматического отключения от Сети.

Игры подвижные и неподвижные

Двигательная активность в дошкольном возрасте играет ключевую роль в физическом и психическом развитии ребенка. Подвижные игры детей на свежем воздухе закладывают основу для здоровья на последующие годы. В последнее время дети стали значительно меньше двигаться, предпочитая паркам уединенные игры с гаджетами. Малоподвижный образ жизни считается одной из причин ожирения и депрессии у детей.

Для ребенка полезнее ходить в школу пешком, а не ехать на транспорте, где есть Wi-Fi. В этом случае у него не остается времени на виртуальные игры перед уроками, а уровень двигательной активности повышается. Частично преодолеть проблему малоподвижного образа жизни могут видеоигры, включающие элементы двигательных упражнений. Для этих целей подходит игровая приставка Nintendo Wii и танцевальные игры, такие как Just Dance и Dance Central.

В большинстве современных городов отпускать детей одних на длительную прогулку опасно. Поэтому родители предпочитают оставлять детей дома. Проблема скуки чаще всего мгновенно устраняется вручением ребенку гаджета. Однако, отвлекаясь на электронные устройства, ребенок остается с неразвитым воображением. Хорошим способом для стимуляции творческих способностей является включение таймера. Скажите ребенку, что если в течение 15 минут ему все еще будет скучно, пусть подойдет к вам. Большинство детей за это время придумывают себе интересное занятие.

Кроме подавления двигательной активности и воображения, электронные устройства пагубно сказываются на продолжительности и качестве сна. Светящийся экран, испуская лучи преимущественно голубого спектра, препятствует своевременной выработке гормона сна – мелатонина. После вечерних видеоигр сокращается длительность пятой фазы сна (с быстрыми движениями глаз). Во время этой фазы сна в мозге происходит кодирование в долговременной памяти информации, полученной за день. Следствием сокращения фазы сна с быстрыми движениями глаз могут быть трудности усвоения учебных знаний.

Автор настоятельно рекомендует выключать все гаджеты не позже, чем за полчаса до сна. Для поддержания здоровых привычек желательно отправлять детей спать и будить каждый день в одно и то же время, не делая исключений в выходные дни. Известна польза ежедневных ритуалов отхода ко сну (ванна, чистка зубов, сказка) для легкого засыпания. Разрешайте детям в кровати только спать, а не играть с игрушками или планшетом. Это сформирует правильную ассоциацию условий для сна. Подвижных игр должно быть много в дневное время, но не перед сном.

Зависимость

В возрасте 4-11 лет у детей сильна потребность в правилах и систематизации. Прежние поколения детей проявляли эту возрастную особенность в коллекционировании. Теперь она мгновенно удовлетворяется с помощью цифровых девайсов. Детям больше не приходится копить карманные деньги или ожидать праздника. Достаточно лишь включить гаджет и отправиться добывать очередную виртуальную награду или покорять новый уровень игры. Так у ребенка формируется зависимость, сравнимая с наркоманией.

Нейробиологические механизмы развития игровой зависимости связаны с мощным выбросом дофамина во время игры. Это вещество играет ключевую роль в системе положительного подкрепления поведения. Проводя долгое время с гаджетом в руках, ребенок теряет восприимчивость к прочим удовольствиям. Ему хочется все больше и больше играть.

Впрочем, клиническая форма зависимости от электронных устройств встречается сравнительно редко. Большинство детей тянутся к фантастическим мирам оттого, что их повседневность бедна социальными связями. Противоядием от игровой зависимости является жизнь, насыщенная встречами, приключениями и добрыми отношениями.

Нашим детям предстоит пользоваться электронными устройствами на протяжении всей их жизни. Поэтому так важно изначально научить их делать это разумно. Если ребенок демонстрирует признаки одержимости виртуальной игрой, полностью исключите доступ к ней на срок около 2 недель. Обычно за это время ребенок привыкает обходиться без цифровых девайсов. После этого можно возвращать ребенку гаджет одновременно с введением жестких правил использования. Такие меры встречают бурное сопротивление. Сохраняйте твердость. В большинстве случаев «ломка» проходит в течение 5 дней. Не отвечайте на детские истерики многократными объяснениями. Игнорируйте вызывающее поведение и старайтесь переключить внимание ребенка на другие занятия.

Социальные сети. Когда уже можно?

Большинство социальных сетей (в том числе Instagram и Facebook) ограничивают круг своих пользователей минимальным возрастом 13 лет. Youtube предназначен для лиц старше 18 лет. Создатели сайтов хотели бы оградить неокрепшую детскую психику от издевательств в Сети, нецензурной лексики и сцен насилия.

Открытая публикация своих фотографий с возможностью их комментировать для всех желающих делает ребенка мишенью для критики. Одновременно с этим он может не замечать, как другие люди корректируют свою внешность на фотографиях с помощью фоторедакторов. Под угрозу попадают формирующиеся представления детей о собственном теле. С распространением моды на селфи участились случаи расстройств пищевого поведения у девочек, обусловленных патологическим стремлением похудеть.

Далеко не все родители в полной мере осведомлены о том, чем их ребенок занимается, держа в руках смартфон. Половина современных детей обзаводятся аккаунтами в социальных сетях к возрасту 10 лет. Приобретение первого смартфона почти гарантирует, что ребенок начнет пользоваться социальными сетями. Более того, популярность его публикаций начинает определять его статус среди сверстников. Американская академия педиатрии описывает новую форму психического расстройства у детей и подростков – Facebook-депрессию. Она проявляется острым чувством своей неполноценности, возникающим при просмотре публикаций более удачливых сверстников.

Ответственность родителей – научить детей критически оценивать образы на фотографиях в социальных сетях и ограничить количество и доступность их собственных публикаций. Для ребенка может быть не очевидно, что любая их активность в социальных сетях становится доступной для родителей, учителей, будущих начальников и т.д. Сейчас на правительственном уровне обсуждается введение уроков по безопасности использования интернета в младших школах.

Современные интернет-угрозы

Блуждание по всемирной Сети не менее опасно для ребенка, чем прогулка в одиночку по центральной улице мегаполиса. Для детей недопустимо разговаривать и тем более делиться личной информацией с незнакомцами. Далеко не все дети понимают, что виртуальные знакомые, с которыми они ни разу не встречались в реальной жизни, тоже незнакомцы. Собеседник может оказаться не тем, за кого себя выдает. Нередки случаи совращения детей с помощью фальшивых учетных записей.

Следующая серьезная проблема подростков – это пересылка друг другу непристойных фотографий. Большинство старших школьников отправляет или получает подобные снимки от своих знакомых. Отправляя интимное фото кому-то из сверстников, тинейджер надеется получить признание. В действительности сразу после отправки фото перестает ему принадлежать. Оно может быть бездумно опубликовано или переадресовано недальновидными и мстительными сверстниками.

Доверчивый ребенок легко может стать мишенью для агрессии в виртуальном мире. Ее вариантами являются рассылка угрожающих сообщений, оскорбительная или нецензурная критика, принуждение к отправке интимных фотографий. Техника безопасности в социальных сетях предполагает, что личная страница ребенка открыта для просмотра только определенному кругу знакомых ему людей. Родители в курсе всех публикаций ребенка. Личная информация (полное имя, адрес, телефон, номер школы) через интернет не разглашается.

Мир интернета глазами детей с особенностями развития

Цифровые технологии ввиду их логичности и предсказуемости невероятно притягательны для детей с аутизмом. Виртуальный мир открывает широкий простор для применения их интеллектуальных способностей, ограждая от трудностей социального взаимодействия. Например, в интернете легко собирать информацию об интересующем предмете и глубоко его изучать. Вместе с тем дети с чертами аутистического спектра особенно подвержены зависимости от электронных устройств. Онлайн-игры, с одной стороны, могут помочь им заводить друзей со схожими интересами. С другой стороны, игры грозят вытеснить реальное общение из их жизни. Характерные для пациентов с аутизмом проблемы со сном (ввиду недостатка мелатонина) усугубляются пропорционально длительности экранного времени. Кроме того, эти дети легко становятся жертвами агрессии и совращения в социальных сетях.

Дети с синдромом гиперактивности и дефицита внимания предпочитают шумные онлайн-игры с сильными визуальными и звуковыми эффектами. Для некоторых из них это единственное, на чем они способны сосредоточиться. Ввиду доступности гаджетов они попадают в группу риска по развитию игромании.

Для того, чтобы оградить детей с особенностями развития от чрезмерного увлечения гаджетами, не нужно полностью запрещать их использование. Вам может помочь электронное расписание занятий с планшетом. Разнообразьте занятия ребенка в интернете, чтобы избежать зацикленности только на одной игре. Поощряйте использование ребенком цифровых устройств для сбора информации на соответствующие его возрасту темы.

Жестокие игры

Современные технологии делают видеоигры невероятно реалистичными. Маленьким детям может быть трудно отличить виртуальную реальность от настоящей жизни. Например, они могут верить в призраков или инопланетян. Поэтому следует подходить к выбору компьютерных игр с особой осторожностью. Каждая видеоигра имеет определенные возрастные ограничения, которые присваиваются ей согласно Европейской рейтинговой системе PEGI. Оценки выставляются по 5-балльной шкале, соответствующей возрастным ограничениям 3+, 7+, 12+, 16+ и 18+. Первые две оценки носят рекомендательный характер, а остальные накладывают на распространителей игр юридические обязательства. Как правило, возрастные ограничения накладываются в связи с наличием в игре сцен насилия, ругательств или сексуального содержания.

К сожалению, более половины родителей не знают рейтинга видеоигр, которыми увлекаются их дети. Родителям бывает очень трудно придерживаться рекомендаций, особенно если в семье несколько детей. Видя увлечение старшего брата или сестры, младшие тоже стремятся попробовать свои силы в играх, не подходящих им по возрасту.

Жестокие и соревновательные видеоигры повышают уровень агрессии ребенка. Для того, чтобы помочь ему справиться с эмоциями, обсуждайте его впечатления по поводу увиденных сцен. Спросите, что почувствовал бы он, если бы такое произошло с ним или с кем-нибудь из его знакомых. Порассуждайте вместе, какие поступки допустимы только в игре, но не в жизни.

Семейные баталии

Большинство родителей жалуются, что им невероятно трудно заставить детей выключить и отложить девайсы. В силу возраста дети 4-11 лет нуждаются в четких правилах. Ограничения должны распространяться на содержание и продолжительность онлайн-сеансов. Сохраняйте решимость и не вступайте с детьми в «торги». Вы можете:

  • настроить детский режим работы браузера (например, установить расширение FamilyLink от Google, использовать приложение YouTube Kids);
  • пользоваться встроенным таймером на устройстве;
  • установить режим автоматического отключения Wi-Fi на роутере;
  • запланировать вместе с ребенком сразу после видеоигры какое-нибудь интересное и приятное дело;
  • оставлять гаджеты всех членов семьи на зарядку в зале или прихожей на всю ночь.

Все же имейте в виду, что ваши возможности контроля ограничены. Дети могут пользоваться Сетью в общественных местах или выходить в интернет с устройств своих друзей. Поэтому очень важно научить ребенка распознавать неподходящее для него содержание.

Технологии во благо

Интернет открывает детям множество ценных возможностей: учиться новому, удовлетворять природное любопытство, выбирать фильмы для семейного просмотра и общаться с близкими на расстоянии. Планшеты могут помогать детям выполнять школьные задания. Хорошие компьютерные игры стимулируют развитие зрительного восприятия и пространственного мышления. В идеале ребенок должен большую часть своего экранного времени проводить активно: творить, искать информацию, учиться, общаться и как можно меньше – бесцельно листать интернет-страницы.

Покажите пример!

Большинство современных детей готовы предъявить своим родителям ответную претензию: они сами слишком много времени проводят онлайн. Кто из нас не терял счет времени, просматривая в смартфоне новости, каталоги или статьи? Гаджеты повсеместно мешают общению в кругу семьи. Мы машинально проверяем телефон каждую минуту и впадаем в безответную тревогу, забыв или потеряв его. Очень важно качественно проводить семейный досуг (игры, поделки, прогулки, кулинария). Вместо этого мы больше смотрим на экраны, чем на своих чад. Неудивительно, что они перенимают от нас нездоровые цифровые привычки. Мы должны дать детям понять, что они для нас важнее гаджетов!

Возьмите под контроль свое время в Сети. Отключите ненужные оповещения. Удалите приложения, без которых можете обойтись. Отложите телефон в другую комнату, когда общаетесь и играете с детьми. Оставьте его дома на время прогулки. Если вы крайне зависимы от своего смартфона, обзаведитесь простым мобильным телефоном без выхода в интернет.