Как любовь формирует мозг ребенка?

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Особенности нашего поведения, сценарии отношений, способы справляться со стрессом зависят от детского опыта. В раннем возрасте закладываются не только психологические, но и физиологические основы присущих нам реакций.

Развитие ребенка — это интерактивный процесс. Некоторые характеристики заданы генетически — например, темперамент и порог чувствительности. Но личность формируется под влиянием окружения.

Возвращаясь к основам

На начальных этапах развития ребенок физиологически соединен с матерью. Своим теплом и прикосновениями она регулирует его артериальное давление, ритм сердца, уровень гормонов и работу иммунной системы. С помощью покачиваний, интонации, мимики она откликается на его эмоции, приводя к стабильному состоянию. Таким образом закладываются основы для будущего богатства эмоциональной жизни и способности человека к саморегуляции.

Но если мать имеет трудности со своими чувствами, она не может давать адекватный отклик малышу. Например, ей трудно вынести гнев ребенка, если она не научилась справляться с собственным.

Это ведет к нарушениям привязанности и имеет тяжелые последствия. Если в общении с матерью ребенок не научится управляться со своими эмоциями, он не сможет осознавать охватывающие его чувства. Также ему будет трудно понимать переживания других людей. То есть он не получит доступа к очень важной информации, которую дают нам наши эмоции. Отношения такого ребенка с окружающими и с самим собой не будут благополучными.

Рождение мозга. Первичный и социальный мозг

Человеческий мозг начинает развиваться с базового для всех млекопитающих уровня. Его основная функция на этом этапе — обеспечить выживание. Для этого у ребенка с рождения есть поисковый и сосательный рефлексы, способность привлекать мать криком и замирать при опасности. Основными структурами первичного мозга являются ствол головного мозга и сенсомоторная область коры.

К окружающей обстановке младенец адаптируется с помощью зачатков эмоций. В первую очередь в эмоциональном мозге развивается система, ответственная за страх и самозащиту. Она расположена в подкорковой структуре, в так называемой миндалине.

Уже в самом раннем возрасте закладываются первичные схемы, на которые в будущем человек будет неосознанно реагировать страхом. Например, если вас в детстве пугал визгливый голос воспитателя, вы можете на протяжении всей жизни вздрагивать от подобных звуков.

Так как человек включен в сложную общественную жизнь, для адаптации ему необходимы более тонко организованные эмоциональные реакции. Поэтому из гнева и страха постепенно образуются стыд, печаль и чувство вины. А из базовой удовлетворенности — любовь, удовольствие и счастье.

Усложнение эмоциональной жизни требует от растущего человека способности к осознанию и осмыслению своих реакций. Это приводит к развитию коры головного мозга.

Ведущую роль здесь играет глазнично-лобный участок префронтальной зоны. Предположительно, именно эта часть мозга отвечает за способность различать чувства, формировать отклик на переживания других людей и контролировать собственные импульсы. То есть она обеспечивает те функции, которые являются основой для самоконтроля и эмпатии.

Эта область созревает к тому времени, когда ребенок осваивает ходьбу. И ее созревание напрямую зависит от опыта общения со взрослыми. В период приблизительно до 18 месяцев для полноценного развития мозга достаточно просто быть с малышом, обнимать, чаще брать на руки и получать наслаждение от взаимодействия с ним.

Большое значение для роста мозга имеют одобряющие, радостные взгляды близких взрослых. Когда малыш видит, что родители находятся в хорошем настроении, его нервная система также приходит в состояние приятного волнения. Это сопровождается выделением так называемых гормонов удовольствия — эндорфинов и дофамина. Накапливаясь в префронтальной зоне, эти вещества стимулируют и регулируют обмен веществ в этой области. Что, в свою очередь, приводит к росту нейронов и связей между ними.

Дальнейшее развитие. Вербальная личность

Число нейронов задано генетически. Однако возможности мозга в большей степени определяются количеством соединений между ними. В первый год жизни происходит бурный рост хаотичных межнейронных связей. Далее тот опыт, который повторялся часто, начинает формировать устойчивые маршруты, а те соединения, которые не используются, — отсекаются.

Образуются схемы — группы нейронов, которые активируются одновременно в ответ на какой-то внешний или внутренний стимул. Благодаря такой структуризации опыта поведение становится более предсказуемым и формируется его индивидуальный стиль.

Единичные случаи каких-то событий не оставляют глубокого следа. Однако, если опыт был травматичен, связан с опасностью и вызвал большое возбуждение, даже однократное его переживание может быть запечатлено до конца жизни.

Способы общения младенца с другими людьми постепенно усложняются. К двум-трем годам к прикосновениям и зрительным образам добавляется речь. Если первые этапы развития обеспечивались активными процессами в правом полушарии, то теперь начинает интенсивно работать левое.

Способность выражать эмоции словесно расширяет их диапазон. В их основе будут уже не только автоматические реакции и образы из прошлого, но и попытки обдумать и обсудить ситуацию.

На этом этапе очень важно, чтобы родители и воспитатели понимали и называли эмоции ребенка. Это позволит ему научиться распознавать различные собственные чувства. Например, понимать, что он испытывает в настоящий момент: грусть или усталость? Если ребенок не научится этого делать, его способность к эмоциональной саморегуляции останется на примитивном довербальном уровне. А представления о собственной личности останутся размытыми.

Важную роль в развитии самосознания на третьем году жизни играет гиппокамп. Он обеспечивает существование долговременной памяти. Ребенок начинает ориентироваться во времени и осознавать последовательность происходящих с ним событий. Он теперь существует не только в текущем моменте, но и имеет прошлое и будущее.

Мозг и стресс

Когда человек сталкивается с какими-то неблагоприятными обстоятельствами, его нервная система переходит в состояние повышенного напряжения и возбуждения. В теле происходит ряд биохимических реакций, призванных помочь организму справиться с нагрузкой. Итогом такой мобилизации становится выработка гормона стресса кортизола.

Высокий уровень кортизола в крови приводит к затормаживанию работы всех систем организма, но при этом способствует выработке большого количества энергии для решения проблемы. Когда она решается, уровень кортизола возвращается к нормальным значениям.

Если стрессовая ситуация сохраняется длительное время, высокое содержание кортизола может повредить иммунную систему и некоторые части мозга. Особенно подвержен его влиянию гиппокамп, что выражается в проблемах с памятью и рассеянности при длительном стрессе. В префронтальной зоне коры большое количество кортизола снижает уровень серотонина и дофамина. Это повышает риск развития депрессий.

У ребенка механизмы реагирования на стресс только формируются. Организм еще не способен регулировать уровень кортизола самостоятельно. Прикосновения, укачивания и кормление удерживают его на низком уровне, но если на малыша долгое время не обращают внимания, содержание этого гормона в крови значительно вырастает. Ситуация несколько стабилизируется в возрасте 3-6 месяцев, когда устанавливается относительно устойчивый режим отдыха и активности. Однако созревание этой системы продолжается до четырех лет.

Стрессоустойчивость человека определяется и генетическими факторами, но главная роль принадлежит все же влиянию окружения. От качества контакта с заботящимся взрослым зависит, какой базовый уровень различных химических соединений будет для организма нормой. Например, если мать ведет себя холодно, то исходные уровни дофамина и норадреналина у ребенка будут снижены. В будущем при столкновении со стрессом это существенно затруднит саморегуляцию.

Негативное влияние на механизмы подавления стресса может начаться еще в период беременности, если будущая мама употребляла наркотики, алкоголь, курила или сама подвергалась серьезному стрессу. Тяжелые роды с применением щипцов также могут привести к серьезным последствиям. Дети, которые подвергались подобным воздействиям, часто вырастают чрезмерно чувствительными и тяжело переносящими сложные ситуации.

Стресс для младенца

Так как маленький ребенок не может выжить самостоятельно, стрессом для него является все, что угрожает удовлетворению жизненно важных потребностей. Младенец реагирует плачем на отсутствие еды, тепла и защищенности, призывая родителей позаботиться о нем и отрегулировать ситуацию.

Исследования показывают, что те дети, у которых сформировалась надежная привязанность, имеют более низкие показатели кортизола в ситуации стресса. Ключевой фактор такой привязанности — уверенность в эмоциональной доступности взрослых и их поддержке.

Самым сильным стрессом для ребенка до трех лет является разлука с мамой. Но даже в такой ситуации, если рядом с малышом остается постоянная няня, которая уделяет ему достаточно внимания, его уровень кортизола будет нормальным.

Определяющим является именно качество контакта, поэтому уровень кортизола, как правило, высокий у детей алкоголиков, а также мам в стрессе и депрессии. В силу собственных проблем эти взрослые не могут быть достаточно чуткими к младенцу и создать ему ощущение безопасности.

Ненадежные отношения в раннем детстве приводят к нарушению привязанности. Может сформироваться тревожный или избегающий ее тип. Если родители ведут себя непоследовательно, то формируется тревожный. Такой ребенок вынужден быть начеку и постоянно угадывать настроение родителя. Он вырастает пугливым и имеет постоянно повышенный уровень кортизола.

Если же ребенок подвергается эмоциональному, физическому насилию, пренебрежению или, наоборот, тотальному контролю, то, вероятнее всего, его тип привязанности будет избегающим. Такие дети подавляют свои чувства, так как переживание их может быть слишком болезненным. Их система реагирования на стресс адаптируется путем занижения уровня кортизола. Это грозит развитием психосоматических заболеваний, а также формированием агрессивного и деструктивного поведения.

Попытка не чувствовать

Тип человека, невнимательного к своим потребностям, довольно распространен в современном мире. Он формируется, когда родители не интересуются чувствами ребенка и не называют их. Во взрослом возрасте эмоции этих детей остаются трудноразличимыми. Они воспринимаются как приятные или неприятные физические ощущения, но не отражаются в высших отделах мозга.

Такие люди могут быть успешными и хорошо адаптированными в обществе. Однако часто они очень зависимы от партнера. Причем по-настоящему близкие отношения они установить не могут, а нуждаются в формальном присутствии другого человека рядом. Так как они не понимают своих чувств, им нужен внешний объект для регуляции и ощущения безопасности.

Часто они страдают психосоматическими заболеваниями. Их отличает негибкое поведение и склонность опираться на общественные нормы при принятии решений. Истинные же их потребности не находят удовлетворения.

Когда эмоция возникает, в организме запускается ряд биохимических реакций. Эти процессы происходят не только в мозге, но и в других частях тела. Очень чувствительна к эмоциональным состояниям иммунная система. Сильный и длительный стресс, а следовательно, и большие дозы кортизола ее разрушают. Это увеличивает риск развития многих заболеваний, в том числе рака.

Подавление чувств приводит также к алкоголизму, наркомании и другим зависимостям. С помощью различных веществ и объектов человек пытается заглушить неприятные физические ощущения, которые появляются от неосознаваемых эмоций. Сладкое, алкоголь и наркотики позволяют на короткое время повысить уровень эндорфинов и серотонина и заглушить боль.

Развитие анорексии происходит по тому же принципу. Отказываясь от еды, человек добивается такой стадии истощения, на которой начинают вырабатываться опиоиды. Это временно повышает настроение и дает облегчение от непереносимых чувств. В семьях анорексиков, как правило, присутствует деспотичная мать, которая не позволяет дочери иметь собственные потребности. От ребенка ожидают совершенства, а его негативные чувства считаются неприемлемыми.

Грустный младенец

Последние годы отмечается рост числа депрессий. В развитии этого заболевания принимают участие и биологические, и психологические факторы.

С психологической точки зрения ключевой особенностью личности, склонной к депрессии, является слабое самосознание, неустойчивое чувство собственного «Я». В стрессовой ситуации это грозит потерей самообладания и утратой ощущения контроля.

Эта особенность обусловлена обостренной чувствительностью тех структур мозга, которые созревают в младенческом возрасте. Если малыш растет в условиях с минимальным количеством стресса и дискомфорта, в его головном мозге развивается достаточно рецепторов кортизола. Это гарантия того, что в сложной ситуации, когда выброс этого вещества будет необходим, его избыток без ущерба для здоровья утилизируется организмом.

Если же малыш часто в стрессе и уровень кортизола постоянно повышен, достаточного количества рецепторов не образуется. И когда организм мобилизуется для преодоления какой-то сложной ситуации, он уже не может восстановиться самостоятельно. Происходит как бы «застревание» в стрессе. Психологически это будет выражаться в «пережевывании» отрицательных мыслей и падении самооценки.

Нехватка положительного опыта взаимоотношений сказывается и на росте рецепторов, чувствительных к дофамину и опиатам. В будущем это может привести к тому, что человек не будет так ярко ощущать удовольствие от жизни, как другие люди.

Большое значение для профилактики склонности к депрессии имеет грудное вскармливание. Сам процесс такого общения между матерью и ребенком приводит к снижению стресса, а грудное молоко обеспечивает растущий организм необходимыми жирными кислотами. Эти соединения необходимы для образования дофамина и серотонина, а их недостаток напрямую связан с депрессией.

Серьезным фактором риска является наличие депрессии у родителей. Вероятность заболеть у детей из таких семей повышается в шесть раз. Если ребенок не чувствует облегчения от общения с близким взрослым, не обучается шаг за шагом выходить из трудных ситуаций и восстанавливать эмоциональное равновесие, он не приобретает способности справляться с отрицательными переживаниями. Его возможности саморегуляции ограничиваются двумя примитивными стратегиями: избегать проблем и других людей или проявлять агрессию к ним.

Такой ребенок из-за отсутствия позитивного опыта не предполагает, что его проблемы могут быть решены, и не обращается за помощью. Повторяющееся ощущение безнадежности закрепляет поведенческие и мыслительные паттерны, а недоразвитие структур мозга и недостаток необходимых веществ приводят к нехватке энергии на творческие решения. Таким образом, ранний опыт становится определяющим в развитии депрессии.

Связи между травмой детства и травмами взрослой жизни

Когда человек сталкивается с каким-то событием, которое подвергает угрозе его жизнь или здоровье, он получает психологическую травму. Таким происшествием может быть стихийное бедствие, транспортная катастрофа, война или изнасилование. Вероятность получения травмы существует также, если человек стал свидетелем чьей-то смерти или вызвал ее по неосторожности сам.

Естественной реакцией на такие события является страх. Ведущей структурой, ответственной за него в головном мозге, является миндалина. Она активизирует различные системы нервной системы, что приводит к выработке адреналина и кортизола. Обычно все показатели возвращаются к норме через несколько часов. Но если переживание было очень сильным, на восстановление и успокоение организма может уйти около года.

Однако у части людей такого восстановления не происходит. У них развивается посттравматический синдром, обусловленный слишком острой и длительной реакцией на тяжелые события. Для этого синдрома характерны навязчивые мысли, нарушения сна, яркие пугающие воспоминания. Страдающий им человек испытывает трудности с тем, чтобы интегрировать страшное событие в свой жизненный опыт, осознать его как часть своей личной истории. При этом у него недостаточно сил и ресурсов, чтобы обратиться за помощью и поддержкой.

Причина, по которой человек оказывается уязвим для посттравматического синдрома, находится опять же в его раннем опыте. Факторами риска являются психические заболевания у родственников, разлука с родителями, жестокое обращение в детстве. Недостаточно сформированная из-за нехватки положительного опыта префронтальная кора у такого человека не в силах подавить возбуждение миндалины.

Исследования показали также, что люди, склонные к этому синдрому, имеют меньший по размеру гиппокамп. Именно эта часть мозга ответственна за память, она помогает осмыслить и встроить опыт в целостное представление о себе. Маленький размер этой важной структуры может быть следствием высоких доз кортизола на этапе созревания мозга.

Для ребенка сильнейшей травмой является сексуальное и физическое насилие. Но серьезные последствия могут иметь и не столь значительные, с точки зрения взрослого человека, события. Пренебрежение, критика, отсутствие эмоциональной поддержки приводят к неврозам, повышенной тревожности и проблемам эмоциональной саморегуляции. Вырастая, такой человек испытывает сомнения в ценности своей личности и своем праве на существование.

Расстройства личности и ранний эмоциональный опыт

Люди с расстройствами личности не являются психически больными, но находятся к психозу ближе других. Они имеют слабое «Я» и с трудом выдерживают те переживания, которые не выводят из равновесия психологически благополучного человека. Чем более нарушенными были ранние отношения, тем сильнее будут проявлены симптомы таких расстройств.

Людям с пограничным расстройством родители не помогали понимать и перерабатывать эмоции. Они не имели достаточных ресурсов, чтобы быть внимательными к детям. И, как правило, сами имели проблемы с саморегуляцией. При этом общение с ребенком было для них дополнительным источником стресса. Они могли бить малыша, кричать на него, оставлять в одиночестве. Например, из-за своей собственной невозможности совладать с раздражением такой родитель не спрашивал, что случилось и расстроило ребенка, а скорее отдавал приказ: «Хватит ныть!»

Матери таких детей часто очень болезненно реагируют на малейшие проявления неприятия и отвержения со стороны ребенка. Они могут решить, что больше не нравятся ему, если он не встретил их улыбкой, как обычно, или ревновать, когда он проявляет симпатию к кому-то еще. Их реакцией на это становится желание отомстить, лишить ребенка тепла и внимания.

Даже при искренней любви к малышу из-за сосредоточенности на себе такой маме трудно оставаться эмоционально доступной. Так как ее собственные потребности не удовлетворены, она не в состоянии поставить потребности ребенка на первое место.

В результате такого отношения у детей формируется дезорганизованный тип привязанности. Они и тянутся к родителям, и боятся их одновременно.

Запрет на проявление чувств может стать причиной формирования ложной личности, которая не будет переживаться как собственная изнутри. Иногда люди с пограничным расстройством ощущают непередаваемый словами ужас и ощущение бесконечной пустоты. Их чувство самости недостаточно сформировано, потому что они или получали негативную реакцию от родителей, или не получали никакой. А именно отклик заботящихся взрослых формирует ядро нашего «Я».

Итогом нарушенной привязанности может стать и нарциссическое расстройство личности. Ключевым для него является невозможность справиться с чувством стыда. Эта проблема появляется из-за унижений, поддразниваний и манипуляций со стороны родителей.

Определяющим для всех личностных расстройств являются отношения в возрасте от года до трех лет.

Как дети, с которыми обращались жестоко, могут не сформировать способность к эмпатии

Дети бывают жестокими, потому что не испытывают сочувствия к другим людям. К этому приводит отсутствие такой привязанности, в которой ребенок мог бы отождествлять себя с близким человеком. Переживания жертв не кажутся таким детям реальными, потому что их собственные переживания не замечались значимыми людьми.

Как правило, дети, склонные к совершению преступлений, растут в семьях с враждебно настроенными родителями и часто подвергаются наказаниям. Ребенок в такой семье привыкает к тому, что его отвергают. В сложных ситуациях он не ожидает поддержки и чувствует себя беспомощным. Со временем он вырабатывает стратегию избегания, чтобы не сталкиваться с этим болезненным переживанием, а свои чувства начинает подавлять.

Модели поведения, которые ребенок усвоил в своей семье, он проецирует на весь остальной мир. Другие люди кажутся ему опасными, даже если они не проявляют никаких признаков враждебности.

Исследования показывают, что для коррекции агрессивного поведения детям необходимо овладеть тремя навыками: способностью отвлекаться, находить утешение и собирать информацию о препятствиях на пути к цели. Все эти умения зависят от уровня развития префронтальной коры, которая формируется должным образом только в благополучных отношениях.

Как и в случае с пограничным расстройством, родители таких детей сами не обладают развитыми навыками саморегуляции и разрешения конфликтов. Они заставляют ребенка гасить свои импульсы, так как не могут управлять его возбуждением. Вместо того чтобы присоединиться к эмоции ребенка и понять стоящую за ней потребность, они наказывают его за неугодные переживания.

Из-за своей зависимости от родителя ребенок не может выразить возникающий от такого обращения гнев прямо. В результате, когда случается подходящая ситуация и кто-то, менее могущественный, злит ребенка, вся накопленная им ярость направляется на этот, более слабый, объект.

До сих пор не решен спор о роли генетических факторов в развитии антисоциального поведения. В любом случае, говорить можно только о заданности некоторых особенностей темперамента, которые при неблагополучных условиях воспитания приводят к проявлению неконтролируемой агрессии. Есть данные о том, что жестокие люди с большей вероятностью вырастут из более активных, направленных во внешний мир младенцев. Они от рождения наделены сильными импульсами. И для обучения контролю над ними хорошие отношения с родителями особенно важны.

Что в связи с этим нам делать?

Хотя младенчество и является периодом заложения основ и наиболее интенсивного развития, изменения в мозговых структурах происходят на протяжении всей жизни. Нейронные связи активно образуются до семи лет. В подростковом возрасте мозг проходит этап реорганизации и практически дозревает до мозга взрослого человека.

Развитие возможно и позже, но происходит медленнее и требует больших усилий. Так как уже сформированные связи определяют привычные формы реагирования, любые изменения встречают сопротивление. Даже когда взрослый человек несчастен и искренне хочет измениться, это дается ему нелегко. Современные техники психотерапии способны максимально ускорить этот процесс.

Конечно, чем раньше произойдут позитивные изменения, тем лучше. Иногда грамотная корректировка отношений матери и младенца приводит к поразительным результатам в считаные дни. Ключ к полноценному развитию ребенка — это чуткость. При этом родителю нужно поймать баланс между потаканием и игнорированием.

Правильная чуткость отвечает на текущие потребности. Если малыш хочет пить, его нужно напоить, если ему холодно — согреть, если расстроен — успокоить. Важно отличать свои собственные проекции и представления об абстрактном младенце от реального положения дел. С ребенком должен быть взрослый, который стабильно откликается на его переживания и проходит через них вместе с ним. Это основа эмоциональной регуляции.

Взрослый человек должен помочь себе сам. Иногда восстановить нарушенный баланс нейротрансмиттеров можно только с помощью медикаментов. В более легких случаях помогают занятия спортом, массаж и медитация. Дополнительное принятие омега-3 и богатая белком диета также улучшают состояние при депрессиях, раздражительности и нарушениях поведения.

Эмоциональной саморегуляции способна научить психотерапия. В отношениях с терапевтом человек приобретает тот опыт, которого был лишен в детстве. Его чувства здесь безусловно принимаются, создаются условия для их свободного выражения. Возникает пространство для того, чтобы осознать свои способы реагирования и изменить их. Если происходит утрата взаимопонимания, терапевт дает понять, что отношения не разрушены и контакт можно восстановить. Таким образом выстраиваются, возможно, первые в жизни клиента по-настоящему надежные и доверительные отношения.

Итак, формирование мозга младенца в буквальном смысле зависит от количества и качества той любви, которую ему может дать заботящийся о нем взрослый. Теплое и чуткое отношение вызывает в растущем организме физиологический отклик, результатом которого становится выработка необходимых для развития веществ.

Разлука, игнорирование, жестокое обращение, невнимание к потребностям и чувствам ребенка приводят к неполноценному развитию тех структур, которые ответственны за осознание и регуляцию эмоций. Итогом такого отношения становятся зависимости, психосоматические заболевания, расстройства личности, уязвимость для посттравматического синдрома и асоциальное поведение.

Родитель может создавать с ребенком продуктивные отношения, только если сам психологически развит и устойчив. Депрессии, непонимание своих чувств и неумение совладать с ними не позволяют ему быть в необходимой мере сопереживающим и надежным.

Взрослый человек может справиться с последствиями неблагополучного детства с помощью психотерапии. В отношениях с терапевтом он получает возможность приобрести недостающий позитивный опыт и уже осознанно развить навыки, не сформированные родителями.