Дети - с небес. Уроки воспитания. Как развивать в ребенке дух сотрудничества, отзывчивость и уверенность в себе

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

За окном — стремительный двадцать первый век. Многие тенденции воспитания становятся неактуальны. Современные дети требуют новых методов взаимодействия. Но прежде всего родителям надо помнить, что основа прочных отношений с детьми — любовь. Ее целительное воздействие будет сглаживать конфликтные моменты. Увы, даже сейчас некоторые придерживаются методов, которыми пользовались столетия назад, когда было принято воспитывать ребенка в строгости и страхе.

Но, воспитание, основанное на устрашении, не эффективно. Мир постоянно трансформируется, меняются и дети — они окружены гаджетами и большим объемом информации, в котором легко потеряться. Криком и наказаниями родители уже не могут добиться послушания от своих чад, они лишь преобразуют свои отношения с детьми во вражеские, вызывая сопротивление и бунт. Понимая, что необходимо изменить подход к воспитанию, взрослые впадают в другую крайность: дети растут в атмосфере вседозволенности, без должного родительского контроля и понимания границ, быстро учатся манипулировать взрослыми и фактически «управляют родителями, становясь при этом неуправляемыми». Как быть? Современным родителям нужно прикладывать больше усилий для того, чтобы дети шли с ними на контакт, сотрудничали и не боялись проявлять самостоятельность.

Дети — с небес

Все дети рождаются добрыми и невинными. Именно такой смысл вкладывается в выражение «дети — с небес». У каждого ребенка — своя судьба и предназначение. Испытания и конфликты даются людям не просто так, а для становления характера и духовного роста. Задача родителей — не оградить свое дитя от всего, взяв на себя все проблемы и тяготы, а правильно вырастить ребенка, направлять его и поддерживать. В этом их основная роль.

5 принципов позитивного воспитания

Эти принципы помогут родителям полностью развить потенциал ребенка.

1. Отличаться от всех — нормально. Каждый ребенок — индивидуален, по-своему одарен и имеет свои потребности. Некоторые дети обучаются быстро, другие медленно и ровно, особенно сложно с детьми-«прыгунами», их прогресс в учебе происходит скачками, к хорошим результатам они могут идти долго, качественные изменения накапливаются незаметно, и проявляются не постепенно, а внезапно. Мальчикам требуется от родителей больше доверия и свободы, а девочкам — больше опеки и заботы. Но всем нужна любовь вне зависимости от гендерных различий. Родителям ни в коем случае нельзя сравнивать детей, потому что любой человек — личность.

2. Делать ошибки — нормально. Дети любят родителей, но не умеют любить себя. Они смогут научиться этому, только если взрослые будут правильно взаимодействовать с ними. Нельзя ругать детей за ошибки. Но очень важно на личном примере показывать, что свои ошибки можно и нужно признавать, брать на себя ответственность за сделанное, извиниться при необходимости. Признать ошибку, осознать ее, исправить промах — только так растет и совершенствуется любой человек. И ребенок, и взрослый.

3. Проявлять отрицательные эмоции — нормально. Взрослые не всегда умеют обуздывать негативные эмоции, а дети — тем более. Вспышки гнева случаются у всех, но важно, чтобы дети понимали, что это уместно не всегда и не везде. Родителям прежде всего стоит научиться самим управлять своим гневом, не делиться с детьми негативными чувствами (страхом, ревностью, обидой), чтобы это не стало формой подспудной манипуляции. Правильнее будет выслушать ребенка, попытаться понять его чувства, чтобы он сам постепенно научился осознавать их. Дети, приученные прятать эмоции или не осознающие своих чувств и желаний, в дальнейшем будут испытывать трудности с самореализацией.

4. Желать большего — нормально. Иногда взрослые с детства укрепляют в юных головах мысль, что просить больше нельзя, нужно довольствоваться тем, что есть, и быть благодарным за самое малое. Такие добродетели формируют в детях страх просить и неумение желать. Не имея возможности выражать свои желания открыто, дети привыкают делать это косвенно, надеясь, что их просьбы будут удовлетворены каким-то волшебным образом. Но этого не происходит. Умение просить — это одновременно и умение вести переговоры, поэтому позвольте детям свободно выражать желания, получать отказ время от времени, осознавая, что не все их просьбы будут исполняться. Это положительно отразится на их жизни и характере. Для девочек особенно важно научиться высказывать свои пожелания, а мальчикам необходима поддержка, когда они не получают того, к чему стремились и испытывают разочарование. Но эта поддержка не должна выглядеть как непрошеный совет или подсказка. Мальчик должен верить в себя и свои силы.

5. Пятый принцип — самый важный! Показывать несогласие — нормально, но главные все равно родители, и последнее слово останется за ними. Часто взрослые боятся дать своим чадам слишком много прав, полагая, что избалуют их. Важно понимать разницу между покорностью, убивающей свободный дух ребенка, и умением сотрудничать. Корректируя свои желания, приводя их в согласие с желаниями старших, дети учатся сотрудничать. Покорность вредна: сломив волю человека, вы делаете его удобным объектом для манипуляций (именно это произошло с целым поколением в довоенной Германии, где была принята весьма авторитарная система воспитания). Если ребенок не слушается, возьмите тайм-аут. Обычно он длится столько минут, сколько лет ребенку. Трехлетнего малыша можно просто взять на 3 минуты на руки, ограничивая его свободу, но давая возможность выражать все свои чувства. Подростка можно отправить в свою комнату, но максимально отрезвляюще на избалованных детей действует более длительный тайм-аут, когда вы даете ему возможность провести время вместе с кем-то из взрослых (в детском лагере, в походе, у бабушки с дедушкой). Ощущение, что он не контролирует ситуацию и зависит от других людей позволяет очень быстро осознать и почувствовать нужду в родителях.

Дайте понять ребенку, что он имеет право не согласиться с мнением взрослого, и вы его услышите, однако окончательно решать будете вы.

Почему пять принципов работают

Позитивные методы воспитания не начнут работать до тех пор, пока вы не откажетесь от методов устрашения, тумаков и прочих наказаний. Помните, что родители влияют на своих детей гораздо сильнее телевизора, Интернета и других факторов, воздействующих на нервную систему. «Когда дети, которыми управляют при помощи насилия, наказания или чувства вины теряют контроль над ситуацией, они пытаются восстановить его так же при помощи насилия, наказания или чувства вины».

Современные дети растут в более чутком и чувствительном окружении, чем раньше. Чтобы добиться успеха в любой сфере деятельности, нужно быть гибким, и уметь меняться вместе с обстановкой. Позитивное воспитание призвано правильно замотивировать ребенка, действуя с любовью, без устрашений и наказаний. Только так можно подтолкнуть к сотрудничеству. Однако первая ошибка, которую совершают родители — это желание дать детям как можно больше всего: общения, денег, развлечений, дисциплины, ответственности, словом, всего. Но будет ли это полезно для ребенка? Стоит позаботиться о том, чтобы было не больше, а лучше.

Новые методы установления сотрудничества

  • Обратите внимание на то, как вы общаетесь с ребенком. Если преобладают приказы и повелительное наклонение, то нужно отказаться от этого и заменить на просьбы, которые исполнять гораздо приятнее.
  • Правильная формулировка просьбы способна творить чудеса. Не используйте риторические вопросы, они сбивают с толку и заранее осуждают: «Как ты мог забыть учебник»? Возьмите за правило всегда прямо и четко доносить информацию и выражать просьбы. («Приберись, пожалуйста, в своей комнате»).
  • С детьми до 9 лет отлично работает формула «давай». «Давай наведем порядок в комнате. Ты соберешь свои игрушки, а я застелю кровать».
  • Откажитесь от объяснений. Пространно обосновывая свои требования, вы можете потерять родительский авторитет, так как вас просто не будут слушать. Еще менее эффективны лекции на тему что такое хорошо и что такое плохо.
  • Не пытайтесь манипулировать с помощью чувств. Это вызывает в ребенке или чувство вины или сопротивление, если он поймет, что таким образом от него пытаются добиться определенного поведения.

Когда ребенок станет старше, он почувствует свою власть и начнет сопротивляться. Надо помнить, что это нормальная реакция, ведь взрослые тоже не всегда делают, о чем их просят. Значит, пришло время для следующего шага.

Новые методы преодоления сопротивления

Родителям сложно привыкать к тому, что еще недавно послушный ребенок вдруг проявляет упрямство. Велик соблазн вернуться к старым методам воспитания и просто сломить сопротивление. Нужно взять себя в руки и продолжить развивать дух сотрудничества. Существует четыре способа борьбы с сопротивлением, которые надо выбирать и применять в зависимости от темперамента вашего ребенка.

  1. Сенситивный, чувствительный ребенок — выслушивать и понимать. Таким детям требуется сочувствие и признание их переживаний, важно показывать, что вы понимаете его чувства, горести и обиды. Не пытайтесь развеселить, поднять настроение. Им надо просто знать, что в своих страданиях они не одиноки. Когда ребенок получает поддержку, в нем развиваются необходимые качества, которые делают его сильнее. Часто эти дети обладают сильным творческим потенциалом.
  2. Активный темперамент. Ребенок-лидер стремится познать как можно больше, ему необходимо знать правила игры, структуру действий, и кто тут главный. Только так можно держать его под контролем и стимулировать к сотрудничеству. («План такой: катаемся на санках по очереди, потом идем в парк».) Обозначьте четкую структуру деятельности. Позвольте руководить и помогать другим. Как правило у них очень много энергии и им трудно усидеть на месте.
  3. Реактивный тип темперамента. Такие дети добродушны и общительны, легко заводят друзей. Они стремятся ощутить полноту жизни во всех доступных проявлениях и нуждаются в новом опыте, впечатлениях, постоянной смене деятельности. Им непросто сосредоточиться, они многое бросают на полпути, часто забывают просьбы взрослых. Их необходимо отвлекать и направлять к той или иной деятельности. Песенка, спетая ребенку, рассказанная вами история или прочитанная вслух книга – простой и эффективный способ переключить внимание.
  4. Восприимчивые дети. Они больше беспокоятся о том, как протекает их жизнь и познают себя через личные ожидания. Им просто необходимо знать, что произойдет в следующий момент. Режим дня и ритм будут отличными помощниками для их комфортного существования. Все решения такие дети принимают неспешно, в любое дело они будут вкладываться больше других, и времени на любую деятельность им также требуется больше. Не торопите их, не требуйте активного участия, пусть сначала побудут в роли наблюдателя. Обеспечьте им постоянные ритуалы (сказка на ночь, воскресный завтрак, совместная прогулка) и нужный ритм.

Новые методы улучшения общения

Прежде всего родители должны понять причину сопротивления ребенка — в этом состоит основное решение задачи. Чаще всего бунт нарастает, когда дети думают, что их не видят и не слышат. Ребенок поймет, что вы его и видите, и слышите, если будут выполнены два условия: взрослый должен сказать, что он понимает ребенка, и малыш осознает, что он услышан. Самый оптимальный вариант — проговаривать эмоции, которые чувствует каждый участник конфликта.

Важно знать, что дети не готовы к самостоятельности. Им нужен главнокомандующий. Нужны сильные родители, которые четко знают, что для ребенка хорошо, а что — нет. До девятилетнего возраста большинству детей выбор не нужен, они еще не готовы «принять свободу и ответственность».

Постоянно ставить детей в ситуацию выбора — типичная ошибка уступчивых взрослых. Прежде всего нужно научить ребенка откладывать исполнение своих желаний и потребностей на потом. Это умение — великое жизненное искусство, которое учит адаптироваться в современном мире. Но обязательно удовлетворяйте потребности детей по части внимания и выслушивания. Это позволит разработать стратегию поведения

и предотвращать конфликтные моменты. Выслушивайте их, и давайте четкие рекомендации, как себя вести.

Новые методы мотивировки

Старые методы воспитания основывались на страхе, угрозах и наказаниях. Очень многие взрослые не хотели бы прибегать к таким насильственным действиям, но не знают, как иначе побудить детей к послушанию. Считается что, только переживая боль, человек способен пожелать измениться, откорректировать свое поведение и мысли. Но нынешнее поколение детей нуждается в новом подходе.

Глупо ожидать, что дети смогут хорошо к себе относиться после каких-либо ошибок или проступков, за которые родители их наказывали и ругали.

Цель родителей — установление контроля. Современная молодежь больше нуждается в поощрении, чем в наказании. Ожидание чего-то приятного придает энергии и желания сотрудничать. Чтобы понять, почему использование похвалы и награды дает позитивные результаты, рассмотрим причины негативного поведения.

Во-первых, непослушание возникает из необходимости сохранять контакт со своими внутренними чувствами. Дети выходят из-под контроля, когда не получают того, что им нужно. Вторая причина — реакция родителей на строптивость. Если взрослые уделяют больше внимания негативному поведению, дети будут стремиться вести себя именно негативно. Переключение на позитивную волну стимулирует детей к правильному поведению и сотрудничеству. Поощряя хорошие поступки, вы сконцентрируете на них внимание детей. То, на чем вы будете фокусироваться в дальнейшем, постепенно наберет силу. Родитель заинтересован, чтобы это были хорошие поступки и поведение.

Критические высказывания и замечания, которые порой сыпятся на малыша, как из рога изобилия, надо заменить на конструктивные просьбы — пусть они направят ребенка в нужное русло. Важно помнить, что родители не идеальны, и наступит момент, когда вы обязательно столкнетесь с протестом. Главное в этот момент — не вернуться к старым способам воспитания, а выбрать более подходящий метод поощрения.

Часто бунт разгорается, если ребенок чем-то сильно увлечен, а родителям нужно его остановить. Опытные взрослые стараются заранее предупреждать детей о смене деятельности и поощрить их тем же, чем раньше наказывали. К примеру, вместо угрозы отобрать игрушку, если ребенок не соглашается оставить ее, чтобы идти обедать, скажите так: «Играй еще 5 минут, потом мой руки и иди за стол. А после обеда поиграем вместе». Если поощрение перестало работать, значит, пора укрепить лидерство родителей.

Новые методы для утверждения своей власти

Главнейшая роль родителей — направлять своих детей. Если они сопротивляются воле взрослых, первый ваш шаг — попросить. Если это не сработало, выслушайте ребенка и удовлетворите его потребность в понимании. Не сработало? Пообещайте поощрение. Если и этим не добились нужного результата, пора научиться приказывать. Прямо и спокойно потребовать выполнить ваше указание. Стоять на своем, без эмоций. Ребенку нужен сильный лидер, крепкая рука. Если родитель не злится на ребенка, то и ребенок не держит зла на родителя.

Крик не возымеет никакого положительного эффекта, поэтому от него лучше отказаться. Отдавайте детям четкие приказания, не объясняя, зачем и для чего это нужно сделать. Такие отступления только обесценят силу распоряжения.

Подростки — более сложная категория, с ними не просто найти общий язык. Однако это вовсе не означает, что плохие отношения между родителями и подростками — норма. Это не так!

При возникновении конфликтных ситуаций следует пользоваться техникой взятия тайм-аутов. Это поможет укрепить лидерство и отстоять собственную позицию. Если на ваши требования подросток отвечает дерзко: «Почему я должен исполнять твои приказы?», аргументируйте просто: «Потому что я твоя мама или папа».

Новые методы сохранения контроля над ситуацией

Метод тайм-аута имеет своей целью позволить ребенку ощутить контроль родителей и осознать, что он ему нравится. Тот же тайм-аут позволяет родителям взять себя в руки, если эмоции перехлестывают, и вам нужно время прийти в себя.

Есть несколько типичных ошибок в использовании метода тайм-аутов.

  • Частое использование только этого метода.
  • Недостаточное использование тайм-аутов.
  • Ожидание, что во время тайм-аута ребенок будет вести себя спокойно.
  • Использование тайм-аутов в качестве наказания.

Тайм-аут обычно не особенно по душе ребенку, ведь он еще не понимает, что ему требуется избавиться от негативных эмоций и слез, чтобы прийти в равновесие.

Пять правил успешного позитивного воспитания

  • Чтобы ребенок сотрудничал — используйте просьбы.
  • Чтобы улучшить качество общения — слушайте и проявляйте понимание.
  • Чтобы побудить ребенка к нужному поведению — поощряйте его.
  • Чтобы укрепить родительское влияние — приказывайте.
  • Чтобы держать ситуацию под контролем — устанавливайте тайм-ауты.

Отличаться от других — нормально

Родители должны понимать и ценить уникальность своих детей. Однако, из этого не следует, что одни из детей лучше, а другие — хуже.

Девочки отличаются от мальчиков. Одно из существенных различий в том, что, в отличие от мальчиков, девочки все помнят долго. Им в большей степени нужна забота. Если девочка в детстве не получает достаточно родительской любви и заботы, она может развить в себе больше мужских качеств характера. А мальчик в изнеженной атмосфере вырастает слабым и капризным. Мальчикам нужно больше доверия и поддержки в их начинаниях.

Современные подростки часто сталкиваются с насилием и, если они чувствуют, что дома их не признают, они ищут признания сверстников — в том числе с помощью насилия.

Различные темпераменты детей в процессе позитивного воспитания трансформируются:

  • сенситивный ребенок становятся более жизнерадостными, проявляя черты реактивного типа;
  • реактивные учатся сосредотачиваться и становятся более восприимчивы;
  • воспринимающие дети становятся мудрее и активнее;
  • активные приобретают чуткость и проявляют сенситивные черты.

Надо знать особенности детской психологии, чтобы воспитывать юное поколение с опорой на знания. Это позволит лучше понимать и поддерживать ваших детей. А также подбирать деятельность, в которой ваш ребенок сможет проявить себя наилучшим образом.

Помимо гендерных, психологических и физиологических различий, существуют различия в складе интеллекта. Согласно теории множественного интеллекта выделяют 8 его разновидностей (мы будем использовать классификацию автора): академический, эмоциональный, физический, творческий, артистический, практический, интуитивный и талантливый интеллект.

Академическим (логико-математическим) типом интеллекта обладают дети, у которых высоко развиты способности к обучению. Они усидчивы и могут долго слушать, усваивать и воспроизводить информацию. Такой ум развивается в процессе чтения и письма.

Дети с эмоциональным интеллектом обладают ярко выраженной эмпатией, состраданием, умеют понимать эмоции. Они могут создавать и поддерживать здоровые взаимоотношения с окружающими и с самими собой. Общение для таких детей становится ведущей деятельностью.

Физический (телесно-кинестетический) процветает в спортивных и развитых ребятах. Они на уровне инстинктов чувствуют потребность тела в здоровой пище и упражнениях. Они умеют хорошо выглядеть, держать себя в форме. Прекрасный внешний вид и тренировки позволяет таким детям добиваться успехов.

У ребят с творческим (образным) интеллектом особенно развито воображение. Они способны решать задачи нестандартными путями.

Артистический ум проявляется у детей с эмоциональной чувствительностью. Таким детям интересны пение, лепка, рисование, литература и другие отрасли искусства. Им требуется большая эмоциональная поддержка со стороны родителей.

Детям с практическим умом требуется только та информация, которую они смогут использовать. Теория не для них — их интеллект помогает им обрести устойчивость и уверенность в жизни.

Дети с интуитивным умом (личностный интеллект) обладают высокой способностью к самопознанию. У них очень сильно развита интуиция. Информация приходит им в ощущениях, и они способны извлекать из этого знания пользу.

Талантливый ум — когда один из видов интеллекта развит в превосходной степени. В жизни это часто мешает. Талантливые дети требуют большей поддержки, часто они опасаются потерпеть неудачу, и поэтому другие их способности остаются в тени. Для полноценной и счастливой жизни требуется гармоничное развитие.

Совершать ошибки — нормально

Все люди совершают ошибки, но почему-то именно к детям предъявляют больше всего требований. «Наказывая или стыдя ребенка за ошибки, вы усиливаете в нем боязнь и ослабляете врожденную способность к самокоррекции». Родителям следует быть готовыми к тому, что юное поколение будет ошибаться, и это абсолютно нормальное явление. Вместо того, чтоб постоянно обвинять детей и считать их плохими из-за их ошибок, научите их делать выводы из промахов и идти дальше.  

Проявлять негативные эмоции — нормально

Невозможно жить в современном мире и не испытывать злости или раздражения. Это обычная психологическая реакция. Техники позитивного воспитания — выслушивание, сочувствие, тайм-ауты — позволяют научиться выражать негативные эмоции в удовлетворительной форме. Взрослые не должны умасливать свое чадо, чтобы избежать ссоры.

Конечно, управлять чувствами не просто. Первый шаг на этом пути — принять себя и свои эмоции такими, какие они есть. Второй шаг — научиться проживать горе, каким бы сильным оно ни было. Это умеют делать не все взрослые, но учиться этому, бесспорно, надо.

Проявляя негативные эмоции, малыш учится чувствовать в самом широком смысле этого слова. Только когда буря уже уляжется, можно спокойно, с холодной головой, разобраться в себе и в ситуации. Обретая связь со своими чувствами, человек лучше понимает — кто он, и чего хочет.

Сопереживание — еще одно важное качество, которое нужно воспитывать в детях. Оно способно открыть душу для утешения. Но родители не должны забывать, что делиться с детьми негативными чувствами нельзя. Вы можете разделить с ними радость, но делиться плохим нужно с равными, а дети не равны родителям. Если ребенок начнет взваливать на себя груз родительских проблем, он не сможет их решить, будет чувствовать себя виноватым и это может на всю жизнь деформировать его личность.

Хотеть большего — нормально

Если ребенок не знает своих желаний, он становится ведомым. Задача родителей — научить его выражать собственные желания и отстаивать их. Иначе желания других он будет выдавать за свои собственные. Бытует мнение, что если потакать желаниям ребенка, он вырастет эгоистом. Нет, если только родители не будут постоянно ущемлять свои интересы в пользу малыша.

Осознавая свои желания, дети учатся компромиссам и дипломатии, у них развивается способность делиться мечтами, идеями и уважительно относиться к чужим потребностям. Если просьбы ребенка становятся все более неразумными, значит, родители неспособны адекватно установить допустимые границы. Дети должны быть готовы к тому, что они не обязательно получат желаемое.

Выражать свое несогласие — нормально, но помни, что мама и папа — главные

Основная цель позитивных методов воспитания — развить внутренний потенциал ребенка, основываясь на свободе. Каждый из методов раскрывает в малыше новые грани, необходимые личности для индивидуального роста. Умение оказывать сопротивление родительскому авторитету — основа формирования позитивного чувства собственного «я».

Не стоит думать, что свобода выражать свое несогласие автоматически означает, что все будет так, как хочет маленький бунтарь. Но он должен уметь выражать свою позицию. Это только усилит родительский контроль.

Взрослым не стоит забывать, что дети только учатся логическому мышлению и не могут адекватно оценивать многие вещи. Им может повредить обилие негативной информации: транслируемый по телевидению постоянный поток агрессии, новостей о преступлениях, грабежах, убийствах может заставить ребенка воспринимать эти явления как естественные.

До определенного возраста лучше ограждать детей от лишнего негатива.

Когда ребенок выходит из-под контроля, главное, что ему нужно — восстановить связь с родителями. Если родители теряют контроль над ситуацией, ведут себя безответственно, ребенок становится заложником ситуации: ему приходится взрослеть слишком быстро, непомерная ответственность ломает его психику.

Залог здорового развития — правильное родительское поведение.

В процессе развития ребенок должен пройти три девятилетних этапа созревания.

В первые 9 лет ему нужно доверять родителям и полностью зависеть от них. В следующие 9 лет — до 18 лет — он должен научиться верить в себя. И, наконец, в 27 он должен стать полностью самостоятельным.

Как использовать пять принципов на практике

Никогда не поздно стать хорошим родителем. Важно вдохновлять детей своим примером и не терять контроль над собой и ситуацией.

До 9 лет дети не могут нести полную ответственность за свой выбор — необходим контроль взрослых за их решениями.

В первые 7 лет жизни личность ребенка формируется под влиянием родителей, в следующие 7 лет на него в большей степени влияют братья и сестры, друзья. В этом возрасте не стоит слишком загружать ребенка домашними обязанностями, учебой и другими важными делами. Все это нужно, но главное дело ребенка в это время — играть и радоваться, переживать детство. Иначе он может так и не научиться быть счастливым и получать удовольствие от жизни.

В следующие 7 лет, от 14 до 21 года важнее всего для ребенка оказывается влияние сверстников, имеющих сходные с ним интересы. Чтобы не испортить отношения с подростком, не давайте ему непрошеных советов, прислушивайтесь к его мнению, разговаривайте с ним, уважайте его мнение. Не употребляйте фразы: «Не делай этого». Это вызовет сопротивление. Говорите: «Я хочу». Это напомнит подростку, что родительский контроль важен для него. При необходимости используйте тайм-ауты.

Быть родителями — сложная задача. Настоящее искусство. Применяя техники позитивного воспитания, вы можете сталкиваться с трудностями, не всегда все будет получаться гладко. Не отступайтесь. Давая детям больше свободы, не подавляя их волю наказаниями, вы преподносите им дар величия: все великие люди, творцы, создающее новое, умели отстаивать свое мнение.

Помня о несовершенствах своих детей, не забывайте о своих собственных недостатках.

И самое важное: ваша цель как родителей — поддерживать и направлять свое дитя, которое с небес, и имеет свою судьбу в этом мире.