После трёх уже поздно

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Люди всегда верили, что талант — это дар богов, природы, хорошая наследственность. Но на самом деле гения можно воспитать в любой семье. Каждый ребенок талантлив, нужно лишь правильно определить способности малыша и вовремя заняться развитием его умений и навыков, выбрав эффективную методику. Талант Моцарта мог бы и не состояться, если бы не обучение и воспитание юного гения, которым занимался его отец.

Потенциальные возможности ребенка.

Характер человека формируется с периода детства до момента взросления. Никто не приходит в этот мир умным или глупым. Современные научные исследования показывают, что воспитание и обучение ребенка следует начинать как можно раньше. Основные знания и навыки лучше всего усваиваются в первые три года жизни.

Вопросы раннего развития до конца не изучены, но имеется много положительных примеров в различных областях. Так, доктор Шиничи Сузуки уже более 30 лет весьма успешно обучает маленьких детей игре на скрипке.

Однако раннее образование не ставит главной целью выращивание гения, важнее — воспитание гармоничной счастливой личности, умного и здорового человека, который сделает мир лучше.

В отличие от детенышей животных, человеческое дитя не совершенно и отстает на 10-12 месяцев в развитии. Мозг животных уже полностью сформирован к моменту рождения, а мозг человека – все еще tabula rasa, чистый лист. От родителей зависит, что именно будет на нем записано.

К трем годам в клетках мозга ребенка образуется 70-80% связей, и он достигает пика в развитии. Таким образом, максимальное родительское воздействие должно быть еще до поступления в детский сад.

Что может маленький ребенок

Трудно оценить возможности малыша. Не имеющий опыта ребенок будет воспринимать сонату Бетховена или детскую песенку, любой набор звуков одинаково ново. Он воспримет их максимально честно, не предвзято.

У маленьких детей исключительные способности к запоминанию образов: в 2.5 года они могут четко запомнить до 40 марок машин, флагов государств или японские иероглифы, значение которых им еще не известно.

Ришени Феликс уверена, что детей можно обучать арифметике в любом возрасте. Помогает в этом теория рядов. Когда малыш начинает играть с кубиками, он различает их по форме. Если сделать каждый кубик элементом ряда, можно будет распределять игрушки по их характеристикам. Так маленькие дети смогут научиться решать задачи.

Музыку может слушать даже пятимесячный младенец. На одном из предприятий «Сони» Масару Ибука организовал детский сад, где детям предлагали слушать музыку. Больше всего малышам понравилась 5-я симфония Бетховена. Удивительно, но столь юные создания вполне способны воспринимать довольно сложную музыку.

Ребенок от рождения имеет массу способностей, и одна из них — умение держаться на воде. В августе 1965 года Ризе Дим, председатель Международной конференции женщин-атлетов, сообщила миру об обучении плаванию детей до 1 года. Это вызвало огромный резонанс.

Интеллектуальные способности малышей до года могут достигать потрясающих высот. Мозг ребенка способен вместить почти безграничный объем информации — возможностей у него гораздо больше, чем у взрослого. Родителям не стоит переживать, что они перегрузят малыша знаниями: ребенок запомнит только то, что ему интересно.

Влияние раннего опыта

Решающую роль в развитии ребенка играет не генетика, а условия, созданные родителями. Принято считать, что одаренность, которая есть у членов семьи, передается детям через кровь, «с молоком матери». Но на самом деле детей формирует окружение и жизненный опыт.

Важно правильно стимулировать развитие маленького человека на каждой стадии роста. Наблюдайте за своим чадом, изучайте его интересы, создавайте для него условия и поддерживайте его. Всякое воздействие на ребенка в его раннем детстве оставит след в его душе. Поэтому воздействие должно быть обязательно благотворным.

Профессор Брунер провел эксперимент, исследующий влияние стимуляторов на детский мозг: одну группу детей поместили в абсолютно пустую белую комнату, защищенную от шумов. Вторую — в яркое помещение, где слышалась музыка, а в окна было видно, как работают люди. Опыт показал, что дети из первой группы на 3 месяца отставали в развитии от детей из второй группы. Всё, с чем малыш сталкивается с рождения и до трех лет, имеет большое влияние на его способности.

Восприятие маленьких детей очень отличается от восприятия взрослых. Читая одну и ту же сказку, ребенок может обращать внимание на вещи, которые зрелый человек не заметит. Например, однажды малыш показал мадам Монтессори на картинке, где были изображены животные, точку, которая напоминала автомобиль. Малыш воспринимает информацию спонтанно, без клише. Родителям надо включить воображение и научиться видеть мир так же.

Всякое впечатление и жизненный опыт станут частью взрослой личности. Если вовремя заложить фундамент развития, это скажется в дальнейшем. Даже у детей с нарушениями слуха можно развить слух, если заняться этим в раннем возрасте.

Способности к иностранным языкам сильнее всего проявляются до 3-х лет. Интересна история японца Мориатсу Минато. Он провел детство в Китае, а потом переехал в Японию и полагал, что забыл китайский язык. Но однажды, совершая деловую поездку в Китай, заговорил на китайском языке. Это — результат заложенных в раннем детстве знаний. Но если фундамента нет, дом не получится построить.

Что полезно малышу

В сознании людей укоренились стереотипы насчет того, когда отдавать ребенка в детский сад, а когда — в школу. Но материнский инстинкт будет лучшей путеводной нитью в этих вопросах. Все формулы успешного воспитания стоит подвергать сомнению.

Традиционно советуют «не приучать младенца к рукам», то есть не брать его на руки, когда он плачет. Но плач — единственный способ, которым ребенок может привлечь к себе внимание. Поэтому оставить его реветь одного — означает лишить ребенка общения. Для развития малыша критически важно иметь контакт с родителями.

Многие взрослые считают не правильным, если ребенок спит с родителями. Но будет очень полезно и правильно создавать ритуалы отхода ребенка ко сну: проводите с ним время перед тем, как уложить в кроватку, полежите рядом, почитайте сказку — это успокоит малыша и положительно скажется на его развитии. Особенно важно такое общение для папы, если он реже видится с ребенком.

Общайтесь с ребенком естественно каждый день. Чем чаще мама разговаривает с малышом, тем лучше это повлияет на его интеллектуальное развитие. Ребенок должен слушать красивую музыку, пение колыбельных без фальши, чтобы его музыкальный слух формировался правильно.

Не сюсюкайте с маленьким человеком. Чем раньше младенец научится слышать правильную речь взрослых, тем быстрее и правильнее он научится говорить.

Как правило, для современных родителей остро стоит вопрос семейного бюджета и зарабатывания денег. Часто, в результате загруженности родителей, за ребенком недостаточно ухаживают. Не оставляйте детей без любви и заботы. Иногда даже мелочи имеют огромное значение для детей.

Младенцы различают эмоции на лицах окружающих с самого рождения. Представьте, что ребенок, еще не понимая смысла слов, становится свидетелем домашних скандалов. Это станет причиной неприязни, неуверенности его в себе, отчуждения. Для раннего развития ребенка вам нет необходимости делать что-то экстраординарное, достаточно создать гармоничные отношения и приятную атмосферу в семье.

Родители часто видят в детях недостатки других членов семьи, как якобы «врожденные». На самом деле все плохое и хорошее в ребенке формируется под прямым влиянием этих членов семьи. Не существует каких-то специальных программ, чтобы научить ребенка рассуждать, оценивать, правильно воспринимать информацию — всё это происходит естественным путем. Нервозность тоже передается детям от родителей.

Воспоминания о детстве занимают особенное место в сердце каждого человека. Принято считать, что главную роль в воспитании детей играет мать. Отец — прежде всего помощник и друг для своей второй половины. Но если его общение с ребенком сведется лишь к карательной функции, чадо будет воспринимать его как постороннего человека, которого вызывают по необходимости. Никакая работа и усталость не должны мешать общению отцов с детьми.

В современной Японии принято, чтобы молодожены жили отдельно от родителей, а семьи имели не менее трех детей. Талантливые ребятишки максимально развивают свои способности в компании других детей. Соревновательный момент формирует характер и мотивирует развитие.

К сожалению, общение со старшим поколением в молодых семьях ограничено. А жаль. Старики — носители культуры, традиций, житейской мудрости. Связь поколений дает глубокий эмоциональный опыт любви, нежности, заботы. А это лучший стимул к развитию малыша.

В первые годы жизни ребенок непосредственно контактирует только с мамой. Но его нервная система значительно выиграет, если у него будет постоянный контакт и с другими членами семьи: братьями, сестрами, бабушками, папами, дядями и так далее. Это активизирует развитие ума, общительности.

Человек существо социальное, и без общества существовать не может. Следует развивать баланс между индивидуальным и общественным. Примерно с двух лет малышу надоедает играть с самим собой, ему нужен коллектив. При столкновении с другими детьми возникают первые конфликты. Решая их, ребенок учится жить в обществе, получает первый жизненный опыт. Ссоры важны, так как они формируют собственное «я» маленького человека.

До трех лет дети еще не умеют распознавать и четко описывать свои эмоции, поэтому родителям надо научиться различать негативные проявления.

Профессор Тошио Ямашито указывает причины раздражительного поведения детей:

  • плохое самочувствие из-за болезни;
  • утомление или голод;
  • перевозбуждение от испуга или ссоры;
  • недостаток двигательной активности, избыток энергии;
  • желание добиться своего;
  • подражание раздражению родителей.

Если, не найдя причину злости малыша, вы начнете его ругать, это плохо отразится на нем. Родители часто думают, что понимают своего ребенка, но это иллюзия. Негативные эмоции детей часто лишь признак бессилия. Ребенок еще мал и не умеет справиться с собой и своими эмоциями.

Воспитывая детей, используйте метод кнута и пряника с осторожностью. В любых обстоятельствах лучше похвалить, чем ругать. Похвала послужит поддержкой, даже если малыш не совсем справился с делом. А если все-таки необходимо пожурить малыша, обязательно под конец упомяните что-то хорошее, что у малыша получилось правильно, чтобы в его душе остались позитивные чувства.

Принципы воспитания

Мотивируйте ребенка, чтобы ему было интересно заниматься чем-либо. Создайте благоприятные условия и атмосферу. Приступая к обучению игре на скрипке, доктор Сузуки выстраивает мотивацию так: сначала ребенку дают посмотреть и послушать, как играют другие. Когда малыш запоминает почти все произведение, и его интерес становится максимальным, его допускают на первый урок, позволяя взять скрипку в руки.

Для раннего развития имеет огромное значение ритм. В США записали пластинка для обучения английскому языку, на ней разговорный текст сочетается с ритмической мелодией. Так информация запоминается лучше. Если правильно использовать ритмические произведения при обучении языкам, музыке, при заучивании длинных текстов, это поможет ребенку с легкостью запоминать всё, что требуется.

Понятия ребенка о хорошем и плохом основываются на его личном опыте. Ругают — «плохо», интересно и весело — «хорошо». Но до трех лет у малыша опыта очень мало. Если ругать за плохую игру на инструменте, ребенок будет воспринимать обучение музыке как нечто неприятное. Вместо навязывания и уговоров ребенка следует завлекать интересом и приятной атмосферой.

Детское любопытство — важнейшее условие для познания мира. Интерес к какой-либо деятельности может быстро иссякнуть. Но любопытство ребенка — неиссякаемый источник для творческой мысли и его стимулирование сыграет главную роль в раннем развитии.

Повторение — эффективный метод стимулирования интереса. Если малыш просит несколько раз рассказывать полюбившуюся сказку или спеть песенку, происходит формирование определенных нейронных связей в его мозгу. Любимые песенки и сказки, удовлетворяя любопытство, формируют  у вашего ребенка понятие о мире.

У маленького ребенка очень сильны инстинкты. Развивайте его интуицию — это важное условие для будущих достижений.

Многие родители придают большое значение явному различию в детской одежде для мальчиков и девочек, цвету и прочим факторам. Но до трех лет эти различия еще не имеют серьезного значения. Гораздо важнее развивать таланты ребенка, чтобы он с удовольствием занимался и достигал успеха.

Когда надо говорить с ребенком о сексе? Не смысла замалчивать тему, дожидаясь подросткового возраста. Детское любопытство безгранично, и ложь родителей в ответ на вопрос, как ребенок появился на свет, лишь породит неправильные представления о естественных вещах.

В каждой семье в тот или иной момент возникают проблемы питания. Не заставляйте детей есть, если они не голодны, уважайте их вкусовые предпочтения. Давайте ребенку возможность пробовать разные сочетания в еде, не бойтесь добавлять специи. Пищевые привычки формируются с раннего детства, можно вырабатывать их грамотно, избегая ошибок и травмирующих моментов.

В формировании чувства времени очень большую роль для малыша играет режим дня. Тут родителям может помочь телевизор. Телепрограммы — это нечто устоявшееся в сетке вещания, и ребенку будет легко запомнить, например, что, когда идет детская передача — в то же время приходит с работы отец.

Воспитание характера с младенчества

Музыкальная гармония лучше всего усваивается в младенчестве. Уже доказано положительное влияние музыкальных произведений на строение клеток головного мозга. Музыка способствует концентрации внимания, дисциплинированности, и правильному формированию характера. Игра на скрипке способна углубить лидерские задатки и даже способствовать их развитию. Музыка оказывает огромное влияние на человека, даже на его внешний вид. Она заряжает эмоциями, дает внутреннюю энергию.

Память ребенка хорошо развивать, заучивая стихи. Пока ребенок находит забавным и интересным повторение, нужно больше упражняться в запоминании.

Малыши начинают подражать взрослым уже на первом году жизни, а к трем годам они делают это сознательно. Поэтому важно помнить, что дети — это отражение взрослых, так что нужно следить за своим поведением, иначе дети быстро воспроизведут что-то неподходящее.

Для детей важны успехи хотя бы в чем-то: достижения в одном деле подкрепят их уверенность в себе и будут способствовать положительному развитию в других делах, стимулируя интерес к обучению.

Творчество и навыки

Всё, что ребенок в самом раннем возрасте способен осилить и смастерить руками — примерно с 8 месяцев будет благоприятствовать его раннему развитию. Разрывание бумаги, рисование, разбрасывание игрушек — все это показатели самовыражения ребенка. Нельзя на этом этапе прерывать его творческий полет фантазии, иначе вы можете помешать процессу формирования его способностей.

Если ребенку давать только обычные альбомные листы для рисования, он подсознательно впитает мысль, что рисунки могут быть только такими. Избегайте стандартизированности: покажите ребенку, что существует множество вариантов для воплощения идеи.

Обилие игрушек может подавлять ребенка: ему труднее сконцентрироваться и выбрать что-то одно. Малышу легче выбрать одну игрушку и играть с ней в различные игры, придумывать ей новое применение. Игрушкой может быть и любой кухонный предмет, ведь в воображении ребенка он преобразится во что-то необычное. Такой подход развивает у ребенка нестандартное мышление и изобретательность.

Жить в абсолютном порядке для ребенка вредно, но это не значит, что в доме должен царить хаос. Маленький человек воспринимает окружающую обстановку во взаимосвязи предметов. В доме нужен определенный порядок: от этого зависит и восприятие ребенком мира в целом.

Младенец, который находится в течение всего дня в коляске или кроватке, пребывает в уязвленном положении — ведь он ничего, кроме потолка или подвешенной игрушки, больше не видит. Организуйте ребенку такое положение, чтобы обзор был шире, и он мог наблюдать за тем, что происходит вокруг. Это положительно повлияет на его развитие и коммуникабельность.

Тактильные ощущения от игрушек должны быть приятными и доставлять удовольствие от контакта с ними. Взрослые люди уже знают, что книжку можно только читать, а из кубиков можно что-то построить. Но, если вы хотите развить у ребенка воображение и нестандартное мышление, отойдите от стереотипов: покажите, как еще можно использовать разные предметы не по их прямому назначению, играйте в такую игру с детьми постарше.

Есть ряд материалов, важных для раннего развития ребенка, работа с ними благотворно влияет на мелкую моторику: это глина, цветная бумага, пластилин. Это то сырьё, которое легко принимает любую форму, и, следовательно, оно развивает творческие способности малыша.

Игры по ролям — хороший метод развить неординарные способности. И это отличная возможность для самовыражения. Ребенок может выбрать персонажа, за которого ему интересно играть. Взрослые могут многое узнать о своем ребенке из такой ролевой игры, и могут меняться местами с малышом, чтобы условия игры были равны.

Физическое развитие в раннем периоде занимает важное место. Ведь тело не растет отдельно от мозга, все формируется в гармонии. Обязательно поддерживайте активные занятия физической культурой, ходьбу, бег. Стимулирование мышц и рефлексов при плавании благотворно влияет на умственное развитие. Интенсивная нагрузка помогает созреванию интеллекта.

У малышей стоит развивать и левую, и правую руку. Не важно, будет ли он левшой или правшой, но это стимулирует мозг и развитие интеллекта. Мелкая моторика лучше всего разрабатывается с помощью специальных упражнений: ребенок может, например, выписывать каракули, или просто держать карандаши, бросать мяч по очереди то одной, то другой рукой.

С развитием автотранспорта все меньшее количество ребятишек сейчас ходит пешком. Проще посадить чадо в машину и довезти до детского сада или игровой площадки через пару кварталов. Но ходьба полезнее для малышей. В прогулке участвует все тело сразу. Многие писатели утверждают, что когда их работа заходит в тупик, прогулка помогает мыслительному процессу. Ходьба помогает вырабатывать новые идеи.

Движение — это жизнь. Постоянные тренировки дадут положительные плоды в раннем возрасте, и благоприятно повлияют на развитие потенций ребенка. Спорт на первом этапе жизни младенца должен занять свое место. Плавание прекрасно развивает мышцы грудничков, вода благотворно влияет на весь организм. Чем раньше начинать занятия спортом, тем выше будут результаты в дальнейшем.

Чего следует избегать. Взгляд в будущее

Многие родители считают, что все раннее развитие — лишь подготовка к детскому саду. Это не так. Воспитание ребенка — не вопрос времени или денег. Самое главное, что может дать родитель — это свое внимание, любовь и заботу. Это поможет ребенку раскрыть все свои таланты.

Считается, что без хорошего образования невозможно получить престижную работу, и многие взрослые полагают, что раннее развитие будет первой ступенькой на карьерной лестнице. Но кто знает, насколько продержатся современные ценности в нашем мире? Нужно воспитывать ребенка так, чтобы он смог жить в любых условиях и хорошо ориентировался во взрослом мире.

Родителям надо понимать: каждый день, который они проводят со своим малышом — это и есть воспитание. Материнская любовь — главный ориентир в этом непростом деле. Ведь родительское влияние уже действует, уже впитывается ребенком. Прежде чем воспитать малыша, нужно сначала воспитать родителей. Разберитесь прямо сейчас, как правильно помочь вашему ребенку развиваться.

Воспитание — трудоемкий и долгий процесс, во время которого легко позабыть истинную цель. Чтобы не совершить ошибку — не будьте самонадеянным родителем. Не относитесь к своему ребенку свысока, исходя только из своих нужд. Обязательно учитесь у своего малыша, будьте чуткими и отзывчивыми к его просьбам и занимайтесь самообразованием.

Развитие и воспитание не останавливаются, когда ребенок становится старше. Они продолжаются, исходя из нового возраста и психологических особенностей. Отношения детей и родителей будут выстраиваться уже иначе. Ни в коем случае нельзя останавливаться в воспитании: любите и уделяйте должное внимание своим детям всегда и мы сумеем вырастить счастливых людей.

Наш мир уже практически не зависит от сегодняшнего поколения взрослых. Он принадлежит тем, кто еще не умеет разговаривать. Поэтому на нас лежит важная задача — вырастить и воспитать достойных потомков, которые с молоком матери впитают любовь, доверие, чуткость, раскроют свои таланты и станут воспитывать своих детей, развивая их способности с рождения. Так мы изменим этот мир к лучшему.