Мальчик – отец мужчины

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Антропология мальчишества

В широком смысле «мальчишество» — это социокультурное явление. Оно связано с определенным периодом жизни мужчины и включает в себя три важных аспекта:

  1. Взаимодействие мальчиков со взрослым обществом.
  2. Культурный образ мальчиков и связанные с ними социальные нормы и стереотипы.
  3. Мальчишеское сообщество само по себе.

Многие явления, связанные с мальчишеством, схожи в различных культурах. Статус мальчиков в обществе, как правило, выше, чем девочек. Это связано с тем, что власть в большинстве культур принадлежит мужчинам.

Тот же фактор влияет на цели и методы воспитания мальчиков. Им прививают такие качества, как сила, мужество, смелость, самостоятельность. В архаичных культурах в мальчиках видят воинов и с детства приучают к воинственности. В развитых культурах характер воспитания уже зависит не только от гендера, но и от социального статуса.

Порой мальчики стихийно образуют особые мальчишеские сообщества: в них правит дух силы, агрессивной маскулинности, соревновательности. Благодаря таким группам мальчики отделяются от девочек, а позже и бросают вызов взрослому обществу. Это важный этап формирования мужчины.

Мальчики ведут более активную социальную жизнь. Это дает им больше автономности, но и накладывает ответственность. К мальчикам предъявляют повышенные, но противоречивые требования. От них ждут и самостоятельности, и послушания. А мальчишеских группировок даже побаиваются. Поэтому мальчиков наказывают чаще и суровее девочек.

Способности и интересы мальчиков

У девочек и мальчиков организмы работают по-разному и под управлением разных гормонов, что определяет естественные межполовые различия. У девочек лучше развита мелкая моторика, а у мальчиков — физическая сила и скорость.

Интеллектуальные способности различаются меньше. Замечено, что у девочек раньше формируются вербальные способности, у мальчиков — визуальные и вычислительные. Однако в реальности эти качества развиваются по-разному у разных людей. Здесь играют роль не только гендерные, но и индивидуальные, социальные, возрастные аспекты.

К начальной школе девочки отличаются большей усидчивостью и прилежанием. Мальчики же более активны. Зачастую им сложно отсидеть стандартный урок. Они теряют интерес и внимание к теме. Поэтому в начальных классах девочки отличаются лучшей успеваемостью.

В некоторых странах мальчики превосходят девочек в математике. Но в России успехи обоих полов примерно одинаковы. Такая же картина наблюдается в странах с наибольшим гендерным равенством.

Гендерные различия проявляются в направлении интересов. Девочки лучше разбираются в гуманитарной сфере. Мальчики обращают больше внимания на вещи и технику, а девочки — на отношения между людьми. Мальчики любят теоретизировать, девочки же опираются на эмпирический опыт. Однако зачастую на выбор интересов влияют не столько личные способности, сколько гендерные стереотипы и социальный контекст.

С давних времен в педагогике принято считать, что причиной неэффективности мальчиков в каком-либо деле является лень. У девочек же такой причиной называют отсутствие способностей. Таким образом, мальчики, как правило, лучше мотивированы на решение сложных задач. А у девочек на этой почве часто формируется выученная беспомощность. Они стараются брать задания полегче и не стремятся к соревновательности.

В итоге в неудачах мальчики чаще винят внешние обстоятельства, а девочки — себя. Это мешает мальчикам осознать свои ошибки. Поэтому среди них больше отстающих.

Гендерные стереотипы мешают развитию одаренных мальчиков. Их могут травить за проявления одаренности, не принимать в сообщество и подвергать сомнению их маскулинность. При таком отношении одаренные мальчики могут отказаться развивать свои способности. Это еще одна причина разрыва в успеваемости между мальчиками и девочками.

Игрушки и игры

Детские игрушки в любой культуре можно разделить на три типа: общие, для девочек и для мальчиков. Обычно они имитируют орудия труда и вещи, которые связаны с типичной гендерной деятельностью. Выбор детьми гендерно обусловленных игрушек связан не только с установками в обществе. Многие младенцы и даже обезьяны без подсказок выбирают игрушки, связанные с их полом. Вероятно, такой выбор складывается в ходе эволюции.

У мальчиков и девочек различается и стиль игры. Девочки имитируют бытовые и социальные ситуации. В их играх преобладают мотивы сотрудничества и заботы. Мальчики же любят приключенческие и фантастические сюжеты. В их основе лежат мотивы конфликта и соревновательности. В этом смысле важнее не то, чем играет ребенок, а то, как он это делает.

В сообществе мальчиков требования соответствовать гендерным игровым ролям жестче, чем у девочек. Мальчики реже соглашаются играть в игры девочек. А если соглашаются, то выбирают в них мужские роли. Мальчик, играющий с девочками, может стать изгоем среди сверстников.

Однако в последнее время гендерные стереотипы изживают себя. Современные игрушки становятся все более универсальными. К тому же им приходится конкурировать с гаджетами и интернетом. Дети довольно быстро переходят от игрушек к видеоиграм и приложениям.

Пубертат и его эффекты

Гендерное развитие идет рука об руку с развитием сексуальным. Сексуальность — одна из основ маскулинности. Она формируется под воздействием внутренних и внешних причин. Внутренние — это физиологическое созревание мальчика и связанные с ним процессы. А внешние — гендерные и сексуальные нормы, принятые в обществе.

Сексуальность присуща человеку с рождения. Но какое-то время она находится вне сознания ребенка. Маленькие дети не испытывают стыда, показывая свои половые органы. Они могут играть в сексуальные игры, которые помогают им познавать мир и друг друга.

Адекватная реакция родителей на проявление детской сексуальности помогает формировать здоровое отношение ребенка к сексу. Намеренное табуирование этой темы в семье может навредить сексуальному развитию. Не получив нужной информации в семье, ребенок обратится к сверстникам. Благотворно влияют теплые и доверительные отношения с родителями, нормальное восприятие наготы и темы секса в семье.

Первые сексуально-эротические чувства проявляются у детей с началом пубертатного периода. Это время созревания половых желёз. У девочек в этот период начинаются менструации, а у мальчиков — эякуляции. Это происходит примерно в 12-14 лет.

Раннее половое созревание называется акселерацией, а позднее — ретардацией. Акселератов воспринимают как более взрослых и больше уважают в группе. Они часто становятся лидерами. Но созревание настигает акселератов настолько рано, что они не успевают к нему подготовиться. Их тревожат изменения тела. Признание со стороны группы тревогу снимает, но формирует зависимость от признания.

Ретарданты рядом с акселератами чувствуют себя неполноценными. Это выражается либо в инфантильном, либо в чрезмерно агрессивном поведении. Зато у ретардантов больше времени, чтобы осознать собственное созревание. К 15-16 годам отличия акселератов и ретардантов обычно пропадают.

Половое развитие заставляет мальчика заново оценивать свою идентичность. Многие считают себя недостаточно маскулинными, особенно в сравнении с акселератами. Другие стесняются спонтанной эрекции и болезненно воспринимают любые замечания и шутки на этот счет. Мальчики стесняются своей девственности. Это приводит к скрытности в теме секса. Она маскируется пошлыми шутками и выдумками о своем сексуальном опыте.

Подростковая сексуальность

Подростки объективируют секс и противопоставляют его любви. Они еще не готовы к переживанию эротических чувств. Поэтому они стремятся их приземлить, опошлить и обсмеять. Это важный этап привыкания к собственным сексуальным переживаниям. Некоторые подростки стремятся отгородиться от секса. Одни считают его слишком грязным, другие — неинтересным.

Важным методом сексуальной разрядки служит мастурбация. Подавляющее большинство подростков занимаются онанизмом, многие еще до пубертата. В странах, где отсутствует половое воспитание, о мастурбации ходит множество мифов. Они вызывают у подростков тревогу и страхи. Но попытки бороться с желанием часто проваливаются. От этого мальчик становится менее уверенным в себе.

Маскулинный идеал требует скрывать свои чувства и проявлять власть и силу. В его рамках мальчики-подростки воспринимают сексуальных партнеров как инструмент удовлетворения и подчинения. Это выражается также в подростковых сексуальных играх. Например, когда мальчики ловят и тискают девочек.

Также маскулинность требует от подростка успешности во всем, включая секс. Мальчики воспринимают свой первый секс как экзамен. Они напряжены и не уверены в себе, что часто приводит к неудаче. Такой первый опыт становится причиной исполнительской тревожности в будущем. Мужчина сомневается в качестве своего секса. Тревожность может привести к сексуальным и эректильным расстройствам.

Возраст первого сексуального контакта у юношей и девушек примерно одинаковый: 17-18 лет. Обычно мальчики дебютируют раньше, но разница с девочками у них небольшая. Есть различия, которые значительнее половых, — социальные, этнические, религиозные.

Однако у девочек и мальчиков разная мотивация к сексу. Причинами первого полового акта у юношей становятся влечение и желание не отставать от других. Девушки же называют главной причиной любовь и доверие к партнеру. При этом большая часть юношей остаются довольны первым сексом, а значительная часть девушек испытывают разочарование. В том числе и в партнере.

Гомоэротизм и гомофобия

Формируя маскулинность — основу своей гендерной идентичности, — мальчики собираются в однополые группы и стараются не пересекаться с девочками. В итоге долгое время мальчики эмоционально привязаны к мальчикам. Эта привязанность в пубертатном возрасте может привести к эротическим переживаниям. Так, у мальчиков возникают одновременно гомоэротизм и гомофобия.

Последняя возникает, когда юноша обнаруживает у себя эротическую тягу к другим юношам. Он начинает сомневаться в собственной сексуальной идентичности. И в то же время — бояться, что о его чувствах узнают другие. Гомофобия — это страх потери мужской идентичности.

Гомосексуальные связи чаще возникают в закрытых однополых группах. Так было, например, в старинных европейских школах и до сих пор бывает в тюрьмах. Причина такого явления — постоянная близость и общая деятельность. При этом возможности удовлетворить сексуальное желание как-то иначе отсутствуют. Кроме того, сексуальный акт может быть демонстрацией власти.

В России преобладают гомофобные взгляды. Мальчики, которые замечают за собой гомосексуальные влечения, оказываются в изоляции со своими страхами и сомнениями. Они не могут открыться ни сверстникам, ни родителям. Иначе их ждет травля и непонимание. Такая ситуация чревата депрессиями и суицидальными наклонностями.

Формирование личности и открытие «Я»

Осознание самого себя происходит одинаково у мальчиков и у девочек. Дети анализируют себя лучше, чем других. По мере взросления они открывают нюансы своих эмоциональных состояний, учатся анализу и обобщению. Постепенно собственное «Я» обретает устойчивые черты. К девяти годам возникает понятие идеального «Я». Подростки уже гораздо лучше различают более тонкие душевные состояния и сложные чувства.

При этом у девочек это происходит раньше и лучше, чем у мальчиков. Это связано с тем, что девочки лучше владеют вербальной сферой. Они способны не только осознать, но и выразить свои чувства. У мальчиков помехой для самоосознания становится ориентация на идеал маскулинности: они стремятся скрывать свои чувства. От этого мальчикам тяжелее их переносить.

Размышления о собственных чувствах у юношей заменяются более общими философскими рассуждениями. Научившись мыслить абстрактно, подростки начинают много теоретизировать. Также они больше обращают внимания на возможное, а не на действительное. Это важная стадия развития мышления.

У мальчика часто формируются как бы два «Я». Одно — показное, составная часть мальчишеской группы. Другое — более интимное, которое открывается только тем, кому мальчик доверяет. Это возникает из-за того, что группа приемлет стереотипное поведение. А настоящий человек выходит за рамки стереотипов. По мере взросления и отделения от группы второе «Я» вытесняет первое.

Мальчик осознает себя в рамках маскулинного идеала. При этом он не подвергает этот идеал критике. Когда мальчик не соответствует маскулинным нормам, он корит себя за слабость и старается наверстать недостающее. Проблемой это становится лишь для тех, кто так и не смог соответствовать этим нормам.

Тело и внешность

В процессе самопознания подросток знакомится со своим телом. Он сравнивает себя с неким идеалом. Маскулинный идеал — крупное, сильное, выносливое тело. Такое дано не каждому. Это порождает тревожные расстройства, связанные с образом собственного тела.

Многие юноши не любят свое тело. Оно кажется им маленьким и хилым, недостаточно мужественным. Мальчики идут в спортзал и садятся на диеты, чтобы избавиться от тревоги.

Юноши переживают также по поводу своего роста. Рост, в нашем представлении, связан с социальным статусом. Даже взрослые бессознательно проводят подобные параллели. Большой рост означает для мальчика избыток маскулинности. Подростки высокого роста часто становятся лидерами.

Также тревогу вызывает лишний вес. В отличие от девочек, мальчики не столько хотят похудеть, сколько избавиться от жира ради мускулатуры. Иногда избыточный вес приводит к появлению у мальчиков груди наподобие женской. Эта припухлость молочных желез называется гинекомастией. Она бывает почти у половины мальчиков пубертатного возраста. Разумеется, мальчики сильно комплексуют по поводу этого явления и часто оказываются объектами травли.

Огромное количество юношей недовольны размерами своего пениса. Зачастую они сравнивают себя с тем, что увидели в порно. И далеко не всегда понимают, что порно нереалистично. С размерами пениса связано множество комплексов, которые могут даже привести к сексуальным и эректильным проблемам.

В переходном возрасте мальчики начинают стесняться своей наготы. Одни переживают по поводу спонтанной эрекции. Других тревожит сравнение своего пениса не в их пользу. Но, следуя нормам маскулинности и простого любопытства, юноши все же преодолевают стеснительность и привыкают.

Самоуважение

Черты личности подростка зависят от его самоуважения. Люди с низким самоуважением плохо осознают свое «Я» и более закрыты. Психологи называют таких людей эгофобами. Их самооценка неустойчива и зависит от окружающих. Они стеснительны, часто одиноки и являются интровертами. Низкое самоуважение может привести к расстройствам, ухудшению здоровья и материального положения.

Самоуважение может меняться с возрастом. То, что не волнует маленького мальчика, может оказаться важным для старшего подростка. Многие одаренные и творческие юноши имеют низкую самооценку. Это связано с их высоким уровнем эмоциональности и перфекционизмом. К тому же они редко соответствуют маскулинным идеалам и поэтому оказываются отщепенцами в мальчишеских группах.

Гендерные различия в самоуважении невелики. В основном они приходятся на пубертатный возраст и связаны с особенностями развития. Девочки оценивают себя в целом на основе таких критериев, как способность к общению и дружбе. Мальчики по-разному оценивают себя в разных сферах, но их критериями чаще всего служат стереотипы маскулинности.

Низкое самоуважение не всегда становится причиной девиантного поведения. Напротив, к этому чаще приводит неадекватно завышенная самооценка. Когда такая самооценка не находит признания, она перерастает в нарциссизм и агрессию к окружающим.

Маскулинный идеал требует от мальчика быть лучшим во всех сферах. Но мало кто способен достичь этого. В результате у мальчиков снижается самооценка. Но в последнее время культура мальчишества отказывается от многих стереотипов. Новые герои мальчиков больше похожи на одаренных детей. Они немаскулинны, эмоциональны, толерантны и обладают высоким интеллектом.

Мальчик в семье

Родители играют важнейшую роль в развитии ребенка. Семейное тепло благотворно влияет на эмоциональное состояние детей. Родители являются для ребенка главными воспитателями, образцом для подражания, источником знаний о мире. И это не зависит от пола детей.

Однако сыновья — не то что дочери. Для формирования здоровой мужской идентичности сыну важен образ отца. Через него у мальчика начинает формироваться отношение к самому себе. Отец является воспитателем маскулинных черт. При этом важно сбалансировать их феминным воспитанием, которое сын получает от матери.

В разных культурах по-разному относятся к сыновьям и дочерям. Патриархальные культуры мальчиков ценят больше, чем девочек. А в многодетных семьях мальчики-первенцы ценятся больше, чем младшие. В странах, где установилось гендерное равенство, такого уже нет. Но на отношение к детям могут влиять и другие факторы.

Например, в семье с одним ребенком гендерные стереотипы проявляются меньше. В одном ребенке ценят, скорее, индивидуальность. Но наличие в семье нескольких разнополых детей может стать причиной гендерной специализации. От старших девочек ждут помощи по хозяйству и уходу за младшими. Мальчики же обладают большей автономией.

От семейных отношений зависит социализация мальчика. Обычно неблагополучная атмосфера в семье становится причиной девиантного поведения. Но при хороших отношениях даже невысокий социальный статус родителей не станет помехой в успешной социализации мальчика.

Тем не менее, начиная с подросткового возраста, отношения ребенка с родителями становятся все более формальными. Подросток нуждается больше в сверстниках. Более близкими для него становятся друзья. В дальнейшем ребенок социализируется уже вне семьи. Особенно это касается мальчиков. Даже в наши дни им предоставляется больше свободы, чем дочерям.

Важно понимать, что в воспитании ребенка ключевую роль играет его и родительская индивидуальность. В каждой семье роли матери и отца распределены по-своему, и каждый мальчик и девочка обладают своим набором качеств. Поэтому индивидуальные различия зачастую важнее гендерных.

В патриархальных культурах распространена практика телесных наказаний. Многочисленные исследования доказывают, что телесные наказания в перспективе играют отрицательную роль в воспитании. Они педагогически эффективны, но ненадолго. Впоследствии они негативно влияют на ребенка и становятся причиной девиантного поведения и агрессии.

Как не надо воспитывать мальчиков

Лучше отбросить гендерные стереотипы, особенно те, что связаны с агрессивной маскулинностью. Мальчик не обязан быть ни солдатом, ни охотником, ни рыцарем, ни мачо. «Настоящий мужчина» — миф, сформированный авторитарным патриархальным обществом. Мы живем в культуре, для которой этот миф уже неактуален.

Ваш сын не обязан во всем походить на вас. Не нужно заставлять его воплощать ваши мечты и цели. Не навязывайте ребенку род занятий или профессию. Он должен выбирать сам. В воспитании вам тоже стоит быть собой, а не ролевой родительской моделью. Ваша индивидуальность станет лучшим примером сыну.

Прививайте мальчику уважение к женщинам. Пусть он первое время будет водиться, в основном, с другими мальчиками. Но важно, чтобы он воспринимал девочек как равноправных партнеров.

Позволяйте сыну самостоятельно выбирать себе друзей. Вы не сможете заменить ему сверстников. Вы не сможете заставить его дружить только с теми, кого одобрите. Не пытайтесь бороться со своим ребенком, переламывать его. Рано или поздно он станет сильнее вас и потеряет к вам уважение. Полностью исключите из воспитания телесные наказания.

Впрочем, все эти советы подойдут и для воспитания дочерей.

Товарищи и друзья

Детям удобнее общаться с детьми своего пола. Так создаются однополые сообщества мальчиков и девочек. Долгое время между ними существует своего рода конфронтация. Она помогает детям вырабатывать гендерную идентичность.

Собираясь в группы, мальчики приобретают большую автономию от мира взрослых. Они вырабатывают внутригрупповые правила, которые следует неукоснительно соблюдать. При этом группы могут бросать вызов правилам и нормам взрослого сообщества.

Внутри мальчишеских сообществ формируется иерархия. Положение мальчика в сообществе зависит от разных факторов. Чаще всего играет роль степень маскулинности. Члены группы, находящиеся на одном уровне, образуют свою подгруппу. Место в иерархии или вообще вне группы влияет на развитие личности мальчика.

Участники одного сообщества воспринимают друг друга в качестве товарищей. Но друг для подростка — более интимное и сложное понятие. Обычно друзьями они называют лишь нескольких человек. В этом ярких гендерных различий не наблюдается.

Друзья помогают подростку осознавать собственное «Я». Наличие друзей положительно влияет на многие психологические характеристики. В их числе такие важные, как самоуважение и эмоциональный комфорт.

Девичья дружба часто бывает более эмоциональной и близкой. Мальчики же чаще всего держат определенную дистанцию. Причина этого — маскулинный канон: мальчики не выражают своих эмоций и не стремятся общаться слишком тесно. В последнее время гендерные стереотипы слабеют. Это сказывается и на характере мальчишеской дружбы. На фоне этого также все более частой становится дружба между мальчиками и девочками.

Спорт и массовая культура

Спорт играет в мальчишеской культуре огромную роль. Он формирует основные маскулинные черты: силу, доминантность, соревновательность. Работа в команде укрепляет товарищеские отношения. Одиночные виды спорта предполагают конкуренцию с противниками и преодоление себя.

Маскулинный идеал невозможен без спортивных побед. Успехи в спорте и их признание у товарищей повышают самооценку мальчика. Те же, кто не занимается спортом или не имеет успеха в нем, часто имеют низкий уровень самоуважения.

Долгое время считалось, что занятия спортом помогают пустить мальчишескую агрессию в позитивное русло. Они укрепляют здоровье, занимают детей и разряжают их энергию. Однако факты показывают, что спортсмены за пределами соревнований могут применять свои навыки во вред людям. Особенно это касается тех, кто занимается силовыми видами спорта. Многие из них становятся преступниками. Зачастую это случается после завершения спортивной карьеры.

Это можно предотвратить, если с самого детства с мальчиком занимается адекватный и мудрый тренер. Фигура тренера зачастую единственная мужская фигура среди педагогов. Тренер становится для своих подопечных как бы вторым отцом. Поэтому многое в будущем ребенка зависит от того, чему его научит тренер.

Когда заканчивается мальчишество

Мальчики вырастают и становятся мужчинами. Их можно примерно разделить на три группы.

Большинство представляют те, которые справляются с формированием агрессивной маскулинности и вырастают в «мужиков». Они имеют успех в сексуальной и профессиональной деятельности, статус в обществе и высокую самооценку. Но при этом они эмоционально бедны и нечувствительны, у них отсутствует эмпатия и не развиты эстетические чувства. Кроме того, они сильно зависят от гендерных стереотипов.

Некоторые мальчики не обретают зрелости и так и остаются вечными мальчиками. Они живые, любознательные и активные. Но часто такие люди испытывают проблемы в социальной и личной жизни. Им не хватает положительных маскулинных качеств, например, настойчивости и основательности.

Самый редкий тип — гармонично развитые мужчины. Они реализовали положительные и избавились от отрицательных маскулинных черт. Такие люди рано осознают свое «Я». Это избавляет их от необходимости подстраиваться под большинство и демонстрировать свою силу. Они уверены в своей мужественности, поэтому не нуждаются в гендерных стереотипах. Это делает их психологически гибкими.

Конечно, эти типажи условны. Каждый взрослеет по-своему, приобретая свои положительные и отрицательные свойства характера. Под взрослением обычно понимается избавление от подросткового максимализма, социальная адаптация и самореализация.

Сегодня возраст взросления несколько выше, чем раньше. Да и само взросление изменилось. Взрослые люди стали свободнее в самовыражении. Стереотип о том, что взрослому человеку не пристало играть в игры, практически разрушен. Огромное количество продуктов массовой культуры, которые раньше интересовали лишь подростков, сегодня производится и для взрослых. Это игры, комиксы, фильмы и мультфильмы, коллекционные предметы, в том числе куклы.

Взрослая культура в целом стала ближе к детской. Сегодня серьезные темы вполне могут подаваться в шуточной форме. Деятельность все больше геймифицируется, то есть приближается к игре. Люди чувствуют себя раскованнее и проще. При этом положительные моменты взрослости остаются. Все так же ценятся ответственность, гибкость, умение использовать знания и опыт на практике.

Иначе говоря, мы живем во времена, когда все меньше правят стереотипы и все больше ценится индивидуальность. Мужчинам уже не нужно отыгрывать агрессивные роли добытчиков и защитников. Гораздо важнее привыкать к новым ролям, требующим хорошо развитых эмоциональности и эмпатии. Важно помнить об этом при воспитании мальчика.