Как любить ребенка

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Право ребенка на уважение. Каково быть ребенком

Ребенок мал и слаб по сравнению со взрослыми. Поэтому и его чувства кажутся нам незначительными: мы легко позволяем себе проявлять к детям фамильярность, недопустимую в общении между взрослыми людьми. Например, мы можем остановить ребенка на бегу, поднять его на руки, усадить против его воли, прервать его во время разговора.

Ребенок полностью зависит от взрослых, которые обеспечивают его всем необходимым. Однако купленные родителями вещи на самом деле детям не принадлежат. Ребенку нельзя распоряжаться личными вещами по собственному усмотрению: что-нибудь потерять, испортить, подарить, даже отказаться от подарка. За каждую мелочь он обязан отчитываться перед родителями. А ведь даже нищие вправе пользоваться подаяниям подаянием как хотят!

Ребенку трудно использовать привычные для нас предметы быта. Например, немалых усилий требуют попытки малыша забраться на стул, открыть дверь. Поэтому он так хочет стать «большим», словно бы это означало «сделаться настоящим».

Дети неохотно говорят о своем прошлом, в отличие от стариков. Нас забавляет, когда ребенок важно говорит: «Когда я был маленьким...» В этой фразе сквозит пренебрежительное отношение к детству, которое дети перенимают от нас.

Взаимная неприязнь детей и взрослых

Взрослые лишены детской грации, легкости, любопытства. Они боятся сквозняков или промокнуть под дождем, им трудно подниматься по лестнице. Многие имеют лишний вес, лысину на голове. Мало того, что они берегут себя, заботясь о собственном комфорте, — они еще и ограничивают детей. Ленивый, недомогающий и сварливый взрослый вызывает у ребенка в лучшем случае жалость.

Взрослые часто потеют и злоупотребляют духами. Однако ребенок не вправе прямо сказать им то, что чувствует. «Воняет!» — звучит бесцеремонно, невежливо. Взрослый скажет ребенку, что тот ничего не понимает, ибо еще мал.

Во всех ситуациях взрослые чувствуют свое превосходство над детьми. Родственники и знакомые родителей позволяют себе гладить ребенка по голове, целовать или сажать к себе на колени без его согласия. За робкие попытки освободиться или отстраниться ребенка сразу же обвиняют в дурных манерах. По какому праву взрослые требуют от детей деликатности, в то время как сами ведут себя с ними совершенно бестактно?

Родители призывают детей говорить только правду. Однако взрослые сами повсеместно лгут и детям, и друг другу. Они улыбаются собеседнику в лицо, а за спиной отзываются о нем весьма нелестно. Их вежливость равна лицемерию.

Все эти типичные черты взрослых вызывают у детей оправданное отвращение. С другой стороны, и родители рано или поздно начинают испытывать ответную неприязнь к своему ребенку.

Поначалу молодым родителям приятно и умилительно смотреть на своего мирно спящего новорожденного. Их трогают забавные слюнявчики и пинетки — такие новенькие и нарядные. Родители фантазируют о ребенке, воображая его будущее в радужном свете.

Однако первые же бессонные ночи, детские болезни и капризы становятся серьезным испытанием для родительской любви. Уставшие родители начинают тайно испытывать обиду на ребенка, не оправдавшего их ожиданий. Им кажется, будто малыш, только что научившийся ходить, делает все им назло.

Сначала они ждут- не дождутся, когда же он, наконец, начнет ходить и говорить. Когда у ребенка появляются долгожданные навыки самостоятельности, у взрослых возникают новые проблемы. Как уберечь от малыша ценные вещи? Как отделаться от его неудобных вопросов?

Тем временем ребенок продолжает взрослеть. Он дерется, ссорится со сверстниками, пробует воровать. У него появляются свои тайны. Если начать расспрашивать ребенка — он бессовестно соврет. И когда он уже начнет себя контролировать?

Подросток растет небывалыми темпами и требует для себя уйму весьма дорогих вещей. Он быстро изнашивает любую одежду и уже не желает носить выбранные родителями костюмы. Он с презрением отворачивается от одежды на вырост, по каждому поводу спорит. Как тут не разозлиться на этого неблагодарного грубияна?

Уважать ребенка

Причина мучительного конфликта родителей и детей состоит в нашем изначально неверном взгляде на детство. Оно ценно не только как потенциальная возможность ребенка кем-то стать в будущем. Ребенок совершенен в каждый неповторимый момент своей жизни. Он не только готовится к жизни — он живет уже сейчас!

Неопытность ребенка — его основное отличие от взрослых. Его деятельное желание познать мир заслуживает подлинного уважения. Ребенок подобен иностранцу в незнакомой стране. Он нуждается в терпеливом объяснении, указании верного пути, помощи и подсказке. Взрослые должны стать для детей как бы проводниками по неизведанной стране.

Как любить ребенка. Ребенок в семье

Когда у молодых родителей появляется ребенок, они называют его «своим». Это ложь! Они еще не знают этого человека. Для того, чтобы приблизиться к пониманию его индивидуальности, требуются долгие и самые тщательные наблюдения.

Бессонные ночи, первые детские болезни дают матери бесценный опыт. Она учится внимательно наблюдать, отмечая едва уловимые изменения в состоянии ребенка. Она начинает различать многогранные оттенки детского плача, его румянца, глубину дыхания.

Так рождается материнская интуиция. Бывает, что проницательная мать замечает первые признаки недомогания ребенка за несколько дней до начала болезни. Она подозревает неладное, когда ребенок выглядит еще совершенно здоровым и опытный врач не видит никаких симптомов.

Наблюдательная мать знает своего ребенка лучше самого высококлассного специалиста по уходу за детьми. У нее нет необходимости доискиваться, нормально ли развивается ее малыш. Она не сверяется ни с какими нормами и графиками — она просто знает.

Заметки о питании и сне детей

Любые книжные рекомендации о режиме сна и кормления младенца представляют собой усредненные показатели. Они не учитывают индивидуальных особенностей малыша и матери.

Так, некоторые младенцы сосут часто и жадно, другие — вяло. Это не единственный показатель аппетита ребенка, ведь и скорость выработки грудного молока у каждой женщины разная.

Например, младенец делает много сосательных движений, а сглатывает редко. Значит, молоко течет медленно. Кормление стоит ребенку большого труда. Если молоко стекает по губам новорожденного — ситуация противоположная.

Одна мать жаловалась на приеме у врача, что ее ребенок начинал сосать грудь, но вскоре бросал сосок и плакал. В то же время с ложки малыш пил охотно. Выяснилось, что шелуха от семечки попала ему в рот и врезалась в десну. Сосать малышу было больно.

Чтобы выяснить причину проблем новорожденного, важно учитывать множество деталей. Бессмысленно строго придерживаться единой схемы кормления по времени и ограничивать их продолжительность. Ни один врач не знает настоящей потребности ребенка лучше, чем мать.

Родители подросших детей часто проявляют совершенно беспочвенное беспокойство по поводу ухудшения их аппетита. Темпы роста ребенка то замедляются, то ускоряются. За первый год жизни его вес ребенка увеличивается втрое. Потом темпы роста замедляются. Ему Малышу требуется меньше питательных веществ, чем прежде. Принудительное кормление обильными порциями принесет ему только вред.

Размер порции необходимо соизмерять с аппетитом ребенка. В летнем лагере, где работал автор, для этого было введено особое правило. Порции были стандартные для всех детей, но каждый имел возможность взять себе дополнительно хлеб — сколько захочет. Запрещалось лишь играть с хлебом, уносить его с собой, разбрасывать, прятать под подушку и т. д. В течение нескольких дней дети привыкали оценивать свой аппетит и не брать лишнего.

В книгах по детской гигиене обычно пишут, что необходимая ребенку продолжительность сна уменьшается с возрастом. Это не всегда так. Подростки бывают крайне утомляемы, так как переживают бурный скачок роста и развития. Вся их энергия расходуется на перестройку тела. Иногда им хочется рано ложиться спать, вместе с малышами.

Летом, особенно в жаркую погоду, дети, наоборот, спят мало: не более 8-9 часов за ночь. Насильно удерживать их в кроватях по 11 часов, согласно медицинским предписаниям, — преступление.

Воспитание ребенка с учетом его индивидуальности

Каждый ребенок неповторим. Индивидуальные различия между младенцами проявляются с первых же дней их жизни.

Есть дети красивые и гармонично сложенные, которые располагают к себе с первого взгляда. Желая воспитать в них скромность, некоторые родители скрывают этот факт. В таких семьях взрослые никогда не позволяют себе отметить внешнюю привлекательность ребенка. Это ошибка!

Ребенок в любом случае узнает о своей красоте от других людей, почувствует симпатию к себе через по их взглядывзглядам, интонации. Рано или поздно перед ним встанет соблазн злоупотребить впечатлением, которое он производит на окружающих. Красивого ребенка стоит воспитывать иначе, чем некрасивого.

Есть дети с врожденной терпеливостью. Они плачут редко и быстро успокаиваются. Иные младенцы заходятся в надрывном плаче, засыпая после него в изнеможении. Такой плач — признак активного и возбудимого темперамента, силы желаний.

Известно, что в младенчестве Наполеон был невероятно криклив. Видимо, его врожденная требовательность и настойчивость сыграла решающую роль в его яркой судьбе.

Плач — не главный показатель степени физического страдания младенца. Один ребенок на единицу боли реагирует десятью единицами крика. Другой малыш на 10 единиц боли отвечает всего одной единицей крика. Терпеливость — это, скорее, устойчивая характеристика врожденного темперамента.

Колоссальные различия между детьми в степени чувствительности к боли автор продолжал наблюдать в летнем лагере для малоимущих детей. Все лето ребята жили в деревне, на берегу реки, вблизи леса. В целях закаливания они ходили исключительно босиком.

У самых активных детей неизбежно появлялись ссадины и порезы на ступнях. Некоторые из них ни на что не жаловались, и как будто не замечали своих ран. Другие, наоборот, страдали от малейшей царапины. Одним детям стоит беречь себя больше, чем другим.

Есть дети активные и пассивные от природы. Первые непоседливы, требовательны, неудобны для взрослых. Они быстро учатся на собственном опыте проб и ошибок, и при этом легко забывают о пережитых неприятностях. Вторые — сравнительно податливы, внушаемы, подолгу вспоминают свои ошибки. Их часто ставят в пример активным ребятам.

Взрослым следует понимать, что неудобный ребенок — не значит плохой. В действительности, каждый ребенок время от времени становится неудобным: когда болеет, когда напуган или растерян.

Если ребенок подвижен и вспыльчив от природы, ему будет трудно научиться себя сдерживать. Ему потребуется услышать от взрослых множество замечаний и напоминаний, чтобы «исправиться». Изменить свой темперамент он все равно не сможет, как бы ни старался. При этом результат длительной и упорной воспитательной работы всегда будет хрупким и неустойчивым. В любом случае врожденные черты ребенка будут все ярче проявляться по мере его взросления.

Право ребенка на смерть

Благополучные и любящие родители из среды состоятельных горожан тщательно оберегают своих детей от всевозможных опасностей и болезней. Нельзя есть мороженое — заболит горло, нельзя есть сливы — заболит живот, нельзя выбегать на улицу в дождь или мороз — простудишься. В детских комнатах царит стерильная чистота.

Излишний контроль унижает ребенка. Вместо того, чтобы жить сегодняшним днем, познавая трудности и опасности окружающего мира, он только готовится к будущей взрослой жизни.

Студент университета все еще готовится жить, в то время как годовалый деревенский малыш уже живет в полном смысле слова. Деревенский ребенок, выбирается из дома, едва научившись ходить. Он сопровождает маму к колодцу, цепляясь за ее юбку. Он встречает по пути и собаку, и старших мальчишек, которые легко могут сбить его с ног. Никто не напоминает ему, что он мал. Такой малыш сам видит, что ему по силам, а что — нет.

Окружая ребенка тщательным уходом и надзором, родитель не может и помыслить о его возможной смерти. Однако жизнь ребенка принадлежит ему, а не его родителям. По факту своего рождения он имеет право и на смерть. Мы не должны лишать ребенка полноценной и активной жизни из-за собственного страха перед смертью.

Летние лагеря для детей бедняков

Работа с детским коллективом — настоящее испытание для молодого педагога. Часто самые энергичные и благородные воспитатели становятся беспомощными жертвами травли со стороны детей. Наиболее приятные и подающие надежды ребята неожиданно подводят воспитателя. Регулярное недосыпание, мелочные претензии начальства, непрекращающийся наплыв детских жалоб и просьб чрезвычайно утомляют.

У вчерашнего педагога-энтузиаста заканчиваются силы и терпение. Ему некогда и уже даже не интересно читать книги по детской психологии. Он становится ленивым, раздражается по мелочам, несправедливо наказывает детей или притворяется, будто не видит их явно предосудительных поступков. Дети, привыкшие дома к жестокому обращению, мстят всем взрослым в лице своего бедного воспитателя и упиваются триумфом непослушания.

Все эти типичные трудности неопытных педагогов не понаслышке знакомы автору. Предостерегая коллег не повторять своих ошибок, он разбирает свои промахи самым безжалостным образом.

Прежде всего, успех воспитателя зависит от того, сумеет ли он установить доверительные отношения с каждым ребенком лично. Здесь неуместны пустые вопросы для поддержания контакта, слащавый флирт, поглаживания по головке и вообще прикосновения. Все это раздражает детей. Нам нужно настроиться на серьезное сотрудничество, основанное на взаимном уважении.

Стоит потрудиться запомнить все имена и фамилии детей, отметить отличия похожих ребят, чтобы их не путать. Очень полезно фиксировать первое впечатление и другие наблюдения о каждом ребенке в блокноте.

Привычка наблюдать и вести записи поможет педагогу увидеть прогресс в самых трудных областях воспитания. Например, дети часто дерутся. Полностью прекратить любые драки в большом детском коллективе невозможно. Однако можно уменьшить их количество. Это тоже очень важный положительный результат.

Посчитаем исходное количество драк, построим его график в течение нескольких дней. Проведем с ребятами воспитательную беседу, установим новые правила, устраним некоторые поводы для ссор. Драк стало меньше? Это достойная победа воспитателя.

Успех организации детского коллектива во многом определяется способностью воспитателя предвидеть проблемы. Стоит заранее отказаться от недостижимых идеалов вроде «ни одной травмы», «никто не плачет», «все дети здоровы», «все просыпаются и встают с кроватей в одно время по команде». В любом детском коллективе около 20% ребят окажутся неудобными.

Так, большинство детей приходит строиться парами строго к назначенному времени, но всегда найдутся такие, кто опоздает. Есть дети, которых необходимо подождать. Некоторых приходится звать по нескольку раз. Другим проще догнать остальных уже в дороге. Кто-нибудь из детей обязательно поссорится и не захочет вставать с прежним товарищем в пару. Скорее всего, кого-нибудь подведет здоровье.

Педагог должен ожидать наперед каждую из этих возможных неприятностей и иметь готовый план на всякий случай. Например, можно разрешить детям меняться парами, кроватями или местами за столом, но только не чаще чем раз в неделю или в месяц.

В большом детском коллективе придерживаться разумного распорядка дня возможно лишь с помощью тех самых 80% «удобных» детей. Один добровольный помощник найдет для товарища потерянный предмет. Другой — поможет малышу одеться. Из сотни таких мелочей складывается ежедневный быт детского учреждения.

Воспитание детей в доме сирот

В детском доме, где работал автор, ключевую роль в поддержании дисциплины и порядка играла система дежурств. При этом дежурные по спальне, в уборной, на веранде регулярно сменялись. Благодаря этому, дети с лидерскими наклонностями не зазнавались в почетной роли помощника воспитателя. Каждый ребенок мог попробовать разные способы участия в общем деле.

Дежурства выбирались детьми добровольно. Некоторые (хотя и не все) дежурства оплачивались. Дети знакомились с деньгами и пробовали ими распоряжаться.

Несправедливо считать, что все дети без исключения легкомысленно и расточительно тратят деньги лишь на игрушки и сладости. Некоторые дети подолгу копят свои сбережения для на дорогостоящей дорогостоящую и нужной нужную покупкипокупку. Многие дети тщательно разглядывают товары, сравнивают цены в магазинах, чтобы сделать наиболее выгодный выбор.

В детском доме особенно остро стоит проблема собственности. Личная вещь, даже если она кажется взрослому бесполезным хламом, может многое для ребенка значить. Камни, листья, ленточки, детали разломанных игрушек символизируют для ребенка и его воспоминания, и его мечты. Грубейшей ошибкой воспитателя было бы бесцеремонно выбросить все «барахло», скопившееся у детей в их прикроватных тумбочках.

Присваивание детьми чужих вещей является воровством, даже если убыток незначителен или легко восполним. Так, среди детей бедняков на протяжении многих веков популярна игра в камушки. Дети бросают на стол кучку из 6 шести камней и соревнуются: у кого они разлетятся дальше. Поначалу воспитателя раздражали на первый взгляд нелепые жалобы ребят на то, что партнер по игре забрал себе чужие камни. Так и хотелось отмахнуться: «Здесь повсюду валяются камни. Пойди, набери себе другиедругих».

Это было бы несправедливо. Если вы попробуете поиграть вместе с детьми, то вы быстро убедитесь, что не все камни одинаковы. Плоские камушки почти не отскакивают от поверхности стола, а круглые разлетаются за его пределы. Подобрать для игры набор камней удачной формы стоит ребенку большого труда. Его право на обладание ими заслуживает уважения.

Недопустимо не только отбирать, но и присваивать себе случайно найденные вещи. В доме сирот для потерянных вещей был выделен специальный шкафчик со стеклянными дверцами. В определенное время дежурный возвращал такие находки хозяевам.

В случаях, когда дети портят или просто изнашивают свои вещи, они обращаются к воспитателю со справедливой просьбой о восполнении недостатка. В большом детском коллективе поток подобных просьб нескончаем. У них постоянно заканчиваются тетрадки, чернила, отлетают пуговицы и прочее.

Чтобы освободить педагогу время, в детском доме придумали «ларек». Детский ларек — это кладовая комната, шкаф или просто ящик, в котором хранятся запасы принадлежностей повседневного спроса. Он открывается лишь раз в неделю и желающим выдаются бесплатно или за небольшую плату необходимые вещи.

Еще одним приемом, сберегающим педагогу немало бесценного времени, является система письменного общения с детьми. В ней могут участвовать все воспитанники. Те, кто еще не научился писать, могут обратиться за помощью к старшим товарищам. Наличие «почтового» ящика дает воспитателю полное право прервать ребенка, обратившегося в неудобный момент. «Напиши, что ты хочешь и почему». Письма всегда более продуманны и глубоки, чем устные обращения детей.

Ссоры и серьезные проступки детей в доме сирот выносились на специально организованный суд. Члены судебного совета выбирались самими детьми путем тайного голосования. Примечательно, что каждый ребенок имел право подать в суд на самого себя, если чувствовал себя виноватым.

Решением суда назначалась мера наказания. Самым легким наказанием была просьба больше так не делать. Самое суровое решение — исключить ребенка из детского дома. При этом исключенный ребенок имел возможность обжаловать постановление суда по истечении 3 трех месяцев. Просьбам ребенка В просьбе вернуться ребенку не отказывали, при условии, что кто-нибудь из воспитанников решится взять над ним шефство.

Правила жизни. Право на игру

Порой взрослые стыдят детей школьного возраста за то, что те играют, как маленькие. Мальчик, который играет вместе с девочками в куклы, с большой вероятностью увидит неодобрение в глазах родителей и сверстников. Над ним будут посмеиваться даже в том случае, если он в этой игре выполняет традиционно мужскую работу. Например, он может строить дома или изготавливать мебель для кукол.

Насмешки здесь неуместны. Играют не только дети, но и взрослые. Допустима любая игра, если ребенок в ней заинтересован и не мешает своим товарищам.

Право на отказ

В любом детском коллективе находятся такие дети, которых другие не хотят принимать в игру. Бывает, что ребенок и сам неохотно подключается к общему веселью. Чаще всего взрослым это не нравится. Они подталкивают одиночку проявить инициативу к общению или уговаривают ребят выделить и этому ребенку роль в игре. Такое вмешательство не всегда оправданно.

Причины отвержения ребенка могут быть разными. Некоторые дети расстраивают игру, нарушают правила, командуют другими, ноют и жалуются. Дети повинуются просьбе взрослого, уступая такому ребенку очередь и реквизит для игры. Однако в результате этого игра преждевременно распадается.

Допустим, шумного и импульсивного ребенка позвали в гости в угоду его родителям. Перевозбудившись во время игры, тот ломает мебель и игрушки. Наказание же за проступок получают все участники игры, хотя остальные ребята ни в чем не виноваты. Они лишь послушались взрослых и приняли в игру того, с кем играть не хотели.

Иногда причиной отказа детей от общения друг с другом являются социально-экономические различия между их семьями. Дети бедных и богатых родителей избегают друг друга.

Хорошо воспитанный бедняк не решается заводить знакомство с ребенком состоятельных родителей. Первый опасается, что другой подумает, будто он собирается выпрашивать игрушки и угощения. Поэтому дети из благополучных семей чаще всего имеют дело только с самыми хитрыми и завистливыми бедняками, которые не стесняются подходить первыми, попрошайничать и обзываться. Так складывается ложное впечатление, что все дети бедняков таковы.

Иногда ребенок, который обычно весел и общителен, становится замкнутым и стремится к уединению. Взрослому кажется, что ребенок слоняется без дела и скучает. Так и хочется дать ребенку совет: «Пойди, поиграй с ребятами».

Но что, если у ребенка болит голова или живот? Возможно, он не хочет рассказывать о своем недомогании, опасаясь показаться «нытиком». Может быть, под влиянием совета он сделает над собой усилие и вольется в компанию. В скором времени проявят себя его усталость и раздражительность. Игра снова будет расстроена по вине взрослого.

Мы не должны навязывать ребенку игру, лишая его возможности играть, как он сам считает нужным. Отказ ребенка всегда следует принимать во внимание. Имея навык твердо отказываться от предложений взрослых, он сможет устоять и против недоброжелательного незнакомца на улице.

Золотое правило педагогики

Педагог бессилен изменить природу ребенка. Тем не менее, при благоприятных условиях воспитания ребенок постарается исправиться.

Например, вспыльчивый мальчик регулярно затевал драки. Когда он научится сколько-нибудь себя сдерживать —, на смену физической агрессии придут ругательства. Но со временем и их станет меньше.

Мудрый педагог не требует от ребенка невозможного и не ждет от воспитания быстрого и стойкого результата. Он дает ребенку понять, каковы его природные наклонности, и помогает постепенно учиться держать их в рамках допустимого поведения.