Прежде чем ваш ребенок сведет вас с ума

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Дети — это отражение родителей. Чем безумнее или счастливее родители, тем безумнее или счастливее их дети.

Работая с «трудными» детьми, автор вывел самую важную закономерность: главное в воспитании — отношения. Если наладить отношения, то и все остальное вскоре улучшится.

10 правил воспитания

Многим родителям в период роста детей необходимы четкие инструкции, потому что любовь и усталость не позволяют им мыслить и действовать трезво.

Воспитывая детей, нужно придерживаться следующих правил.

  1. Отношения — это самое главное. Контроль, дисциплина, страх отношениями не являются. При любых обстоятельствах ребенка нужно уважать и строить с ним хорошие отношения.
  2. Любить ребенка и проявлять к нему симпатию — не одно и то же. Симпатия, легкость, игра должны быть фоном построения отношений в любой семье.
  3. Дети — жадные поглотители внимания. Его им нужно давать постоянно, не доводя до голода.
  4. Четко следуйте правилу: не концентрироваться на плохом, но всячески поощрять и подчеркивать хорошее. Растет то, что поливают. Если плохое поведение обильно «поливать» вниманием — оно будет расти.
  5. Выставление границ очень важно. Без этого ребенок не сможет научиться действовать в этом мире.
  6. Необходима последовательность в воспитании, ее нужно придерживаться, насколько возможно.
  7. Нельзя прощать неуважение и ужасное поведение.
  8. Надо иметь готовый план на разные случаи жизни.
  9. Любое действие ребенка — это его способ донести какую-то информацию, то есть форма общения.
  10. Смиритесь с тем, что вместе с детьми в жизнь вошел хаос, и не пытайтесь его победить.

Маленький мозг

Общаться с ребенком будет легче, если знать, как устроен его мозг. Детский мозг — не просто копия взрослого мозга в уменьшенном размере. Мозг развивается под воздействием и генов, и среды. У новорожденного больше нейронов — основных клеток мозга, — чем у взрослого. Связи между ними устанавливаются в процессе роста. До двух лет мозг человека развивается с той же интенсивностью, что и у зародыша. К трем годам в мозгу ребенка больше нейронных связей, чем у взрослого. Потом лишние связи — те, что не закреплены повторением, — отмирают.

Так в первые годы жизни человека в его мозгу создается картина мира и формируются основные принципы и реакции. Выросший в любви и спокойной обстановке ребенок впоследствии воспринимает реальность адекватно и спокойно, на уровне химических реакций в организме в том числе.

Для формирования в мозгу ребенка нейронных связей нужного качества и количества важно не обучать его чему-то с ранних лет, а правильно кормить, окружать любовью, удовлетворять потребности по возможности, поощрять исследование мира и любознательность, общаться с ним, говорить, читать, обозначать разумные правила, стараться самим не испытывать стресс. Если вы сорвались и прикрикнули на ребенка — не беда, но если постоянно орете, это может сделать его неполноценным.

Общение с ребенком

Разговаривать с детьми нужно уметь. От неправильного общения или его отсутствия происходят все конфликты. Ребенка важно слушать — осознанно, демонстрируя свое внимание, задавая вопросы, а не просто молча кивая, — и хвалить за общение. Малышу важно знать, что им интересуются. Прислушавшись к тому, что он говорит, можно понять, какова его мысленная карта мира. Особенно нужно обращать внимание на фразы-убеждения и стараться корректировать их при необходимости.

Иногда основные убеждения детей можно понять, просто наблюдая за ними. Что является ключевым для них, когда они принимают решения? Каково их отношение к жизни и миру в целом?

Еще в детстве можно заменить установки вроде «со мной никто не хочет дружить» или «у меня никогда ничего не получится» на более позитивные.

Плохое поведение любого ребенка обычно вытекает из неумения или недостатка способностей и мотивации вести себя иначе.

Для исправления поведения воспитателям необходимо иметь план.

  1. Подробное пошаговое описание проблемы: ситуации и условий, при которых она возникает и при которых ее нет.
  2. Выявление недостатков, имеющих место в умениях, способностях или мотивации ребенка, которые не дают исправить его поведение.
  3. Устранение недостатков. Можно перевести проблему вовне: например, если ребенок стеснителен, ему можно сказать, что есть некая «стеснялка», которую нужно побороть. Родители должны подавать личный пример или придумать героев, которые ведут себя по-другому. Если смоделировать похожую ситуацию в игре, обязательно хвалить ребенка, просить его совета — тогда он начнет сам думать над проблемой, искать выход из ситуации.

Самое важное, что нужно понять: поведение детей — это их способ общаться со взрослыми. Даже младенец общается с нами, подавая сигналы, которые нужно уметь считывать. Плач говорит о том, что он или голоден, или устал, или что-то не так с его физиологией.

Сон

Он очень важен, и чтобы его наладить, необходимо следовать определенному ритуалу, в который нужно включить еду, купание, чтение или общение, обстановку (знакомую и уютную) — и все это в спокойной атмосфере. Если ребенок плачет, разберитесь, какова истинная причина слез. И не отступайте от заведенного ритуала.

У подростков тоже должен быть свой ритуал для сна: нужно исключить на ночь сладкие напитки, просмотр телевизора, гаджеты или яркий свет. Нельзя идти на поводу у ребенка, если он вовлекает вас в какую-то игру или еще как-то ломает установленный ритуал. Например, поисками потерянной игрушки. Дети чувствуют слабину и пытаются манипулировать родителями. Нужно мягко противостоять этому, соблюдать заведенный распорядок, ласково, но твердо и уверенно говорить ребенку, что сейчас будет происходить и как он будет засыпать.

Если проявлять последовательность и твердость, то спустя некоторое время вы приучите ребенка вовремя засыпать.

Продумывайте детали ритуалов, творите их вместе: например, ребенок может сначала укладывать спать любимую игрушку. Главное, чтобы эти действия не будоражили, а успокаивали малыша. Если ребенок покидает кровать, возвращайте его обратно мягко, но уверенно, без лишних слов. И ждите, пока он уснет.

Часто люди, утверждающие, что «испробовали все», действительно испробовали многое, но без системы и непоследовательно. Детям важны границы. Когда они установлены, их нужно строго придерживаться.

Проблемы с отходом ко сну подросших детей связаны с непослушанием. Покажите подростку, что вы намерены настаивать на своем и имеете на это все права. Иногда нужно шантажировать детей, чтобы получить необходимое: например, не давать или не позволять им того, что они любят, если они не следуют установленному порядку отхода ко сну.

Еда

Голодный человек может съесть почти все что угодно. Поэтому если ребенок капризничает в еде, он недостаточно голоден. Дети учатся манипулировать и управлять родителями с самого раннего детства, и здесь тоже важно устанавливать для них границы. Родители излишне подвержены влиянию рекламы, утверждающей, что ребенку нужно такое-то количество таких-то веществ, иначе его жизнь пойдет наперекосяк.

На самом деле в материнском молоке есть все незаменимые вещества, но от молочных смесей тоже не умирают. Папы — и автор в том числе — проще смотрят на многие аспекты роста и воспитания детей, во многом потому, что в случае провалов все равно «виновата мама». И это позволяет отцам не переживать по поводу количества, полезности, температуры еды и прочих мелочей. Иногда такая простота полезна: она позволяет родителям не сойти с ума и не зацикливаться на питании.

Важно учить ребенка придерживаться золотой середины, прислушиваться к своему телу и чувству голода. Если он будет приучен есть все, что находится на тарелке, то это впоследствии может привести к проблемам с лишним весом. Если ребенка пичкают едой, он с меньшей вероятностью будет есть. Есть поговорка про то, что можно подвести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить. То же верно и по отношению к детям. Но если ребенок голоден, он будет есть в любом случае.

Когда есть необходимость что-то дать ребенку, от чего он отворачивается, нужно проявлять настойчивость — и на 21-й раз он все же не отвернется, а съест.

К новой еде приучайте постепенно, вызывая к ней интерес, сначала показывая, но не заставляя есть. Важно научить ребенка питаться грамотно, руководствоваться сигналами желудка.

Если ребенок пристрастился к чему-то одному из еды в ущерб другим видам пищи и закатывает истерики, такое поведение нужно прекратить. Игнорируйте капризы и настаивайте на своем. Не реагируйте увеличением ассортимента блюд — предлагайте те, что есть.

Новую еду можно предлагать также в игровом варианте.

Иногда дети отказываются от чего-то, потому что ни разу это не пробовали или потому что им, к примеру, не нравится сама мысль, что они едят овощи. Что-то новое становится для них стрессом, а стрессов и без того хватает в жизни ребенка.

Если ребенок питается только чипсами, не покупайте их, вообще уберите из дома. Поначалу это может показаться жестоким. Но в данном случае важнее сформировать здоровые пищевые привычки.

Можно привлечь детей к приготовлению пищи каким-то необычным способом, например на костре, устроив пикник. Новую еду нужно представить интересной.

Дети могут упорно сопротивляться, но вряд ли станут голодать настолько долго, чтобы это сказалось на их здоровье.

Если подросток озабочен своим внешним видом и начинает задумываться о диетах, нужно найти причину: источник такого поведения в его окружении. Как правило, дети копируют свое окружение, они всегда поддаются чьему-то влиянию, прежде всего — семьи. Чтобы у детей не возникло проблем с питанием, разберитесь с собой и убедитесь, что у вас их нет.

Вина за пищевое и психическое расстройство лежит обычно на родителях, хотя, как правило, им трудно это признать. Не забывайте о необходимости общения с ребенком. Даже в самом занятом графике нужно находить для этого время, задавать много вопросов, чтобы ребенок научился задумываться о своих мыслях и чувствах.

Туалетные дела

Приучать к горшку — не самое веселое занятие, но есть способы это сделать проще. Малыши часто сопротивляются, когда их усаживают на горшок. Не превращайте это в борьбу. Любые нормы относительны. Кто-то приучается к горшку в год, кто-то не готов и в четыре года.

Заниматься приучением важно, но нельзя на этом зацикливаться.

Тут тоже нужен пошаговый план.

  1. Создать мотивацию. Часто с детьми работает «обратная мотивация»: если запретить им что-то, они сразу этого хотят. Можно запретить горшок, например, под предлогом, что он для больших детей, а малышу нужно до него дорасти. При этом обставить все это весело и привлекательно.
  2. Сначала «научить» ходить в туалет игрушку, чтобы ребенок говорил за нее.
  3. Отменить подгузники, объявив об этом и сделав событием. Купить одежду, не предназначенную для подгузников.
  4. Постоянно интересоваться, не хочет ли ребенок в туалет. При положительном результате вознаграждать усилия. Со временем придут самостоятельные решения ребенка по поводу туалета.
  5. Его успехи стоит положительно закреплять похвалой.

Когда случаются сбои, реагируйте на них спокойно. И помните: в любом новом деле для ребенка важно, чтобы оно делалось с удовольствием.

На ночь снимать подгузники нужно после того, как ребенок научится быть сухим днем. Перед сном и ночью обязательно водить малыша в туалет, чтобы минимизировать риск «ночных происшествий».

Если «ночные неприятности» продолжаются все равно часто и регулярно, возможно, стоит обратиться к врачу.

Капризы

Если единственный способ привлечь внимание — это вопли, дети быстро это понимают. Родительское внимание для ребенка — самая сильная штука в мире. На что оно обращено, то растет и увеличивается. Если хвалить хорошее поведение, можно достичь гораздо больших результатов, чем если ругать за плохое. Как правило, в семьях бывает наоборот: на плохое поведение обращают больше внимания. Поэтому иногда дети подсознательно ведут себя плохо, изо всех сил стараясь привлечь внимание.

Если игнорировать плохое поведение — не 10 минут, а по-настоящему долго, — это даст свои результаты. При этом похвала для ребенка жизненно необходима.

Но похвалу тоже нужно уметь подать: хвалить нужно за что-то конкретное и обязательно с выражением личных чувств. Не «молодец, что сделал то-то», а «мне понравилось, как ты сделал то-то». Важно хвалить не отстраненно, а полностью на этом сосредоточившись, так, чтобы выражение лица соответствовало словам, при этом подтверждая хорошие слова объятием, поглаживанием — любым приятным физическим контактом. Очень наглядно, если похвала следует сразу за тем, что ее вызвало. Чтобы добиться хорошего поведения, нужно его хвалить.

А плохое — игнорировать. Маленьких детей легко отвлечь, переключив внимание на что-то другое. Проще это делать в игровой форме или сочиняя что-нибудь интересное и фантастическое. Например, если ребенок не хочет мыться, предложите ему посмотреть на пузыри в пене или добраться до ванной «в полете». Можно заставлять игрушки или предметы разговаривать, смешить малыша, спорить с ним или даже молоть откровенную чушь.

Чтобы закрепить хорошее поведение детей, родителям нужно иметь соглашение по поводу того, что они оба считают таковым, и обязательно придерживаться принятого решения, чтобы быть последовательными. Если реакции взрослых на поведение разные и несистематические, это может ухудшить ситуацию.

Родителям, как и властям, не стоит вести переговоры с «террористами».

Общаясь с непослушным ребенком, важно сохранять веру в то, что он вас послушается.

Помните: детям жизненно необходимы и хорошие отношения с родителями, и четкие границы. Причиной плохого поведения могут быть разные вещи. Но мир без границ ребенка пугает. Для правильной установки и поддержания границ нужно соблюдать такую последовательность.

  1. Сначала просьба.
  2. Потом приказ.
  3. Если непослушание продолжается, переходите к действию. Им может быть «тайм-аут» или заполнение графика с наклейками за хорошее или плохое поведение: неделя делится на дни и промежутки по несколько часов, в каждый из которых наклеивают картинку или магнит за хорошее или плохое поведение. Хорошо вдобавок создать систему поощрений за преобладание «положительных» наклеек.

Создавать плотный график занятий для ребенка не обязательно, но некоторые пункты должны быть «железными», такие как ритуалы отхода ко сну, пробуждение, выполнение заданий. Часто при введении новых способов, условий и правил жизни дети начинают вести себя еще хуже, не признавая границы. Но как только они понимают, что границы действительно установлены и будут неизменны, они начинают их соблюдать.

В качестве действия хорошо работает обратный отсчет до трех. Если задание исполнено до конца счета, то наказания не будет, если же нет — в графике появляется плохая наклейка.

Но в любом случае воспитатель должен оставаться спокойным, говорить тихим и уверенным голосом. Можно пользоваться таймерами со звуковыми сигналами.

«Тайм-аут»

Это временная изоляция. За проступок нужно удалить ребенка куда-то — в угол, в детскую, в какое-либо скучное место, — где он останется один и никто с ним не будет разговаривать. Нужно, чтобы он обдумал свое поведение. Если и после «тайм-аута» ребенок не слушается, наказание нужно повторить.

Часто капризы детей вызваны скукой или отсутствием движения и свежего воздуха. Иногда родителям можно идти на компромиссы, но только не делайте из этого переговоры с «террористом».

«Лестница неминуемой судьбы»

Трудное поведение детей загоняет родителей в эмоциональную ловушку: они повышают голос, потом кричат, а потом становится невозможно общаться в семье как-то иначе.

Метод «лестница неминуемой судьбы» основан на том, что дети не любят раньше ложиться спать. Как работает метод? Нарисуйте и повесьте на видное место лестницу, где промежуток между ступеньками обозначает полчаса. Лестница «идет» от времени возвращения из школы до часа сна — и на последней ступеньке крепится магнит-символ отхода ко сну.

Неподобающее поведение карается перемещением магнита вниз на следующую ступеньку. Но только после того, как не сработали просьба и приказ. (Помните схему «просьба-приказ-действие»?)

Магнит ребенок может и поднять, если сделает что-то полезное для семьи. Можно составить список дел, «поднимающих» заветный указатель по лестнице. Если в течение недели время отхода ко сну не менялось, ребенка стоит поощрить.

Как и во всем остальном, важно соблюдать эти правила безукоризненно и настаивать на отправлении ребенка в кровать в то время, в которое он заслужил. Нельзя колебаться, показывать сомнения — уверенно отправляйте ребенка спать, отбирая все, что этому мешает. Необходимо только следовать правилам «лестницы судьбы» неэмоционально, показывая, что вся ответственность за то, что ребенок раньше идет в постель, лежит на нем самом и что спорить с родителями по этому поводу бесполезно.

Безопасность

Родители заботятся о безопасности своих детей, но все по-разному. Некоторые впадают в крайности, испытывая паранойю и постоянно ужесточая контроль. Вот главные правила безопасности.

  • Необходимо выстроить с ребенком такие отношения, чтобы он всегда мог подойти и поговорить с родителями на любые темы, уверенный, что его выслушают, поймут и помогут.
  • Вы должны знать о своем ребенке как можно больше, интересоваться его жизнью, тем, что его беспокоит.
  • Доверяйте своей интуиции, потому что большинство злодеев и насильников выглядят как обычные или даже очень приятные люди.
  • Участвуйте в делах ребенка.
  • Задавайте ему не только общие вопросы: позвольте рассказать о том, что конкретно его беспокоит.
  • Научите ребенка прислушиваться к себе, видеть знаки малейшего дискомфорта, ощущать опасность, уметь рассказать о том, что должно настораживать, — но не вызывайте у ребенка паранойю.
  • Проговорите, что стоит делать, если есть тревожные сигналы: к кому обращаться, что говорить.
  • Если ребенок говорит о том, что его «сигнальный звонок» прозвучал, нужно очень внимательно его выслушать, не выказывая собственного волнения, оценить серьезность ситуации с полным доверием к ребенку и принять меры.

«Сигналы» опасности могут быть разные: они могут касаться и конфликта с одноклассником, и попытки насилия. В серьезных случаях привлекайте специалистов.

В смысле безопасности детские сады лучше индивидуальных воспитателей: у них больше возможностей контроля. С этой же точки зрения открытые пространства лучше, чем множество закоулков. Отдавая ребенка в школу или сад, стоит ознакомиться с компетентностью и квалификацией персонала, качеством ухода и питания, отношением к дисциплине, подаче информации, общей атмосферой.

Если речь идет о выборе няни, никогда не стоит оставлять маленьких детей с мальчиками-подростками.

Приоритеты

В первую очередь убедитесь, что ребенок высыпается и его режим дня правильный. После этого можно разбираться с тем поведением, которое доставляет больше всего проблем или раздражения родителям.

Сначала нужно сформулировать проблему, потом постараться найти ее причину. Мыслить при этом нужно позитивно, рассматривая ситуацию с точки зрения ребенка: обычно потребности детей не очень велики, и их достаточно легко удовлетворить. Даже если кажется, что ребенок специально вредит вам, обычно это не так.

Следующий шаг — нужно описать цель: какое поведение ребенка нужно изменить и в какую сторону. Тогда будет легче определить, к каким инструментам прибегать, и пошагово расписать необходимые действия.

Помните, что у каждого возраста есть свои особенности — выбирайте инструмент соответственно ему и степени проявления проблемы.

Иногда в самых запущенных случаях стоит начать с того, чтобы привести в порядок себя, детей и дом во всех смыслах слова — от внешнего вида до финансовой стабильности — и только потом переходить к регулированию сна и другим пунктам.

Но в любом случае важно проявлять последовательность, не сворачивать с выбранного пути, пока не будут достигнуты цели.

При всем этом самое главное в воспитании детей — не приучение к горшку или послушному поведению, но привитие им правильных жизненных установок, стремления к хорошему, к реализации в себе лучших черт, уважению окружающих и умению любить.