Тайм-менеджмент для детей. Книга для продвинутых родителей

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Для чего детям тайм-менеджмент

Современные дети испытывают колоссальные перегрузки, связанные с учебой. Количество задач, которые им приходится решать ежедневно, пожалуй, сопоставимо с обязанностями самых занятых деловых людей. Тем не менее, качество образования ребенка само по себе не гарантирует ему жизненного успеха.

Сейчас многие работодатели сетуют на недостаток молодых и перспективных специалистов. Университеты готовят огромное число выпускников по самым востребованным специальностям. Но эти молодые люди не отличаются настойчивостью и целеустремленностью. Финансовое поощрение не повышает их продуктивность. У многих из них собственная профессия вызывает негативные эмоции.

Судя по всему, усилия, которые школьники и студенты затрачивают на учебу, не соответствуют долговременным целям образования. Выбираемые абитуриентами профессии не всегда отвечают их природным склонностям.

Приемы тайм-менеджмента помогут детям освободить время, занятое выполнением ненужных и необязательных дел. Благодаря этому ребята смогут обдумать и выбрать для себя действительно интересные направления образования с учетом личных и семейных ценностей. Из детей, которые знают, чего хотят, получаются самые высококлассные профессионалы.

Стать успешным или жить как придется?

Многие школьники и даже студенты имеют смутные или не соответствующие реальности представления о будущей профессии. Для учащихся средней школы естественно ориентироваться на мнение родителей, которым приходится принимать непростое решение.

Спрос на рынке труда быстро меняется. Даже поступая в университет на программу бакалавриата, абитуриент не может быть уверен в том, что избранная профессия будет востребована через четыре года, когда закончится обучение.

В то же время вопрос о выборе для ребенка будущей профессии встает гораздо раньше, чем он окончит школу. Углубленное изучение отдельных предметов предлагается уже с 5-7-го класса.

Чтобы составить общее представление о том виде деятельности, который подходит вашему ребенку, проделайте следующее упражнение. Предложите ребенку (даже если ему всего десять лет) вообразить себя уже состоявшимся профессионалом. Пусть он опишет, как проходит его день. Например, будущий руководитель сразу представит себя дающим задание своим подчиненным. Значит, такому ребенку подойдет социально-экономический профиль обучения.

Успеха в жизни добиваются люди с высокой самооценкой. Чтобы ваш ребенок правильно выбрал профессию, он должен знать свои сильные стороны.

Поиграйте всей семьей в игру «Зато». Ребенок подходит поочередно к каждому из своих домашних и называет то свое качество, которое ему в себе не нравится. В ответ ему сообщают о его достоинстве. «Да, ты застенчивый, но зато очень упорный». Зная свои сильные и слабые стороны, ребенок будет расти уверенным в себе и устойчивым к недоброжелательной критике.

Умение действовать согласно своему внутреннему плану, а не пассивно выполнять чужие указания называется «проактивность». Это ключевое качество деловых и творческих людей. В основе проактивности лежит понимание собственных ценностей.

Обычно слово «ценность» ассоциируется у ребят со скучными общими фразами из учебников. Поэтому в ответ на вопрос «Какие у тебя ценности?» ребенок, скорее всего, назовет что-нибудь, лично к нему не относящееся. Лучше спросить ребенка так: «Что для тебя в жизни важно?» Тогда мы получим развернутый ответ.

Чаще всего школьники имеют следующие ценности: хорошая успеваемость, общение с друзьями, отношения с родителями, спортивные достижения, хобби и творчество. В идеальном случае, день ребенка должен быть наполнен событиями, соответствующими его личным ценностям.

Очень полезно вести записи наиболее значимых событий за каждый день, неделю или месяц в специально отведенной для этого таблице. В отдельном столбце для каждого события должна быть указана жизненная ценность, которой оно соответствует. Охватив одним взглядом такой ежедневник, ребенок поймет, насколько его повседневные дела отвечают его личным ценностям.

Полезным инструментом самопознания является составление карты желаний. Для детей этот прием особенно актуален. Визуально представленную информацию они осмысливают глубже, чем обычные конспекты и списки. В центре карты желаний расположите удачную фотографию или автопортрет ребенка. Вокруг него, как лучи солнца, пусть расходятся стрелки к объектам его желаний, которые тоже надо представить в виде зрительных образов. Например, это может быть домашний питомец, о котором ребенок давно мечтает, или медаль за победу в соревнованиях. Дети любят смотреть на свои карты желаний, располагая их на самом видном месте в своей комнате.

Работа с визуализацией объектов желаний способствует развитию навыка правильной постановки целей. Для достижения цели очень важно уметь детально «увидеть» конечный результат планируемой работы. Неслучайно многие выдающиеся спортсмены сообщали, что накануне победы они уже заранее представляли себя первыми пересекающими финишную черту. Цель ребенка должна быть сформулирована им конкретно и образно.

Действовать, добиваясь успеха

Для достижения цели необходимо не только ее точно сформулировать, но и наметить шаги на пути к ней. Привычка уделять по десять минут ежедневно на планирование дел позволит ребенку сэкономить немало времени.

План на день должен быть реалистичным, иначе спешки и разочарования не избежать. Помогите ребенку научиться верно оценивать, сколько времени займет выполнение каждого дела. На первых порах ему будет полезно просто наблюдать и регистрировать все свои занятия в течение дня. Полученные наблюдения необходимо учитывать при составлении плана.

Кроме того, очень важно оставлять некоторый запас времени на случай непредвиденных обстоятельств или вынужденного простоя. Например, ребенок ждет удобного момента, чтобы задать учительнице вопрос по поводу домашнего задания. Ожидание, пока она освободится, можно совместить с другими делами: почитать, позвонить друзьям, попить чай.

Все дела можно разделить на две категории. Первая — дела «жесткие», привязанные к определенному времени. К ним относятся: школьные уроки, дополнительные занятия в секциях. Есть дела «гибкие» — их можно выполнять в любое время и в любом порядке. Чтобы у ребенка не было чрезмерного стресса, количество жестких дел не должно превышать число гибких.

Например, ребенок ездит в школу на автобусе, который ходит по расписанию. Успеть на автобус — жесткая по времени задача. Ей предшествует ряд гибких задач, сопряженных с утренними сборами. Необходимо встать с кровати, привести себя в порядок, одеться, позавтракать и положить в портфель мобильный телефон.

Если в семье несколько детей, ежедневные сборы в школу и детский сад почти неизбежно будут вызывать ссоры между ними. Дети мешают друг другу, отвлекаются, спорят, кто первый пойдет в ванную. Более ранние подъемы не решают проблемы. Наоборот, не выспавшись, дети станут капризничать еще больше.

Чтобы облегчить непростую задачу утренних сборов, можно сделать каждому из детей комплект карточек с напоминаниями о каждом деле. Цвет и форма карточек — разные для каждого ребенка. Перед тем как разбудить детей, вываливаем из коробки все напоминания для детей на стол. Как только ребенок выполняет одну задачу, он бросает соответствующую ей карточку обратно в коробку. Если ребенок пошел умываться, а ванная занята, вместо того чтобы скандалить и торопить брата или сестру, он просто берет себе другую карточку.

По преобладающему цвету карточек на столе мама сразу увидит, кто из детей собирается слишком долго. При такой системе планирования дел между детьми не возникнет нежелательного соперничества.

Списки дел существенно разгружают память ребенка, позволяя ему сосредоточиться на главном. Однако многие дети забывают носить эти списки с собой. Можно прикрепить список напоминаний на какой-нибудь предмет, без которого ребенок никогда не выходит из дома. Например, ключи или телефон. Или просто сделать запись в мобильном ежедневнике.

У ребенка будут быстрее развиваться навыки планирования дел, если ему покажут пример другие члены семьи. Чрезвычайно интересно строить планы всей семьей. Для этого удобно использовать магнитную или меловую доску. Задачи желательно записывать в виде таблицы. Накануне праздника можно предложить каждому члену семьи записать свои пожелания по проведению торжества на общей доске.

Мы должны научить детей не только планировать дела, но и контролировать их выполнение. Используйте списки, таблицы, рисунки, цветные стикеры. Очень удобны липкие закладки — они продаются в книжных магазинах.

Например, ребенок должен ежедневно кормить свою черепаху. Он часто забывает и сомневается, кормил он ее сегодня или нет. Можно приклеить прямо на террариум расписание кормлений по дням недели. После каждого кормления ребенок сдвигает липкую закладку на завтрашний день. Теперь ему достаточно всего одного взгляда, чтобы вспомнить, накормлен ли питомец.

Как быть, если каждый предмет «самый важный»

Когда ребенку задают много домашних заданий, он приходит в замешательство: с чего начать? Каждый учитель считает свой предмет главным. Некоторые учителя рекомендуют детям начинать с самых простых, быстро выполнимых задач. Решив несколько легких примеров, ребенок почувствует свой успех и уверенность в себе, быстрее справится с работой, и у него появится желание приступить к сложному заданию.

Другие педагоги рекомендуют начинать с упражнений по профильным дисциплинам. Например, это могут быть задания по тем предметам, по которым ребенку предстоит сдавать экзамен для поступления в вуз.

В тайм-менеджменте принято делить дела на четыре типа в зависимости от их важности и срочности.

  • Важные и срочные дела необходимо делать в первую очередь. В эту категорию входит, например, подготовка к завтрашней контрольной работе. Также в число первоочередных задач следует включать дела, в которых задействованы другие люди. Их нельзя откладывать на потом, ведь другие участники будут вынуждены ждать, и работа будет стоять на месте, задерживая всех.
  • Важные и несрочные дела — это задачи, соответствующие нашим жизненным целям и ценностям. Основу самодисциплины составляет умение заниматься именно такими делами ежедневно, не дожидаясь, когда они перейдут в категорию срочных.
  • Неважные и срочные дела рекомендуется выполнять по остаточному принципу или перепоручать другим людям. Например, для ребенка вполне допустимо попросить старшего брата написать за него реферат, необходимый для допуска к зачету по одному из непрофильных предметов.
  • Неважные и несрочные дела можно вовсе не выполнять либо использовать их в качестве отдыха и для смены обстановки.

Самой распространенной ошибкой в организации времени является предпочтение срочных дел важным. Вместо того чтобы планомерно двигаться к поставленной цели, мы спешим решать текущие задачи. Наши занятия предопределяются не внутренним планом, а случайными внешними обстоятельствами.

Какими делами дети занимаются большую часть своего времени? Чтобы в этом разобраться, поиграем в игру. Пусть ребенок «превращается» в определенное животное в зависимости от того, что он делает.

Когда он выполняет важные и срочные дела, его можно сравнить с трудолюбивым конем. Это очень важная и полезная роль, но она таит в себе опасность. Если перегрузить коня работой, он может не выдержать и заболеть.

Когда ребенок выполняет важные и несрочные дела, он подобен величественному льву — царю зверей. Наверное, каждому ребенку хотелось бы иметь его повадки.

Решая раз за разом срочные задачи и выполняя чужие просьбы, которые не имеют никакого отношения к его личным интересам, ребенок крутится как белка в колесе. Проблема белки в том, что, выполняя большой объем работы, она, в сущности, стоит на месте.

Иногда ребенок как бы отворачивается от реальности и желает заниматься неважными и несрочными делами. Например, он сидит в социальных сетях или бездумно просматривает смешные видеоролики. В этом случае ребенок превращается в улитку. Пожалуй, это самая незавидная роль из всех четырех возможных. Причиной такого поведения может быть скука и усталость.

Для того чтобы избежать утомления, в распорядке дня ребенка необходимо предусмотреть перерывы на отдых. Если в школе периоды отдыха встроены в расписание уроков, то дома ответственность за свой отдых ложится на самого ребенка.

В идеале во время выполнения домашних заданий необходимо делать перерывы каждые 45 минут. Однако, если ребенок сильно увлекся работой, принудительно переключать его внимание не нужно. Пусть он занимается полтора часа подряд. Тогда время перерыва должно быть увеличено вдвое.

Предпочтительно, чтобы отдых от учебы был связан со сменой обстановки. Общение в социальных сетях — плохой способ передохнуть от выполнения домашнего задания на компьютере. Самыми полезными видами отдыха считаются прогулка, физические упражнения и короткий сон.

Что мешает ребенку все успевать и как с этим бороться?

Большая и трудоемкая работа пугает. В результате ребенок долго не решается приступить к ней. В этом случае незаменим прием, называемый в тайм-менеджменте «съесть слона». Его невозможно съесть целиком, можно лишь по кусочкам.

В детском варианте для описания большого дела используется метафора шоколадного слона. Ведь настоящего живого слона разделывать жалко! Трудное дело перестанет пугать ребенка, если он научится разделять его на небольшие задачи.

Иногда ребенок откладывает выполнение необходимой работы лишь потому, что она для него скучна и непривлекательна. Постепенно у него накапливается большое количество таких дел, за которые ему браться не хочется. Чтобы помочь ребенку справиться с неинтересным, но нужным делом, можно использовать метафору «проглотить лягушку». Быстро завершив неприятное дело, мы освобождаемся и больше не думаем о нем. Объясните ребенку все преимущества ежедневного «поедания» лягушек.

Мощным «поглотителем» детского времени является беспорядок в комнате, на рабочем столе и в портфеле. Ребенку приходится слишком много времени тратить на поиск нужных вещей.

Бесполезно заставлять его убираться в детской комнате, не разобравшись в причинах беспорядка. Чаще всего дети разбрасывают вещи, если родители им покупают слишком много игрушек, а со старыми им жаль расставаться. Еще проблема может быть связана с тем, что родители не предусмотрели постоянного места хранения для каждой вещи.

Бывает, что придуманная родителями система хранения неудобна ребенку. Например, самые часто используемые предметы хранятся в труднодоступных местах. Ребенок увлечен игрой на флейте, а его инструмент хранится на самой верхней полке стеллажа. Естественно, что этот предмет будет валяться там, где ребенок обычно играет. В идеальном случае мы должны предусмотреть удобное место хранения для всех детских принадлежностей именно там, где они чаще используются.

Чтобы подкрепить интерес ребенка к уборке, можно купить красочные коробки для хранения с изображениями любимых персонажей. Это поможет превратить рутинную уборку в увлекательную игру.

Одной из актуальных проблем современных детей является чрезмерное увлечение гаджетами. Ребята проводят огромное количество времени перед светящимися экранами, нанося вред своему здоровью. Из-за бездумного просмотра развлекательных шоу или сериалов у детей не остается времени на учебу.

Есть несколько способов ограничить время, которое ребенок проводит перед телевизором.

Самым радикальным из них является полное исключение телевидения из жизни семьи. Если телевизора дома нет, ребенок его и не смотрит. Можно смотреть с ребенком только избранные фильмы и видеоматериалы в записи без рекламы. Тогда у него сформируется хороший вкус, и в будущем он с меньшей вероятностью будет выбирать низкопробные шоу.

Другой вариант — установить правила использования телевизора. Например, телевизор разрешается смотреть не более одного часа в день. Возможно, неиспользуемое время будет перенесено на следующий день. Многие родители вознаграждают своих детей за выполнение спортивных упражнений или разучивание иностранных слов, увеличивая разрешенное им экранное время.

Если устранить или резко ограничить время просмотра телевизора сравнительно легко, то с компьютером все сложнее. Сейчас очень много домашних заданий в школе предполагают сбор и обобщение информации из интернета. Поэтому родители должны заранее позаботиться о том, чтобы привить ребенку культуру использования электронных ресурсов.

Познакомьте ребенка с высококачественными образовательными приложениями. Настройте в браузере необходимые фильтры для подбора соответствующей его возрасту информации. Вполне допустимо, что у ребенка появится хобби в интернете. Например, очень интересно и познавательно для детей «путешествовать» по всему миру с помощью виртуальных карт Google.

Не стоит забывать, что дети живут в условиях запредельных информационных перегрузок. Телевизор и интернет изливают на нас потоки рекламы, кричащих сообщений, соблазнительных призывов. Стоит ли удивляться, что школьники утрачивают интерес к чтению! Привыкая получать готовые знания в развлекательной форме, они уже не хотят размышлять над книгой.

Однако без приобщения к мировой классической литературе образованным человеком стать невозможно. Читать детям необходимо. Лучше всего делать это всей семьей. Пока ребенок мал, читайте ему хорошие книги перед сном. Когда подрастет — начинайте читать вместе и останавливайтесь на самом интересном моменте. Ребенок из любопытства потянется к книжке и захочет ее дочитать сам. Обсуждайте с детьми прочитанные книги, смотрите фильмы, снятые по мотивам знакомых книг.

Особенности тайм-менеджмента в зависимости от возраста ребенка

Одной из главных задач детей в начальной школе является формирование навыка самоорганизации. Дома ребенку трудно настроить себя на серьезную работу, так как это место ассоциируется у него с игрой и покоем. Чтобы помочь ребенку приступить к урокам, создайте для него психологический якорь.

Якорь — это предмет, который ассоциируется с определенным видом деятельности. Например, в пижаме ребенок только спит. А уроками занимается только при включенной лампе. Если предмет-якорь не используется в других ситуациях, одно его присутствие настроит ребенка на рабочий лад.

В средней школе у детей бурно развивается способность к логическому мышлению. Мы существенно поможем в этом, если будем применять теорию решения изобретательской задачи (ТРИЗ).

Этот метод был разработан в Советском Союзе с целью исследования креативности и стимулирования научных открытий. В последнее время он активно применяется в обучении школьников.

В основе этого метода лежит понятие «функция системы». Чтобы решать задачи творчески, необходимо уметь заменять одни предметы другими со сходными возможностями.

Попробуем потренироваться выявлять функции систем. Предлагайте детям придумывать новые названия для вещей на основе их назначения. Например, пусть лодка называется «переплывалка». На чем еще можно переплыть реку, если нет лодки? Привычка мыслить в категориях возможностей создает почву для творческого решения задач.

Кроме того, учащимся средней школы очень полезно научиться быстро конспектировать учебный материал. Научите ребенка использовать метод интеллект-карт для визуального представления информации. Составление конспектов в виде карт стимулирует мыслительные процессы.

Также необходимо понемногу знакомить ребенка с миром профессий. Хорошо, если найдутся знакомые взрослые, которые смогут доступным языком рассказать ему о своей профессии. Многие школы приглашают специалистов на внеклассные мероприятия.

В старших классах настает время учиться долговременному планированию. В выпускном классе дети выбирают будущую профессию. Желательно вместе с ребенком составить план его поступления в вуз по месяцам: посетить дни открытых дверей, собрать сведения о вузах, записаться на подготовительные курсы, найти репетитора, подать документы и т. д.

Куда пойти учиться

Мы живем в условиях рынка образовательных услуг. Школы конкурируют друг с другом, предлагая углубленное изучение отдельных предметов. Колледжи проводят программы непрерывного образования. Вузы готовят выпускников не только по профильным предметам, но и по смежным специальностям. Такое разнообразие вариантов обучения порой ставит родителей в тупик.

В начальной школе вопрос о профессиональной ориентации, как правило, не стоит. При выборе школы важнее всего ориентироваться на личность и профессионализм первой учительницы.

Поговорите со знакомыми родителями, у которых дети учились в той же школе, куда вы собираетесь отдавать своего ребенка. Критически относитесь к отзывам об учителях, которые публикуются в социальных сетях. Чаще всего их оставляют не самые благополучные ученики, у которых нет более интересных дел, чем обсуждать своих преподавателей.

Гимназии отличаются от школ тем, что начиная с 5-го класса там ведется углубленное изучение гуманитарных предметов. В лицеях с 7-го класса идет интенсивное обучение детей техническим дисциплинам. Следует отметить, что гимназий и лицеев мало, и количество мест там ограничено.

Однако многие школы практикуют углубленное изучение отдельных предметов в некоторых классах. Кроме того, многие вузы сотрудничают со школами.

С 2003 года Россия участвует в европейской системе организации высшего образования. Ее назначение — создать единое образовательное пространство, при котором студент мог бы переводиться в зарубежный университет, не теряя при этом квалификации по пройденным ранее курсам. Эта система предполагает 4 года обучения в бакалавриате и потом еще 2 года — в магистратуре. При этом студент получает не специальность, а направление подготовки.

Одновременно с этим некоторые вузы продолжают готовить специалистов по программе пятилетнего обучения. Однако таких специальностей осталось немного.

Степень бакалавра считается высшим образованием. Тем не менее, у современных российских работодателей еще не выработалась концепция трудоустройства бакалавров. Поэтому при выборе вуза следует сразу ориентироваться на шестилетнее обучение.

Тайм-менеджмент и семейные ценности

Взрослым не надо пытаться внедрить в жизнь своего ребенка сразу все техники тайм-менеджмента. Излишний напор родителей может вызвать у него неприязнь к планированию. Выберите то, что понравится, что заинтересует ваших детей.

Способы планирования дел и контроля над их выполнением будут полезны и самим родителям.

Заведите традицию регулярно устраивать семейные советы. Обсуждайте на них ценности своей семьи. Ведь именно с семейных ценностей начинается осознание своих собственных жизненных целей.