Магическая уборка для детей

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Когда повсюду разбросаны книги, игрушки и одежда, квартира напоминает сектор военных действий! И как часто случается, первой не выдерживает мама. Она принимается уговаривать разыгравшихся малышей навести порядок. Но те не горят желанием прибираться. Еще бы! Ведь это занятие такое обыденное и скучное. А разве взрослые так уж любят его? Наведение порядка не заложено в нас на генном уровне.

Маленький ребенок проявляет любопытство, когда достает вещь, чтобы разглядеть ее или поиграть с ней, а необходимости вернуть предмет на место у него нету. Родители должны с детства учить этому малышей. Это трудоемкий процесс, он потребует массу терпения от взрослых, но, если вы справитесь, поддержание порядка в доме будет легким и необременительным делом.

Что родители должны объяснить ребенку, прежде чем сказать ему: «Наведи порядок»

Во-первых, ребенок должен точно знать, где располагается коробка с его игрушками, и что там должно находиться. Тогда он не будет лишний раз задумываться, куда деть эту машинку или конструктор. Во-вторых, наведение порядка и уборка — не одно и то же. Эти понятия часто путают. Уборка — это устранение грязи и пыли. Навести порядок — значит, расставить вещи по местам, чтобы удобно было их брать снова.

Правила наведения порядка

  • Возвращать на место то, что взял.
  • Принести назад то, что брал с собой. Например, телефон, рюкзак. Место таких вещей четко не обозначено, поэтому ребенку трудно сообразить, где место этих предметов.
  • Разобраться с вещами, которые принес в дом впервые. Это может быть игрушка или листок с домашней работой, поэтому стоит определить место, где эта вещь будет находиться постоянно.

Общие советы для родителей

  • Определите место для вещей. Они должны быть доступны ребенку. Пусть у малыша четко сформируется понимание что, к примеру, полка — для книг, ящик стола — для бумаг и канцелярии, коробка — для кубиков.
  • Отфильтруйте идеальное количество вещей. Если окажется, что часть игрушек сломана или коробка заполнена доверху, то необходимо освободить пространство таким образом, чтобы 30% его оставалось свободным. И это должно стать железным правилом.
  • Указывайте точнее время, когда должна быть выполнена работа. Если вы попросили помыть посуду, но так этого и не дождались, у детей всегда будет отговорка, что вы не обозначили, когда конкретно нужно выполнить ваше поручение.
  • Убирать вещи надо туда, откуда их удобнее доставать. Легко убрать — легко достать. Вот весь секрет.
  • Создайте свои правила. Чаще всего они будут являться запретами, но если взрослые посчитали нужным такие запреты соблюдать, значит, они обязательны для всей семьи.

Правило № 1

Всегда убирать личные вещи с общей территории, например, из гостиной.

Таким образом, дети с малых лет приучатся замечать, не лежит ли их имущество на виду у всех.

Правило № 2

Ничего не ставить на горизонтальные поверхности, не предназначенные для этого специально.

Как велик соблазн выставить всю армию кремов, пенок, масок и шампуней на стиральную машинку в ванной, правда? Но лучше им храниться в специальном шкафчике, не захламляя собой технику.

С какого возраста лучше всего начинать приучение детей к порядку?

Есть четыре этапа взросления.

  • Малыши до 3 лет. Для них важен сам факт привлечения к совместной с родителями деятельности и четкое проговаривание задачи. (Например: зайчика поставь на полку, помоги собрать конструктор в коробку). Благодаря конкретным указаниям малыш усваивает, где должны находиться эти предметы в комнате.
  • Ребята от 3 до 6 лет. Они склонны к проявлению самостоятельности, поэтому стоит дать им больше свободы выбора в отношении предметов и их местонахождения. К примеру, попросить помощи, куда лучше определить ту или иную коробочку, или игрушку.
  • Дети от 6 до 10 лет. Ребенок этого возрастного периода уже усвоил некоторые правила и учится жить, соблюдая их. У него формируются привычки по осваиванию личного пространства, которое отныне ему необходимо. Свой тихий угол станет любимой частью дома, плюс ко всему, у ребенка будет развиваться ответственность за свою комнату и инициатива по наведению порядка. Но родители должны иметь доступ в его комнату.
  • Старше 10 лет. Подросток усваивает правила, которые заведены в доме, его независимость крепнет. Он сам собирает грязные вещи в стирку, и способен определить, каким вещам пора в мусорное ведро.

Вещи в детской комнате

Люди часто теряют вещи потому, что оставляют в разных местах. Если складывать похожие по типу предметы в один и тот же ящик, будет меньше потерь и поисков.

Несколько советов по организации пространства

  • Отсортируйте вещи по «уголкам». То есть разместите их в соответствии с мебелью. Например, компьютерный стол — все для учебы, комод — одежда, и так далее.
  • Установите место нахождения и оптимальное количество вещей.
  • Запаситесь емкостями для комфортного хранения.

Рассмотрим детальнее вещи в детской комнате.

  • Игрушки. По возможности их надо рассортировать: мягкие отделить от пластмассовых и следить за тем, чтобы их общее количество не увеличивалось. Можно выделить для игрушек отдельное место в шкафу и завести правила, как их содержать. Этим правилам обучить ребенка, чтобы развивалась его самостоятельность.
  • Портфель. Он должен быть удобным, чтобы легко было его убрать. Определите отдельное место для него — полку или крючок возле стола. Тогда об него никто не станет спотыкаться в прихожей, а после того, как уроки будут выполнены, его можно повесить на место, не вставая со стула.
  • Контрольные и отдельные листочки с информацией. С этим школьники имеют дело постоянно, поэтому лучше выделить для бумаг такого рода отдельный ящик или емкость-органайзер на письменном столе и по мере заполнения чистить его, выкидывая или перенося в архив неактуальные.
  • Спортивная форма, сменная обувь, контейнер для еды. Эти вещи дети бросают как попало и забывают помыть и почистить. Но нельзя, чтобы они оставались грязными. Поэтому лучше определить специальное место — коробку в прихожей или корзину в ванной, куда бы дети клали их, придя из школы, и откуда мама могла бы их забрать. Со временем надо приучить детей самим заботиться о чистоте своих вещей.
  • Сумки и предметы для дополнительных занятий. Если ребенок посещает секции и кружки, и ему требуются материалы или специальная одежда, организуйте на стене в детской крючки для разных рюкзачков и сумок, чтобы перед выходом из комнаты можно было просто протянуть руку и захватить нужную сумку с собой.
  • Поделки из школы. Так как ребенок часто приносит новые творения, от старых лучше избавляться, оставляя на память их фотографии. Дайте ему право самостоятельно решить, какую оставить, а какую выбросить. Самые сентиментальные родители могут завести специальную коробку и собирать в нее милые сердцу поделки, размещая все где-нибудь на полке с книгами.
  • Бисер, журнальные вкладыши, и прочее. Открытки, картинки, наклейки, вкладыши и прочую мелочь лучше выбрасывать, сохраняя оптимальное количество.
  • Школьная форма. Форму носят каждый день, но не каждый день стирают. Поэтому определите ей место в детской комнате, отдельно, на плечиках, не в шкафу, чтобы не пачкалась чистая одежда внутри шкафа.
  • Одежда. Рассортируйте на группы и следите за тем, чтобы ее не было слишком много. Отдельно распределите одежду по сезонам — что-то носится только зимой, а что-то только летом. Для этих вещей должно быть дополнительное место. Ребенка следует научить отдельно хранить футболки и носки, раскладывать их по своим местам. Попросите трехлетнего ребенка помочь убрать чистые вещи в шкаф, достать нужную по сезону одежду. Постепенно дети приучаются правильному отношению к одежде.
  • Пол. Чего греха таить — дети безумно любят играть на полу, а, следовательно, там всегда царит хаос. Если родители введут правило, чтобы на полу ничего не лежало, то младшие члены семьи быстрее его запомнят и будут соблюдать чистоту.
  • Поверхность стола. Это второе по захламленности место. Будет высшим пилотажем, если вы научите своих детей железному правилу: стол должен оставаться чистым. Абсолютно. Всегда. Потому что подсознательно человек думает: так, а куда поставить это? Хм, стол будет подходящим местом. Но это ловушка. Так делать не надо. Отмена миссии! Пусть на этой горизонтальной поверхности останется только лампа. Порядок — прежде всего.

Когда просить прибраться

В первую очередь стоит донести до ребенка, что, если родители попросили его прибраться, эту просьбу надо выполнять сразу же. В дальнейшем это поможет ему вовремя реагировать на события, общаясь с другими людьми. Но не стоит забывать, что в детстве время для маленьких людей течет совсем по-иному. Они способны часами любоваться ракушками, разглядывать книжки с картинками или читать. Внимательные родители замечают, когда малыш увлечен, и в такие моменты дают малышу насладиться тем, что его заинтересовало. Ведь у него должно быть время для роста, развития, индивидуального выбора занятий. Если ребенок уже что-то делает, а уборка нужна немедленно, велите ему, чтобы приступал сразу после того, как закончит начатое.

Жизнь в семье

Каждая семья индивидуальна, и одновременно одинакова с точки зрения событий, которые в ней происходят. Все мы просыпаемся по утрам, завтракаем, уходим по делам, отправляем детей в школу, вечером — встречаемся за ужином. Каждый день протекает в одних и тех же общих заботах. Хорошо, когда дети могут помочь в работе по дому потому, что видят, что их помощь нужна. Значит, будет легче отправлять их во взрослую жизнь, ведь они будут замечать потребности других и будут способны оказать посильную помощь.

А в 10 лет в Японии...

Считается, что десятилетний возраст — лучшее время дать ребенку свободу. Он может самостоятельно готовить уроки, за ним закреплены определенные домашние обязанности, и такой маленький человек уже старается жить, опираясь на свои силы. Весьма похвально. Если родители тревожатся за свое чадо и слишком его опекают, им никогда не дождаться от него помощи. Но дополнять список самостоятельных дел ребенка следует постепенно, не перегружая его, поручая лишь посильную работу.

Уборка в повседневной жизни

В ежедневной веренице дел наведение порядка — это и окончание пользования вещью, и тут же — подготовка к тому, чтобы снова взять ее. Такой подход к вещам изначально правильно организует деятельность человека.

Кухня

После вкусной трапезы малышу старше трех лет можно поручить убрать за собой тарелку, отнести ее в раковину. Можно распределять обязанности по уборке на каждого члена семьи: это будет весело и дружно. Высший уровень мастерства: уметь готовить еду, и сразу прибирать за собой, пока блюдо томится на плите. Если вы сами сможете подавать такой пример детям, то они это очень хорошо запомнят, и приучатся делать так же. Ребятне часто нравится помогать на кухне: приносить молоко или разбивать яйца. Это стоит поощрять, даже если такая помощь вам только мешает. Но воспитательные моменты должны быть и на кухне: просите детей убрать продукты обратно в холодильник, или собрать обертки от продуктов и выбросить в мусорное ведро. Так, естественным путем ребенок приучается к чистоте во время приготовления пищи.

Гостиная

Правила, установленные в семье, должны распространяться на всех ее членов. Гостиная в доме — это общая территория, поэтому и порядок в ней должны поддерживать все. Единое правило для семьи: не бросать свои личные вещи и мусор, всю технику убирать на место после использования.

Если вдруг выяснится, что есть несогласные с вашими правилами домочадцы — следует узнать их мнение и попробовать найти выход, который всех устроит.

Чтобы ваш ребенок вырос ответственным, сильным и независимым, научите его одному очень полезному навыку: действовать, когда тебя еще даже не попросили об этом. Это как задачка на школьной олимпиаде — не каждому под силу. Но если уж вы раскусите этот орешек, и привьете ребенку способность видеть, когда его помощь нужна, из вашего малыша вырастет чуткий и достойный человек.

Ванная

В этой маленькой комнатке человек становится чистым. Вода и различные вспомогательные средства необходимы нам каждый день, да не по разу. Поэтому надо следить за тем, чтобы ванная оставалась после нашего посещения чистой. В этом проявляется забота о тех, кто придет воспользоваться ею после нас. Чтобы ребенок к десяти годам умел применять все принадлежности из ванной и убирать их на место после себя, стоит потратить несколько лет обучений и повторений. И тогда он запомнит, как должна выглядеть ванная после его ухода оттуда.

Одежда

Одежда — постоянный спутник человека. И от того, насколько ему комфортно, зависит его самооценка и уверенность. В чистой и опрятной одежде спина выпрямляется сама собой, плечи поднимаются.

Но важно объяснить ребенку, что его вещи не становятся чистыми по мановению волшебной палочки. Это труд мамы, и он может оказывать посильную помощь, например, приносить вещи из стиральной машины и рассортировывать их на мамины, папины и его. И помогать развешивать их. Обязательно хвалите своего помощника, не скупитесь на слова, но и не перебарщивайте. Ведь эти действия скоро станут его обязанностями, в них нет чего-то экстраординарного.

Прихожая

Как театр начинается с вешалки, так и жилище начинается с прихожей. Эту часть дома видят те, кто впервые ступил на порог. Поэтому не стоит перегружать ее личными вещами, записками и прочими интимными мелочами. Это ваше второе общее пространство, на него распространяются точно такие же правила, как в гостиной, и добавляются новые.

Ребенку нужно уяснить, что обувь должна располагаться в прихожей аккуратно, что больше одной пары его ботинок возле двери быть не должно — лишнее нужно прятать в обувной шкаф. Соблюдать порядок в прихожей — значит, проявлять уважение к гостям и заботиться о том, чтобы ваш дом и вас уважали другие. Ребенок должен понимать это и уметь видеть себя и свои поступки со стороны.

Туалет

Каким бы современным ни был туалет, поддерживать в нем чистоту и приятный запах — одна из насущных проблем любой семьи. Это самое посещаемое место, как и ванная, поэтому всегда надо думать о том, будет ли приятно другому человеку, который войдет туда следующим. Если каждый член семьи будет тщательно проверять, чисто ли после него, то серьезная уборка там будет необходима лишь раз в неделю. Если ребенок оставляет после себя слишком длинный кусок свисающей бумаги или капли на сиденье — не стесняйтесь подзывать его и объяснять, как должно быть. Пусть учится исправлять свои огрехи.

Не стоит откладывать обучение. Тогда уборка туалета станет таким же легким и непринужденным процессом, как готовка обеда.

Если вы заметили, что какой-то из уголков дома загрязнился — немедленно приберите там. Не ждите, когда мусора накопится побольше. Приучите себя сразу выкидывать мелкие ненужные фантики, обертки, очистки. Не ленитесь: ваш положительный пример передается детям.

Детская комната

Как замечательно, когда все члены семьи следят за чистотой дома, и ребенок тоже умеет самостоятельно прибирать личное пространство. В Японии родители перестают помогать в наведении порядка в детской, когда их ребенку исполняется 10 лет. Это не означает, что доступ родителям в комнату отпрыска уже закрыт. Взрослые могут приходить в детскую, приносить с собой что-то или просто поговорить.

И еще немного о традициях

В школах Советского Союза раньше было принято дежурить по классу. Когда ученики приносили мел перед уроком, протирали доску, после уроков мыли пол в кабинете и поливали цветы. В Японии на предприятиях до сих пор сохранился обычай таких мини-дежурств. Например, перед началом работы кто-то один наливает всем коллегам по чашке кофе. Поэтому традиция начинать свой день с наведения порядка в доме и на рабочем месте — вполне нормальное явление в разных странах.

Детская комната: что делать?

В Японии идут жаркие дискуссии на тему, нужны ли детям отдельные комнаты. Пользу это принесет или вред? С одной стороны стоят защитники личного пространства: они выступают за то, что детская нужна — она способствует развитию ребенка, уменьшению стресса во время учебы, когда можно уединиться в свой маленький мирок. Другие полагают, что отдельная комната будет провоцировать у ребенка агрессию, приучать его к замкнутости и отделению от семьи.

Наверное, все-таки, ребенку нужна своя территория. Даже взрослому человеку иногда нужно побыть где-то одному, наедине со своими мыслями, чтобы привести их в порядок. Ребенок такой же человек, и ему нужно удовлетворять свою потребность в одиночестве и самостоятельности. Ему нужно такое пространство, где он — хозяин: сам решает, где будут располагаться его вещи, не пора ли сделать перестановку или генеральную уборку. Детская — это своеобразное альтер эго вашего чада. С ее порога можно понять, чем увлекается ваш ребенок, какую музыку слушает, какие книги читает. Входя в его комнату, вы словно заглядываете в его душу. В небольшом помещении важна каждая деталь.

Обустройство комнаты для ребенка и основные правила уборки

В период до 3-х лет.

  • Устройте «уголок» для малыша в гостиной.
  • Купите прозрачные контейнеры для игрушек, чтобы их было видно и удобно доставать.
  • Постепенно приучайте ребенка собирать вещи после игры.
  • Терпимо относитесь к тому, что малыш не всегда будет соблюдать порядок, и что это будет происходить в гостиной на общей территории.

Период с 3-х лет.

  • Обустройте личное пространство ребенка рядом с гостиной.
  • Поощряйте стремление ребенка к независимости.
  • Все предметы из детской он должен возвращать на место.

Период с 6 лет.

  • Подготовьте детскую комнату. Ребенок может делить ее с братьями или сестрами.
  • Обсудите, когда и как дети будут наводить порядок.
  • Дети должны самостоятельно готовить вещи к стирке.
  • Дверь детской нужно держать открытой.
  • Ребенок может оказывать посильную помощь по хозяйству в свободное время.

Если детей в семье несколько, и детская комната у них общая — можно поделить ее перегородками, чтобы у каждого было свое пространство. Стол оставить тому, кто уже ходит в школу. И каждому поручить следить за своей территорией.

Период с 10 лет.

  • Возрастает необходимость в своей личной территории для каждого ребенка.
  • Проявляйте уважение и не нарушайте личные границы детей — стучите перед тем, как войти.
  • Предоставьте ребенку свободу выбора относительно интерьера и учитывайте мнение детей, совершая покупки вещей и предметов.

Проявите осторожность: не размещайте в детской комнате бытовой техники, связанной с медиа. Телевизору, видеомагнитофону и компьютеру (до определенного возраста ребенка) не место в детской комнате.

Влияние бабушек и дедушек

Старшие родственники очень любят баловать внуков и правнуков: приобретают игрушки в больших количествах, не советуясь, нужны ли такие вещи и соответствуют ли они возрасту. И вот после очередного Рождества коробки переполнены солдатиками, конструкторами, кубиками. Родителям стоит наладить связи со старшим поколением в этих вопросах: договориться, какие подарки необходимы, а на какие лучше не тратить деньги. Если игрушка уже куплена, но не востребована ребенком, можно аккуратно упаковать ее и передарить тому, кому она подойдет по возрасту или продать.

Каким родителем я хочу быть

Наверняка у любого человека в голове есть пример — идеальный образ родителя, каким он хотел бы стать. Автор этой книги желала бы лучше контролировать свои чувства и эмоции. В ее доме разбитая кружка часто становится поводом для взбучки или хотя бы расстроенного возгласа: «Ну вот, опять!» А ведь можно в этой ситуации выдержать паузу, промолчать или сказать: «Ничего страшного». Ребенок облегченно вздохнет, и вы удержитесь от очередного крика. Но грусть и досада от собственной несдержанности — лишь одна сторона медали. Излишняя эмоциональность в любом случае вредна при воспитании детей. Бешено проявлять свою радость, отмечая детские успехи тоже не правильно. Во всем должна быть мера, считает автор. Живите полной жизнью, любите своих детей и не забывайте возвращать вещи на свои места.

Календарь уборки на учебный год

  • Сентябрь. Что сделать? Подготовить комнату, собрать нужные для садика или школы вещи и проверить, насколько ребенок знает, где они располагаются и как их достать. Добавьте ребенку новые обязанности по развешиванию вещей, поручайте ему мелкие дела по кухне.
  • Октябрь-ноябрь. Что сделать? Поменять одежду на более теплую. Летние вещи переложить в кладовку.
  • Декабрь-январь. Что сделать? Отработать режим дня, привить полезные привычки: ложиться спать после того, как все вещи, вынутые в течение дня, убраны на свои места.
  • Февраль. Что делать? Поддерживать правила, установленные в доме.
  • Март-апрель. Что сделать? Поменять одежду на более легкую. Зимнюю одежду возвращаем в чулан.
  • Май. Генеральная уборка комнаты. Избавьтесь от всего ненужного, что накопилось за год, переберите коробку с игрушками.
  • Июнь-июль. Лето начинайте с ежедневного наведения порядка по утрам.
  • Август. Что сделать? Проверить наличие канцелярии и учебников для школы, содержание ящиков стола перебрать. Все старое и ненужное — убрать или выбросить.

Наведение порядка в доме — это ежедневный труд, который ложится на плечи мамы — хранительницы очага. В ежедневной суматохе люди часто забывают возвращать вещи на свои места, превращая жилище в хаос. Привлекайте детей к уборке, приучайте их с юного возраста помогать вам. Благодаря этой непрестанной работе они вырастут добросовестными, опрятными и хозяйственными людьми. А это очень ценно в нашем обществе. Пусть уборка будет в радость, а каждый день наполнен интересными событиями и приятными делами.