Покой, игра, развитие. Как взрослые растят маленьких детей, а маленькие дети растят взрослых

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Почему так важно понимать механизмы развития психики ребенка

Многие современные родители нацелены на быстрый результат в воспитании детей. На консультациях у психологов чаще всего звучат вопросы: «Как приучить ребенка к дисциплине?», «Как справляться с детскими истериками в общественных местах?» и тому подобные.

Складывается впечатление, что родители поглощены бесплодной борьбой с нормальной возрастной незрелостью детской психики. Незрелость маленьких детей проявляется в их непослушании, непоследовательности, бестактности и эмоциональной неуравновешенности. Взрослым очень хотелось бы найти чудодейственный прием, который позволит искусственно ускорить взросление малышей.

Однако такой настрой обрекает усилия по воспитанию на провал. Развитие детей — процесс длительный и спонтанный. Невозможно форсировать взросление без вреда для ребенка. Мудрые родители не ожидают от маленьких зрелого поведения. Они лишь создают благоприятные условия для их развития.

Как взрослые растят маленьких детей

Главное условие развития детей — покой. Рядом с маленьким ребенком должен постоянно находиться ответственный взрослый, который обеспечит ему физическую и психологическую безопасность. Этот человек должен всегда оставаться для ребенка опорой, независимо от шалостей и проступков.

Недопустимо в воспитательных целях угрожать детям разрывом отношений, пытаясь быстро пресечь истерики, агрессию и непослушание. Пригрозив ребенку оставить его, если он не исправится, мы можем кратковременно добиться желаемого поведения. Однако этот нестойкий эффект не будет шагом к зрелости. Наоборот: тревога разделения, которой мы подвергаем ребенка, замедляет и искажает его психическое взросление.

Созревание детской психики происходит по трем направлениям: становление, адаптация, интеграция.

Процесс становления заключается в осознании ребенком своих возможностей влияния на окружающий мир. Этому способствуют двигательная активность, инициированная самим ребенком, и творческие занятия в уединении.

Адаптация — это способность человека принять те обстоятельства, которые он не может изменить. Иногда маленькие дети требуют от родителей невозможного и бурно реагируют на отказ. Горькие слезы, которые ребенок проливает из-за тщетности своих усилий добиться желаемого, закладывают основу его способности адаптироваться.

Наконец, процесс интеграции позволяет ребенку переживать противоречивые чувства. Поначалу внимание малышей полностью захватывается лишь одной мыслью или чувством. Например, в песочнице ребенок впадает в ярость, когда кто-то мешает его игре. В гневе он бросает свою машинку, игнорируя предостережения взрослых о том, что это может быть опасно для других детей.

В возрастной период между 5 и 7 годами у детей развивается способность совмещать противоречивые чувства и мысли, а также учитывать разные точки зрения. Ребенок начинает сам останавливать свое неприемлемое поведение, понимая и соблюдая социальные нормы.

Личность дошкольника: отчасти «красавица», отчасти «чудовище»

При рождении ребенка его мозг является одним из самых недифференцированных органов. Нервные клетки отвечают на множество раздражителей, однако они слабо и хаотично сообщаются друг с другом.

Функции левого и правого полушарий длительное время остаются неслаженными. Созревание мозга длится долгие годы, продолжаясь и после подросткового возраста. Между 5 и 7 годами у ребенка происходит мощный скачок в развитии мозга, который сопровождается ростом межполушарных связей. Теперь, благодаря их взаимодействию, ребенок становится эмоционально уравновешенным. Его деструктивные импульсы сдерживаются конструктивными намерениями.

Не все дети своевременно достигают психической зрелости. Примерно каждый пятый ребенок в силу особенностей своего врожденного темперамента обладает повышенной чувствительностью нервной системы. Для таких детей характерно внимание к деталям, на которые другие обычно не обращают внимания. Например, ребенка может раздражать звук от включенных ламп в классе, мешая ему сосредоточиться на учебном материале. Высокочувствительные дети долго и глубоко анализируют события, происходящие с ними. Им требуется больше времени для того, чтобы научиться интегрировать противоречивые мысли и справляться со своими эмоциями. Способность к эмоциональной интеграции появляется у них позже, к 7-9 годам.

Характерные черты незрелой детской психики таковы:

  • нелогичность;
  • бесхитростность;
  • бескомпромиссность;
  • категоричность;
  • неспособность к труду;
  • эгоцентризм, сменяющийся самозабвенным обожанием близкого человека.

Осмысливая окружающий мир, дети заполняют фантазиями пробелы в своих знаниях. Например, дошкольник может предположить, что наручники полицейского — это подставки для кофе. Маленькие дети беззастенчиво разглашают во всеуслышание интимные подробности о себе и своих родителях. Их легко поймать на лжи, так как они крайне непоследовательны в своих выдумках.

Их эмоции часто переходят из одной крайности в другую. Так, досадуя на запрет, дошкольник может с полной искренностью выпалить маме, что ненавидит ее. Иногда кажется, что малыши совсем не способны заботиться о других. Например, ребенок просится на руки, не обращая внимания на то, что мама уже несет тяжелые сумки или младшего брата. Парадоксально, но эти «эгоисты» временами превращаются с самых страстных поклонников своих родителей.

Незрелость ребенка можно компенсировать мудрым руководством родителя и постоянным распорядком дня. Внимательно наблюдая за детьми, зная их индивидуальные и возрастные возможности, можно предугадывать ситуации, когда у них возникнут трудности. Так, зная, что малышам трудно договариваться между собой и делиться игрушками, не оставляйте их играть друг с другом без присмотра взрослых. Неудача ребенка — признак того, что мы поставили перед ним непосильную задачу.

Распорядок дня и ежедневные ритуалы способны восполнить недостаток навыков самоорганизации у детей. Предсказуемость режимных моментов дает детям ощущение безопасности.

В воспитании детей мы должны занимать заботливую, а не карательную позицию. Если ребенок расстроен, испуган, зол или эмоционально перевозбужден, недостаточно просто подавить его неадекватное поведение. Мы должны описать и признать его эмоции. Очень важно обращать внимание детей на противоречия в их мыслях и смешанные чувства. Например, «с одной стороны, тебе хочется пойти в парк, а с другой стороны, интересно, чем закончится фильм».

Способность удерживать в фокусе внимания более одной мысли зарождается у детей с 4 лет, и вы можете заметить признаки этого. Ребенок начинает отвечать на вопросы не сразу, а после некоторых размышлений. Иногда внутренний конфликт делается заметен и на физическом уровне: ребенок замирает или дрожит, сдерживая свое неприемлемое побуждение.

Как сохранить игру в «цифровом» веке

Игра является фундаментальной потребностью ребенка. В процессе игры мозг ребенка интенсивно развивается. Малыш оттачивает возможности своего внимания, памяти, мышления, творческой инициативы.

Согласно научным исследованиям, если отложить начало школьного обучения до семилетнего возраста, это повышает академическую успеваемость детей в будущем и сокращает число жалоб на проблемы с концентрацией внимания. Причина такого эффекта заключается в том, что дети больше времени проводят за игрой. Неструктурированная деятельность и свободное манипулирование материалами для творчества приносят больше пользы для развития ребенка, чем раннее обучение. К сожалению, в настоящее время детская игра находится под угрозой исчезновения. Дети все больше времени проводят вместе с родителями в магазинах и занимаются по различным образовательным программам. Электронные устройства, предоставляя ребенку в готовом виде избыточное количество информации, не оставляют места для самостоятельных исследований в процессе игры.

Игра характеризуется несколькими особенностями. Во-первых, инициатива играть исходит от самого ребенка: невозможно заставить играть. Навязчивое вмешательство взрослых или других детей лишает детскую игру спонтанности.

Взрослые имеют привычку любое занятие ребенка превращать в труд. Если он возится с красками и пластилином, родитель не может удержаться от совета, как сделать поделку еще красивее или кому ее можно подарить. Нацеленность на результат чужда детям. Даже похвала, вопреки нашим ожиданиям, быстро снижает внутреннюю мотивацию ребенка и его интерес к деятельности.

Способность к самостоятельной игре проявляется у ребенка после 3 лет. До этого возраста дети ориентированы, прежде всего, на поддержание отношений привязанности с родителями. Поэтому они нуждаются в нашем внимании больше, чем в уединенном пространстве для игры. Но, когда ребенок достигает 3 лет, надо позаботиться и обеспечить ему место и свободное время для игр.

Жажда близости: почему отношения так важны

Потребность ребенка в надежных, близких и непрерывных отношениях с заботливым взрослым управляется инстинктивными механизмами. Когда ребенок испытывает тревогу по поводу этих отношений, он перестает играть и развиваться.

Привязанность созревает вместе с ребенком, имея характерные признаки в каждом возрастном периоде.

Во младенчестве привязанность проявляется в физическом контакте с близким взрослым. Малышу необходимо находиться рядом с матерью, чувствовать ее запах, смотреть ей в глаза, прикасаться к ней. Колыбельные песни помогают ему расслабиться и уснуть. Слыша голос матери, он знает, что она рядом, даже когда его глаза закрыты.

Подрастая, дети требуют к себе безраздельного внимания. Они льнут к матери, тянут ее к себе и шумят, если она отвлекается от ребенка, чтобы сосредоточиться на каком-нибудь деле (например, разговор по телефону).

После года ребенок проявляет привязанность, подражая близкому человеку. Благодаря копированию малыш овладевает речью и многими бытовыми навыками.

Если в поведении ребенка проступают черты сходства с кем-либо из его окружения, значит, он особенно привязан к этому человеку. Кроме родителей ребенок может привязываться к старшим братьям и сестрам, воспитателям и няням, бабушкам и дедушкам, соседям и даже телевизионным персонажам.

После двух лет привязанность переходит на новый уровень. У ребенка появляется чувство принадлежности к семье. Он с гордостью заявляет о своих исключительных правах на маму. Часто привязанность как преданность проявляется в том, что дети принимают сторону своего близкого человека в споре.

С 3-4 лет детям становится важно получать одобрение родителей, чувствуя себя исключительными и значимыми. Они радуются нашим улыбкам и стараются заслужить похвалу.

Значимость ребенка для нас не должна зависеть от его поведения. В противном случае ребенок будет вынужден контролировать себя, создавать видимость хорошего поведения, чтобы получить наше одобрение. Для ребенка это большой труд, который не совместим с игрой.

Следующий уровень развития привязанности — эмоциональная близость. В 4-5 лет дети отдают свое сердце родителям. Дошкольники признаются маме в любви, дарят рисунки и поделки, щедро украшенные сердечками. Вместе с этой открытостью появляется уязвимость. Детей этого возраста очень легко ранить.

После 5-6 лет при благоприятных условиях развития привязанность приобретает форму откровенности. Дети делятся с родителями своими секретами.

Вместе с тем дети этого возраста открывают для себя ложь. Чаще всего они врут лишь для того, чтобы избежать негативной реакции на их неблаговидные поступки. При этом чистосердечные признания детей создают между ними и родителями особую близость.

Привязанность ребенка ко взрослому является необходимым условием для его успешного воспитания. Время от времени эта связь ослабевает. Например, спешка по утрам не оставляет нам возможности уделить детям достаточно внимания. По вечерам нам приходится конкурировать за внимание детей с гаджетами. Неудивительно, что в такие моменты дети не слушаются взрослых.

Для того чтобы ребенок выполнял родительские указания, необходимо сначала восстановить с ним эмоциональный контакт. Способов укрепления привязанности множество: улыбка, взгляд глаза в глаза, подарок, указание на наше сходство. Все эти проявления близости естественны, так как они входят в нашу инстинктивную программу заботы о детях.

Однако в некоторых случаях восстановить привязанность непросто. Если ребенок длительное время испытывает угрозу разделения, он находит для себя альтернативный объект привязанности. Чаще всего дети обращаются к своим сверстникам. Эта новая связь начинает конкурировать с крепкой привязанностью к родителям. В поведении детей все больше проявляются черты ровесников. Появляются насмешки над взрослыми, открытое неповиновение. Воспитывать детей становится чрезвычайно трудно.

Кто здесь главный: танец привязанности

Многие современные семьи сталкиваются с проблемой перевернутой привязанности. Дети стали брать на себя ведущую роль в семье, указывая родителям, как надо о них заботиться. Такие дети требовательны, капризны, непослушны, угрюмы, агрессивны. Сколько бы родители ни уступали, они все равно не выглядят довольными. Заботиться о ребенке, который командует родителями, практически невозможно.

Причиной такой инверсии ролей может быть собственный негативный опыт родителя. Например, люди, которые сами выросли в семьях с излишне строгой дисциплиной, рискуют стать чрезмерно мягкими, потакающими родителями.

Они выстраивают со своими детьми отношения равноправных партнеров: советуются с детьми по любому поводу, жалуются им на свою усталость и растерянность. В ответ на непослушание ребенка такие родители демонстрируют раздражение и бессилие.

Еще один признак родительской слабости — неспособность защитить ребенка от нападок. Все это толкает детей в вынужденно доминирующую позицию, с которой они не могут справиться в силу своей возрастной незрелости.

Дети, занявшие ведущую позицию в отношениях с родителями, кажутся сильными и самоуверенными. Они не спрашивают советов и даже активно сопротивляются помощи. Часто их капризы особенно ярко проявляются в питании, так как потребность в еде обнаруживает их зависимое положение. Такое поведение детей подавляет у взрослых инстинкт заботы.

Но внешнее впечатление обманчиво. Дети-командиры испытывают постоянную тревогу и больше других нуждаются в заботливом руководстве ответственного взрослого.

Как мы можем восстановить здоровую иерархию в детско-родительских отношениях? Прежде всего родителю нужно принять на себя ответственность за удовлетворение потребностей ребенка. Мы должны щедро давать детям все необходимое, не дожидаясь, пока они об этом попросят. Если ребенок жалуется, что голоден, значит, мы уже пропустили время, когда ему следовало предложить перекусить.

Не нужно обсуждать с ребенком все решения, его касающиеся. Для развития самоопределения ему хватит возможности выбора одежды или игрушек.

Чтобы сместить ребенка с доминирующей позиции, создавайте ситуации, в которых вы будете для него главным ориентиром. Для этой цели хорошо подойдут путешествия и обучение новым навыкам на досуге.

Чувства детей: как сохранить их сердца мягкими

Дети воспринимают окружающий их мир через призму эмоций. Возможность открыто проявлять и осознавать собственные эмоции является необходимым условием для созревания личности ребенка.

У маленьких детей эмоции чрезвычайно сильны, однако они быстро сменяют одна другую. Это не значит, что чувства детей поверхностны и неглубоки. Просто так устроен их мозг. У них еще не сформировались проводящие пути между разными отделами мозга.

В связи с этим ребенок в каждый момент времени может переживать только одну эмоцию, которая ничем другим не уравновешивается. Поэтому детские переживания наиболее ярки и достигают максимального накала.

Проблема большинства воспитательных подходов состоит в том, что они недооценивают роль эмоций в психическом развитии детей. В популярных книгах по педагогике предлагаются советы, как подавить нежелательное поведение ребенка, вызванное негативными чувствами: ревностью, гневом, обидой. Детские чувства рассматриваются как проблема, с которой взрослые борются.

На самом деле бурные эмоции детей — нормальная реакция их незрелой психики на обстоятельства, с которыми они не могут справиться самостоятельно. Это сигнал о том, что ребенок нуждается в нашей помощи.

Мы не должны осуждать и высмеивать в детях чувства, которые кажутся нам неуместными. Не нужно по-детски обижаться на оскорбления расстроенных малышей и их наивные попытки нам отомстить.

«Плохих» эмоций не бывает. Бывают эмоции неуравновешенные.

Для того чтобы сохранить здоровую детскую эмоциональность, мы должны помочь детям назвать и осознать переполняющие их чувства. Это одна из самых сложных воспитательных задач. Например, ребенок повергает маму в ужас заявлением о своем желании выбросить новорожденного братика в окно. Не думайте, что в этой семье растет будущий преступник! Просто ребенку трудно приспособиться к тотальному перевороту своего привычного жизненного уклада в связи с появлением нового малыша.

Не нужно за это стыдить ребенка, обвинять его и заставлять замолчать. Самая мудрая реакция родителя — объяснить ребенку его чувства, утешить и дать возможность выплакаться.

Слезы, истерики и агрессия у маленьких детей

Маленькие дети почти ежедневно сталкиваются с ограничениями, вызывающими у них досаду, ярость, агрессию. Упорные попытки добиться желаемого являются признаком становления целеустремленной личности. Но у малышей недостаточно жизненного опыта, чтобы понять, какие ситуации они в силах изменить, а какие нет.

Самые бурные эмоции вызывает столкновение с тщетностью собственных усилий. Например, ребенок не может смириться со смертью домашнего любимца или бабушки. Малыш не может управляться с мячом так же ловко, как старшие дети. Маленький ребенок не участвует в принятии решений семьи о переезде, рождении младших детей, выходе родителей на работу или о начале посещения детского сада.

Осознание своей неспособности изменить обстоятельства составляет основу адаптации ребенка.

Путь к адаптации проходит через тихие слезы тщетности. Мы должны проявлять внимание и сочувствие к ребенку, сохраняя при этом твердость своих решений. Когда оглушительный крик, топот и разбрасывание предметов сменяются грустными слезами — ребенок делает шаг вперед в своем развитии.

Тревога при разлуке с родителями

Потребность детей в привязанности заставляет их постоянно искать подтверждения близости. В зависимости от возраста ребенок нуждается в более или менее длительном контакте с родителями.

Самым продолжительным периодом одиночества является ночной сон. Многих детей трудно уложить в постель, потому что они испытывают тревогу из-за разделения с родителями. Малыш пытается любой ценой отсрочить момент расставания. Возможно, он переживает страхи перед воображаемыми монстрами или «темными силами».

Ругать ребенка за это, запрещать ему выбираться из кровати не следует. Это еще больше усугубит его тревогу. Чтобы облегчить ежедневный ритуал укладывания, для начала восстановите с ребенком эмоциональный контакт. Затем сместите его внимание с момента прощания на радость от воссоединения после разлуки: напомните ребенку, чем вы думаете заняться с ним утром, чтобы мысли его перекинулись на приятное.

Когда ребенок начинает посещать детский сад, он также испытывает тревогу по поводу разделения с главными фигурами своей привязанности — родителями. Иногда это приводит к возникновению проблем с поведением — драчливости, непослушанию. У особо чувствительных детей может появиться самоагрессия.

Чтобы помочь ребенку сохранить ощущение надежной привязанности во время разлуки с вами, можно дать ему с собой какой-нибудь памятный предмет. Например, это может быть ламинированная фотография мамы. В некоторых европейских детских садах принято вешать на стены семейные фотографии воспитанников, чтобы создавать там уютную домашнюю атмосферу.

Еще одним способом поддержать связь с ребенком во время расставания является представление ребенку воспитателя. Родитель должен продемонстрировать свое уважение и доверие к человеку, которому он временно вверяет своего ребенка. Если есть возможность навестить воспитательницу у нее дома, попросить ее рассказать ребенку о себе, о своих любимых вещах, ему станет намного спокойнее.

«Не командуй мной»: как относиться к детскому неповиновению

Если за родителями и близким человеком дети следуют инстинктивно и сами, то указаниям посторонних они так же инстинктивно, автоматически сопротивляются. Маленькие дети чаще всего игнорируют распоряжения людей, к которым они не привязаны. Любая попытка заставить ребенка исполнять чужую волю вызывает в нем отчаянный протест. Например, наши попытки утихомирить чужого малыша на детской площадке, скорее всего, обречены на провал.

Если мы физически уносим или уводим ребенка от источника опасности, если мы в качестве наказания забираем его любимые вещи или угрожаем это сделать, он расценивает эти действия как насилие над собой. Похвала тоже представляет собой форму эмоционального принуждения. Многие малыши быстро теряют интерес к занятиям, за которые их поощряют.

Время от времени отказное поведение дети демонстрируют собственным родителям. Причина этого — в ослаблении силы привязанности. Так, если ребенок поглощен увлекательным занятием, а мама с кухни зовет его к ужину, скорее всего, он ее не услышит. В ответ на ее настойчивость может закатить настоящую истерику. Если наши требования вступают в противоречие с мнением другого человека, к которому ребенок привязан, мы также не добьемся послушания. В такие моменты дети не способны распознать в наших действиях заботу о себе.

Дисциплина для незрелых: выигрываем время на то, чтобы ребенок успел подрасти

Инстинкт ребенка к сопротивлению нейтрализуется силой привязанности. Поэтому, прежде чем что-то указывать, завладейте вниманием ребенка. Например, если он поглощен интересным занятием, лучше понаблюдать за ним, присоединиться и проявить интерес. Тогда ребенку будет легче прерваться и последовать за нами. Будет проще увести малыша с детской площадки в разгар игры, если присоединиться к его игре на некоторое время.

Некоторые ситуации требуют безотлагательного вмешательства, не оставляя нам времени поработать над отношениями. Допустим, ребенок ведет себя агрессивно или портит вещи. Если он в этот момент перевозбужден или расстроен, он не сможет остановиться по просьбе родителей. В таких обстоятельствах бессмысленно давать ребенку указания и объяснять ему границы допустимого поведения. Наилучшим решением будет увести ребенка, сменить обстановку и занятие. К обсуждению его неприемлемого поведения можно будет вернуться позже, когда эмоциональный комфорт в отношениях будет восстановлен.

Если ребенок охвачен гневом, помогите ему осознать тщетность его попыток изменить ситуацию и примите его слезы.

Независимо от поступков ребенка и их последствий, старайтесь поддерживать в нем добрые намерения. Не стоит забывать, что многие ошибки дети допускают по неопытности. Например, малыш сорвал все цветки с кабачков на вашем огороде, чтобы преподнести вам букет. Наказание и обвинения здесь не нужны. По разочарованию в ваших глазах он поймет, что поступил неправильно. Не лишайте детей своего внимания и расположения за подобные проступки!

Если в момент детского непослушания вы сами впали в ярость, выйдите на время из проблемной ситуации. Родительский гнев настолько пугает маленьких детей, что они утрачивают способность понимать и воспринимать объяснения. Устройте маленький перерыв.

Давая указания малышам, лучше избегать слишком прямолинейных формулировок, так как они провоцируют ответное сопротивление. Например, вас выводит из себя утренняя спешка при сборах в детский сад. Вдобавок ко всему ребенок изъявляет желание во что бы то ни стало одеться самостоятельно или слишком долго выбирает себе одежду. Не командуйте ему: «Немедленно надевай пальто!» От этого вы не выиграете ни минуты. Наоборот, ребенок станет действовать еще медленнее или его придется успокаивать. Предпочтительнее перевести фокус его внимания на приятные события грядущего дня. Например, поговорите о запланированных на сегодня занятиях в детском саду.

Помогайте ребенку различать смешанные чувства, называйте их оттенки, показывайте ему взгляд на один и тот же предмет с разных точек зрения. Такие разговоры способствуют развитию личности ребенка.

Если у вас несколько детей, и они между собой конфликтуют, не принимайте ничью сторону в споре, не требуйте фальшивых извинений. Во время ссоры каждый ребенок нуждается в вашем сочувствии.

В идеальном случае родители должны заранее позаботиться о том, чтобы организовать взаимодействие малышей. Маленькие дети не способны сами находить выход из конфликтных ситуаций, поэтому во время игры друг с другом они нуждаются в присмотре.

Как маленькие дети растят взрослых

Рождение ребенка активизирует в родителях инстинкт заботы. Воспитательный процесс требует от нас терпения, отзывчивости и самообладания. Радость родительства идет рука об руку с раздражением и разочарованием по поводу наших неизбежных неудач. Противоречивые эмоции переполняют нас ежедневно.

Но постепенно мы начинаем внимательнее относиться к собственным переживаниям, тоньше различать оттенки смешанных чувств. Это важный жизненный этап на пути взрослого человека к подлинной личностной зрелости. Родительство предоставляет нам уникальный шанс познать самих себя.