Правила развития мозга вашего ребенка. Что нужно малышу от нуля до пяти лет, чтобы он вырос здоровым и счастливым
- 9
- 10
- 12
- 13
- 14
- 16
- 18
- 24
Прежде чем перейти к рассмотрению биологических основ развития ребенка, необходимо развеять заблуждения, распространенные среди родителей:
- Прослушивание беременной женщиной классической музыки не повышает музыкальных или математических способностей ребенка. Новорожденный будет узнавать слышанные до рождения мелодии, но это никак не повлияет на объем его памяти и навыки планирования.
- Демонстрация младенцам «развивающих» видеоматериалов не увеличивает их словарный запас. На речь и интеллект ребенка влияет то, как с ним общаются родители.
- Методики раннего обучения не дают долговременного эффекта повышения умственных способностей.
- Частая похвала не способствует воспитанию целеустремленного и уверенного в себе человека. Наоборот, ребенок, привыкший слышать в свой адрес дифирамбы, не возьмется за сложную для него задачу из опасения потерять свой статус.
- Не все дети легко находят себе друзей. Коммуникативные навыки ребенка зависят от того, насколько хорошо он считывает нюансы мимики, голоса и позы, выдающие настроение и чувства собеседника. Игра на музыкальных инструментах повышает эти способности, а привычка к электронной переписке — препятствует их развитию.
Родителям, в особенности растящим первенца, трудно принимать воспитательные решения. Универсальных моделей воспитания не может быть, так как каждый ребенок реагирует на один и тот же педагогический прием по-своему. Единственный способ хорошо узнать индивидуальность ребенка — это проводить с ним много времени в разных ситуациях. Следующая трудность в воспитании связана с неизбежно возникающими разногласиями между супругами касательно границ дозволенного ребенку поведения. Однако даже образцовое согласие в вопросах дисциплины не гарантирует послушания. Ведь помимо семейной обстановки на детей влияет социальное окружение за пределами дома — педагоги и сверстники.
Кроме того, родителей ставит в тупик противоречивость научных данных. Большинство исследований в области педагогики и психологии лишь констатируют наличие связи между поведенческими особенностями ребенка и стилем семейного воспитания. Но объяснить причинно-следственную зависимость такой статистической тенденции не удалось.
Исключение составляет грандиозный эксперимент по внедрению образовательных программ в дошкольные учреждения для детей из бедных семей в США. Судьба ребят, участвовавших в проекте, прослеживалась учеными на протяжении 40 лет. Эти дети опережали своих сверстников практически по всем измеримым параметрам интеллекта. Они лучше учились в школе, поступали в колледжи, находили себе достойную работу, не были замешаны в преступной деятельности. Это исследование доказывает, что благоприятные условия воспитания в дошкольном возрасте способствуют раскрытию потенциала детей.
Биологи знают, что рост здорового растения обеспечивают в равной степени две вещи: качественный семенной материал и благоприятная почва, способная предоставить полноценное питание.
Так же и правильное развитие детей — на 50% оно зависит от унаследованной генетики. Остальные 50% — заслуга родителей и воспитательной среды.
Воспитание — это многолетний труд, требующий колоссальных затрат энергии и не приносящий вознаграждения. Тем не менее, повинуясь инстинкту передачи своего генетического материала последующим поколениям, миллионы людей добровольно на это идут. Однако человек — социальное существо, и природой предусмотрено, чтобы в процессе воспитания участвовала не одна пара родителей, а большая семья, много взрослых. Неудивительно, что в наше время современные родители чувствуют свое бессилие в непростом деле выращивания потомства.
Беременность
Рынок детских товаров пестрит многообещающими коммерческими продуктами для стимуляции развития мозга во внутриутробном периоде. К ним относится эмбриофон — устройство для трансляции еще не родившемуся ребенку музыки и других аудиозаписей через стенку живота матери. Ни одно из подобных устройств не имеет научно доказанной эффективности.
В первую половину беременности развивающийся мозг ребенка нуждается в покое. В это время происходит формирование огромного количества нервных клеток, которым еще только предстоит образовать между собой связи. Без нейронных связей мозг просто невосприимчив к внешним воздействиям. Существует предположение, что токсикоз на ранних сроках беременности имеет эволюционное значение — оградить женщину от лишней активности и подозрительной пищи. Возможно, тот же самый гормон, который провоцирует у беременных утреннюю тошноту, стимулирует развитие мозга у плода. В самом деле: дети, матери которых страдали от токсикоза, чаще становятся одаренными.
Второй необходимый компонент для правильного развития нервной системы ребенка — это фолиевая кислота, или витамин В6. Его прием в период планирования беременности и на ранних стадиях вынашивания втрое снижает риск врожденных дефектов формирования нервной системы у плода.
Ко второй половине беременности основная часть нейронов уже успевает занять свои постоянные места в строении мозга. Теперь они начинают быстро устанавливать связи друг с другом. Благодаря этому мозг постепенно обретает способность воспринимать сигналы от органов чувств. В этот период плод уже реагирует на голоса родителей, музыку, вкус пищи, отвечает на прикосновения к животу матери. После рождения младенцы будут узнавать знакомые звуки и запахи, предпочитая их всем остальным. Питание матери в последнем триместре беременности способно повлиять на вкусовые предпочтения ребенка на всю его последующую жизнь.
В отношении питания беременной женщине рекомендуется придерживаться принципа «золотой середины». Его должно быть достаточно для того, чтобы малыш набрал нормальный вес к моменту рождения. Чем больше масса тела у новорожденного, тем крупнее у него мозг, и тем выше у него будут показатели интеллекта. Однако эта зависимость справедлива лишь для младенцев с весом до 3600 граммов. Более крупные дети из-за большого размера головы чаще подвергаются родовым травмам и кислородному голоданию, что негативно сказывается на развитии мозга. Во втором триместре беременности в рационе женщины желательно присутствие жирных видов рыбы. Они содержат ценные жирные кислоты группы Омега-3, которые участвуют в формировании клеточных мембран.
Острый или длительный стресс во время беременности оказывает негативное влияние на развитие мозга плода. В ответ на нервное перенапряжение организм матери вырабатывает гормон кортизол, который проникает в мозг ребенка. В больших дозах это вещество затормаживает развитие отделов мозга, ответственных за возбуждение и торможение эмоциональных реакций. В результате ребенок будет испытывать трудности с саморегуляцией. Небольшие повседневные неприятности будут приводить его в состояние хронического стресса. Дети, родившиеся во время стихийных бедствий, растут возбудимыми и демонстрируют сниженные показатели внимания и речевых навыков к школьному возрасту. Но умеренный и кратковременный стресс у беременной женщины не несет в себе никакого токсического эффекта для плода. Вреден лишь избыточный стресс, при котором мать никак не может повлиять на стрессовые факторы и прогнозировать их.
Одним из активных способов снижения уровня стресса, рекомендованных беременным женщинам, являются аэробные нагрузки. Кроме того, физические упражнения стимулируют кровоснабжение матки. Благодаря этому плод получает больше кислорода. У женщин в хорошей физической форме быстрее и легче проходят роды, что снижает риски родовой травмы и кислородного голодания ребенка. Однако чрезмерные тренировки могут приводить к перегреву матки, что грозит выкидышем.
Супружеские отношения
Младенец с самого рождения ориентирован на взрослого, обеспечивающего его безопасность. В отсутствие надежной привязанности мозг ребенка не может развиваться полноценно. Известно, что дети, выросшие в домах малютки, значительно отстают в умственном развитии и имеют проблемы с поведением. Увы, усыновление способно устранить последствия травмы привязанности только в том случае, если оно произошло до 4-месячного возраста младенца.
Развитие привязанности у ребенка нарушается не только при недостатке внимания и ухода, но и при враждебных отношениях в семье. Уже в 5-месячном возрасте младенец реагирует физиологическим стрессом, наблюдая конфликты между родителями. Последствиями хронического стресса у детей первого года жизни являются трудности самоуспокоения, страх перед новизной. Кроме того, гормоны стресса препятствуют нормальной минерализации костей малыша. У детей школьного возраста эмоционально неблагополучная обстановка в семье приводит к агрессии, рассеянности, сниженной успеваемости, подверженности инфекционным заболеваниям.
Чаще всего супруги ругаются в присутствии ребенка, а мирятся уже наедине. Это вводит малыша в заблуждение, оказывая негативное влияние на его психику. Если родители поругались при ребенке, им надо при нем же и помириться — это существенно снизит нанесенный вред.
Самыми частыми причинами ссор между молодыми родителями являются недосыпание, социальная изоляция, неравное распределение нагрузки по уходу за малышом и депрессия. Дефицит сна, от которого страдает абсолютное большинство начинающих родителей, делает их раздражительными, рассеянными и заторможенными. Им становится трудно контролировать свои эмоции.
Нехватка времени и сил на общение с подругами опустошает молодых матерей, которые проводят все свои дни только с малышом. Потребность женщины в эмоциональных связях обычно усиливается после родов. Возможно, этот феномен имеет эволюционные корни. Так взаимовыручка между женщинами с маленькими детьми в первобытном обществе обеспечивала им выживание. В современной семье рождение ребенка приводит к обеднению социальной жизни. Из-за этого и женщины, и мужчины могут впадать в депрессию.
«Противоядием» к супружеским конфликтам является привычка к сопереживанию. Она слагается из двух компонентов. Во-первых, необходимо внимательное отслеживание эмоционального состояния собеседника по едва уловимым изменениям в его взгляде, голосе, позе. Вторым компонентом сопереживания является размышление о причинах, которые вызвали у собеседника такие чувства. В семьях, где отношения строятся на сопереживании, конфликты разрешаются довольно легко.
Смышленый малыш: семена
Интеллект не имеет единого общенаучного определения. Большинство психологов измеряют его с помощью стандартных тестов на запоминание информации и поиск в ней закономерностей. Современные высокотехнологичные методы визуализации структур мозга не находят никаких нейроанатомических маркеров высокого интеллекта. Как ни странно, простые тесты на зрительное узнавание в младенческом возрасте предсказывают, каков будет общий уровень интеллекта к совершеннолетию.
Помимо классических умственных способностей успех человека зависит от таких характеристик, как любознательность, креативность, самоконтроль и способность считывать невербальные сигналы коммуникации.
Считается, что именно благодаря неиссякаемой любознательности отдельных ученых было сделано большинство научных открытий. Эти люди в зрелом возрасте сохраняли детскую страсть исследовать один и тот же предмет с разных сторон, задавать природе новые вопросы и проверять множество альтернативных гипотез.
Навыки самоконтроля необходимы для достижения любой цели. Интересно, что умение ребенка дошкольного возраста устоять перед соблазном (например, угощением), чтобы затем получить большую награду, предсказывает его социальный и экономический статус в будущем. Творческие способности человека открывают ему путь в мир искусства. Умение считывать едва уловимые выражения лица характерно для выдающихся предпринимателей. Благодаря развитому эмоциональному интеллекту эти люди заводят ценные связи с людьми, имеющими другой профиль образования. Так они быстрее получают необходимые знания в интересующих их областях.
Смышленый малыш: почва
Первичная задача мозга — обеспечение нашего выживания, а не обучение. Ребенку, для того чтобы он реализовал свой интеллектуальный потенциал, необходимо ощущать себя в безопасности. Поэтому для воспитания успешного человека необходима доброжелательная атмосфера.
Дети, находившиеся на грудном вскармливании, по статистике, опережают «искусственников» в интеллектуальном развитии. Вероятно, этот эффект достигается благодаря оптимальному содержанию в грудном молоке минеральных солей, витаминов и жирных кислот.
Следующим весомым фактором развития мозга ребенка является речь родителей. Чем больше разнообразных слов и грамматических конструкций они используют в общении со своим младенцем, тем выше его шанс развить высокий интеллект. Независимо от пола, природных данных и культурных традиций, большинство взрослых говорят с малышами высоким голосом и как бы нараспев. Благодаря этому инстинктивному механизму младенцы лучше различают звуки речи и им проще самим начать подражание звукам речи.
Навыки самоконтроля у детей дошкольного возраста развиваются в процессе игры с правилами и перевоплощениями. Во время игры ребенок контролирует свои импульсы эффективнее, чем при выполнении любого дидактического задания. Идея о том, что игра является основной деятельностью, стимулирующей развитие ребенка в дошкольном возрасте, принадлежит крупному советскому психологу Л. С. Выготскому. На основе его работ в США была разработана система дошкольной подготовки «Инструменты разума». Детские сады, работающие по этой программе, позволяют детям большую часть дня заниматься свободной творческой игрой. Показатели речи и интеллекта у этих ребят значительно превышают результаты сверстников, не участвующих в проекте.
Еще одним фактором развития ребенка является похвала со стороны значимых взрослых. Однако поощрять следует только то, что поддается контролю, — то есть собственные усилия ребенка. Тогда он учится проявлять упорство, решая трудные задачи. Похвала за врожденные таланты взращивает в ребенке стремление избегать неудач.
Не менее разрушительна и критика, когда ребенок не справляется с непосильными задачами. Родительская гонка за ранним развитием ребенка способна погубить его природное любопытство, подменяя подлинное мышление механическим запоминанием.
Двигательная активность, особенно с аэробными нагрузками, также улучшает работу мозга ребенка. К сожалению, в связи с распространением телевидения и видеоигр дети много времени стали проводить сидя, без движения. Такие дети подвержены риску ожирения и артрита.
Среднестатистический подросток отправляет в среднем 28 текстовых сообщений своим друзьям в день. Даже собираясь вместе, дети продолжают отвлекаться от живого общения между собой на электронную переписку и рассылку фотографий. Эта привычка мешает им верно считывать невербальные сигналы об эмоциональном состоянии собеседников. Недостаток внимания к позе, мимике и жестам других людей приводит к недопониманию, что чревато ростом конфликтов.
Счастливый малыш: семена
Большинство родителей считают, что воспитание ребенка счастливым — одна из их главных задач. Счастье включает в себя несколько аспектов: общее эмоциональное ощущение счастья, предвосхищение желаемого события, моральная удовлетворенность собственной жизнью. Исследования психологов показывают, что единственным значимым фактором в ощущении счастья у взрослого человека является качество межличностных отношений. В частности, люди, состоящие в браке, более счастливы, чем одинокие. Залог доброжелательных, поддерживающих отношений — это сопереживание и контроль над собственными эмоциями.
С другой стороны, уровень счастья частично предопределяется врожденным темпераментом. Оказывается, что младенцы, демонстрирующие реакцию избегания при виде новых людей и игрушек, вырастают тревожными и застенчивыми людьми. Однако сильной стороной такого высокочувствительного темперамента является компенсаторная добросовестность и ответственность.
Детские психологические травмы в разы повышают риск асоциального поведения и алкоголизма во взрослом возрасте. Однако существуют гены жизнестойкости, благодаря которым травмированный ребенок продолжает полноценно жить и развиваться независимо от тяжелых воспоминаний.
Один из них — ген МАОА, сдерживающий перевозбуждение структур мозга, обеспечивающих автобиографическую память. Носители такого гена помнят травмирующие события из своей жизни, но не переживают их снова и снова в своей памяти.
Ген DRD4-7 рецептора дофамина делает ребенка стойким к недостатку родительского внимания. Такие дети не теряют чувства защищенности, когда самые близкие люди ими пренебрегают. Вариант гена 5-HTT, переносчика серотонина, позволяет человеку очень быстро восстанавливаться после стресса.
Счастливый малыш: почва
Для воспитания счастливого ребенка требуется оптимальный баланс между эмоциональной чуткостью и дисциплинарными требованиями родителей. Оба этих условия формируют родительский авторитет. Если родительские правила воспитания излишне жестоки и никак не объясняются или, наоборот, допустимому поведению ребенка не выставляются никакие границы — и в том и в другом случае ребенок вырастает эмоционально неуравновешенным. Наихудшие показатели поведения наблюдаются у детей эмоционально отстраненных родителей, которые к тому же мало заботятся о поддержании дисциплины.
Родители, которые растят счастливых детей, относятся к детским капризам и истерикам как к возможности научить их азам самоконтроля. Осуждать детей за их чувства досады, обиды или ревности не только бессмысленно, но и вредно. Взрослые, которые хорошо осознают собственные чувства, помогают детям понять их детские переживания. Когда родители называют и описывают чувства детей, те быстрее успокаиваются и учатся выражать свои эмоции не криком, а словами.
Воспитанный малыш
Моральное развитие ребенка базируется на фундаментальной способности объяснять поступки других людей через их намерения и чувства. Понимание мотивов поведения людей проходит через несколько стадий. Индикатором того, что ребенок вступил на путь морального развития, является появление детской лжи. Обычно это происходит в возрасте чуть старше 3 лет. Сначала малыш обманывает, чтобы избежать наказания. Затем он начинает задумываться о последствиях обмана для себя и других людей. На финальной стадии нравственного развития честность становится моральным принципом.
Залогом формирования у ребенка нравственных ценностей является наличие в семье стабильных и понятных правил, а также регулярное поощрение за их исполнение. Ребенок с большей вероятностью учтет родительские ограничения и запреты, если взрослый даст кратное и понятное обоснование своему решению. В таком случае выставление границ дозволенного поведения будет восприниматься ребенком как проявление родительской заботы.