Правила развития мозга вашего ребенка. Что нужно малышу от нуля до пяти лет, чтобы он вырос здоровым и счастливым

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Прежде чем перейти к рассмотрению биологических основ развития ребенка, необходимо развеять заблуждения, распространенные среди родителей:

  1. Прослушивание беременной женщиной классической музыки не повышает музыкальных или математических способностей ребенка. Новорожденный будет узнавать слышанные до рождения мелодии, но это никак не повлияет на объем его памяти и навыки планирования.
  2. Демонстрация младенцам «развивающих» видеоматериалов не увеличивает их словарный запас. На речь и интеллект ребенка влияет то, как с ним общаются родители.
  3. Методики раннего обучения не дают долговременного эффекта повышения умственных способностей.
  4. Частая похвала не способствует воспитанию целеустремленного и уверенного в себе человека. Наоборот, ребенок, привыкший слышать в свой адрес дифирамбы, не возьмется за сложную для него задачу из опасения потерять свой статус.
  5. Не все дети легко находят себе друзей. Коммуникативные навыки ребенка зависят от того, насколько хорошо он считывает нюансы мимики, голоса и позы, выдающие настроение и чувства собеседника. Игра на музыкальных инструментах повышает эти способности, а привычка к электронной переписке — препятствует их развитию.

Родителям, в особенности растящим первенца, трудно принимать воспитательные решения. Универсальных моделей воспитания не может быть, так как каждый ребенок реагирует на один и тот же педагогический прием по-своему. Единственный способ хорошо узнать индивидуальность ребенка — это проводить с ним много времени в разных ситуациях. Следующая трудность в воспитании связана с неизбежно возникающими разногласиями между супругами касательно границ дозволенного ребенку поведения. Однако даже образцовое согласие в вопросах дисциплины не гарантирует послушания. Ведь помимо семейной обстановки на детей влияет социальное окружение за пределами дома — педагоги и сверстники.

Кроме того, родителей ставит в тупик противоречивость научных данных. Большинство исследований в области педагогики и психологии лишь констатируют наличие связи между поведенческими особенностями ребенка и стилем семейного воспитания. Но объяснить причинно-следственную зависимость такой статистической тенденции не удалось.

Исключение составляет грандиозный эксперимент по внедрению образовательных программ в дошкольные учреждения для детей из бедных семей в США. Судьба ребят, участвовавших в проекте, прослеживалась учеными на протяжении 40 лет. Эти дети опережали своих сверстников практически по всем измеримым параметрам интеллекта. Они лучше учились в школе, поступали в колледжи, находили себе достойную работу, не были замешаны в преступной деятельности. Это исследование доказывает, что благоприятные условия воспитания в дошкольном возрасте способствуют раскрытию потенциала детей.

Биологи знают, что рост здорового растения обеспечивают в равной степени две вещи: качественный семенной материал и благоприятная почва, способная предоставить полноценное питание.

Так же и правильное развитие детей — на 50% оно зависит от унаследованной генетики. Остальные 50% — заслуга родителей и воспитательной среды.

Воспитание — это многолетний труд, требующий колоссальных затрат энергии и не приносящий вознаграждения. Тем не менее, повинуясь инстинкту передачи своего генетического материала последующим поколениям, миллионы людей добровольно на это идут. Однако человек — социальное существо, и природой предусмотрено, чтобы в процессе воспитания участвовала не одна пара родителей, а большая семья, много взрослых. Неудивительно, что в наше время современные родители чувствуют свое бессилие в непростом деле выращивания потомства.

Беременность

Рынок детских товаров пестрит многообещающими коммерческими продуктами для стимуляции развития мозга во внутриутробном периоде. К ним относится эмбриофон — устройство для трансляции еще не родившемуся ребенку музыки и других аудиозаписей через стенку живота матери. Ни одно из подобных устройств не имеет научно доказанной эффективности.

В первую половину беременности развивающийся мозг ребенка нуждается в покое. В это время происходит формирование огромного количества нервных клеток, которым еще только предстоит образовать между собой связи. Без нейронных связей мозг просто невосприимчив к внешним воздействиям. Существует предположение, что токсикоз на ранних сроках беременности имеет эволюционное значение — оградить женщину от лишней активности и подозрительной пищи. Возможно, тот же самый гормон, который провоцирует у беременных утреннюю тошноту, стимулирует развитие мозга у плода. В самом деле: дети, матери которых страдали от токсикоза, чаще становятся одаренными.

Второй необходимый компонент для правильного развития нервной системы ребенка — это фолиевая кислота, или витамин В6. Его прием в период планирования беременности и на ранних стадиях вынашивания втрое снижает риск врожденных дефектов формирования нервной системы у плода.

Ко второй половине беременности основная часть нейронов уже успевает занять свои постоянные места в строении мозга. Теперь они начинают быстро устанавливать связи друг с другом. Благодаря этому мозг постепенно обретает способность воспринимать сигналы от органов чувств. В этот период плод уже реагирует на голоса родителей, музыку, вкус пищи, отвечает на прикосновения к животу матери. После рождения младенцы будут узнавать знакомые звуки и запахи, предпочитая их всем остальным. Питание матери в последнем триместре беременности способно повлиять на вкусовые предпочтения ребенка на всю его последующую жизнь.

В отношении питания беременной женщине рекомендуется придерживаться принципа «золотой середины». Его должно быть достаточно для того, чтобы малыш набрал нормальный вес к моменту рождения. Чем больше масса тела у новорожденного, тем крупнее у него мозг, и тем выше у него будут показатели интеллекта. Однако эта зависимость справедлива лишь для младенцев с весом до 3600 граммов. Более крупные дети из-за большого размера головы чаще подвергаются родовым травмам и кислородному голоданию, что негативно сказывается на развитии мозга. Во втором триместре беременности в рационе женщины желательно присутствие жирных видов рыбы. Они содержат ценные жирные кислоты группы Омега-3, которые участвуют в формировании клеточных мембран.

Острый или длительный стресс во время беременности оказывает негативное влияние на развитие мозга плода. В ответ на нервное перенапряжение организм матери вырабатывает гормон кортизол, который проникает в мозг ребенка. В больших дозах это вещество затормаживает развитие отделов мозга, ответственных за возбуждение и торможение эмоциональных реакций. В результате ребенок будет испытывать трудности с саморегуляцией. Небольшие повседневные неприятности будут приводить его в состояние хронического стресса. Дети, родившиеся во время стихийных бедствий, растут возбудимыми и демонстрируют сниженные показатели внимания и речевых навыков к школьному возрасту. Но умеренный и кратковременный стресс у беременной женщины не несет в себе никакого токсического эффекта для плода. Вреден лишь избыточный стресс, при котором мать никак не может повлиять на стрессовые факторы и прогнозировать их.

Одним из активных способов снижения уровня стресса, рекомендованных беременным женщинам, являются аэробные нагрузки. Кроме того, физические упражнения стимулируют кровоснабжение матки. Благодаря этому плод получает больше кислорода. У женщин в хорошей физической форме быстрее и легче проходят роды, что снижает риски родовой травмы и кислородного голодания ребенка. Однако чрезмерные тренировки могут приводить к перегреву матки, что грозит выкидышем.

Супружеские отношения

Младенец с самого рождения ориентирован на взрослого, обеспечивающего его безопасность. В отсутствие надежной привязанности мозг ребенка не может развиваться полноценно. Известно, что дети, выросшие в домах малютки, значительно отстают в умственном развитии и имеют проблемы с поведением. Увы, усыновление способно устранить последствия травмы привязанности только в том случае, если оно произошло до 4-месячного возраста младенца.

Развитие привязанности у ребенка нарушается не только при недостатке внимания и ухода, но и при враждебных отношениях в семье. Уже в 5-месячном возрасте младенец реагирует физиологическим стрессом, наблюдая конфликты между родителями. Последствиями хронического стресса у детей первого года жизни являются трудности самоуспокоения, страх перед новизной. Кроме того, гормоны стресса препятствуют нормальной минерализации костей малыша. У детей школьного возраста эмоционально неблагополучная обстановка в семье приводит к агрессии, рассеянности, сниженной успеваемости, подверженности инфекционным заболеваниям.

Чаще всего супруги ругаются в присутствии ребенка, а мирятся уже наедине. Это вводит малыша в заблуждение, оказывая негативное влияние на его психику. Если родители поругались при ребенке, им надо при нем же и помириться — это существенно снизит нанесенный вред.

Самыми частыми причинами ссор между молодыми родителями являются недосыпание, социальная изоляция, неравное распределение нагрузки по уходу за малышом и депрессия. Дефицит сна, от которого страдает абсолютное большинство начинающих родителей, делает их раздражительными, рассеянными и заторможенными. Им становится трудно контролировать свои эмоции.

Нехватка времени и сил на общение с подругами опустошает молодых матерей, которые проводят все свои дни только с малышом. Потребность женщины в эмоциональных связях обычно усиливается после родов. Возможно, этот феномен имеет эволюционные корни. Так взаимовыручка между женщинами с маленькими детьми в первобытном обществе обеспечивала им выживание. В современной семье рождение ребенка приводит к обеднению социальной жизни. Из-за этого и женщины, и мужчины могут впадать в депрессию.

«Противоядием» к супружеским конфликтам является привычка к сопереживанию. Она слагается из двух компонентов. Во-первых, необходимо внимательное отслеживание эмоционального состояния собеседника по едва уловимым изменениям в его взгляде, голосе, позе. Вторым компонентом сопереживания является размышление о причинах, которые вызвали у собеседника такие чувства. В семьях, где отношения строятся на сопереживании, конфликты разрешаются довольно легко.

Смышленый малыш: семена

Интеллект не имеет единого общенаучного определения. Большинство психологов измеряют его с помощью стандартных тестов на запоминание информации и поиск в ней закономерностей. Современные высокотехнологичные методы визуализации структур мозга не находят никаких нейроанатомических маркеров высокого интеллекта. Как ни странно, простые тесты на зрительное узнавание в младенческом возрасте предсказывают, каков будет общий уровень интеллекта к совершеннолетию.

Помимо классических умственных способностей успех человека зависит от таких характеристик, как любознательность, креативность, самоконтроль и способность считывать невербальные сигналы коммуникации.

Считается, что именно благодаря неиссякаемой любознательности отдельных ученых было сделано большинство научных открытий. Эти люди в зрелом возрасте сохраняли детскую страсть исследовать один и тот же предмет с разных сторон, задавать природе новые вопросы и проверять множество альтернативных гипотез.

Навыки самоконтроля необходимы для достижения любой цели. Интересно, что умение ребенка дошкольного возраста устоять перед соблазном (например, угощением), чтобы затем получить большую награду, предсказывает его социальный и экономический статус в будущем. Творческие способности человека открывают ему путь в мир искусства. Умение считывать едва уловимые выражения лица характерно для выдающихся предпринимателей. Благодаря развитому эмоциональному интеллекту эти люди заводят ценные связи с людьми, имеющими другой профиль образования. Так они быстрее получают необходимые знания в интересующих их областях.

Смышленый малыш: почва

Первичная задача мозга — обеспечение нашего выживания, а не обучение. Ребенку, для того чтобы он реализовал свой интеллектуальный потенциал, необходимо ощущать себя в безопасности. Поэтому для воспитания успешного человека необходима доброжелательная атмосфера.

Дети, находившиеся на грудном вскармливании, по статистике, опережают «искусственников» в интеллектуальном развитии. Вероятно, этот эффект достигается благодаря оптимальному содержанию в грудном молоке минеральных солей, витаминов и жирных кислот.

Следующим весомым фактором развития мозга ребенка является речь родителей. Чем больше разнообразных слов и грамматических конструкций они используют в общении со своим младенцем, тем выше его шанс развить высокий интеллект. Независимо от пола, природных данных и культурных традиций, большинство взрослых говорят с малышами высоким голосом и как бы нараспев. Благодаря этому инстинктивному механизму младенцы лучше различают звуки речи и им проще самим начать подражание звукам речи.

Навыки самоконтроля у детей дошкольного возраста развиваются в процессе игры с правилами и перевоплощениями. Во время игры ребенок контролирует свои импульсы эффективнее, чем при выполнении любого дидактического задания. Идея о том, что игра является основной деятельностью, стимулирующей развитие ребенка в дошкольном возрасте, принадлежит крупному советскому психологу Л. С. Выготскому. На основе его работ в США была разработана система дошкольной подготовки «Инструменты разума». Детские сады, работающие по этой программе, позволяют детям большую часть дня заниматься свободной творческой игрой. Показатели речи и интеллекта у этих ребят значительно превышают результаты сверстников, не участвующих в проекте.

Еще одним фактором развития ребенка является похвала со стороны значимых взрослых. Однако поощрять следует только то, что поддается контролю, — то есть собственные усилия ребенка. Тогда он учится проявлять упорство, решая трудные задачи. Похвала за врожденные таланты взращивает в ребенке стремление избегать неудач.

Не менее разрушительна и критика, когда ребенок не справляется с непосильными задачами. Родительская гонка за ранним развитием ребенка способна погубить его природное любопытство, подменяя подлинное мышление механическим запоминанием.

Двигательная активность, особенно с аэробными нагрузками, также улучшает работу мозга ребенка. К сожалению, в связи с распространением телевидения и видеоигр дети много времени стали проводить сидя, без движения. Такие дети подвержены риску ожирения и артрита.

Среднестатистический подросток отправляет в среднем 28 текстовых сообщений своим друзьям в день. Даже собираясь вместе, дети продолжают отвлекаться от живого общения между собой на электронную переписку и рассылку фотографий. Эта привычка мешает им верно считывать невербальные сигналы об эмоциональном состоянии собеседников. Недостаток внимания к позе, мимике и жестам других людей приводит к недопониманию, что чревато ростом конфликтов.

Счастливый малыш: семена

Большинство родителей считают, что воспитание ребенка счастливым — одна из их главных задач. Счастье включает в себя несколько аспектов: общее эмоциональное ощущение счастья, предвосхищение желаемого события, моральная удовлетворенность собственной жизнью. Исследования психологов показывают, что единственным значимым фактором в ощущении счастья у взрослого человека является качество межличностных отношений. В частности, люди, состоящие в браке, более счастливы, чем одинокие. Залог доброжелательных, поддерживающих отношений — это сопереживание и контроль над собственными эмоциями.

С другой стороны, уровень счастья частично предопределяется врожденным темпераментом. Оказывается, что младенцы, демонстрирующие реакцию избегания при виде новых людей и игрушек, вырастают тревожными и застенчивыми людьми. Однако сильной стороной такого высокочувствительного темперамента является компенсаторная добросовестность и ответственность.

Детские психологические травмы в разы повышают риск асоциального поведения и алкоголизма во взрослом возрасте. Однако существуют гены жизнестойкости, благодаря которым травмированный ребенок продолжает полноценно жить и развиваться независимо от тяжелых воспоминаний.

Один из них — ген МАОА, сдерживающий перевозбуждение структур мозга, обеспечивающих автобиографическую память. Носители такого гена помнят травмирующие события из своей жизни, но не переживают их снова и снова в своей памяти.

Ген DRD4-7 рецептора дофамина делает ребенка стойким к недостатку родительского внимания. Такие дети не теряют чувства защищенности, когда самые близкие люди ими пренебрегают. Вариант гена 5-HTT, переносчика серотонина, позволяет человеку очень быстро восстанавливаться после стресса.

Счастливый малыш: почва

Для воспитания счастливого ребенка требуется оптимальный баланс между эмоциональной чуткостью и дисциплинарными требованиями родителей. Оба этих условия формируют родительский авторитет. Если родительские правила воспитания излишне жестоки и никак не объясняются или, наоборот, допустимому поведению ребенка не выставляются никакие границы — и в том и в другом случае ребенок вырастает эмоционально неуравновешенным. Наихудшие показатели поведения наблюдаются у детей эмоционально отстраненных родителей, которые к тому же мало заботятся о поддержании дисциплины.

Родители, которые растят счастливых детей, относятся к детским капризам и истерикам как к возможности научить их азам самоконтроля. Осуждать детей за их чувства досады, обиды или ревности не только бессмысленно, но и вредно. Взрослые, которые хорошо осознают собственные чувства, помогают детям понять их детские переживания. Когда родители называют и описывают чувства детей, те быстрее успокаиваются и учатся выражать свои эмоции не криком, а словами.

Воспитанный малыш

Моральное развитие ребенка базируется на фундаментальной способности объяснять поступки других людей через их намерения и чувства. Понимание мотивов поведения людей проходит через несколько стадий. Индикатором того, что ребенок вступил на путь морального развития, является появление детской лжи. Обычно это происходит в возрасте чуть старше 3 лет. Сначала малыш обманывает, чтобы избежать наказания. Затем он начинает задумываться о последствиях обмана для себя и других людей. На финальной стадии нравственного развития честность становится моральным принципом.

Залогом формирования у ребенка нравственных ценностей является наличие в семье стабильных и понятных правил, а также регулярное поощрение за их исполнение. Ребенок с большей вероятностью учтет родительские ограничения и запреты, если взрослый даст кратное и понятное обоснование своему решению. В таком случае выставление границ дозволенного поведения будет восприниматься ребенком как проявление родительской заботы.