Наши бедные богатые дети
- 9
- 10
- 12
- 13
- 14
- 16
- 18
- 24
Все и сразу. Финансы без границ
Современные влиятельные и богатые семьи заработали свои состояния в рекордно короткие сроки, а не постепенно, в течение нескольких поколений, как это происходило в Европе. Культура потребления у россиян еще не успела выработаться. И колоссальное богатство обрушилось на людей, с детства помнивших нужду, когда покупка куклы или велосипеда была праздником. Родители сами еще не успели научиться рационально тратить деньги — а каково их детям?
Мы неосознанно, самим образом жизни приучаем своих детей к роскоши и потребительству. Это происходит, надо отметить, не только в богатых семьях, но и в семьях среднего класса. Наши соотечественники часто живут не по средствам: берут кредиты на покупку вещей, которые им не по карману, не делают накоплений.
В богатых семьях не принято, к сожалению, отказывать детям: игрушки покупаются по первому требованию, исполняется любой каприз, даже если он не полезен ребенку. Взрослые стараются предугадать любое желание своего чада, причем делают это с явным удовольствием. Так родители отчасти компенсируют нехватку времени и внимания, которое не могут уделить детям.
Потенциальные риски избалованности
Такое потребительское поведение чрезвычайно вредит детям. Если ребенку из обычной семьи в магазине понравились две куклы, ему придется выбрать только одну. Необходимость сделать выбор тренирует жизненно важные навыки: учит анализировать, сравнивать, смиряться с ограничениями. Ребенку из богатой семьи, скорее всего, купят две куклы, поэтому он не сможет научиться делать выбор и расставлять приоритеты.
Жизнь в изобилии приводит к ненасытной жажде приобретения все более и более дорогих и статусных вещей. Ведь кажется, что очередная покупка вот-вот насытит и принесет успокоение. Обеспеченные дети не умеют ставить долгосрочные цели, готовиться к покупке заранее. В результате они вырастают избалованными, капризными. Они постоянно стремятся к мгновенным удовольствиям и, если не получают его немедленно, впадают в ярость и злость. Они попросту не привыкли ждать.
Иногда дети, живущие в изобилии, страдают от другой крайности: они пресытились и уже ничего не хотят, им ничего не интересно, их ничто не трогает. У них нет необходимости зарабатывать на жизнь и «выбивать» себе место под солнцем. Любое желание тут же исполняется. Им скучно жить. Некоторые пытаются заполнить эту пустоту и доказать свою значимость, бесконечно путешествуя и потребляя. Другие «компенсируют» скуку деструктивными раздражителями: насилием, нарушением закона, психоактивными веществами, возмутительным поведением, азартными играми. Боль и «хождение по краю» дают им хоть какую-то возможность почувствовать себя живыми.
Что делать?
Деньги могут служить как во зло, так и во благо. Родители должны позаботиться, чтобы их финансовое благополучие не принесло ребенку дополнительных проблем. Во-первых, необходимо проанализировать свою философию потребления. Ведь дети очень тонко чувствуют ценности родителей и перенимают их. Материальная сторона жизни не должна превалировать над остальными. Финансовое состояние родителей должно помогать детям развиваться и получать новые навыки и знания.
Родителям необходимо транслировать своим преемникам реальные ценности и свои взгляды на мир. Открыто говорить о том, что они считают правильным, по возможности комментировать свои действия. Говорите то, что думаете на самом деле, даже если ваши ценности спорные и не совсем одобряются обществом. Если ребенок увидит и поймет, что папа говорит одно, а делает другое, это повлияет на него еще более негативно.
Тренируйте правильное потребительское поведение. Родители должны научить детей грамотно распоряжаться деньгами, выбирать, сравнивать цены, а главное — оценивать необходимость покупки. Обсуждайте в присутствии ребенка крупные покупки и планируйте отпуск. Регулярно выделяйте деньги на карманные расходы.
Нужно научить ребенка ждать и терпеть. Например, договоритесь, что будете покупать одну игрушку каждый месяц. Объясните ребенку, зачем это нужно, и твердо придерживайтесь этого правила, несмотря на недовольство и слезы. Дети, с детства привыкшие терпеть и ждать, лучше подготовлены к жизни, легче переживают стресс, более рассудительны.
И иметь, и быть
Необходимо научить ребенка преодолевать трудности и достигать результатов. Только так закаляются характер и сила воли. Вещь, полученная с трудом, будет больше цениться ребенком, чем та, которая досталась ему «просто так». Он будет испытывать радость от проделанной работы, гордость за приложенные усилия.
Развивайте внутренние стимулы у ребенка, чтобы его жизнь была наполнена смыслом, чтобы интерес к жизни не угас. Кратковременные удовольствия типа покупок и вечеринок рано или поздно «приедаются» и вызывают чувство пресыщения. Всеми силами вызывайте у ребенка желание развиваться, узнавать что-то новое, творить, помогать, делать мир лучше. Активный человек искренне интересуется миром, он хочет и умеет раскрыть свои таланты. У него есть потребность делиться с людьми.
Важно научить ребенка не потребительству, а внутренней активности. Создайте такие условия, чтобы дети захотели чего-то сами: что-то создать, смастерить. «По-настоящему богатый человек — не тот, кто много имеет, а тот, кто многим является», — сказал немецкий философ Эрих Фромм. Это ничуть не мешает финансовому благополучию. Ведь если человек загорается каким-то делом, он делает его хорошо и, значит, ему за это будут хорошо платить. Тогда деньги будут служить во благо, а не во вред.
Товарно-денежная любовь. Новая эпоха, новые отношения
Современная семья детоцентрична. Реальные межличностные отношения постепенно вытесняются «товарно-денежными». Теплота, забота, внимание друг к другу отнимают много энергии и времени. Легче купить очередной дорогой подарок, сводить в игровую комнату, чтобы компенсировать недостаток общения.
Дети усваивают такую модель поведения и будут так же относиться к родителям: потребительски, эгоистично, безэмоционально. Для таких детей материальный подарок, вещь становится выражением родительской любви. Другой они просто не знают.
Потенциальные риски детской меркантильности
Когда говорят о заброшенных детях, воображению сразу представляется ребенок-сирота или ребенок из маргинальной семьи. Однако похожим синдромом заброшенности страдают и дети из очень обеспеченных семей. Да, они одеты, обуты, сыты и образованны. Но они лишены главного — теплых отношений со своими родителями, эмоциональной близости, любви, принятия и понимания. Без этого дети не смогут стать психически здоровыми, зрелыми личностями.
Дети, выросшие в эмоциональной бедности, не умеют дружить по-настоящему. Все отношения они оценивают с точки зрения выгоды. В основе дружбы лежит материальный интерес: что я получу, если буду дружить с этим человеком? Бывает и другая крайность. Дети подчас не верят, что с ними можно дружить просто так, и начинают «заслуживать» любовь и признание своих друзей подарками и деньгами.
Что делать?
Задача родителей — наладить тесную эмоциональную близость со своим ребенком, отказаться от задаривания в пользу подлинных, глубоких отношений. Проанализируйте, как вы общаетесь с ребенком, о чем говорите с ним. Посчитайте, сколько минут в день проводите вместе с ним по-настоящему, с прикосновениями, глядя друг другу в глаза, а не занимаясь параллельно своими делами. Ребенку не нужно много подарков. Старайтесь покупать «меньше, да лучше». Выбирайте подарок, учитывая потребности ребенка.
Будьте сопричастны к его жизни. Искренне радуйтесь вместе с ним его достижениям и успехам: появился новый друг, доволен своим проектом, сделал важное открытие, выиграл соревнования. Не осуждайте его промахи, не указывайте на ошибки, а просто посочувствуйте и погорюйте вместе с ним.
Научитесь разговаривать со своим ребенком, слушать и слышать его. Когда он подходит к вам с вопросом — отложите дела, повернитесь к нему и, глядя глаза в глаза, внимательно выслушайте все, что ребенок посчитает нужным сообщить вам. Не перебивайте, не поучайте. Уважайте его позицию. Постарайтесь понять своего ребенка, взглянуть на мир его глазами.
Проводите вместе больше времени. Придумайте собственные ритуалы, которые могут стать семейной традицией. Например, устраивайте «семейные дни» — раз в неделю выбирайтесь куда-нибудь вместе. Счастливыми мы становимся не от богатства, а от хороших, глубинных отношений с людьми.
Если ребенок стал центром вашей семьи в ущерб интересам взрослых, начинайте постепенно, мягко, но твердо возвращать свое чадо на правильное место. Ребенок должен быть ребенком и слушаться родителей. А родители должны быть главными. Их роль — задавать правила поведения и ограничения, нормы. И больше не живите ради детей, а просто будьте рядом с ними столько, сколько им потребуется перед стартом в самостоятельную жизнь.
Время, забота, любовь
Дети нуждаются в эмоциональном тепле и близости, как растения в воде. Без этого они не могут нормально и полноценно развиваться. Родители должны научиться тратить на своего ребенка не деньги, а время, душевные силы и энергию. Возможно, для этого стоит пересмотреть свой образ жизни. Необходимо дать ребенку достаточно любви, чтобы ему хватило на всю жизнь теплых воспоминаний о ласковых руках мамы, обстоятельных разговорах с папой, совместных играх и занятиях. Найдите свою «золотую середину». Выкраивайте время на ребенка, но не позволяйте ему становиться центром вашей жизни. Заботьтесь о ребенке, но в то же время установите правила поведения в семье.
Детство наспех. Ни минуты простоя
Современные родители делают все, чтобы их дети не бездельничали и не тратили время впустую. Особенно это касается амбициозных, обеспеченных семей, где в детях видят преемников, продолжателей дела. В них много вкладывают, и от них ожидают соответственной отдачи, «дивидендов». Родители ждут успехов, первых мест, все новых и новых побед. Они поднимают планку все выше, заставляя ребенка тянуться к ней и поддерживать статус чемпиона. И маленький человек делает вывод: чтобы его любили и замечали, надо достигать, надо соответствовать. Отсюда — постоянный страх оказаться хуже других, обнаружить свои слабости.
В такой семье ребенок имеет необыкновенно плотный график. Помимо школы он посещает несколько кружков в неделю: спортивные, творческие, языковые. В погоне за всесторонним развитием одни родители хотят дать ребенку то, чего сами недополучили в детстве, реализовать свои мечты за счет ребенка. Другие желают дать ребенку все мыслимые и немыслимые навыки, вооружить его «до зубов», чтобы он был готов к реальной жизни.
Потенциальные риски
Перегруженность и постоянный стресс могут спровоцировать у ребенка ряд психологических проблем. Среди них, например, апатия и затяжные депрессии. Ребенок не успевает прожить, прочувствовать жизнь, понять, чем он сам хотел бы заниматься. Он привык поддаваться родительскому влиянию, слушать и выполнять то, что ему велят. Откуда тут взяться лидерским качествам, силе воли и инициативности?
Такие дети постепенно утрачивают способность к творчеству и фантазии. Их преследуют неврозы и тревожность, ведь родители ожидают от них успешных результатов. Состязательность и рейтинги, бесконечные показатели, лидеры и аутсайдеры — эти клише, выдуманные взрослыми, крайне негативно влияют на детскую психику. Дети легко впадают в уныние, боятся «не соответствовать», сравнивают себя с другими. Еще не познав жизни, они устают от бесконечной гонки за результатом.
Что делать?
Если у вас нет цели вырастить невротичного спортсмена с нездоровой самооценкой, возможно, стоит снизить планку и ориентироваться на интересы ребенка. Не подгоняйте, не торопите его. Для всестороннего развития вполне хватит двух-трех кружков помимо школьной программы.
Не сравнивайте своего ребенка со сверстниками. Это спровоцирует злость, зависть, ревность и может разрушить дальнейшие отношения. Сравнения особенно недопустимы в отношении братьев и сестер.
Разрешайте ребенку бездельничать, выделите свободное, ничем не заполненное время. Если вы видите, что ребенок искренне чем-то увлечен, не видит и не слышит ничего вокруг, не вмешивайтесь в его занятия, даже если оно кажется вам глупой и бестолковой возней. Игра для дошкольников — основная деятельность, с ее помощью они учатся влиять на окружающий мир, взаимодействовать с ним, а также тренируют воображение.
Не ругайте ребенка за ошибки, иначе он будет стараться держаться в тени, чтобы снова не ошибиться и не вызвать этим неодобрение родителей. Научитесь хвалить ребенка правильно. Не навешивайте на него ярлыков типа «самый лучший», «умный», «гениальный». Поощряйте усердие, стойкость и старательность, которые ребенок прикладывает, чтобы достичь цели. Даже если эти усилия не приведут к победе, он все равно будет внутренне замотивирован и не станет зависеть от одобрения окружающих.
Любите своего ребенка безусловно — независимо от того, оправдывает ли он ваши ожидания, соответствует ли образу «идеального ребенка», который вы, возможно, сами себе нафантазировали. Принимайте и поддерживайте свое чадо, но в то же время создавайте условия для его полноценного развития. Попытайтесь заметить и разглядеть в нем таланты и способности и деликатно, ненавязчиво помогайте раскрыть их.
Под охраной. У страха глаза велики
В богатых, обеспеченных семьях ребенок постоянно находится под присмотром: водители, телохранители, няни, гувернантки, камеры видеонаблюдения. Так родители снижают свою тревогу, предотвращая потенциальные риски. Некоторые родители поступают так потому, что желают держать все под контролем — и это прямой путь к гиперопеке. Другие держат ребенка под плотной охраной, потому что в их кругу так принято. Но порой забота выходит за рамки разумного, и ребенок или начинает «задыхаться» внутри этого кольца охраны, или панически боится окружающего мира.
Потенциальные риски гиперопеки
То, как дети реагируют на выставленные им границы, зависит от их темперамента. Некоторые становятся агрессивными, грубыми, пробуют границы дозволенного на прочность. Другие перенимают родительские страхи и превращаются в невротиков. Такие дети перестают верить в свои силы, чувствуют себя беспомощными и слабыми без охраны. Им не приходится отстаивать себя и свои интересы, поэтому их воля подавлена, они считают себя не в силах что-либо изменить. Это явление в психологии носит название «выученной беспомощности». Третьи начинают игнорировать реальные страхи, наивно полагая, что с ними ничего плохого случиться не может. Они не представляют, как правильно вести себя на улице, в компаниях, не считывают сигналы опасности. Они могут сесть в машину к чужому человеку или привести домой случайных знакомых.
Что делать?
Задача родителей — научить ребенка самостоятельно защищать себя. «Просканируйте» атмосферу в доме, не пропитана ли она ощущением постоянной опасности и тревоги. Дети тонко чувствуют состояние родителей. И опасения, даже если они не произносятся вслух, со временем передаются детям.
Найдите баланс между защитой и свободой. Охрана ребенка необходима только в случае реальной опасности. Наблюдайте, как ребенок реагирует на введение элементов защиты: не появились ли у него навязчивые страхи, не снятся ли кошмары, не боится ли он гулять, играть и засыпать один.
Позвольте ребенку время от времени рисковать и щекотать себе нервы. Только бросая вызов опасности, человек учится справляться со страхом, испытывая себя и свои силы. Вспомните детство. Вы гуляли на огороженных детских площадках под присмотром взрослых и играли только безопасными игрушками? Риск — необходимое условие правильного психического развития в раннем возрасте. Нахождение в относительно опасных ситуациях, при этом не угрожающих жизни ребенка, вырабатывает у него твердость характера, стрессоустойчивость, предприимчивость и находчивость.
Если вы сочли нужным что-то запретить ребенку, объясняйте и аргументируйте свое решение. Рассказывайте о возможных последствиях, вспоминайте собственный опыт, подключайте друзей. Обсуждайте, как избегать опасных ситуаций. Не ворчите, не злитесь, не наказывайте ребенка, если он попал в беду. Изучите рекомендации поискового отряда «Лиза Алерт» и объясните ребенку, как вести себя, если он вдруг окажется где-то один.
Взрослым необходимо время от времени отпускать детей в «свободное плавание». Даже если страшно отпускать подростка на вечеринку, необходимо собраться с духом и пожелать ему приятного вечера. По мере взросления ребенку нужно давать все большую самостоятельность и автономность.
Доверие — лучшая защита
Конечно, для всего этого необходимо наладить тесный эмоциональный контакт со своим ребенком, установить с ним доверительные дружеские отношения. Не нужно ограничивать свободу детей ради собственного спокойствия. Поддерживайте, но в то же время признавайте их право на ошибки и промахи, не опекайте чрезмерно.
Самая лучшая безопасность, которую родители могут обеспечить своему ребенку, — это не охрана по всему периметру дома и система круглосуточного видеонаблюдения с трансляцией, а внутреннее ощущение доверия миру, открытости и уверенности в своих силах.
Детки в клетке
В 70-е годы кварталы, где компактно проживают состоятельные, обеспеченные семьи, стали называть «золотым гетто». Ученые и психологи выяснили, что дети, выросшие в «золотом гетто», имеют те же психологические проблемы, что и дети из беднейших, маргинальных семей: безнадзорность, пассивность, равнодушие, отсутствие интереса к труду, склонность к зависимостям и аморальному поведению.
Дети богатых родителей привыкают оценивать человека не по его реальным поступкам, а по стоимости и статусности вещей, одежды, часов, автомобиля. Они не доверяют окружающим, так как подозревают всех в меркантильности, презирают тех, кто менее богат. Деньги для них становятся мерой всех вещей.
Кроме этого, в современных обеспеченных семьях еще не налажена система взаимодействия с прислугой. Взрослые порой сами не уважают свой обслуживающий персонал, относятся к ним как к «челяди». Ребенок перенимает такое поведение и также начинает дерзить прислуживающим взрослым: своим воспитателям, гувернерам, охране, поварам. Из такого ребенка вырастет маленький домашний тиран, который, однажды научившись не уважать взрослых, в итоге перестанет уважать и родителей.
Желая устроить своему ребенку безоблачное детство, родители ограждают его от реального, противоречивого, иногда жестокого мира: не рассказывают о бедности, болезнях, нуждающихся, инвалидах. Дети не учатся сострадать, помогать, сопереживать. Они думают только о себе и своих интересах.
Зачастую такие дети привыкают к мысли, что закон и общественные правила для них не писаны. Деньги родителей позволяют им уходить от ответственности, приучая к безнаказанности. Совершаются новые ошибки, пока очередная из них не приведет к более тяжелым или фатальным последствиям, когда уже ничего нельзя будет исправить.
Потенциальные риски социальной изоляции
Ребенок в состоятельной семье растет на всем готовом и зачастую не получает бытовых и практических навыков, не умеет позаботиться о себе сам: приготовить нехитрый ужин, самостоятельно собраться в школу или на секцию. Повзрослевшие молодые люди и девушки не представляют средний уровень зарплаты, не знают, как оплачивать коммунальные услуги и как происходит поиск работы.
Общественная изоляция детей из «золотого гетто» не развивает их социальный интеллект. Да, они имеют прекрасное образование, знают несколько языков, владеют разными науками, но они не знают самой жизни. Они не умеют договариваться с людьми, не умеют отказать, дать отпор, защитить свои интересы. Не могут определить, кому можно доверять, а кому нет. Самое главное — они не умеют находить общий язык с разными людьми, не способны разглядеть истинную сущность человека. А ведь это именно то качество, которое помогло их родителям добиться успеха и признания.
У богатых детей нет стимула взрослеть, и потому они нередко весьма инфантильны. Ведь реальный мир зачастую жесток, он требует держать удар и нести ответственность. Молодой человек из состоятельной семьи уверен в своей избранности. Тем неприятнее осознавать, что в реальном мире ты всего лишь один из многих. Рано или поздно этому молодому человеку придется столкнуться с ограничениями, последствиями своих действий, что неизбежно приведет к разочарованиям, стрессам, затяжным депрессиям и даже зависимостям.
Что делать?
Родители должны понять, что социальная изоляция вредна и опасна для психического развития. Прежде всего необходимо оценить условия жизни ребенка, объективно и без прикрас проанализировать собственное отношение к людям из других социальных слоев, к прислуге, к законам общества. Знакомьте ребенка с реальным миром: выберитесь на пешую прогулку в город, зайдите в обычное недорогое кафе, сходите на общественную детскую площадку, совершите несколько поездок на городском транспорте. Если есть возможность, путешествуйте по городам России.
Помогите ребенку увидеть, как и чем живут его ровесники, понять их законы, нормы, стиль общения. Ребенок должен знать, что он — не центр мироздания. Что есть и другие люди, и с их позицией придется считаться. Не нужно «фильтровать» окружение ребенка. Важно, чтобы его окружали разные люди: добрые и злые, слабые и сильные, богатые и бедные, умные и глупые.
Научите ребенка взаимодействовать с обслуживающим персоналом — с должным уважением, серьезно. Он должен обращаться ко всем взрослым по имени-отчеству, недопустимо грубить, повышать голос. Тренируйте бытовые навыки ребенка по мере его взросления. Несмотря на наличие прислуги, ребенок должен научиться самообслуживанию — это разовьет его силу воли. Поручайте ребенку часть домашней работы: убрать за собой посуду, вынести мусор, навести порядок в комнате.
Задавайте границы допустимого. Установите правила поведения в доме и строго им следуйте. Пусть запретов будет немного, но каждый из них нужно обосновать. Вы не должны постоянно выручать ребенка, решать за него проблемы, с которыми он сам способен разобраться. Нагрубил няне — получи наказание. Намеренно испортил игрушку — в следующем месяце останешься без новой. Ударил одноклассника — получил сдачу.
Родители в силах воспитать ответственность и научить детей состраданию по отношению к людям, которым меньше повезло. Объясняйте, что жизнь у всех складывается по-разному, но все мы заслуживаем уважения и понимания. Необходимо, чтобы ребенок осознавал: чем больше привилегий ты имеешь, тем выше твоя ответственность. Нужно уметь ставить себя на место других людей, сопереживать им. Начните с себя: заботьтесь друг о друге, о своих родственниках. Напоминайте о необходимости заботы.
Научите ребенка быть благодарным, говорить «спасибо» на автомате, принимать подарки, независимо от того, понравились они или нет. Делитесь с ним воспоминаниями о тех людях, которым вы благодарны, – о родителях, учителях, наставниках, друзьях. Объясняйте, как и чем именно они помогли. В разговорах с ребенком отзывайтесь о них с теплотой, звоните им, поздравляйте с праздниками, навещайте, помогайте материально, если они нуждаются в этом. И однажды, когда вы сами станете немощными, это сослужит вам добрую службу.
Открыться миру
Чтобы гармонично развиваться, ребенку нужно нормальное детство — с его рисками, дружбой и конфликтами со сверстниками, огорчениями и нехитрыми радостями. Чтобы достойно взаимодействовать с реальным миром, ребенок должен понять его законы, уметь общаться с разными людьми. Важно научить ребенка правильно распоряжаться теми возможностями, которые дают ему деньги и статус родителей. Финансовое благополучие должно идти не во вред, а на пользу, служить развитию. Необходимо научить ребенка помогать, нести ответственность не только за себя, но и за другого. Именно эти качества делают человека достойным членом общества.