Отстаньте от ребёнка! Простые правила мудрых родителей

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Зачем воспитывать ребенка

Все родители желают для своих детей самого лучшего. Однако их цели далеко не всегда соответствуют интересам самого ребенка. Наиболее распространены два стиля воспитания: «монофонический» и «полифонический».

В первом случае родители стремятся к тому, чтобы ребенок достиг высокого положения в определенной сфере. Например, малыша растят как будущего олимпийского чемпиона или ученого с мировым именем. Чаще всего этот подход избирают люди, которые сами достигли успеха в карьере или, наоборот, не смогли реализовать свои мечты. «Полифонический» стиль проявляется в желании дать ребенку как можно раньше и как можно больше знаний и навыков. Родители чрезмерно увлекаются методиками раннего развития, не всегда умело их сочетая.

Опасность обоих подходов заключается в том, что они ограничивают развитие индивидуальности ребенка. С малых лет он перегружен упражнениями и занятиями. У него не остается времени на свободную игру, без которой он не может понять своих собственных предпочтений и желаний.

Следуя за мечтой родителей, он боится их разочаровать. Ведь они так много вкладывают в его обучение и развитие! У большинства детей не получается соответствовать родительским ожиданиям в силу природных данных или определенного стечения обстоятельств. Тогда дети чувствуют себя виноватыми перед своей семьей. Неудачи легко вгоняют их в депрессию, поскольку они не находят утешения ни в альтернативных занятиях, ни в отношениях с близкими.

В действительности успешность человека зависит не от интеллектуальных или физических возможностей, а от семи ключевых качеств характера:

  • Твердость.
  • Трудолюбие.
  • Оптимизм.
  • Самоконтроль.
  • Социальный интеллект.
  • Любознательность.
  • Благодарность.

Сильные стороны характера невозможно сформировать путем организации специальных занятий. Они оттачиваются в повседневной жизни, когда ребенок самостоятельно делает выбор, движется к избранной им самим цели, преодолевает препятствия, договаривается с другими людьми.

Как давать свободу

Каждый ребенок нуждается в опыте самостоятельного принятия решений. Сферы свободы ребенка расширяются по мере его взросления. Например, для трехлетки достаточно права самому выбрать цвет футболки, которую он будет носить. Перед подростком же стоит судьбоносный выбор будущей профессии. Чтобы это решение получилось взвешенным, он должен накопить достаточный опыт свободного выбора.

Существуют четыре составляющие личной свободы ребенка:

  1. Свободное от уроков и домашних дел время, которым он волен распоряжаться по своему усмотрению.
  2. Личное пространство, куда взрослые не вторгаются без предупреждения, вещи, которые никто без разрешения не берет.
  3. Неструктурированная игра.
  4. Хобби, которое ребенок выбирает или меняет сам.

Как устанавливать границы

При всей важности свободы для ребенка разумные ограничения ему столь же необходимы. Границы допустимого поведения составляют основу его безопасности и успешности взаимодействия с другими.

Один из самых действенных стимулов к изменению неправильного поведения — это естественные последствия ошибок. Например, ребенок растратил все свои карманные деньги, выданные ему на неделю. Значит, придется некоторое время обходиться без них. Предупреждая подобные проблемы, мы нарушаем естественный ход вещей. Если ошибки ребенка не приносят ему неприятностей, он будет продолжать их совершать.

Взаимодействие между людьми всегда подразумевает уважение к чужим границам. Младенец не имеет понятия о том, что интересы окружающих людей могут не совпадать с его желаниями. Ему предстоит отказаться от иллюзии своего всемогущества. С раннего возраста ребенку рекомендуется прививать элементарные правила вежливости: здороваться, прощаться, извиняться, не перебивать другого, не брать чужих вещей.

Не менее важно для ребенка научиться говорить «нет» и отстаивать собственные границы. Научите его заявлять о своих желаниях, если вам кажется, что другие дети им помыкают. Также ребенок вправе уклониться от объятий родственников или маминых подруг. Умение отказать взрослому может оказаться вопросом безопасности.

Ежедневно нам приходится ограничивать детей в их желаниях и настаивать на исполнении их обязанностей. Правила, заданные родителями, закладывают основу для развития у ребенка самоконтроля. Самое трудное в поддержании дисциплины — не менять принятого решения под натиском протестов ребенка или собственных эмоций. Не позволяйте ребенку собой манипулировать, уговаривать, что-либо выпрашивать.

Как любить ребенка, если нет времени и сил

Современные общественные ожидания от родителей непомерно высоки. Предполагается, что молодая мама должна уделять ребенку максимум внимания, преуспевать в карьере и творчестве, заботиться о своем внешнем виде. Однако успеть все нереально. Небольшой процент женщин избирает путь служения своей семье, отказываясь от личной самореализации в других сферах. Другая крайность — продолжать вести активную деятельность за пределами дома, полностью передав заботу о ребенке няне или бабушке.

Подавляющее большинство женщин стараются совместить работу и материнство. Некоторым из них удается так организовать свою жизнь, чтобы практически никогда не расставаться с ребенком. Они работают дома, пока малыш увлечен игрой, берут его с собой на встречи с подругами или на маникюр. Однако постоянное присутствие мамы само по себе не гарантирует удовлетворения потребности ребенка в эмоциональной близости. Когда мама сконцентрирована на выполнении своих дел, полноценное общение с малышом для нее невозможно. Для того чтобы он почувствовал себя любимым, важно не только количество, но и качество совместно проведенного времени.

Родительская любовь проявляется в четырех аспектах: 

  1. Забота о физическом и психологическом благополучии ребенка.
  2. Ответственность за его обучение и развитие.
  3. Уважительное отношение к его мнению и желаниям.
  4. Знание важных моментов его жизни.

Если вы работаете, особенно важно проводить время с ребенком качественно. Знаки внимания, объятья, шутки, игры необходимы ребенку для ощущения благополучия. Такие счастливые моменты заряжают его уверенностью в себе и оптимизмом.

Зачем нужны поражения

Оградить ребенка от всех потенциальных рисков невозможно. К тому же опыт разочарования необходим ему для формирования характера, жизненной стойкости и высокой самооценки.

Не нужно с раннего возраста подстегивать у ребенка дух соперничества. Важно, чтобы он получал удовольствие от того, чем занимается, даже исполняя второстепенную роль.

Избыточная монотонная похвала тоже не идет малышу на пользу. Привыкнув слышать только восторженные оценки, он не захочет пробовать себя там, где успех не гарантирован. Вместе с тем, детей хорошо мотивирует объективная, беспристрастная похвала, в которой подчеркивается его победа над самим собой. Когда ребенок справляется с тем, что ему не удавалось еще вчера, он чувствует прилив воодушевления.

Когда ребенок терпит поражение, несмотря на свои старания, ему нужна поддержка взрослого. Не стоит иронично преуменьшать его боль, пытаться сразу переключить внимание на что-нибудь хорошее. В этом случае он почувствует, что вы не воспринимаете его всерьез. Однако и впадать в отчаяние, сокрушаясь над детской проблемой, тоже не нужно. Взрослый должен в любой ситуации оставаться зрелым и уравновешенным человеком, опорой и примером для ребенка. Покажите ему свое сочувствие, внимательно выслушайте, поделитесь похожей историей из своего детства. Тогда ребенок сможет успокоиться и извлечь из случившегося для себя урок.

Как страх воспитывает смелость

Детям свойственны страхи. Но опыт их преодоления воспитывает в характере смелость — неотъемлемое качество успешного человека.

В наше время взрослые уделяют повышенное внимание вопросам безопасности детей: сопровождают их игры во дворе, выбирают проверенное игровое оборудование. Парадоксально, но в «тепличных» условиях количество детских страхов не уменьшается, а растет.

Дело в том, что под присмотром взрослых дети не имеют возможности рисковать. Осознанный риск необходим, чтобы «оседлать» собственные страхи. Неслучайно в детской дворовой культуре так много страшных историй и небылиц, которые дети передают из уст в уста от старших к младшим. Это один из механизмов борьбы с возрастными страхами. Возможно, если бы мы несколько ослабили бдительность, дети могли бы научиться справляться с ними самостоятельно.

Если страх создает серьезные проблемы в жизни ребенка, ему необходима наша помощь. Есть несколько путей преодоления страха:

  • Признать и выразить это чувство в игре или рисунке, который можно символически уничтожить.
  • Сделать пугающий объект смешным, дополнив его нелепой деталью.
  • Постепенно, шаг за шагом, приближаться к пугающему объекту до тех пор, пока страх не потеряет свою силу.

Как понять, что у него на уме

Многих родителей огорчает скрытность ребенка. Его внезапный отказ проводить время с семьей может застать их врасплох. Причина взаимного непонимания детей и родителей в том, что мы не умеем слушать детей. Мы то и дело перебиваем их, поправляем, домысливаем, оцениваем. Эта привычка отбивает у ребенка всякое желание делиться сокровенными чувствами. Вот несколько действенных приемов, позволяющих расположить его к откровенной беседе:

  • Контакт глаза в глаза.
  • Открытая поза (развернуться к ребенку, податься в его сторону всем телом, не скрещивать руки или ноги).
  • Использовать кивки и паузы, призывающие к продолжению разговора.
  • Перефразирование и уточнение высказанной ребенком мысли.
  • Подведение итогов беседы.

Если соблюдать эти простые рекомендации, ребенок поймет, что его чувства для вас важны. Тогда он обязательно захочет ими делиться.

Как сделать замечание и не поссориться

Критика и поучения родителей бьют по неустойчивой самооценке подростков. Тем не менее корректировать их поведение необходимо. Чтобы минимизировать сопротивление ребенка, следуйте следующим правилам:

  • Не делайте замечаний в присутствии третьих лиц.
  • Обозначьте одну конкретную проблему, не нужно в порыве гнева перечислять все, что вам в ребенке не нравится.
  • Говорите с ним от первого лица, делая акцент на собственном недовольстве, а не на его дурных чертах характера.
  • Приступайте к разговору, только полностью успокоившись.

Разрешать ли няне наказывать детей

Многие семьи прибегают к услугам няни, если им позволяет материальное положение. Няня проводит с ребенком значительную часть дня, что неизбежно сказывается на его воспитании. Перед семьей встает вопрос: кто должен наказывать ребенка за проступки, непослушание, нарушение правил?

На первый взгляд воспитание — это сфера ответственности родителей. Няня может сообщать родителям о случаях нежелательного поведения ребенка, но принимать и реализовывать воспитательные решения будут они.

Этот подход имеет несколько важных ограничений. Во-первых, если ребенок мал, то он невосприимчив к отсроченному наказанию. Он не помнит, что именно он сделал не так, и теперь не может понять, за что его наказывают. Во-вторых, чем дольше ребенок будет оставаться беспомощным и недисциплинированным, тем дольше семья будет нуждаться в помощнице. В этом есть своя выгода для няни: избегая неприятных конфликтов с ребенком, она дольше сохранит свое рабочее место.

Какую няню нельзя допускать к ребенку

Личность няни оказывает большое влияние на ребенка. Именно поэтому родителям важно проявить максимальную внимательность при выборе няни. Идеальных людей не существует, но некоторые недостатки несовместимы с уходом за детьми. К ним относятся:

  • завистливость;
  • эмоциональная холодность;
  • обидчивость;
  • скрытность;
  • агрессивность.

Если няня будет завидовать материальному положению своих работодателей, это станет причиной скрытой враждебности к ребенку. Возможно, ее будет возмущать тот факт, что ваш ребенок пользуется теми благами, которые недоступны ее детям. Такого человека впускать в семью опасно.

Агрессивность няни бывает трудно распознать на собеседовании. Гораздо чаще, чем непосредственная физическая агрессия, встречается скрытое эмоциональное насилие: насмешки, обидные сравнения, пренебрежительный тон. На ребенка такое поведение взрослого оказывает не менее вредное влияние, чем шлепки. Рядом с обидчивой, эмоционально неразвитой женщиной ребенок не сможет чувствовать себя в безопасности. Будет неправильным сознательно выбирать для ухода за малышом сдержанную, хладнокровную няню из опасений, что привязанность к ней будет конкурировать с любовью к маме. В раннем возрасте детям жизненно важен тесный эмоциональный контакт с человеком, который о нем заботится.

Как давать карманные деньги

В наши дни почти все родители дают детям деньги на карманные расходы. Это не вопрос обеспечения повседневных нужд ребенка, а символ его принадлежности к семье. Но умение обращаться с деньгами приходит с опытом. Чтобы у ребенка формировались навыки финансового планирования и выстраивания приоритетов, определите постоянную еженедельную сумму карманных расходов. Полезно обсудить с родителями его друзей, сколько денег выдают своим детям они. В идеальном случае можно договориться, чтобы всем выделялась примерно одинаковая сумма. Тогда ваш ребенок не станет спорить и выпрашивать больше.

Сумма должна пересматриваться в зависимости от возраста ребенка и текущих обстоятельств. Однако нежелательно добавлять дополнительные деньги, если ребенок потратил все раньше времени. В этом случае у него отпадает необходимость контролировать свое потребительское поведение. Недопустимо добавлять ему деньги втайне от других членов семьи, чтобы добиться его особого расположения. В таких условиях ребенок научится не ограничивать свои расходы, а манипулировать родными.

Когда путешествия вредят детям

Сегодня большинство состоятельных семей путешествует вместе с детьми по нескольку раз в год. Для детей новые места и впечатления являются ценным развивающим опытом. Но здесь важна мера. Переизбыток впечатлений притупляет детскую любознательность. Нередко на экскурсии можно увидеть скучающего ребенка с гаджетом в руках. Он уже перестал отличать один музей от другого, у него перепутались воспоминания о разных поездках. Если ребенок сообщает о своем желании бездельничать дома все каникулы — значит, ему нужен отдых и покой. Не препятствуйте этому нормальному желанию.

Как быть, если ребенок завел «плохого» друга

Обычно родителей настораживает вызывающая манера поведения, низкая успеваемость или неряшливый внешний вид новых друзей ребенка. Присмотритесь к ним внимательнее, пригласите в дом. Возможно, при личном общении в них обнаружатся положительные качества (изобретательность, преданность, веселый характер), которые и привлекли вашего ребенка.

Впрочем, даже если новый друг действительно не заслуживает доверия, лучше дать ребенку шанс сделать этот вывод самостоятельно. В жизни ему будут встречаться разные люди, в том числе грубые и дурно воспитанные. Ребенку важно научиться выбирать для себя круг общения.

Как быть, если ребенок «покупает» дружбу

Родители подозревают неладное, если ребенок начинает часто терять ценные вещи, игрушки, гаджеты, карманные деньги. Причина такой «рассеянности» может крыться в остром желании завести дружбу. Ребенок дарит своим потенциальным товарищам вещи, чтобы заслужить расположение к себе. Такая модель поведения обычно формируется по примеру отношений в семье. Если дома принято заглаживать вину или проявлять внимание с помощью подарков, ребенок это копирует.

Попытки «купить» дружбу отражают недостаток социальных навыков. Объясните ребенку, что дружба — это взаимоотношения равных. Она состоит не только из совместного веселья, но и из конфликтов. Купить дружбу нельзя. Обратите внимание ребенка на достоинства, выделяющие его среди сверстников. Именно эти качества, а не подарки, будут привлекать к нему настоящих друзей.

Что делать, если ребенка травят

Притеснение одних участников коллектива другими встречается очень часто, и не только среди детей. Практически каждый человек когда-либо становится жертвой, зачинщиком или свидетелем травли. Недопустимо стыдить и обвинять жертву нападок. Разжечь агрессию в группе подростков может любой повод. В случае травли организованное вмешательство взрослых необходимо. Без него травля не прекратится.

Как уберечь ребенка от суицида

Мысли о суициде хотя бы однажды посещали большинство подростков. Родителям следует насторожиться, если в последнее время у ребенка резко испортился сон и аппетит, он подавлен или, наоборот, пребывает в эйфории. Риск повышает его личное знакомство с ребенком, покончившим жизнь самоубийством.

Можно выделить три основные причины суицида: острый внутренний конфликт, обусловленный кризисом подросткового возраста, недостаток любви и внимания в семье, в также отсутствие серьезных неудач и поражений в предыдущем опыте.

Как помочь ребенку в конфликте с учителем

В отличие от ссор со сверстниками, конфликт с учителем требует участия родителей в решении проблемы. Тактика вмешательства зависит от обстоятельств. Если педагог категорически негативно отзывается о вашем ребенке, а ребенок посещает занятия с неохотой, лучше сменить учителя. Если же стойкой взаимной неприязни нет, а причиной инцидента послужила обычная подростковая несдержанность, ребенок должен извиниться. Возможно, ему понадобится ваша помощь, чтобы перевести спор в конструктивное русло и корректно выразить свое несогласие с учителем.

Что делать, если взрослый ребенок ничего не хочет

Отсутствие мотивации у повзрослевшего ребенка — частая жалоба современных родителей. Апатия может быть обусловлена тем, что с малых лет волю ребенка подавляли, настойчиво вовлекая его в полезные, с точки зрения родителей, занятия. Получая огромное количество впечатлений и навыков, ребенок остается личностно незрелым, материально и эмоционально зависимым.

Для повышения самоорганизации ему было бы полезно определить для себя три сферы стимулов к действию: «хочу», «могу» и «надо». В сферу желаний обычно попадают творческие инициативы, в сферу «могу» — имеющиеся навыки. К области «надо» относятся малоприятные рутинные дела.

Зачем ребенку отец

В наше время почти половину детей растят одинокие или разведенные родители. Это негативно сказывается на воспитании. У отца и матери изначально разные роли в жизни детей. Обе они важны. Мать обычно дарит ребенку эмоциональную поддержку и безусловную любовь. Отец предъявляет первые социальные требования, устанавливает правила. Воспитывая ребенка в одиночку, мать вынуждена компенсировать недостаток строгости ужесточением запретов. Однако любящее материнское сердце побуждает делать раз за разом исключения из правил. В результате ребенок не получает на должном уровне ни отцовского, ни материнского воспитания.

Почему вредно дружить с детьми

Многие современные семьи придерживаются демократичного стиля воспитания, при котором родители принимают решения наравне с детьми. Благодаря близким отношениям с ребенком родители чувствуют себя молодыми, «продвинутыми», востребованными. Взрослые делятся со своими детьми сокровенными переживаниями, имеют общие секреты, ищут у них утешения. Дети в свою очередь гордятся дружбой с родителями.

Однако при отсутствии естественной иерархии в детско-родительских отношениях неизбежно возникает напряженность. Родители возлагают на детей слишком большую ответственность, не соответствующую их возрасту. В ответ дети чувствуют себя незащищенными, так как не могут всецело положиться на опыт и мудрость родителей.

Как восстановить родительский авторитет

В подростковом возрасте окружение сверстников оказывает на детей более сильное влияние, чем авторитет родителей. Излишняя ориентированность на ценности подростковой субкультуры ограничивает становление зрелой личности. Поэтому подростки нуждаются в деликатном руководстве ответственных взрослых.

Такие средства, как домашний арест или лишение карманных денег не помогут вам восстановить родительскую власть. Ребенок прислушается, если вы покажете ему свою безусловную любовь и готовность заботиться о нем. Взгляните на своего подростка с такой же нежностью, с которой смотрели на него, когда он был младенцем. Проявите интерес к его увлечениям. Попросите разрешения его приобнять. И со временем он раскроется перед вами.