Все мы родом из детства
- 9
- 10
- 12
- 13
- 14
- 16
- 18
- 24
Как правило, если человек не может сам найти объяснение своим повседневным трудностям, значит, оно лежит в далеком прошлом. Поэтому беседа с психологом напоминает детективное расследование, в ходе которого выявляются истинные виновники сегодняшних проблем пациентов — психологические травмы из прошлого, особенности истории рода, неврологические, психиатрические расстройства и многое другое.
Дети социально неблагополучных родителей
Несколько раз автору доводилось консультировать родителей, которые усыновили детей из интерната или забрали у запойных родственников. Все эти дети отличались высочайшей адаптивностью, но вместе с тем создавали колоссальные неудобства окружающим.
Например, десятилетняя Оля, которая до четырех лет воспитывалась матерью-пьяницей в окружении мужчин, имеющих сомнительные намерения, попала в новую благополучную семью своего биологического отца. Со своим «спасителем» Оля была невероятно ласкова, оказывая ему откровенные знаки внимания, которые граничили с соблазнением. При этом девочка жестоко изводила новую жену отца и ее сына от первого брака — Диму. Он страдал задержкой умственного развития и посещал вспомогательную школу. По понятным причинам мальчик не мог за себя постоять. Атмосфера в семье накалялась, супруги постоянно ссорились из-за детей. Удивительно, но «исцелил» эту семью именно неуклюжий Дима с задержкой развития. Несмотря на свои интеллектуальные ограничения, он сумел понять, как нужно всем в этой семье сохранить мир. Ведь в случае развода его мама станет несчастной из-за нехватки мужского внимания. И сам Дима не сможет проводить с ней так же много времени, если маме придется выйти на работу. Оля окажется в детском доме, потому что ее отец-дальнобойщик не сможет ее растить в одиночку, а, потеряв и дочь, и новую семью, почувствует себя вдвойне виноватым. В этой истории победителей не будет, поэтому единственный выход — прекратить борьбу.
Другой случай: Вадим. Здоровый, привлекательный мальчик с весьма развитыми способностями к логическому мышлению. Особенностью Вадима была тотальная невосприимчивость к боли и страданиям других людей и животных. С самого раннего возраста он с упоением наносил увечья собакам и лягушкам. В детском саду Вадим издевался над отстающими, а в школе — доводил до нервного срыва учителей. Его харизма привлекала к нему много друзей, но Вадим хладнокровно их предавал. Эта его необъяснимая жестокость обнажила худшие стороны его мягких и интеллигентных родителей. Они начали его бить. Грубая сила быстро привела к улучшению поведения, но не к подлинной чуткости. В ходе консультаций с психологом Вадим осознал, что он не таков, как все. Видимо, какой-то биохимический дисбаланс в его мозгу воспрепятствовал нормальному развитию способности к сопереживанию. В его интересах было понять не сердцем, а умом, что важно и приятно для окружающих людей. Умение нравиться — очень важный жизненный навык. Оценив все преимущества хороших отношений, парень прекратил издевательства.
Третий случай — Олег, мальчик, усыновленный в десятилетнем возрасте одинокой женщиной с сильным характером. Ее выбор приемного сына стал своего рода вызовом судьбе. Сотрудники детского дома ее отговаривали, сетуя на антисоциальные наклонности, лживость и хулиганство Олега. Они горячо советовали взять вместо него улыбчивую и тихую девочку. Да и сам мальчишка женщину провоцировал. Но она была тверда в своих намерениях. Дома ей быстро удалось установить простые и постоянные правила, дисциплинировать мальчика. Вскоре она повстречала женщину, с которой они стали жить как лесбийская пара. Олег был относительно покладистым дома, но в школе его многочисленные провокации продолжались. Родители одноклассников искали способы, как исключить из школы нарушителя порядка. Спасительным для него стало пробуждение искреннего интереса к окружающим людям. Вся его предыдущая и нынешняя жизнь разительно отличалась от историй его одноклассников. Автор долго и подробно рассказывала Олегу самые обычные истории из своей жизни. Он с упоением слушал, так как больше всего на свете ему захотелось понять «обычную» жизнь людей.
Проблемы родителей в прошлом создают трудности у детей сегодня
Нередко родители обращаются к детскому психологу, считая, что их ребенок нуждается в помощи, но в действительности проблема заключается в них самих. Например, отец обратился с жалобой на «подростковые» проблемы своего сына, Кости. В последнее время у них резко без видимых причин испортились отношения. В ходе длинной беседы с психологом выяснилось, что отец Кости сам убил своего отца в том же возрасте, в котором сейчас пребывал Костя. Тот был запойным алкоголиком, часто избивал мать. Мальчишка привык за нее заступаться и не раз предупреждал отца, что готов убить его в случае, если домашнее насилие не прекратится. Он сдержал свое обещание. Органам правопорядка происшествие представили как несчастный случай. Мальчик поступил учиться, уехал в столицу из маленького провинциального городка. Теперь у него благополучная семья, стабильная работа. Но бессознательно отец Кости транслирует своему подросшему сыну глубоко подавленные воспоминания: угрызения совести и ожидание расплаты. Эту семью исцелила правда. Когда мужчина рассказал свою историю сыну, их отношения наладились. «Подросткового бунта» как не бывало.
Похожая история случилась с женщиной, у которой совершенно здоровый физически и интеллектуально сын Валера никак не проявлял стремления к независимости. Подросток хорошо учился, но занимался только вместе с мамой. Он хорошо ориентировался в своем районе, но каждый раз просил мать проводить его до школы. Полноватый, медлительный Валера обманчиво походил на слабоумного. Причина такой странной эмоциональной зависимости была для всех загадкой.
Оказалось, что у его матери был старший ребенок с синдромом Дауна. Под натиском родственников женщина отказалась от родительских прав и отдала младенца в приют. До настоящего момента ее поведением руководило бессознательное чувство вины за содеянное. Она растила полноценного ребенка, опекая и обслуживая его, как инвалида. Ситуация улучшилась, когда она занялась поиском своего первого ребенка, несколько отстранившись от младшего. Валере это явно пошло на пользу: он стал больше общаться со сверстниками и постепенно обретать все большую самостоятельность.
Психологические проблемы детей-инвалидов
Если ребенок с инвалидностью умело манипулирует окружающими, значит, он может успешно адаптироваться в жизни. Обычно таких детей тяготит излишняя забота взрослых, в то время как их здоровые братья и сестры страдают от недостатка родительского внимания. В консультативной практике автора есть история слепой девочки-подростка Ани, которая регулярно сбегала из дома.
Несмотря на полную слепоту, она уверенно ориентировалась в своем городе. Умение врать, вызывать у людей жалость и просить о помощи позволяло Ане путешествовать и по соседним городам. Ее не привлекали традиционные профессии, на которые обычно ориентируют слепых: музыканта или массажиста. Ее живой острый ум жаждал новых впечатлений и преодоления собственной ограниченности. Как ни парадоксально, ее побеги прекратились лишь тогда, когда родители ослабили контроль за ней и стали уделять больше внимания ее сестре.
Более опасную проблему, чем вызывающее поведение, у детей с инвалидностью представляет депрессия. В подростковом возрасте инвалидам бывает особенно трудно найти для себя смысл жизни. Они бросают свои увлечения, учебу и запираются в одиночестве дома. Автору приходилось консультировать юношу с нарушением опорно-двигательного аппарата, Кирилла. Вместе они пришли к выводу, что инвалиды несут очень важную миссию в современном мире. В самом деле: в досуговом центре, на встречи которого Кирилл раньше ходил, было примерно поровну инвалидов, волонтеров и педагогов. Значит, здоровым, молодым и перспективным людям было зачем-то нужно общение с инвалидами? По всей видимости, они решали таким способом свои внутренние проблемы. Как можно жаловаться на судьбу, когда рядом столько обездоленных? Людям нравится помогать тем, кто нуждается в помощи. Выходит, инвалиды выполняют незаменимую психотерапевтическую роль в сложном современном мире.
Дети с психиатрическими симптомами
Практическому психологу, не имеющему специальной подготовки в области психиатрии, бывает трудно отличить начинающуюся шизофрению от депрессии. На первых порах симптомы очень похожи: вялость, безынициативность, замкнутость. Отличает эти случаи главным образом то, что при шизофрении человек погружается в вымышленный мир, где нет места реальным людям. Автору довелось работать с одним таким пациентом, который не интересовался ничем, кроме рисования, — Васей. Характерно, что все рисунки Васи были однообразны и узнаваемы: космические просторы, сверхъестественные волны, звезды — без малейших признаков присутствия там человека. Работа психолога с ним основывалась на приемах арт-терапии. Вместе они «населили» эти холодные пейзажи живыми персонажами. Постепенно, через рисунок Вася стал включать в свой круг представлений мысли и чувства других людей. Сначала у него проснулся интерес к вымышленным героям, затем — к реальным людям. Мать убедилась в том, что Вася идет на поправку, когда заметила, что он знакомится с соседями. Юноша часто рисовал свой двор. Однажды он заметил у окна девушку, которая часто там сидела. Оказалось, она была прикована к инвалидному креслу. Вася написал ее портрет и подарил его ей. Так завязалась новая дружба, которая стала первым уверенным шагом к социализации мальчика с детской шизофренией.
Дети с неврологическими отклонениями
Если на консультацию приходят родители с жалобами на гиперактивность или низкую успеваемость ребенка, автор первым делом внимательно изучает его медицинскую карту в поисках знакомых аббревиатур (ПЭП — перинатальная энцефалопатия, ММД — минимальная мозговая дисфункция). Для этих детей очень важно организовать четкий режим и однозначные требования, чтобы минимизировать проблемы с поведением.
Тем не менее чаще всего эти дети нуждаются в индивидуальном подходе. Большая удача встретить педагога, который с уважением отнесется к особым потребностям такого ребенка и оценит всю пользу его пребывания в обычном классе общеобразовательной школы. Но даже самые опытные и заслуженные учителя начальных классов обычно считают, что количество детей с трудностями соблюдения дисциплины в классе не должно превышать 1-2 человек. В противном случае упадет качество обучения остальных учеников. Поэтому, если в классе несколько проблемных детей, педагог будет стремиться исключить хотя бы часть из них.
Для того чтобы этот выбор не пал на вашего гиперактивного ребенка, необходимо правильно выстроить отношения с учителем. Регулярно — не реже одного раза в три недели – обсуждайте с ним прогресс вашего ребенка в отношении учебы и поведения. Приходите на встречу с блокнотом и ручкой, спрашивайте советов учителя, конспектируйте рекомендации, отчитывайтесь о предпринятых усилиях. При таком подходе рано или поздно учитель проявит к вашему ребенку больше лояльности: например, даст ему дополнительное время на подготовку к ответу. Любое улучшение будет убеждать ее в действенности ее рекомендаций. Почувствовав свой профессиональный успех, она уже не захочет расставаться с вашим ребенком, даже если он продолжит иногда срывать уроки.
К старшим классам у таких учеников проблемы с поведением обычно заканчиваются. Но они продолжают нуждаться в особом подходе. В отличие от обычных детей, они не готовы самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свой выбор. Излишняя демократичность родительского воспитания ставит их в тупик. Подросший ребенок буквально не знает, чем ему хочется заняться. Автор рекомендует в этом случае ограничить количество выборов, чтобы не перегружать психику ребенка задачами.
В дошкольном возрасте неврологические симптомы могут носить преходящий характер. Иногда астения, беспричинная плаксивость и раздражительность возникают у малыша после перенесенной болезни. Если заболевание протекало относительно легко — это еще не гарантирует того, что оно не могло дать осложнений на нервную систему ребенка. Их особенно трудно распознать у маленьких детей, так как признаки нервного истощения могут выглядеть со стороны как проявления возрастного кризиса. Родителей должно насторожить, если истерики возникают не в ответ на запрет или отказ, а внезапно, без понятной причины. В этом случае необходима консультация врача-невролога.
Часто болеющие дети
Трудности адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению в связи с частыми болезнями довольно распространены, но с ними редко обращаются к психологу. На первый взгляд у малыша исключительно медицинская проблема: слабый иммунитет. Он приходит в детский сад и через несколько дней заболевает. Дома принимает антибиотики, которые снижают его иммунитет еще больше. После выздоровления ребенок возвращается в детский коллектив, и все повторяется. Как вырваться из этого порочного круга?
Однажды к автору обратилась мама с таким вопросом. Оптимальным решением проблемы для нее стало превращение лечения ребенка в самое скучное времяпрепровождение: исключить мультфильмы, игры дома, посещение гостей, сладости. Разумеется, вся семья выражает сочувствие заболевшему малышу, но никто и не думает его развлекать. Организм ребенка должен понять: быть здоровым интереснее и приятнее, чем болеть. Эта стратегия сработала: мальчик перестал пропускать детский сад по болезни.
Школьник не желает учиться
Недостаток мотивации к учебе — один из самых распространенных вопросов на психологической консультации. С этой проблемой рано или поздно сталкивается большинство родителей, которые активно участвуют в образовании ребенка, проверяют его домашние задания, «усаживают» за уроки. Дело в том, что прямое принуждение автоматически запускает у детей ответное сопротивление.
Здесь играет роль еще и пример родителей. Ребенок чаще всего видит, что они ходят на нелюбимую работу, каждое утро делая над собой невероятное усилие. Профессиональная жизнь и взрослость вообще воспринимаются ребенком как тяжелый и бессмысленный труд. Ради чего ему упорно учиться сейчас? Чтобы впоследствии заставлять себя ходить в опостылевший офис, как это делают теперь его родители? Не лучше ли без всякой учебы и усилий пойти работать, например, в цирк или зоопарк, где сразу же начнется интересная жизнь!
Разобравшись в мотивации ребенка, ослабьте контроль над ним. Восстановление интереса к учебе несопоставимо важнее текущих отметок.
Зачем детям взрослеть
Образ жизни взрослого человека в современном мире гораздо менее привлекателен, чем в детстве. «Взрослость» ассоциируется с монотонным трудом и нескончаемыми домашними обязанностями. Если молодой человек, получив образование, не торопится с трудоустройством или работает на любимой, но низкооплачиваемой работе, родители бьют тревогу. Им кажется, что их ребенок до сих пор не повзрослел. Сам же он не видит никакой проблемы. Он занимается тем, что ему в данный период жизни интересно. У него есть свободное время, которое он посвящает общению с друзьями и своему хобби. Обвинения родителей кажутся ему совершенно беспочвенными.
Такое явление называется «психическая неотения» — состояние, при котором взрослый человек остается внутренне незрелым и зависимым от родительской семьи — эмоционально и материально. В природе существуют подобные формы жизни, при которых организмы по каким-либо причинам не поднимаются на свой генетически предопределенный высший уровень развития. Например, некоторые личинки способны размножаться, минуя метаморфозы, во взрослую особь. Вероятно, в нынешнем мире происходит нечто подобное: большинство молодых родителей психологически незрелы.
Что больше всего мешает психологу работать с пациентами
За многие годы работы психологом автор не перестает получать от пациентов один и тот же безнадежный вопрос: как достучаться до другого человека? Родители хотят, чтобы их ребенок перестал прогуливать уроки и начал помогать по дому. Подростки мечтают, чтобы «предки» перестали к ним придираться и оставили, наконец, в покое. Правда заключается в том, что напрямую повлиять на поведение другого человека мы не можем.
Но есть и хорошая новость: если изменится один человек в семье, то другие тоже невольно начнут вести себя по-другому. Например, представьте такую ситуацию. Психолог прямо на консультации с пациентом достанет из ящика стола яблоки и примется ими жонглировать. Маловероятно, что пациент продолжит как ни в чем не бывало рассказывать о своих проблемах. То есть он тоже изменит поведение. Есть несколько альтернативных вариантов действия: выйти из кабинета, начать аплодировать, попытаться повторить то же самое, вызвать на помощь персонал клиники. Так и в семейной системе: мы меняем собственное поведение и таким образом опосредованно влияем на других людей. Это реально работающая схема.