Дети-„тюфяки“ и дети-„катастрофы“. Гиподинамический и гипердинамический синдром

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы» 15 лет спустя

Первоначальный текст книги о чрезмерно подвижных и заторможенных детях появился в конце 1990-х годов. Тогда автор только начинала делать свои первые шаги в психологической помощи семьям и получала первые положительные результаты.

Большинство родителей, обращавшихся за психологической помощью, описывали своих детей схожим образом: на первый план выходили жалобы на неусидчивость, склонность к бытовым травмам, непослушание, неспособность сконцентрироваться на одном деле. Реже приходили родители школьников, которые не справлялись с учебной программой из-за медлительности и склонности «уходить в себя». Все эти проблемы были вызваны общей причиной — синдромом дефицита внимания у ребенка.

Что такое синдром дефицита внимания?

Ваш ребенок растет чрезмерно подвижным, возбудимым или, наоборот, вялым и заторможенным? Значит, у него нарушен баланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе. При этом у ребенка возникают трудности с концентрацией внимания, а как следствие — проблемы с обучением и поведением.

Слова в медицинских картах

Преобладание процессов возбуждения над торможением приводит к гиперкинетическому синдрому. Ребенок подвижный, словоохотливый. Однако его активность и речь хаотичны. Ему трудно следовать поставленной цели и прогнозировать последствия своих действий.

Когда преобладают процессы торможения — наблюдается гипокинетический синдром. Ребенок задумчив, медлителен, очень консервативен. Родители говорят о таких детях, что они «витают в облаках» или «считают ворон». Эти ребятишки предпочитают привычные места и знакомые игрушки новым впечатлениям.

В медицинских картах детей диагнозы «гипокинетический» или «гиперкинетический» синдром практически не встречаются. В прежние годы специалисты чаще всего использовали термины «минимальная мозговая дисфункция» (ММД) и «перинатальная энцефалопатия» (ПЭП).

В последнее время врачи все чаще указывают в карточках на «перинатальное поражение центральной нервной системы» (ППЦНС). А диагноз «синдром гиперактивности с дефицитом внимания» (СДВГ) вошел в моду. Теперь его ставят даже очень маленьким детям.

Медицинские работники редко объясняют родителям значение этих терминов. При условии настойчивых расспросов они либо неоправданно приуменьшают риски и особые потребности ребенка, либо излишне запугивают родителей.

К примеру, один невропатолог может сказать маме, что ее ребенок с СДВГ в любом случае с возрастом сравняется со сверстниками, а сейчас ни в каких специальных коррекционных мероприятиях не нуждается.

Другой специалист может представить ММД как неполноценную работу мозга, едва ли не приводящую к умственной отсталости. Тогда шокированные родители начинают активно искать всевозможные методы лечения этой «болезни». В ход идут сильнодействующие психотропные лекарства, физиотерапия, остеопатия, травяные настои и т.п.

Автору пока не довелось встретить ни одного ребенка, которому эти методы помогли бы избавиться от симптомов дефицита внимания.

Современным родителям, живущим в момент расцвета индустрии всевозможных оздоровительных услуг, важно понимать суть диагноза. Синдром дефицита внимания — это возрастная дисфункция нервной системы. Мозг ребенка с таким диагнозом совершает как бы двойную работу: восстанавливает нарушенные функции и занимается естественным возрастным развитием.

Именно поэтому, воспитывая ребенка с синдромом дефицита внимания, чрезвычайно важно щадить его нервную систему. По возможности необходимо свести к минимуму уровень стресса и ограничить учебные нагрузки. Тогда есть шанс, что ребенку хватит свободной энергии, чтобы «перерасти» свои особенности. При благоприятных условиях воспитания дефицит внимания у ребенка может быть полностью компенсирован к концу подросткового возраста.

Ключевую роль в создании оптимальных условий для таких детей играют психолого-педагогические методы. К ним относятся неукоснительное соблюдение режима дня, регулярные физические нагрузки, создание доброжелательного социального окружения, дозированная помощь в учебе.

Как часто это встречается?

Синдром дефицита внимания является одним из наиболее распространенных диагнозов у детей с проблемами в обучении. В среднестатистическом классе из 30 человек 4-5 учеников имеют трудности с концентрацией внимания.

В последние годы частота этого диагноза возросла буквально в несколько раз. С одной стороны, это может быть связано с общей информационной перегрузкой современных детей. Телевидение, интернет, реклама, индустрия развлечений поощряют поверхностное чтение бесполезной информации, быстрое переключение внимания с одной яркой картинки на другую. Человек с таким стилем восприятия — идеальный потребитель медиаконтента. Маркетологи воспитывают будущих потребителей с самого детства.

С другой стороны, относительно мягкие формы синдрома дефицита внимания у детей несколько десятилетий назад не выявлялись. Они стали заметны лишь на фоне значительно усложнившейся школьной программы.

В самом деле, современные школы явно конкурируют между собой. Педагоги активно внедряют авторские программы и инновационные технологии преподавания.

Дети с функциональной незрелостью нервной системы не выдерживают педагогических экспериментов. Часть из них в ответ на завышенные ожидания учителя «уходит в свои мысли», часть — балуется на уроках.

Как синдром дефицита внимания выглядит на практике?

Проблемы в отношении внимания обычно не вызывают у родителей беспокойства до тех пор, пока ребенок не сталкивается с жесткими социальными требованиями. Если дома он сам выбирает себе занятия и имеет возможность много двигаться, синдром дефицита внимания может остаться незамеченным.

Гиперкинетический синдром обычно замечают педагоги в детском саду на занятиях по подготовке к школе. Такие дети не могут сидеть на месте, выполняя задания вместе с другими. Несмотря на свой интеллект и сильное стремление к общению со сверстниками, они не справляются с учебной программой и мешают учиться другим.

В школе ребенок с гиперкинетическим синдромом регулярно попадается на мелком хулиганстве. Даже если в истории замешано несколько детей, уличен будет именно он. Отчасти это обусловлено его дурной репутацией. Учителя подозревают в любом неприятном происшествии в первую очередь его. С другой стороны, гиперкинетические дети не умеют просчитывать риски и вовремя «заметать за собой следы».

В противоположность им — гипокинетические дети усидчивы, самостоятельны, послушны, неагрессивны. В детском саду их часто ставят другим в пример. Однако в школе они просто не успевают вместе со всеми записывать и выполнять задания. Для них характерны трудности с обучением письму и чтению. По этой причине выполнение домашних заданий и контрольных работ занимает у них гораздо больше времени, чем у одноклассников.

Хотя диагноз «синдром дефицита внимания» обычно выявляется у детей в старшем дошкольном и в школьном возрасте, его первые признаки можно заметить уже в младенчестве.

Гиперкинетические дети чрезвычайно подвижны и активны с первых месяцев жизни. Именно такие дети чаще всего падают с пеленальных столиков, ловко сбрасывают с себя пеленки и распашонки, выбираются из кроваток и манежей. Дома за ними нужен постоянный присмотр, так как они все время куда-то лезут.

На прогулке гиперкинетические дети часто теряются, так как их увлекает за собой то один, то другой интересный предмет. В потоке новых впечатлений они забывают о родителях. Также для них характерны трудности засыпания. Нередко родителям таких детей приходится часами «трясти» их в коляске.

Гипокинетические младенцы, наоборот, очень удобны для родителей. Они много спят, а проснувшись, тихо разглядывают или сосут игрушки. Привычные игрушки они явно предпочитают новым.

Эти дети любят, когда взрослые с ними разговаривают и читают им книжки. Также им нравится многократно перебирать одни и те же карточки и картинки. Они производят впечатление степенных, не по возрасту вдумчивых маленьких «старичков».

Медицинские аспекты проблемы

У детей с синдромом дефицита внимания нарушено развитие нервной системы. Как следствие, они предрасположены к разнообразным психосоматическим и другим сопутствующим заболеваниям:

  • нейродермиту, аллергическому дерматиту, экземе;
  • задержке развития речи;
  • заиканию, тикам, гиперкинезам;
  • энурезу;
  • головным болям;
  • бессоннице;
  • вегетососудистой дистонии.

Как правило, улучшение состояния здоровья, например, во время летних каникул, совпадает с уменьшением симптомов дефицита внимания.

Как с этим борются врачи?

В настоящее время не существует единой международной схемы лечения синдрома дефицита внимания. Часть специалистов настаивает на применении лекарственной терапии. На Западе чаще всего для этих целей используют производные амфетамина, регулирующие метаболизм дофамина в мозге.

В нашей стране эти препараты запрещены. Российские специалисты назначают, преимущественно, ноотропы для стимуляции мозговой деятельности в сочетании с успокоительными растительными препаратами. При комплексной лекарственной терапии улучшение состояния пациентов наблюдается более чем в половине случаев.

Но не следует забывать, что синдром дефицита внимания является своеобразной «болезнью роста». Ее выявляют в среднем в возрасте пяти лет, а полная компенсация происходит лишь к 15 годам. Соответственно, ребенок с таким диагнозом должен принимать лекарства на протяжении десяти лет! Если учесть побочные действия препаратов и финансовые затраты родителей, целесообразность медикаментозного лечения вызывает серьезные сомнения.

Существует ряд нелекарственных воздействий, способных смягчить симптомы дефицита внимания у ребенка. К ним относится, в первую очередь, мануальная терапия, нормализующая мозговое кровообращение. К этой же категории лечебных мероприятий можно отнести массаж и лечебную физкультуру.

Также несомненную эффективность показали психологические и психофизиологические тренинги. В Америке очень популярна поведенческая психотерапия. Ее суть состоит в том, что у ребенка вырабатывают желательное поведение с помощью четкой системы наград и наказаний. Процесс обучения ребенка опирается на те же механизмы, что и выработка условного рефлекса. Если взрослые определенным образом реагируют на нежелательное поведение ребенка, то оно со временем угасает.

В нашей стране активно применяется метод биологической обратной связи (БОС). Ребенок в игровой форме получает сигналы, отражающие его текущие психофизиологические показатели. Например, это могут быть частота дыхания и сердцебиения, электрофизиологические ритмы мозга. В ходе сеанса ребенок учится навыкам саморегуляции с помощью контроля за своим дыханием и приемам самоуспокоения.

Советы психолога. Что делать родителям дошкольника с синдромом дефицита внимания?

Воспитание ребенка с синдромом дефицита внимания требует неукоснительного соблюдения режима дня. От качества дневного и ночного сна дошкольника зависят его возможности концентрации внимания. Поскольку для этой категории детей характерны трудности засыпания, важно следовать постоянным ритуалам отхода ко сну. Регулярные, повторяющиеся изо дня в день цепочки действий в неизменном порядке постепенно готовят ребенка ко сну.

Типичные жалобы педагогов на нарушения дисциплины во время групповых занятий свидетельствуют о том, что ребенок нуждается в особом подходе. Автор рекомендует разрешить такому ребенку не участвовать в групповом занятии, а наблюдать за детьми со стороны. При желании он может присоединиться к группе и удалиться вновь. В этом случае ребенок сам выбирает для себя посильную нагрузку. Педагогам же не приходится отвлекаться на возмутителя порядка.

Заниматься дома желательно дробно: разбив каждое упражнение на несколько маленьких шагов. Родители могут предложить гиперкинетическому ребенку несколько увлекательных заданий в день, длительностью по пять минут каждое. Полезно организовывать домашние занятия в одно и то же время, чтобы настроить ребенка на рабочий лад.

Чтобы привлечь подвижного ребенка к чтению книг, можно использовать комиксы. Например, рисовать персонажей сказки и одновременно о них рассказывать. По возможности, нужно сделать ребенка активным участником повествования.

Родителям гиперкинетических детей настоятельно рекомендуется посещать дополнительные занятия по подготовке к школе. Для этих детей характерна сильная потребность быть включенными в организованную коллективную деятельность, даже если это им не всегда удается. В домашних условиях восполнить их жажду общения практически невозможно.

Для гипокинетических детей курсы по подготовке к школе не подходят. На групповых занятиях они, скорее всего, тихо отсидятся в стороне и не получат от урока никакой пользы. Лучше всего заниматься с ними дома, в привычной, безопасной обстановке. Очень эффективны чтение книг, регулярные упражнения с карточками.

Что делать родителям школьника с синдромом дефицита внимания?

Успешность адаптации ребенка к школе зависит в первую очередь от того, как у него сложится контакт с первой учительницей. Гипокинетические дети, в силу своей консервативности, склонны привязываться и даже влюбляться в учительниц. Для таких детей не годятся харизматичные педагоги, увлеченные разработкой инновационных образовательных программ. В идеале, классным руководителем должен стать спокойный, опытный, доброжелательный учитель, не завышающий требований к детям.

Чрезвычайно эффективный способ выбрать подходящую учительницу — понаблюдать за выпускниками начальной школы и поговорить с их родителями.

Гиперкинетического ребенка легко узнать по прыгающей походке, неряшливому внешнему виду, речи взахлеб. Расспросите родителей такого ребенка, как он адаптировался к школе, как складывались его отношения с учительницей. Если выяснится, что она с пониманием относилась к его особенностям и давала нагрузки по силам — она и вам, скорее всего, подойдет.

Учителя мало знают о синдроме дефицита внимания. Они склонны воспринимать гипердинамических детей как дурно воспитанных или злонамеренных хулиганов. Гиподинамических детей ошибочно считают умственно неполноценными или педагогически запущенными. Важно заранее предупредить учительницу об особенностях ребенка, показав ей заключения и рекомендации специалистов.

Сталкиваясь с первыми трудностями в обучении ребенка, учителя обычно рекомендуют родителям побольше заниматься дома. Но излишний упор на бесконечные и неинтересные упражнения не принесет пользы ребенку с синдромом дефицита внимания. Они способны, скорее, вызвать у него школьный невроз, подспудно разрушив самооценку и внутреннюю мотивацию к учебе.

Значительно важнее найти для ребенка некий ресурс, благодаря которому он чувствовал бы себя успешным и признанным. Возможно, он блестяще играет в футбол или обладает громким мелодичным голосом. Наличие интересного хобби повысит статус ребенка в глазах учителей и сверстников.

Чем может помочь специалист и как его выбрать?

Узнав, что у ребенка диагноз «синдром дефицита внимания», родитель должен настроиться на упорную многолетнюю борьбу. Чем больше в ней будет союзников на стороне ребенка, тем выше шансы на победу. Специалист может оказать незаменимую информационную и психологическую поддержку семье, воспитывающей такого ребенка. Как выбрать нужного специалиста?

Врач-невропатолог готов дать исчерпывающую информацию о состоянии и прогнозе развития ребенка. Но, как представитель медицинского сообщества, он будет склонять родителей к применению лекарственной терапии. Подобрать немедикаментозные мероприятия может детский психоневролог, однако в нашей стране это довольно редкая специальность. Детский психолог или психотерапевт может оказать необходимую психологическую помощь ребенку и семье. Желательно, чтобы этот специалист не был зависим от школы.

Вопросы, которые часто задают родители детей с синдромом дефицита внимания. И ответы.

  • Как отличить синдром дефицита внимания от проявлений дурного характера? Ключевым признаком синдрома является неспособность удерживать внимание на одном предмете более пяти минут (в зависимости от возраста).
  • Можно ли наказывать такого ребенка за рассеянность и неаккуратность в быту? Прямые наказания малоэффективны, но сообщить ребенку о своем недовольстве совершенно необходимо.
  • Можно ли шлепать расшалившегося ребенка с синдромом дефицита внимания? Физические меры воздействия позволяют родителям выразить свой гнев, но не имеют никакого отношения к воспитанию.
  • Как реагировать на агрессию ребенка по отношению к другим детям? Однозначно дайте ему понять, что вы не разрешаете такое поведение, и в принудительном порядке уведите его с места игры.
  • Как быть, если ребенок не умеет отстаивать свои игрушки, когда их отнимают другие дети? Сперва убедитесь: действительно ли ребенка расстраивает эта ситуация. Если да, можно предпочесть уединенные прогулки оживленной детской площадке. Но не следует полностью прекращать попытки включить такого ребенка в группу сверстников.
  • Как ограничить для ребенка время просмотра телевизора? Уберите телевизор из дома, запишите ребенка в секцию по интересам.
  • Как заставить гиподинамичного ребенка проводить больше времени на свежем воздухе? Приобретите собаку, ролики или велосипед по желанию ребенка.
  • Как вернуть с улицы гипердинамичного ребенка? Разрешите ему приглашать друзей в гости, купите ему компьютер, запишите в спортивную секцию.
  • Как бороться с детским воровством? Храните все деньги в сейфе, а ребенку выдавайте постоянную сумму «на карманные расходы» строго один раз в неделю.
  • Что делать, если ребенок начал прогуливать школу? Тактика родителей должна зависеть от причины прогулов: конфликт с учителем — разберитесь с ним; стойкая неуспеваемость — наймите репетитора; склонность к бродяжничеству — контроль и туристическая секция.
  • Что, если ребенок настроился на профессию, которая ему явно не подходит? Обратитесь к специалисту по профориентации. Скорее всего, это не ребенок, а вы неверно оцениваете его склонности.
  • Нужны ли ребенку с синдромом дефицита внимания регулярные занятия с психологом или другими специалистами? Если у ребенка есть нарушения речи — нужен логопед, если возникли трудности с адаптацией в детском коллективе — показаны групповые психологические тренинги. Упражнения по развитию внимания родители могут выполнять с ребенком сами, в домашних условиях.
  • Что делать, если ребенок начал курить? Расскажите ему о вреде курения, дайте соответствующую иллюстрированную брошюру, поделитесь собственным опытом.
  • Что делать, если ребенок пришел домой пьяным? Когда протрезвеет и проспится, расскажите ему о своих чувствах и мыслях по этому поводу. Постарайтесь удалить его из компании выпивающих друзей.
  • Как относиться к половой жизни девочки-подростка? Расскажите дочери о своих взглядах на любовь и интимную близость. Научите ее пользоваться контрацептивами и приобретите их для нее.
  • Как быть, если ребенок принимает наркотики? Без промедления обратиться к наркологу! Врачи владеют надежными тестами на выявление наркотического опьянения и оценят риски развития зависимости.
  • Как отвлечь ребенка от дурной компании? Необходимо включить его в другое сообщество. Для этой цели хорошо подходят секции по интересам и обучающие курсы для подростков.