Наказания бесполезны! Как воспитывать, не попадая в ловушку эмоций
- 9
- 10
- 12
- 13
- 14
- 16
- 18
- 24
Наказания не имеют никакого отношения к воспитанию детей. Унижение и запугивание ребенка не ведет его к развитию ответственности. Наоборот, наказание вызывает мысли о мести. Даниэле Новара намерен развенчать миф о необходимости наказаний и предложить новые эффективные методы воспитания.
ЧТОБЫ НЕ ПОВТОРЯТЬ ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ ОШИБОК
Хорошо воспитывать, а не искать идеальное наказание
В современных семьях и школах бытует мнение, что научить детей манерам уважительного поведения можно только благодаря наказаниям. До сих пор с этой целью практикуются выговоры, окрики, лишение удовольствий, изоляция и даже шлепки. В действительности наказания наносят вред как детям, так и взрослым, которые их применяют.
Излишняя эмоциональность мешает родителям принимать верные воспитательные решения. Дети тревожатся, интуитивно чувствуя неспособность родителя справиться с собственными эмоциями.
Детям нужны четкие представления о допустимом и желательном поведении. В действительности «плохое» поведение чаще всего является результатом непонимания или отсутствия правил. Организация воспитания требует соблюдения следующих условий:
- родители договариваются между собой о единстве требований к детям, не вступая с ними в препирательства;
- родительские ожидания должны учитывать возрастные возможности ребенка;
- детям озвучивают однозначные правила поведения, а с подростками о них договариваются;
- в отношениях между родителями и детьми установлена правильная дистанция.
Наказания сегодня: рассказывают дети
Дети воспринимают наказания как нечто обыденное и неизбежное, не подвергая поступки родителей критике. Чувствуя слабость и неуравновешенность родителей, они стремятся их утешить и оправдать.
Взрослые, воспитывая детей, невольно воспроизводят модель поведения собственных родителей, даже если глубоко с ней не согласны. Преодоление педагогических стереотипов – огромный труд. Родители бессознательно ожидают от своих детей благодарности за эту колоссальную работу, но почти никогда ее не получают. Подавляя в себе авторитарность, они взваливают на детей непосильную ответственность: самим решать, как о них лучше заботиться. Такие родители предлагают детям слишком много альтернатив. В результате взрослые выглядят в глазах детей неспособными принять решение.
Многие родители до сих пор не различают понятия «правила» и «наказания». Например, наказывая за проступок, они ограничивают время использования ребенком гаджетов или принуждают к домашним делам. Однако, такие аспекты жизни ребенка должны подчиняться твердым правилам, а не служить дисциплинарной мерой.
Воспитание в прошлом: выпрямить кривой росток
Ни одна прогрессивная теория воспитания не способна искоренить устоявшиеся стереотипы родительского поведения. Некоторые выдающиеся психологи и педагоги так и не сумели создать доброжелательных отношений с собственными детьми.
Для того, чтобы стать хорошим организатором поведения своих детей, необходимо проанализировать историю собственного воспитания. Важно трезво оценить не только педагогические ошибки ваших родителей, но и их позитивный вклад в становление вашей личности. После того, как родитель докопается до собственных психологических травм из детства, его отношения с детьми улучшатся. Преодолеть груз прошлого не значит делать все не так, как родители. В наше время необходимо найти собственный путь в воспитании детей.
Наказания учат, но не тому, что полезно детям
Согласно научным исследованиям, долговременными последствиями физических наказаний являются агрессивность, депрессии, трудности в общении, ложь, воровство. К такому же результату ведут оскорбления, насмешки и окрики. Устранение таких наказаний в скором времени приводит к нормализации поведения ребенка.
Основной принцип организации воспитания заключается в том, что родитель принимает взвешенное решение, не поддаваясь эмоциональным порывам. Перечень наказаний, применяемых родителями, не отличается разнообразием: чаще всего у детей забирают планшет, запирают их в комнате, лишают подарков. В школе детей лишают возможности вставать из-за парты во время перемены, запрещают посещать экскурсии со всем классом или даже идти на урок физкультуры. Дети чувствуют себя униженными, но не учатся правильному поведению. Ребенок, изолированный от родителей или сверстников в воспитательных целях, думает не о своем проступке, а о несправедливости и мести.
Все еще живущие мифы о наказаниях
- Наказание обязательно должно следовать немедленно за проступком ребенка, иначе он решит, что ему все сошло с рук. Это заблуждение не подтверждается практикой.
- Ребенок должен расплачиваться за свои ошибки. Это ошибочное мнение не учитывает возрастных особенностей ребенка, который до определенного возраста просто не способен установить связь между своими действиями и их последствиями. Нередко дети видят в наказании не прямое следствие своей ошибки, а только проявление родительской власти.
- Дети сами рады, когда их наказывают. Этот миф основан на мнении, что «справедливое» наказание приносит ребенку облегчение, снимая с него болезненное чувство вины. Возможно, в прежние времена так оно и было, но современные дети устроены иначе.
- Ребенок должен знать, кто в доме хозяин. Родительский авторитет завоевывается не командным тоном, а хорошей организацией воспитания, поддержанием правильной дистанции и умением справляться с собственными эмоциями.
- Страх наказаний удерживает ребенка от проступков. В действительности ребенок придерживается желаемой родителями линии поведения из доверия к ним, а не из страха.
ХОРОШО ВОСПИТЫВАТЬ ВОЗМОЖНО
Учитывать возрастные задачи развития ребенка труднее, чем кажется. Большая часть родительских разочарований обусловлена неверной оценкой возрастных возможностей ребенка.
Детское мышление: конкретное, магические, моторное
Отличительной особенностью человека в сравнении с другими млекопитающими является сильнейшая физиологическая незрелость новорожденных. Развитие и созревание мозга длится долгие годы. Анатомические признаки незрелости нейронных связей присутствуют даже в подростковом возрасте. Ученые, занимающиеся исследованиями эволюции, считают, что именно благодаря этой незрелости ребенок способен научиться специфическим человеческим навыкам.
Незрелость детей приводит к тому, что они мыслят иначе, чем взрослые. Мышление ребенка нуждается в двигательном выражении, оно очень конкретно и нередко опирается на вымышленные аргументы. Поэтому многократные объяснения редко приводят к положительным результатам. Познание детей опирается на чувственный опыт: им необходимо все потрогать и подержать в руках. Этические представления детей опираются только на собственные потребности и не могут учесть более одной точки зрения. Им бывает трудно отличить фантазию от реальности.
Нередко дети рассказывают взрослым вымышленную версию событий, чтобы избежать неприятных последствий или справиться с собственной тревогой. Это не является ложью в настоящем смысле слова. Это результат магического мышления. Через магическое мышление развивается фантазия ребенка. Поэтому родителям иногда стоит ему подыграть. Отголоски детского мышления встречаются и в жизни взрослых людей: в форме разнообразных талисманов, примет и других суеверий.
Требования к детям должны учитывать и их естественную потребность в движении. Известно, что физические нагрузки повышают их восприимчивость к академическим знаниям.
Рассмотрим три педагогических приема, направленных на организацию поведения ребенка.
Первый прием заключается в том, что лучше сформировать правильные привычки, чем вести долгие объяснения. В силу конкретности своего мышления дети плохо усваивают абстрактные умозаключения. Ежедневные ритуалы пробуждения и отхода ко сну значительно облегчат ваш быт.
Второй прием говорит о том, что демонстрация эффективнее разъяснений. Непонятные многословные рассуждения сбивают детей с толку. Будет лучше, если они просто понаблюдают или примут участие в практической деятельности взрослых (например, в сервировке стола к завтраку).
Наконец, третий прием призывает взрослых просто дать ребенку время. Детям требуется больше времени, чтобы справиться с трудностями, чем взрослым. Поэтому не торопитесь вмешиваться в дела и ссоры своих детей. Как ни удивительно, дети способны отказаться от иллюзии всемогущества и реально оценить положение вещей благодаря своему магическому мышлению. Оно помогает им справляться с разнообразными конфликтами.
Подростковое мышление
Мозг подростка отличается как от мозга ребенка, так и от мозга взрослого человека. Области, ответственные за эмоции, к подростковому возрасту уже достигают зрелости, а центры саморегуляции – еще нет. Последствия этого дисбаланса усугубляются скачкообразным повышением уровня половых гормонов, которые влияют на работу нервной системы. Одновременно с этим у подростков стремительно развивается способность к абстрактному мышлению и обучению вообще. Эти бурные изменения создают у них ощущение собственной всесильности.
Обратной стороной этого скачка в обучаемости является то, что подростки легко усваивают дурные привычки и попадают в зависимости. Несмотря на высокую способность к абстрактному мышлению, они остаются невосприимчивыми к родительским нотациям. Советы старших активизируют у подростков не мыслительные процессы, а негативные эмоции.
Кроме того, в подростковом возрасте резко меняются суточные биоритмы. Удлинение времени бодрствования в связи с новым режимом выработки гормонов сна приводит к позднему засыпанию. Постоянная доступность электронных устройств усугубляет проблему хронического недосыпания у большинства подростков. По данным исследований, для продуктивной работы на школьных уроках ученикам требуется не менее 9 часов сна. Родителям следует ограничивать детям доступ к гаджетам в ночное время.
Классические жалобы родителей на страшный беспорядок в комнате подростка обусловлены его стремлением делать несколько дел одновременно. Естественно, что при этом страдает результативность. Важной возрастной особенностью подростков является их невосприимчивость к опасности. Подростки чаще попадают в криминальные ситуации и становятся жертвами насилия, чем дети и взрослые.
Вот какие советы можно дать самим подросткам:
- путешествуйте, чтобы лучше узнать себя, познакомившись с другими культурами;
- общайтесь, так как жизненно необходимые навыки коммуникации останутся у вас, даже если дружба закончится;
- работайте в свободное от учебы время, чтобы приобрести полезную привычку к труду;
- играйте, но не только в виртуальной реальности;
- читайте, чтобы отдохнуть от избытка зрительных образов и пробудить воображение;
- участвуйте в общественной жизни.
Организовать воспитание без наказаний: шесть шагов
Не кричите и не наказывайте немедленно: дайте себе время одуматься.
В настоящее время вред окриков для развития детей общепризнан. Тем не менее, многие родители испытывают трудности в том, чтобы избавиться от этой пагубной воспитательной привычки. Примите твердое решение не повышать голоса на детей. Также необходимо мысленно признать право ребенка на ошибку. Ошибки допускают все – и дети, и взрослые. Заранее придумайте какое-нибудь слово или действие как альтернативу крику. Всегда применяйте его, когда вас охватывает раздражение.
Поддерживайте правильную дистанцию в отношениях с ребенком. Излишняя эмоциональная близость на самом деле не вызывает у ребенка доверия к взрослому. Фамильярность ведет к смешению ролей родителя и ребенка. Родитель рискует превратиться в обслуживающий персонал. Совместный сон с ребенком старше 3 лет является типичным признаком неспособности родителей выстроить границы. Под влиянием эмоций родитель срывается на крик или необдуманные наказания.
Избегайте многословных объяснений. Излишняя словоохотливость с детьми – слабое место большинства современных родителей. Конечно, разговоры с детьми младшего возраста сами по себе полезны для развития их речи. Ошибка заключается в том, что общение нельзя приравнивать к воспитанию. Чтобы повлиять на поведение ребенка, нужно заменить абстрактные рассуждения на ясные правила.
Играйте с супругом как единая команда. Всегда обменивайтесь мнениями по поводу воспитания, стараясь прийти к общему. Отстранение отца от воспитания детей чрезмерно тревожной матерью является серьезной ошибкой. Ребенок чувствует себя растерянным, когда мнения родителей не совпадают.
Для того, чтобы согласие родителей по вопросам воспитания стало возможным, нужно руководствоваться четырьмя принципами:
- не перекладывайте ответственность за принятие воспитательных решений на ребенка (ограниченный выбор допустим в вопросах личных предпочтений, но не в воспитании);
- больше обсуждайте свои предложения, касающиеся организации воспитания, со вторым родителем, а не с ребенком;
- правила поведения должен озвучивать только один родитель, в то время как второй подтверждает свое согласие молчанием;
- действуйте со вторым родителем заодно, даже если вы разведены.
Устанавливайте простые правила, понятные для ребенка и не вызывающие протеста у подростка. Хорошие правила не имеют ничего общего с командами, уговорами и запретами. Они ставят ребенку рамки, в которых он может свободно действовать. Они устраняют необходимость наказаний. Любое правило должно быть выполнимым и учитывать возраст ребенка.
Поддерживайте в отношениях с детьми почтительную дистанцию. Излишняя эмоциональная вовлеченность, телесный контакт с подросшим ребенком, гиперопека грозит вам потерей родительского авторитета. Вы нужны детям именно в качестве родителя, а не друга.
Активное молчание и способы его применения
Техника активного молчания заключается во временном прекращении общения с ребенком вместо криков, объяснений и угроз. Она показала свою эффективность в коррекции поведения подростков и детей, пытающихся командовать родителями. Ключевое значение имеет неожиданность родительского молчания для ребенка. Кратко сообщите ему о том, что его поведение вас неприятно удивило. Дайте ребенку понять, что вам нужно немного помолчать, чтобы обдумать происходящее и посоветоваться с супругом. Техника активного молчания действенна только в том случае, когда ее используют оба родителя. Столкнувшись с молчанием, ребенок может всеми силами провоцировать вас на привычную эмоциональную реакцию. Игнорируйте. Когда родители замолкают, ребенок задумывается о недопустимости своего поведения и при этом не чувствует себя униженным.
Постарайтесь преодолеть неэффективные воспитательные предрассудки из прошлого и вступить на путь современных педагогических методов.