Не упускайте своих детей

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Книга посвящена практическому применению теории привязанности в воспитании детей. Поведенческие проблемы детей в значительной степени обусловлены перенаправлением их инстинктивной привязанности с родителей на сверстников. Для восстановления детско-родительских отношений необходимо возвращение естественной зависимости детей от родителей. Родители должны оставаться главным ориентиром в окружающем мире и источником заботы до тех пор, пока дети не достигнут психологической зрелости.

Ориентация на ровесников

Почему сегодня родители значат больше, чем когда-либо

Современные дети, в отличие от своих сверстников, живших несколько десятилетий назад, не склонны к творческим занятиям и играм в уединении. Они постоянно ищут общения друг с другом при помощи электронных устройств. Несмотря на это, их коммуникативные навыки не совершенствуются. В среде детей и подростков участились проявления жестокости, а школьная травля является одной из главных причин суицида у детей.

Одновременно с этим родители чувствуют, что никак не могут повлиять на собственных чад. Причина их бессилия заключается в утрате естественной привязанности детей к своим родителям. Ребенок восприимчив к знаниям и ценностям взрослых благодаря тесной эмоциональной связи с ними. Культурный контекст, в котором растут наши дети, создает почву для появления множества конкурирующих привязанностей, вытесняющих ориентацию на родителей.

Теперь источником утешения и совета для них все чаще выступают сверстники. Однако в отношениях с ровесниками заведомо отсутствует забота и безусловное принятие другого таким, каков он есть. Постоянно присутствует угроза оказаться исключенным из группы за несоответствие ее ожиданиям.

После Второй мировой войны появился феномен молодежной культуры с характерным для нее языком, музыкой, модой, праздниками. С тех пор культура практически перестала передаваться из поколения в поколение. Теперь она распространяется по горизонтали: от сверстника к сверстнику. Поскольку инстинкт привязанности не предполагает следования одновременно двум примерам, то в случае противоречия между ценностями родителей и группы сверстников ребенок обычно выбирает второе.

По причине переноса привязанности со взрослых на ровесников появилось целое поколение психологически незрелых людей, которые остановились в своем эмоциональном развитии. Так как культура больше не ведет ребенка к подлинной личностной зрелости, сегодня роль родителей велика как никогда раньше.

Смещенные привязанности, искаженные инстинкты

Привязанность является фундаментом развития психики ребенка. Родители, к которым дети крепко привязаны, могут действовать интуитивно. Когда отношения привязанности попадают под угрозу, у родителей возникает необходимость разобраться в этом механизме, чтобы понимать чувства своих детей и причины их нежелательного поведения.

Проявления привязанности разнообразны и зависят от возраста и степени психологической зрелости человека. Можно выделить шесть уровней привязанности от простого, свойственного младенцам, до сложных форм взаимодействия между зрелыми людьми:

  • ощущения, непосредственная физическая близость;
  • подражание внешности, речи, жестам, манерам;
  • верность, чувство принадлежности к своему сообществу;
  • стремление к признанию и одобрению;
  • чувство эмоциональной близости;
  • готовность поделиться сокровенными тайнами о своих переживаниях.

При благополучном развитии ребенок проходит эти шесть стадий привязанности к школьному возрасту. Если происходит подмена объекта привязанности, дети застревают на ее низших уровнях: бесцельно проводят время вместе, общаются «ни о чем», чтобы поддержать контакт, копируют друг друга. Перейти на более высокий уровень в отношениях со сверстниками небезопасно: открытие чувств и секретов делает человека уязвимым.

Привязанность имеет полярный характер. Ребенок непроизвольно сторонится людей, пристрастия и взгляды которых отличаются от ценностей объекта привязанности. Чем больше дети ориентируются на ровесников, тем больше они отворачиваются от заботящихся о них взрослых. Типичными проявлениями отрицательной стороны привязанности являются передразнивание, насмешки, избегание общения.

Как мы дошли до такой жизни

В силу экономических и социальных причин наши дети с раннего возраста оказываются в условиях переизбытка ровесников и дефицита ответственных взрослых. Родители передают своих детей на обучение, воспитание и лечение совершенно посторонним взрослым. У детей нет никаких оснований доверять этим незнакомцам. Свободное от занятий время и приемы пищи дети проводят исключительно в компании друг друга.

Ситуация усугубляется разладом отношений между супругами. Это делает обоих родителей эмоционально недоступными для детей. Порой взрослые сами подталкивают ребенка ориентироваться на сверстников, чтобы немного передохнуть от своих воспитательных обязанностей. В такой обстановке детям приходится искать жизненные ориентиры друг у друга.

Дополнительным фактором усиления привязанности к сверстникам является распад расширенной семьи, прежде передававшей культурные традиции из поколения в поколение. Сейчас дети и подростки не желают участвовать в семейных праздниках, слушать музыку, танцевать, ужинать вместе со старшим поколением. Одновременно с этим молодежная культура распространяется чрезвычайно быстро через повсеместное использование детьми электронных устройств.

Привязанность может формироваться двумя способами. При естественном развитии новые привязанности возникают на основе уже имеющихся. Так, малыши поначалу «стесняются» друзей родителей и родственников. Однако понаблюдав некоторое время, как с этими людьми общаются родители, они вскоре сами охотно выходят на контакт и позволяют о себе позаботиться. Так связи родителей с другими взрослыми образуют «деревню привязанностей», которые не конкурируют, а только укрепляют родительский авторитет.

Другой способ образования привязанностей – вынужденное восполнение ориентационной пустоты при отсутствии рядом ответственного взрослого. Именно так появляются привязанности к ровесникам.

Саботаж: как ориентация на ровесников подрывает родительский авторитет

Мы утрачиваем силу быть родителями

В норме воспитание детей не должно доставлять родителям особенных трудностей. Дети сами охотно стремятся следовать примеру и указаниям ответственных за них взрослых. Однако современные родители утратили силу влияния на собственных детей. Из-за этого взрослые вынуждены прибегать к угрозам, принуждению, подкупу и наказаниям. Все эти безрезультативные методы воздействия отражают лишь бессилие родителей.

Ребенок по естеству зависим. Однако природа предусмотрела механизм замещения объекта привязанности на случай, если биологические родители погибнут или потеряют ребенка. Кажущаяся независимость подрастающего поколения на самом деле представляет собой все ту же зависимость, перешедшую от родителей к сверстникам.

Чувство вины за собственную родительскую неполноценность и гнев на самого ребенка несколько ослабевают, когда специалист устанавливает медицинский диагноз. «Синдром дефицита внимания», «навязчивый невроз», «гиперактивность» – диагнозы раздаются направо и налево. Однако при этом часто упускают из виду сильнейшее влияние отношений привязанности на развитие и функционирование мозга ребенка. Когда родители впадают в зависимость от экспертов по воспитанию детей, они утрачивают интуитивное видение детских проблем. Одновременно с этим отношения привязанности продолжают распадаться.

От помощи к преградам: когда привязанность оборачивается против нас

Привязанность родителей к собственным детям позволяет им заботиться, не ожидая благодарности, и любить вопреки проступкам. В основе привязанности лежат отношения превосходства и подчинения. Это переносится и на отношения со сверстниками. Некоторые дети занимают в группе место «вожака» и начинают отдавать другим команды. Они начинают воспринимать родителей как равных себе и не позволяют им распоряжаться своей жизнью.

Еще одним фактором, приводящим к открытому неповиновению, является слабая позиция родителей. В некоторых семьях роли заботы и зависимости меняются местами. Родители ищут эмоциональной поддержки у детей, рассказывают им о своих переживаниях, жалуются друг на друга. Тогда ребенок вынужден подавлять собственные потребности в заботе. Нарушается естественная иерархия отношений между родителем и ребенком.

Симптомом нарушения привязанности является то, что ребенок перестает подавать родителям непроизвольные знаки внимания: смотреть в глаза, улыбаться, отвечать на объятья. Оставшись без ответной реакции, родители теряют былую терпимость.

Благодаря тем же механизмам, которые позволяют родителям терпеливо переносить детские шалости, дети, ориентированные на сверстников, могут проявлять невероятную терпеливость к издевательствам внутри своей компании.

Инстинктивное следование ребенка за родителем веками позволяло людям относительно свободно передвигаться, а не догонять разбегающихся в разные стороны отпрысков. В современной жизни стремление малышей к постоянной близости утомляет занятых родителей. Однако именно оно, превращаясь по мере взросления ребенка в стремление к эмоциональному контакту, существенно облегчает воспитание.

Кроме того, привязанность делает свой объект образцом для подражания. Благодаря подражанию дети раннего возраста быстро овладевают языком и бытовыми навыками. Школьник, влюбленный в своего учителя, с потрясающей легкостью усваивает преподаваемый материал. Дети, ориентированные на ровесников, так же стремительно перенимают язык, манеры и пристрастия друг у друга.

Благодаря инстинкту привязанности ребенок слушается родителей. Основная часть литературы для родителей сфокусирована на технических приемах общения: четко формулировать ожидания, соблюдать логику естественных последствий ошибок ребенка, не противоречить самим себе. Все эти навыки важны для родителей. Однако они будут приносить хорошие результаты только при условии, если ребенок к вам привязан. Когда сама природа делает родителя наставником, ребенок автоматически считывает, какое поведение желательно, а какое неприемлемо. Когда он достигнет собственной психологической зрелости, необходимость иметь наставника не перейдет к другому лицу, а просто исчезнет.

Привязанность заставляет ребенка стремиться угодить родителям, постепенно становясь внутренней системой ценностей – совестью. Когда другие дети занимают место родителей в системе привязанности, моральными ориентирами становятся нормы, принятые в среде сверстников. Одновременно с этим ребенок теряет мотивацию быть хорошим для своих родителей. Более того, в действие может вступить обратная сторона привязанности – инстинктивное желание все делать наперекор тем, к кому ребенок не привязан. Таким образом, нужно взращивать в детях желание быть хорошими именно для нас.

Противление: почему дети становятся непослушными

Еще один инстинкт, который искажается ориентацией на сверстников, – бессознательное сопротивление насилию. Современные родители весьма изобретательны в поисках рычагов психологического давления на детей: награды, угрозы, лишение чего-либо, разлучение и т.п. Все эти манипуляции будут вызывать сопротивление детей, если его не нейтрализует привязанность. Наиболее ярко противление проявляется у малышей в возрасте 2 лет, а затем у подростков. Большинству людей знакомо автоматическое неприятие действий человека, который пытается заставить вас исполнять его желания. Противление может выражаться в спорах, отказах, промедлении и даже в лени. Это нормальное явление, призванное природой для того, чтобы оградить человека от влияния чужаков и поддержать собственную мотивацию. Однако оно чрезмерно обостряется при ориентации на ровесников, делая ребенка буквально неуправляемым.

Затухание передачи культуры по вертикали

Чем больше ребенок ориентирован на ровесников, тем больше он стремится отличаться от старших. Особенный «племенной» язык стал достоянием молодежной субкультуры, которая совершенно оторвана от культуры старших поколений.

Письменное общение детей между собой имеет следующие отличительные особенности:

  • тщательно продуманные псевдонимы, в которых сквозит презрение к окружающим;
  • максимально короткие и бессодержательные фразы, имеющие целью только поддержание контакта.

Культура ровесников не способна к самовоспроизведению в будущих поколениях. Она обновляется каждое десятилетие. Дети, растущие вне общества взрослых, оказываются лишенными культурного наследия человечества.

Застрявшие в незрелости: почему ориентация на ровесников мешает здоровому развитию

Опасное бегство от эмоций

Манеры современных подростков выражают их демонстративную неуязвимость, то есть полную эмоциональную закрытость. В окружении ровесников они прячут чувства страха, стыда, обиды, боли, опасаясь насмешек. Такой имидж не позволяет им проявлять искренний интерес к учебе, изумляться, задавать учителю вопросы. Неуязвимость подростков с отклоняющимся поведением является защитным механизмом, возникающим в ответ на серьезную психологическую травму (жестокое обращение, отказ родителей от ребенка). Стоит одному члену такой компании снять маску неуязвимости, он вскоре подвергается жестоким нападкам.

Пока ребенок крепко привязан к родителям, неприятие и насмешки со стороны сверстников не могут его серьезно травмировать. Если же он ориентирован на ровесников, то их издевательства и отвержение способны довести его до самоубийства. Недостаток ответственности и деликатности в общении друг с другом нормален для детей ввиду их возрастной незрелости. За рамки нормы выходит крайне повышенная чувствительность к мнению ровесников у большинства детей.

Отношения между сверстниками непостоянны. Ни один ровесник не в состоянии проявить к ребенку безусловное принятие, каким его одаривают родители. Поэтому дети, привязанные друг к другу, постоянно пребывают в тревоге. Их защитная эмоциональная неуязвимость со временем приводит к скуке и безразличию, освободиться от которых на время им позволяют лишь наркотики. Организм не может функционировать одновременно и в режиме защиты, и в режиме развития. Эмоциональное оцепенение подростков замораживает процесс их психологического созревания.

Застрявшие в незрелости

Эмоциональная незрелость означает неспособность человека интегрировать смешанные чувства и учитывать последствия собственных действий. Маленькие дети не способны уравновешивать сиюминутные импульсы долгосрочными целями. Импульсивное поведение естественно для детей дошкольного возраста, но в последнее время симптомы психологической незрелости все чаще обнаруживаются у подростков и даже взрослых людей. Они оказываются неспособны отделить текущие переживания от своей личности.

Процесс психологического взросления начинается с привязанности. Когда родитель с избытком удовлетворяет фундаментальную потребность в близости и зависимости, ребенок становится самостоятельным. Ему не приходится растрачивать энергию на тревогу по поводу существующей привязанности, на попытки заслужить любовь. Ключевые признаки взросления – самостоятельные игры в одиночестве, искренний интерес к новому.

Ориентация на ровесников не позволяет ребенку принять так необходимую ему заботу от любящих родителей. Для того, чтобы «насытиться» привязанностью, необходимо открыть свою уязвимость, потребность в помощи. Поэтому общение со сверстниками не приносит детям удовлетворения. С другой стороны, и самим родителям нелегко проявлять заботу, не чувствуя ответного доверия.

Важной вехой на пути к эмоциональному взрослению является осознание тщетности всех своих усилий добиться желаемого. Когда человек сталкивается с обстоятельствами, которые он не в силах преодолеть, гнев преобразуется в печаль. Выступают слезы, которые приносят настоящее облегчение. Прекращаются бесполезные попытки изменить ситуацию.

Взросление включает в себя формирование и осознание собственной индивидуальности. Поскольку путь к ней проходит через творчество, любознательность, самостоятельность, изумление, она крайне уязвима и нуждается в защите привязанностью. В мире сверстников признаки истинного психологического взросления не являются ценностью. Наоборот, они подвергаются жестоким насмешкам.

Наследие агрессии

С ростом привязанности к ровесникам увеличивается и уровень агрессии со стороны детей, как физической, так и словесной. Детям нравится наблюдать сцены насилия. Некоторые направляют агрессию на самих себя, нанося себе раны.

Главным источником агрессии является досада из-за проблем в отношениях привязанности: отвержение группой, тревога, разлука. Дети, ориентированные на ровесников, не могут адаптироваться к ситуациям, которые они не в силах изменить. Импульсы к нападению у них не уравновешиваются противоположными добрыми намерениями. Подавленные чувства тревоги подталкивают к поиску острых ощущений и не сдерживают агрессивных побуждений.

Откуда берутся обидчики и жертвы

Исследования на животных (слонах, обезьянах) доказывают, что отсутствие естественной иерархии привязанности приводит к агрессивному и самоповреждающему поведению у молодых особей. Проводя аналогию с детским коллективом, можно сделать вывод о том, что хулиганство в их среде вызвано ориентацией на сверстников. Превосходство одного ребенка над другими никогда не сопровождается чувством ответственности. Поэтому «вожаки» часто становятся обидчиками. Стремление ребенка к доминированию может быть обусловлено как опытом жестокого обращения с ним, так и излишне потакающей, пассивной позицией родителей. К такому же результату приводит эмоциональная недоступность или непрекращающаяся занятость родителей.

Ребенок добивается лидерской позиции в группе сверстников через возвышение себя или унижение тех, кто в себе недостаточно уверен. Он высмеивает непохожесть других на себя или угрожает. Требования типичных обидчиков к их жертвам нескончаемы, так как они не удовлетворяют эмоционального голода по отношениям привязанности.

Обратной стороной ориентации на сверстников является то, что она готовит не только агрессоров, но и их жертв. Эмоциональная неуязвимость делает ребенка невосприимчивым к сигналам враждебности и отвержения. Потому он стремится к обидчикам без должной опаски.

«Вожак» никогда не решается напрямую заявить о своей симпатии и желании близости с другим сверстником, так как подобные шаги лишают его неуязвимости. Поэтому он движется к цели извилистым путем – нападая на тех, кто не похож на объект его привязанности. Жертвы выступают средством сближения обидчика с другими детьми. При этом агрессор ведет себя так ненамеренно. Для того, чтобы помочь ему перестать быть обидчиком, нужно вернуть его в естественную иерархию привязанности.

Ориентация на ровесников и подростковая сексуальность

К ранней сексуальности подростков часто подталкивают не отношения, сложившиеся внутри пары, а ожидания сверстников. Это может служить целям удержать объект привязанности, обрести статус в группе, проявить свое превосходство. Секс является для подростков инструментом проявления примитивных привязанностей друг к другу: через физический контакт, подражание другим, принадлежность к группе, поддержание своего статуса. Секс подавляет жажду привязанности, не утоляя ее. Подросток не может не пострадать от этого. Ранняя сексуальность приводит к эмоциональному ожесточению.

«Необучаемые» ученики

Ориентация на ровесников делает способных школьников невосприимчивыми к словам учителя. Природная любознательность детей – следствие надежных отношений привязанности. Тревога по поводу отношений со сверстниками не оставляет ребенку сил для того, чтобы интересоваться чем-то новым.

Самоорганизация поведения требует способности осознавать и учитывать одновременно несколько противоречивых побуждений. Благодаря психологической целостности человек преодолевает препятствия на своем пути к цели. Эмоционально незрелые подростки к этому не способны.

Если ребенок защищается от уязвимости, он становится также невосприимчивым к собственным ошибкам. В низких оценках он обвиняет других людей или случайные обстоятельства.

У школьников разные способности к разрешению противоречий в учебных задачах и адаптации с учетом критики и допущенных ошибок. Если хотя бы одно из этих качеств развито, ученик сохранит восприимчивость к обучению. Если же этого нет, единственным мотивом для учебы остается привязанность к учителю. Такой ученик будет успевать через подражание и запоминание. Если происходит переориентация привязанности на мир ровесников, такой ученик становится «необучаем» для учителя. Теперь его наставники – ровесники. Таким образом, долг педагогов – завоевать сердца своих учеников.

Как не упустить своих детей

Завладевайте своими детьми

Поведение, направленное на укрепление привязанности, является частью родительского инстинкта. Наиболее ярко оно проявляется в общении с младенцами. К сожалению, взрослеющие дети все меньше пробуждают инстинкт привязанности у своих родителей.

Первым шагом в танце привязанности является привлечение внимания ребенка, улыбка, обмен взглядами. Сначала это составляет основное содержание общения с малышом. Однако, как только он начинает активно ходить и лазать, мама все больше обращается к нему с целью скорректировать и сдержать его опасное поведение. Постепенно безотлагательные запреты могут вытеснить общение, нацеленное на долгосрочное укрепление привязанности. Исключительно важно восстановить эмоциональный контакт после ссоры или разлуки (включая сон). Неслучайно во всех культурах особое значение придается ритуалу приветствия.

Второй шаг на пути к сближению – предложить ребенку что-то, за что он мог бы ухватиться. Для младенца – подать руку, для школьника – общее занятие, для подростков – согласие с их точкой зрения. Принципиально важный момент: приглашение взрослого должно быть для ребенка неожиданным. Помощь в ответ на запрос, долгожданные подарки ко дню рождения по-настоящему не удовлетворяют потребности ребенка. Родитель должен давать ребенку больше, чем тот ожидает.

Типичной ошибкой родителей является форсирование внешней независимости ребенка, которое лишь подталкивает его к вынужденной зависимости от других.

Взрослый должен оставаться наставником, несмотря на его собственные трудности ориентации в стремительно меняющейся молодежной субкультуре и отсутствие признаков растерянности у ребенка.

Привлекая ребенка на свою сторону, можно мягко ограничить время общения со сверстниками. Прекрасным способом вернуть привязанность подростка является путешествие всей семьей или загородная поездка, иногда даже переезд.

Оберегайте узы, наделяющие родительской властью

Временные охлаждения в отношениях между родителями и детьми неизбежны. Однако они не приносят вреда, если после них родитель восстанавливает связь.

Поддерживать контакт на расстоянии помогут записки, фотографии, телефонные звонки, памятные вещи. Полезно дать ребенку знать, где вы находитесь во время разлуки. Можно показать ему место своей работы или указать на карте город командировки.

Для поддержания связи между поколениями прекрасно работают семейные трапезы и общие игры. Если друзья ребенка крепко привязаны к своим семьям, они не будут создавать конкурирующих привязанностей.

Дисциплина, которая не разделяет

Большинство дисциплинарных мер имеют целью быстрое улучшение поведения ребенка и не учитывают долговременные последствия для отношений в целом. Все формы наказаний и подкупов провоцируют сопротивление ребенка. Для того, чтобы повлиять на его поведение, нужно сперва установить контакт, завладеть его вниманием. Если ребенок расстроен, он будет невосприимчив к советам и указаниям. Лучше обсудить его ошибку позже, когда эмоции утихнут.

Поддерживать в ребенке добрые намерения еще более важно, чем добиваться желательного поведения. Акцент на намерениях создает почву для осознания ребенком противоречивых чувств и импульсов, что позволит ему принять взвешенное решение. Когда ребенок готов следовать примеру взрослого, эффективны подсказки и инструкции. Гораздо меньшим потенциалом обладают запреты и предостережения.

Как предотвратить ориентацию на ровесников

Не заигрывайте с конкурентами

Первые признаки ориентации ребенка на ровесников проявляются у дошкольников, которые много времени проводят в детском саду. Особенно этому подвержены мальчики. Ребенок производит впечатление общительного, уверенного в себе, менее требовательного. Взрослые получают больше возможностей передохнуть от своих обязанностей. Однако в будущем эти кратковременные передышки обернутся для родителей значительными трудностями.

Распространено заблуждение о том, что раннее включение ребенка в детский коллектив формирует у него навыки общения. Однако практика показывает, что чем больше времени дети проводят друг с другом, тем хуже они ладят между собой. Вообще, дружба между людьми предполагает определенный уровень личностной зрелости каждого из них, так как она базируется на уважении к индивидуальности. В этом смысле многие дети в принципе не способны дружить.

Пробелы в привязанности часто выражаются в ощущении одиночества и скуки. Ребенок стремится в компанию сверстников или к видеоиграм, так как не может сам придумать, чем бы ему заняться. Родителям не стоит потворствовать частым встречам ребенка с другими детьми, недооценивая роль творческих занятий в одиночестве для становления его личности.

Признание или отвержение сверстников уводит ребенка прочь от истинной независимой самооценки. Общение с ровесниками не решает проблем единственного в семье ребенка. Отношения между братьями и сестрами упорядочены их общей привязанностью к одним и тем же взрослым. Единственному в семье ребенку лучше проводить время не с одноклассниками, а с двоюродными братьями и сестрами либо с детьми ваших друзей.

Воссоздаем деревню привязанностей

Человек чувствует себя как дома в окружении тех людей, к которым он привязан. Поэтому современные подростки покидают жилища, которые они делят с родителями, и слоняются по улицам в компании друг друга. Они полностью исключены из общения старших.

Родителям крайне недостает кого-то, кто мог бы их временно заменить в деле воспитания детей. Раньше этой проблемы не существовало ввиду активного участия в воспитании детей расширенной семьи. В настоящее время нам остается как можно более тщательно выбирать своих заместителей, устанавливая с ними доверительные отношения. Это доверие должно передаться и детям. Оставляя ребенка с другим взрослым, очень важно его представить, это даст ребенку как бы благословение на новую привязанность. Первое время родитель может даже побыть посредником, помогая ребенку и новому педагогу понять знаки внимания друг друга. Огромным потенциалом обладает дружба целыми семьями.

Послесловие для эпохи цифровых технологий

Эмоциональное развитие нынешних детей происходит под сильнейшим влиянием технологий передачи информации. Мир накрыла эпидемия интернет-зависимости. Подчас даже родители лишают своих детей должного внимания, будучи поглощены электронной перепиской. Общение через социальные сети носит поверхностный характер и базируется на примитивном сходстве вкусов и мнений. Не утоляя потребности в привязанности, оно стимулирует бесконечные и бесплодные поиски в Сети.

Общение в виртуальной реальности исключает подготавливающий обмен знаками доверия и расположения. Поэтому люди сообщают о себе лишь то, что не ставит под угрозу их неуязвимость, либо вовсе сохраняют анонимность.

Феномен издевательств в социальных сетях обусловлен искажением «инстинкта вожака». Вместо того, чтобы заботиться об уязвимых, оно подталкивает человека к высмеиванию чужих слабостей.

Безусловно, полностью исключить использование информационных технологий детьми невозможно. Однако можно избежать их вреда, если правильно выбрать момент для знакомства с ними. Начинать виртуальное общение нужно, когда удовлетворены базовые потребности ребенка в привязанности и близости. По аналогии с десертами: они безобидны после основного приема пищи, но не как его замена.

Электронные устройства должны выключаться во время семейных трапез, совместных занятий, укладывания спать. Ограничения на использование гаджетов лучше налагать не во время ссор, а в моменты наилучших взаимоотношений. Это можно сделать мягко, просто предлагая не менее увлекательные альтернативные занятия.

Компьютерные игры в своем большинстве не решают главных задач, возложенных на игру природой, – научить ребенка самостоятельности и умению переживать свои неудачи. Все детали компьютерных игр заранее продуманы разработчиками, так что ребенку не приходится задействовать творческое воображение. Сразу после проигрыша программа предлагает новый раунд, не позволяя ребенку пережить печаль.

Информационные перегрузки, поступающие из интернета, ставят под угрозу естественное развитие механизмов внимания. Для детей становится трудным концентрироваться на главном, запоминать и вспоминать нужные сведения, использовать силу воображения.

Родители перестали быть для своих детей главными источниками информации, решать, что и когда готов узнать ребенок. Поэтому нам все труднее оставаться ориентиром для своих детей. Можно воспользоваться нашими хобби и навыками для того, чтобы чему-то ребенка научить на досуге. Это тоже часть древнейшего «танца привязанности». К счастью, информация – это не главное, чего ищут дети. Они ищут приглашения в отношения привязанности. Это мы можем им дать.