Переходный возраст. Не упустите момент

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Не упустите момент

Научные исследования показывают, что формирование мозга у человека завершается после 20 лет. Полной зрелости мозг достигает к 25 годам. У современной молодежи половое созревание наступает раньше, а взросление — позже этого возраста.

Мозг подростка максимально нейропластичен, он гибко меняется под действием опыта. И это причина того, что подростковый возраст можно считать периодом больших возможностей и одновременно большого риска.

Проблема преступности, недостаточного образования и плохого поведения подростков существует не потому, что детям недостает контроля или их недостаточно наказывают. Нейронаука объясняет уязвимость подросткового возраста эмоциональной нестабильностью.

Гормональный и психический дисбаланс увеличивает риск возникновения проблем. Правильная саморегуляция не у всех включается в нужное время. Ее развитие — главная задача подросткового возраста.

Все это однозначно говорит о том, что подростков следует ограждать от опасностей. Им нужно уделять почти столько же внимания, сколько детям в возрасте от одного до трех лет. Подростковый период, по сути, — это второй момент кризиса (следующий за кризисом «от нуля до трех»), время наибольшей пластичности мозга, когда он обладает повышенной способностью меняться. Важно не упустить этот момент.

Нейропластичность

Пластичность мозга обеспечивает адаптацию к среде обитания, позволяет приобретать новую информацию, способности и навыки. Повышенная пластичность мозга дает больше шансов и возможностей, но в то же время несет в себе больше рисков.

Существует два типа пластичности.

  1. Пластичность процессов развития. Это касается связей между нейронами. В первые шесть месяцев жизни в мозгу формируется около 100 тыс. новых связей. Ненужные, избыточные связи ликвидируются (этот процесс называется «прунинг»).
  2. Пластичность мозга в зрелом возрасте. Она не вносит фундаментальных изменений в структуру мозга, но несколько изменяет уже существующие связи.

В подростковом возрасте изменения происходят под влиянием не только активного приобретения опыта, но и путем не осознаваемого опыта — например, в процессе созерцания.

Разные системы мозга пластичны в разные периоды. Системы более высокого уровня бывают пластичны позже и дольше, а формирующиеся рано определяются биологическими программами. Более сложные навыки — мыслить логически, планировать заранее, контролировать эмоции — формируются под воздействием окружающей среды.

Чем чаще активизируется определенная цепь нейронов, тем крепче она становится. Если связями не пользуются, соединения в них слабеют. Стоит обратить внимание, что чисто автоматическое повторение, зубрежка — не слишком эффективны для укрепления связей.

Чтобы развивать мозг, нужно ставить задачу немного сложнее той, что человек может выполнить на данный момент. Если разницы в сложности нет или она слишком мала, развития не произойдет. Опыт не только меняет мозг в момент воздействия, но и увеличивает потенциал будущих изменений в соседних нейронных связях. Это называется метапластичностью. Именно поэтому изучение нового в период максимальной пластичности мозга облегчает дальнейшее обучение.

В подростковом периоде действуют три основные системы развития головного мозга:

  • подкрепляющая (регулирует ощущения удовольствия)
  • межличностных отношений (и восприятия окружающих)
  • регуляторная (способность к самоконтролю).

Употребление наркотиков или алкоголя в подростковом возрасте оказывает постоянное влияние на подкрепляющую систему, отчего зависимости формируются быстрее.

От психологических проблем легче избавляться, когда они только возникают. Подростка следует оградить от факторов, способных привести к проблемам, а если они все-таки появились, их нужно решать как можно быстрее. Если эмоциональные или поведенческие проблемы, в принципе свойственные подростковому возрасту, длятся больше двух недель — это повод срочно бить тревогу.

Есть прямая зависимость между количеством стрессовых событий в подростковом возрасте и склонности к депрессиям и психологическим проблемам позднее.

В период полового созревания мозг сильно меняется под воздействием гормонов: они химически меняют структуру нейронных связей, из-за этого подростки больше подвержены влиянию окружающего мира. У них повышена жажда исследования мира (прежние детские страхи блокируются вплоть до взрослого возраста). Это дает подросткам возможность отделиться от родителей и самим учиться всему, в том числе самостоятельной жизни. Высшее образование сильнее способствует формированию высоких когнитивных способностей, чем просто биологическое взросление.

Самое длинное десятилетие

В наши дни подростковый период стал максимально долгим за всю историю человечества.

Для определения начала подросткового периода достаточно биологических индикаторов — начало менструаций у девочек, у мальчиков ломка голоса. Для определения окончания подросткового периода приходится использовать социальные маркеры, поскольку физиологические слишком индивидуальны. Социальным маркером можно считать вступление в брак.

В XIX веке подростковый период между двумя этими маркерами был 5 лет. В начале XX века — 7 лет. В начале XXI — 15 лет (менструации у девочек сдвигаются на более ранние сроки — на 3-4 месяца каждые 10 лет, а брак отодвигается в более поздние возрасты).

Начало полового созревания начинается за три года до половой зрелости. Сегодня это уже возраст 7–10 лет. Возраст наступления половой зрелости зависит не только от генетического кода, но и от окружающей среды. Чем здоровее дети и комфортнее среда, тем больше шансы на их раннее половое созревание.

Начало пубертата вызывается увеличением кисспептина («гормона поцелуев»), что стимулируется лептином — другим гормоном, содержание которого пропорционально объему жировой ткани. «Гасится» кисспептин мелатонином, регулирующим суточные ритмы человека. Выработка мелатонина приостанавливается светом (даже искусственным). У детей с ожирением и тех, кто живет ближе к экватору, половое созревание начинается раньше.

Эндокринные деструкторы (содержатся в пластмассе, косметике, пестицидах и др.), повышенный уровень стресса в семье и другие факторы также вызывают более раннее половое созревание.

Чем опасно раннее половое созревание

Из-за него подростки попадают в более взрослые компании, у них возникают проблемы с алкоголем и преступностью. У девочек случаются ранние беременности. Слишком большой разрыв между зрелостью физической и незрелостью во всех остальных аспектах приводят ко множеству социальных трудностей.

Наряду с проблемой раннего полового созревания сейчас наблюдается отложенное взросление: подростки дольше учатся и дольше зависят от родителей. Существуют различные мнения, в чем причина этого явления. Возможно, это результат эмоциональной незрелости, изменившейся экономической ситуации или реальные «задержки в развитии». Есть также мнение, что это результат изменений головного мозга: предыдущее поколение, начинавшее работать раньше и быстрее погружавшееся в рутину семейной жизни, раньше «закрывало» пластичность мозга — в вузе это сделать сложнее. Действительно, в XXI веке количество студентов вузов и число поступающих в вузы увеличивается.

Отложенное взросление повышает риск проблемного поведения и удлиняет период этого риска. С другой стороны, у молодежи дольше не закрывается окно пластичности. Для аргументированных выводов и оценки подросткового возраста в новых реалиях, очевидно, необходим новый набор критериев.

Процесс мышления у подростков

Рискованное поведение характерно для подростков. Интеллектуальные способности у них не хуже, чем у взрослых, а способность к самоконтролю еще не развита. Это связано с реорганизацией нейронных связей мозга. Ни в каком возрасте реорганизация структур мозга не бывает столь же интенсивной, как у подростков до 20 лет — так же, как и события в их социальной жизни в этот же период времени.

В это время префронтальная (отвечающая за саморегуляцию) и лимбическая (формирующая эмоции) системы мозга подростков учатся работать совместно. Этот процесс протекает в три этапа:

  1. Подросток испытывает сильные эмоции, запускающие его стремление к яркому опыту.
  2. В мозгу подростка происходит «настройка тормозной системы» — она завершается не раньше наступления 16 лет; улучшаются навыки принятия решений, планирования.
  3. К 20 годам отрабатываются приобретенные навыки.

Лимбическая система подростка особо возбудима, за это ответствен дофамин — его впрыски в организм вызывают восторг. Наркотики по своему действию похожи на дофамин. «Центр удовольствия» в подростковом возрасте увеличивается, поэтому в юности все кажется ярче — и физические удовольствия, и социальные (мнение окружающих). Подверженность эмоциям зависит от работы префронтальной коры, интенсивности эмоции и условий — стресс, усталость и т. п. оказывают влияние.

Самоконтроль возникает постепенно. Один из признаков взросления — понимание, когда можно справиться с чем-то самостоятельно, а когда — только с помощью других.

Подростки не всегда могут объяснить свое поведение. Ими часто руководит сочетание восприимчивости к вознаграждению и импульсивности (пик такого состояния приходится на возраст 14-18 лет). Время повышенной возбудимости не совпадает с периодом развития самоконтроля, поэтому старший подростковый возраст несет больше опасностей.

Как защитить подростков от самих себя

Пик подростковой преступности приходится на возраст 10-18 лет, снижается к 18-25 годам и совсем пропадает к 30. Та же динамика наблюдается в статистике по другим видам рискованного поведения подростков — число смертей от утопления, несчастных случаев, эксперименты с алкоголем, наркотиками, незащищенный секс и др.

Огромные средства в наше время тратятся на то, чтобы в профилактических целях знакомить детей с последствиями опасных видов деятельности. Но это не меняет ситуацию, потому что осведомленность у подростков есть. И даже интеллектуальная оценка опасности у подростков такая же, как у взрослых. Но в силу особенностей развития мозга слаб самоконтроль и велика жажда вознаграждения — положительной оценки их действий сверстниками.

Подростки совершают более рискованные поступки в присутствии приятелей, даже если нет давления с их стороны. Причина — трансформация совокупностей частей мозга, ответственных за общение, оценку эмоций других, продолжающаяся в подростковом возрасте. Из-за этого — повышенная чувствительность к мнению своей возрастной группы и депрессии из-за социального неприятия.

Так как подростки в разы более восприимчивы к эмоциям, крик на них не действует — они обращают внимание на эмоции, а не на содержание речи. (При необходимости используйте такой стратегический прием: сообщите ребенку, что сейчас он сердит, но ваш разговор все равно состоится позже.)

Социализация подростков и свободный обмен мнениями в коллективе — дело хорошее, но, когда у подростка существует озабоченность тем, как его воспримут окружающие, у него появляется склонность к соглашательству, а это не всегда идет на пользу.

Эмоциональное возбуждение, стресс и усталость у подростков истощают их систему саморегуляции, это надо иметь в виду взрослым при взаимодействии с детьми.

Эффект усиления безрассудности при сверстниках действует и в двадцать лет. Нужно минимизировать время, проводимое подростками бесконтрольно в компании сверстников. Но надо при этом помнить, что обучение подростков происходит более эффективно именно в группе, особенно при совместной работе.

В рабочих коллективах, при формировании групп, лучше делать их разновозрастными: чтобы решения группы не были слишком рискованными, не все ее участники должны быть возраста до 25 лет.

Многие кампании — например, по предотвращению подростковой беременности — основаны на предположении, что подростки способны думать в состоянии эмоционального возбуждения. Увы, это не так. Подобные кампании весьма эффективно влияют на знание (хотя с информированностью у подростков нет проблем), но не на поведение.

Вероятно, больше шансов на успех будет у программ, направленных на развитие у подростков самоконтроля, потому что именно в этом — в стремлении к риску — заключается естественная биологическая особенность этой возрастной категории. Нужно создавать больше программ дополнительного образования, чтобы детям было интересно чем-то заниматься под присмотром взрослых.

Важность саморегуляции

Дети, успешно прошедшие в раннем возрасте тест на отложенное удовольствие, умеют лучше контролировать себя и добиваются больших успехов в жизни. Тест состоит в том, что ребенку предлагают не есть сразу выданную ему сладость, а подождать, когда вернется экспериментатор, и тогда получить еще и вторую.

Существует психологическое понятие — «точка равнодушия», когда человек одинаково воспринимает сиюминутное и отложенное удовольствие. Эта точка сдвигается в сторону увеличения ко взрослому возрасту. А до двенадцати лет подростки так же стремятся к немедленному вознаграждению, как маленькие дети.

Детям необходимо внушать, что, хотя некоторые вещи делать не так уж весело, но нужно: отложенное удовольствие в виде хорошего образования и успешной жизни должно быть их мотивом. Те, у кого больше самоконтроля, чаще получают высшее образование. Создание подготовительных курсов не увеличивает количество людей, оканчивающих вузы.

Настойчивость важнее таланта

Только 25% успеха в процессе обучения зависит от интеллектуальных способностей. Тесты обычно не показывают присутствие и уровень таких качеств, как настойчивость, упорство и тому подобные личные характеристики — «некогнитивные навыки», которые отличают тех, кто добивается успеха.

Саморегуляция — основа упорства. Те, у кого она развита, реже попадают в неприятные ситуации и добиваются большего в жизни. Интеллектуальные способности во многом заложены генетически и почти не меняются. На самоконтроль гены влияют в два раза меньше, но при этом весьма велико влияние на него окружающей среды в подростковом периоде. Пластичность, восприимчивость к окружающей среде — одна из важнейших генетически предопределенных характеристик. Самой важной средой для ребенка является семья.

Роль родителей

Они помогают младенцу воспитывать в себе саморегуляцию, которая от рождения мала: успокаивая, снимая напряжение. Развитие самоконтроля — это процесс постепенной замены внешней саморегуляции на внутреннюю. Она происходит медленно, в достаточной эмоциональной безопасности и при владении всеми нужными поведенческими навыками.

Чтобы вырастить детей с хорошей саморегуляцией, родителям нужно:

  • постоянно выражать свою любовь к ним — лаской и словесно, реагировать на эмоциональные потребности ребенка, давать ему защиту, участвовать в его жизни
  • проявлять строгость, четко формулируя и объясняя суть правил, поначалу контролируемых извне, быть последовательными и справедливыми, избегая суровых наказаний
  • оказывать поддержку: давать чуть больше свободы, чем было вчера, — тогда ребенок растет, при этом чувствуя поддержку; настраивать на успех, хвалить, не быть навязчивыми, снижать уровень контроля постепенно, разрешая ребенку ошибаться.

Демократичный способ воспитания включает все три этих действия. Это лучший и наиболее гармоничный способ, избегающий перекосов «авторитарных», «либеральных» и других однобоких стилей воспитания.

Преимущества «демократического» типа воспитания подтверждены исследованиями и не зависят от пола, социального статуса или этнической принадлежности детей. Подростки, выращенные в этой системе, менее подвержены влиянию сверстников и лучше учатся.

Необходимость изменения системы школьного образования

Все предполагаемые причины низкого уровня образования — маленькие зарплаты учителей, большое число учеников в классе, максимальная продолжительность учебного дня, плохое техническое обеспечение и другие — неверны. Главная причина состоит в том, что воспитание детей не приводит к развитию у них самоконтроля.

В разных социальных слоях применяют разные модели воспитания — каждая социальная группа воспитывает у своих детей те качества, которые востребованы в их среде. Например, для рабочих способность планировать и гибко мыслить — не самые актуальные качества: от них требуется умение четко понимать и выполнять инструкции.

Проблемы подростков в школе связаны в первую очередь с отсутствием самоконтроля. Исправить ситуацию можно, изменив формат обучения.

Изучение техник повышения когнитивных способностей началось не так давно, поэтому еще рано говорить о результатах. Однако уже известно, что изменения в мозге происходят не только в тренируемом отделе, но и в соседних, поэтому сочетание нескольких программ может привести к улучшению способностей в смежных областях.

Саморегуляцию у подростков можно тренировать с помощью:

  • упражнений на улучшение исполнительных функций (тренировка оперативной памяти)
  • упражнений на повышение осознанности (концентрация внимания на настоящем моменте, безоценочное наблюдение, медитация осознанности, что дополнительно снижает стресс и улучшает сон у подростков)
  • физических занятий, требующих высокой концентрации (йога, некоторые виды боевых искусств)
  • аэробных упражнений (особенно эффективны интенсивные физические нагрузки или регулярные занятия спортом, требующие мыслительной деятельности)
  • отдельные стратегии улучшения самоконтроля и умения отказаться от немедленного вознаграждения.

Все эти техники строятся на трех принципах: стимулирование, постепенность, последовательность и конечность.

Победители и проигравшие

Более позднее вступление во взрослую жизнь повышает качество трудовых ресурсов.

В разных социальных слоях дети показывают различные результаты тестирования интеллектуальных и когнитивных навыков. Генетика для этих показателей имеет значение, но и среда тоже. Неблагоприятная экономическая обстановка, психологические травмы, насилие, хронические болезни, стресс — эти последствия могут не сказаться на детях до наступления подросткового возраста.

Неумение отказываться от немедленного вознаграждения — причина почти всех подростковых проблем и бед (рост уровня подростковых беременностей, ожирения, преступности).

Социологи определили четыре основных правила, придерживаться которых человеку необходимо, чтобы жить достойной жизнью:

  • получить образование и учиться дальше
  • не рожать детей вне брака
  • не нарушать закон
  • всегда стараться быть занятым (работать).

Каждое из этих правил связано с умением отказаться от немедленного вознаграждения.

К сожалению, принятие наиболее важных решений в жизни приходится на период, когда самоконтроль человека еще не сформирован. И если нет факторов, помогающих подростку в этот период, жизнь его может быть сломана.

В социально сниженных слоях общества родители, как правило, более авторитарны из-за довлеющего над ними стресса, а их дети хуже готовы к нейробиологическим изменениям мозга к пубертатному периоду. Плюс имеют накопительный эффект влияние гаджетов, химии, неправильного питания и других вещей.

Как можно помочь таким детям?

  • Не позволять им проводить много времени в компании более старших подростков.
  • Предоставлять меньше времени без организованной деятельности.
  • С детства демонстрировать важность саморегуляции.

Увеличение срока подросткового возраста выгоднее богатым: к моменту вступления во взрослую жизнь они накапливают финансовый, человеческий, культурный, социальный, психологический и нейробиологический капиталы. Длительное обучение хорошо не только более качественным образованием, но и более длительной последовательной стимуляцией префронтальной системы мозга.

Подростки под следствием

Наказания за преступления для подростков иногда бывают слишком жестокими, они не учитывают особенностей строения мозга. Такие наказания не должны быть автоматическими.

Незрелость подростка имеет другую природу — не ту же самую, что и психологически незрелое поведение взрослого. Кроме того, подростки более склонны к самооговору (склонность к получению немедленного вознаграждения и неспособность оценивать перспективу). Совершивших преступление подростков нужно наказывать, но не так, как взрослых.

Очень жаль, но создать действующий механизм оценки степени психологической зрелости конкретного подростка практически невозможно. Все зависит от ситуации, в том числе от того, в каких условиях находится подросток в данный момент времени и в каком эмоциональном состоянии.

Подросткам с 16 лет можно доверить многое (на определенных условиях) — например, голосование, решение об абортах (по поводу прерывания беременности решение может быть принято спокойно, осознанно, с принятием советов взрослых). Но при совершении преступления эмоции затмевают способность мыслить.

Неправильные представления о подростковом возрасте направляют внимание на решение проблем, но не на создание условий для правильного психологического развития ребенка с формированием навыков самоконтроля в хорошей эмоциональной среде.

Рекомендации родителям

  • Старайтесь снизить вероятность раннего начала пубертатного периода ребенка: следите за его весом, воздерживайтесь от эндокринных деструкторов (минимизируйте контакт с пластиком, пестицидами), уменьшайте пребывание в условиях искусственной освещенности и пользование гаджетами.
  • Придерживайтесь принципов демократического воспитания.
  • Помогайте детям формировать навыки самоконтроля, подчеркивайте важность не результата, а затраченных усилий. Помогайте избегать контрастных эмоциональных и социальных ситуаций и праздного времяпрепровождения без контроля (оно обязательно должно быть, но «под приглядом»).
  • Снижайте уровень стресса.

Рекомендации педагогам и работодателям

  • Помните о необходимости для академических успехов развития некогнитивных навыков подростка, о постепенном усложнении задач.
  • Меньше средств и усилий направляйте на просветительскую работу, больше — на программы по развитию самоконтроля.
  • Пропагандируйте демократические ценности для воспитания в семье.
  • Следите за последними исследованиями мозга подростков и учитывайте его различия с мозгом взрослого.

Рекомендации для власть имущих

  • Поймите причины рискованного поведения молодых людей.
  • Принимайте законы о разрешении разных видов деятельности, об ответственности и возможно применимом наказании в определенном возрасте, зная, как развивается мозг подростка.