Пять методов воспитания детей

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Обзаводиться семьей имеет право человек физически здоровый, экономически независимый и духовно зрелый. В наше время большинство людей достигают последних двух условий не ранее возраста 35 лет, однако вступают в брак они значительно раньше. В их семьях появляются дети, которые растут без личностно зрелых воспитателей. Поэтому единственный способ им помочь – это сперва воспитать их родителей.

Варианты психологически безграмотного родительского воспитания можно классифицировать на три типа.

  • Преследование. С ребенком обращаются, как мачеха с Золушкой, иногда уделяя при этом больше внимания другим детям в семье. Ребенок тяготит родителей. Суровость наказаний превосходит степень провинности ребенка. В таких условиях ребенок страдает чувством неполноценности либо учится презирать окружающих.
  • Избавление. К этому стилю относится воспитание ребенка как кумира семьи. Все его капризы немедленно исполняются. Другой вариант: родители тщательно планируют образование и развлечения для ребенка, не оставляя за ним права выбирать или отказываться. Каждый его шаг подлежит тщательному контролю. У таких детей часто не остается времени для прогулок и общения со сверстниками. Выросший в «тепличных» условиях ребенок остается совершенно неподготовленным к реальной жизни.
  • Смешанный тип – самый распространенный и самый опасный. Ребенка растят в духе повышенной моральной ответственности. На него возлагают большие надежды, поэтому он вынужден постоянно оправдывать чужие ожидания. Он всегда будет тяготиться чувством вины.

Все эти воспитательные стратегии ведут к проблемам с самооценкой во взрослом возрасте. В зависимости от темперамента ребенка он может впадать в высокомерие или самобичевание. Автор предлагает альтернативный путь воспитания, состоящий из пяти этапов.

Этап 1: Воспитание воспитателей

Основополагающий признак зрелого человека, которому можно доверить воспитание ребенка, это независимость (от родителей, от начальства, от спиртного). Это высококлассный профессионал, знающий всему цену и умеющий планировать свои дела. Он вступает в брак не потому, что не может жить иначе. Просто он хочет разделить с любимым человеком все взлеты и падения на своем пути, чтобы вместе расти духовно. Это и значит – любить.

Этап 2:Воспитание во внутриутробном периоде

Планируя зачатие, необходимо учитывать два биологических факта. Во-первых, продолжительность жизни сперматозоида составляет 2 месяца. Поэтому для здорового потомства необходимо, чтобы отец не болел инфекционными заболеваниями и не употреблял алкоголь, по меньшей мере, за 2 месяца до зачатия.

Во-вторых, важное значение имеет общее здоровье и эмоциональное состояние матери. Если она пребывает в состоянии хронической тревоги, в ее крови повышен уровень адреналина. Это негативно сказывается на развитии плода. Возможно, дети, которых матери вынашивали в состоянии стресса, предрасположены к развитию тревожно-мнительных расстройств. Благотворное воздействие на формирование мозга плода оказывает прослушивание музыки и прямые обращения родителей начиная с 3-го месяца беременности.

Этап 3: Воспитание в грудном возрасте

Роды – физиологический процесс отделения ребенка от матери. В обретении ребенком независимости заключается весь смысл воспитания в последующие годы. Грудное вскармливание следует завершить к первому дню рождения. После года в организме ребенка перестает вырабатываться фермент, расщепляющий молочный сахар.

Младенцы сообщают о своих нуждах криком. Однако с ними уже можно пробовать договариваться. Например, лучше бы малышу кричать не после, а перед тем, как намочить пеленки. Тогда он раньше научится опрятности. Разговаривать с ребенком нужно грамотным русским языком, не опускаясь на его уровень. Интеллект и слух малыша развиваются значительно раньше его собственной речи.

Этап 4: Воспитание от 2 до 5 лет

В этом возрасте важно поддерживать развитие целеустремленности. Не вмешивайтесь в игру ребенка, пока он сам не позовет. Не приглашайте его к столу, пока сам не попросит есть. Уговаривать ребенка покушать вредно не только для его воспитания, но и для здоровья.

Дети раннего возраста склонны повторять одно и то же действие много раз подряд. Это очень важно для формирования навыков, координации движений и перехода информации из кратковременной памяти в долговременную. Не мешайте детям учиться!

В возрасте около 5 лет завершается процесс половой идентификации. Уже недопустимо обнимать, целовать, шлепать ребенка и называть его уменьшительно-ласкательными именами. В старшей группе детского сада дети могут проявлять интерес к половым органам (своим и других детей). Не нужно с этим специально бороться: дети наиграются и сами перестанут. В возрасте до 5 лет при неправильном воспитании формируются сексуальные расстройства, которые дадут о себе знать во взрослом возрасте. Кстати, одной из причин ранней сексуальности подростков является неинтересная учеба. Детям просто больше некуда направить свою энергию.

Сказки являются сильным воспитательным средством. Однако не все сказки воспевают положительные черты характера. Так, в сказках про «Емелю», «Спящую красавицу» и Деда Мороза герои получают чудо, не прилагая к этому никаких усилий. Так и в своей жизни ребенок даром получает все, что ему нужно, от родителей. Плохо, когда он получает больше, чем требуется, и раньше, чем сам попросит. Во взрослой жизни такой сценарий обрекает человека на провал. Поэтому избегайте делать за ребенка то, что он по возрасту способен выполнить сам, и не давайте ему никаких разъяснений, пока не спросит.

Этап 5: Воспитание после 5 лет

Автор убежден, что к 5 годам воспитание уже заканчивается. Все усилия родителей после дошкольного возраста – это уже перевоспитание, точнее, управление человеком (как в бизнесе). Детей нужно учить быть не послушными, а самостоятельными, чтобы они как можно быстрее вышли из состояния зависимости от родителей.

Разговоры и письма о воспитании

Ни один ребенок не нуждается в том, чтобы родители жили ради него. Иногда убежденность в своей исключительной роли для родителей превращает сына в алкоголика. Нотации бесполезны. Вообще ругать ребенка не входит в обязанности родителя. Критиковать его будут по жизни другие люди. Тогда он придет к родителям за помощью. Единственный выход из ситуации затянувшейся беспомощности ребенка – прекратить его обслуживать.

Уделяйте детям больше позитивного внимания. Иногда они восполняют недостаток общения с родителями с помощью болезней или хулиганства.

Когда ребенок с трудом учится новому навыку, хвалите любой, даже незначительный прогресс. Верьте в него. Это сделает учение увлекательным и продуктивным процессом.

Не нужно спешить утешить расстроенного ребенка. Человек должен уметь выбираться из депрессии самостоятельно. В противном случае внимание и ласка близких начинают ассоциироваться с подавленным настроением. Жалобы и болезни становятся эффективным средством манипуляции домашними.

На каждый выговор должно приходиться не менее 7 поощрений. В отличие от наказаний игнорирование корректирует поведение очень эффективно. Человек, на которого не обращают внимания, сам придумывает себе наказание, причем значительно более суровое, чем могли бы назначить вы сами.

Дети от природы стремятся нравиться своим родителям. Если вы желаете угождать им, вы противоречите законам естества. По большому счету, жить без детей вам было бы выгоднее, чем с ними.

Как мы растим невротиков

Самые тяжелые конфликты случаются в семьях, чуть более простые – на работе. В типичном варианте начальник «всегда прав», а обиженный подчиненный подолгу после выговора продолжает вести мысленный диалог с ним. Это продолжается до тех пор, пока подчиненный не победит начальника в своем воображении. В состоянии такой «мысленной жвачки» человек возвращается домой и вымещает подавленный гнев на супруге и детях. Так производственный конфликт перерастает в семейный.

Далее у членов семьи появляются характерные признаки невроза: раздражительность, подавленность, бессонница, навязчивые мысли, сексуальные расстройства. Естественно, что в таком состоянии человек делает массу ошибок на работе и вновь получает выговор. Порочный круг не разрывается даже после лечения и улучшения здоровья пациента. Ведь по возвращении в семью и на работу отношения остаются прежними.

Одновременно с неврозом могут развиваться психосоматические болезни (гипертония, язва желудка, экзема, астма) и зависимости от алкоголя или наркотиков. В действительности эти люди нуждаются не в лекарствах, а в обучении психологической грамотности. По опыту проведения тренингов личностного роста автор отмечает значительное улучшение качества жизни их участников.

Еще более впечатляющие результаты давало обучение людей, которые еще не успели довести себя до состояния невроза. Обычно это просто застенчивые, расточительные или жадные, обидчивые, мстительные люди, которые не довольны собой. Дети таких людей, конечно, также склонны к невротизации. Основной задачей психотерапевта при работе с ними было исправление последствий ошибок их воспитания. Собственно, работа человека над собой должна стать такой же регулярной практикой, как, например, умывание.

«Сократический» диалог в общении с ребенком

В каждом из нас есть три ипостаси: ребенок, родитель и взрослый. Если мы хотим способствовать взрослению ребенка, то обращаться к нему следует с позиции взрослого. Разговор между двумя взрослыми людьми исключает ругань и нотации. Он состоит из вопросов и ответов. Видя нежелательное поведение ребенка, задайте ему вопрос о последствиях его действий. Формулируйте вопросы так, чтобы ребенок сам пришел к нужным выводам. У него активизируются мыслительные процессы и появятся встречные вопросы.

«Принцип сперматозоида» в поддержании мотивации ребенка

Для того, чтобы у ребенка возникло желание чем-то заниматься, нужно сделать его цель труднодостижимой. Например, интерес к чтению будет поддержан, если вы наложите запрет на чтение определенных книг с заманчивыми иллюстрациями. К большим целям ведет множество альтернативных путей, а к мелким – обычно только один. Ребенок не должен жить в страхе допустить ошибку. Ведь для его развития ошибки во много раз полезнее, чем победы. Ошибки заставляют думать. Ребенка не должна останавливать также критика. Помимо разного рода страха, искоренять нужно чувство вины и любого рода зависть. Единственный достойный повод для огорчения – это приостановка личностного роста.

Как объяснить родителям, что вы уже взрослые?

Обсуждение трудностей, возникающих при общении с родителями, всегда находит живой отклик среди участников психологических тренингов. Если обобщить все жалобы на родителей, их можно разделить на два типа.

Первый тип. Мама сначала задает вопросы по сути, потом впадает в излишние расспросы, а после этого делает неуместные комментарии. Вы начинаете честно отвечать на первые невинные вопросы, а потом постепенно заводитесь и впадаете в раздражение. Изменить поведение другого человека напрямую в принципе невозможно. Можно лишь научиться по-другому реагировать. По сути, цель подобных разговоров для матери – это попытка получить недостающие эмоции. Не идите у нее на поводу. Дайте ей сразу то, чего ей не хватает, или просто не поддерживайте этой «игры». Мама, разумеется, немного обидится, но вы сохраните достоинство и спокойствие.

Второй тип. Манипуляции на основе чувства вины. Родители требуют от детей отчета об их жизни, внимания и заботы. Если ребенок не реагирует на обвинения в неблагодарности, родитель ужесточает меры воздействия – заболевает. Поддавшись на эту уловку, вы чувствуете себя раздавленным, а родителю становится легче. Игнорируете – и родитель чахнет. Единственный выход из этой опасной игры – любой ценой перевести ваши отношения из статуса «родитель-ребенок» в статус «взрослый-взрослый».

Кто не любит самого себя, тот не готов дать любовь своему ребенку

Любовь – это деятельная заинтересованность в жизни и развитии объекта любви. Это определение именитого психоаналитика Эриха Фромма. Верный критерий того, что ребенка в семье любят, – это его умения. Любимый ребенок развивается правильно. В год он ходит, в два ест самостоятельно, в три – одевается. К десяти годам он больше не будет обузой для своей семьи, а к 18 уйдет из родительского гнезда в независимую взрослую жизнь.

Любовь к детям начинается с себя. Ведь если мы себя не ценим, не можем же мы позволить своим любимым людям общаться с таким недостойным человеком. Проявления любви к себе – укрепление здоровья, саморазвитие, творческий труд.

Есть два рода родительской любви: материнская и отцовская. Материнская любовь безусловна. Ее инфантильная форма – это привязанность к младенцу первого года жизни, закладывающая основу для его уверенности в себе на все последующие годы. После возраста 1 года мать должна дать ребенку зрелую любовь – отпустить его от себя, открыв ему возможность для развития самостоятельности. В возрасте 2-3 лет ребенку нужна инфантильная отцовская любовь. Ее формула: «делай, как я». Благодаря ей ребенок учится самообслуживанию. К 6-7 годам для развития творческой личности жизненно необходима зрелая отцовская любовь: «делай, как сам считаешь нужным».

Условная любовь означает, что ребенка будут любить, пока он соответствует родительским ожиданиям. То есть происходит смешение личности ребенка и его поступков. Нельзя не отметить, что условная любовь является мощным рычагом управления поведением ребенка. В ход идут сравнения с другими детьми, унизительные прозвища, обвинения. Однако долгосрочные последствия послушания, достигнутого такой ценой, могут быть плачевными. Ребенок вырастет зависимым от оценок окружающих. Его нестабильная самооценка будет находиться в прямой зависимости от текущих успехов и неудач.

Когда ребенок становится «судьей» родительских конфликтов

В наших семьях нередко встречается патологическая ситуация, когда родитель ищет эмоциональной поддержки у своего ребенка вместо того, чтобы получать ее от супруга. Особенно опасно, когда ребенка посвящают в супружеские конфликты. Ребенок не готов встать на сторону только одного из родителей. Такая ситуация грозит ему нервным срывом.

Послесловие

Напоследок хотелось бы высказать пожелание детям. Не ваше дело судить и критиковать родителей. Если они что-то упустили, в ваших силах это исправить. Поддерживайте с ними добрые отношения, но уже не в качестве воспитанников, а в качестве равноправных взрослых людей.