Рожденный читать: Как подружить ребенка с книгой

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

К тому времени, когда Джейсон Буг стал отцом, он уже посвятил несколько лет работе литературным обозревателем. Ему хотелось как можно раньше привить своей дочери любовь к книгам. Он задался целью изучить многообразие детской литературы и способов ее преподнесения детям разного возраста.

В 2013 году в одном из влиятельных научных журналов был опубликован обзор восьми исследований, доказывающих благотворное влияние семейного чтения на развитие интеллекта ребенка. Ученые выяснили, что развивающий эффект книг зависит от способа чтения. Мышление и речь ребенка активизируются, когда он делится с собеседником собственным мнением о книге и прогнозирует дальнейшее развитие сюжета. При пассивном прослушивании текста ребенок совершает значительно меньше мыслительных операций.

Интерактивное или диалогическое чтение заключается в совместной деятельности, в которую включаются и взрослый, и ребенок. Родитель читает ребенку книгу и обсуждает с ним прочитанное. Вот пятнадцать основных приемов интерактивного чтения, которыми должен овладеть каждый родитель:

  • Читайте (или открывайте электронное приложение) вместе с ребенком.
  • Задавайте ребенку вопросы перед, во время и после чтения.
  • Комментируйте иллюстрации.
  • Сопровождайте чтение пантомимой.
  • Помогайте ребенку отождествить себя с персонажем через похожие эмоции.
  • Поощряйте инициативу ребенка к чтению.
  • Обменивайтесь с ребенком мнениями о книге.
  • Читайте как можно больше о предмете его интереса (например, о животных), используя в том числе интернет-ресурсы.
  • Делайте паузы для обсуждения прочитанных фрагментов.
  • Стройте догадки о дальнейшем ходе повествования.
  • Анализируйте прочитанный материал, привлекая ранее усвоенные знания.
  • Читайте на разнообразные темы, чтобы расширить кругозор ребенка.
  • Знакомьте ребенка с новыми местами с помощью книг.
  • Проводите параллели между прочитанным материалом и собственным опытом ребенка.
  • Поощряйте его пересказывать понравившиеся истории.

Пока ребенок еще не родился

Новорожденные дети узнают некоторые звуки (песни, голоса), которые слышали, находясь в утробе матери. Вполне возможно, что по этой причине многих младенцев прельщает телевизор. Чаще всего смартфоны являются первой мишенью малышей, как только они начинают осознанно тянуться и захватывать предметы. Наблюдая с самого рождения, как родители манипулируют гаджетами, дети с виртуозной легкостью осваивают жесты управления ими. Случается, что малыш обращается с бумажной книжкой, как с планшетом, тщетно нажимая на печатные картинки.

Поскольку цифровые устройства вошли в повседневный обиход сравнительно недавно, их влияние на развитие детей еще недостаточно исследовано. Все же Американская академия педиатрии не рекомендует показывать детям младше двух лет какие-либо видеоматериалы. Для детей постарше максимально допустимое время просмотра ограничивается двумя часами в день. Последователи вальдорфской педагогики принципиально не знакомят детей с гаджетами до окончания начальной школы. Специалисты по детскому развитию единогласно сходятся на том, что цифровым устройствам не место в спальне и за обеденным столом.

Родителям следует уделить пристальное внимание выбору детских принадлежностей и игрушек. Обилие изображений мультяшных героев в детской комнате может побуждать ребенка больше смотреть телевизор. Вся обстановка в доме должна благоприятствовать живому общению и «нецифровым» играм.

Первый год жизни

Джейсон Буг начал знакомить свою дочь с детской литературой, когда малышке исполнилась всего одна неделя от роду. Это была классическая сказка в стихах. Задача чтения в столь раннем возрасте состоит в том, чтобы познакомить малыша с книгой как с предметом культуры. Не важно, что ребенок еще не понимает ни слова. Постепенно он начнет понимать текст.

Показывайте и обводите пальцем знакомые предметы на иллюстрациях, указывайте на аналогичные вещи в комнате, имитируйте голоса животных. В первые месяцы жизни отдавайте предпочтение специальным книжкам-растяжкам с крупными черно-белыми иллюстрациями. Для детей второго полугодия жизни отлично подойдут картонные книги с интересными на ощупь вставками.

Совместное чтение может стать центральной частью ежедневного ритуала укладывания ребенка спать, способствуя укреплению детско-родительских отношений. Когда малыш уже может сидеть у родителя на коленях, чтение начинает для него ассоциироваться с приятным ощущением от объятий.

Знакомить ребенка с книгами нужно так же рано, как с игрушками. Не препятствуйте неумелым попыткам крохи перелистнуть страницу. Во время чтения варьируйте темп и интонацию своего голоса. Изображайте позой и мимикой события, о которых идет повествование. История может заиграть новыми красками, если назвать главного героя именем ребенка, а на роли других персонажей назначить игрушки.

Большинство публичных библиотек проводят мероприятия, направленные на поддержание у детей интереса к чтению: занятия, мастер-классы, кукольные спектакли. Там дети знакомятся со сверстниками, которые тоже любят читать. Подросшего ребенка может всерьез увлечь сюжетно-ролевая игра в библиотеку.

Если вы приняли решение пользоваться электронными ресурсами, тщательно выбирайте материал. Для того, чтобы сориентироваться в мире приложений и электронных книг для маленьких детей, можете просмотреть обзоры на специализированных сайтах.

Читаем годовалому ребенку

После года ребенок может сам попросить книжку или убежать, отказываясь от чтения. Если малыш настолько непоседлив, что не выдерживает чтения вслух, задействуйте кукол в качестве действующих лиц или слушателей. Книжные полки не должны ограничиваться стандартным набором классических сказок. Очень важно иметь дома много разнообразных книг в открытом доступе для ребенка. Не расстраивайтесь, если малыш что-то порвет, разрисует или испачкает. Это тоже шаг навстречу любви к чтению. Дайте ребенку шанс найти книжку, которая будет интересна именно ему.

Чтобы стимулировать развитие речи ребенка, перечитывайте его любимые книжки многократно. Позвольте ему самому закончить знакомую фразу. Имитируйте вместе с ребенком любые движения, которые упоминаются в тексте. Останавливайтесь и рассматривайте иллюстрации с яркими эмоциями персонажей. Спросите ребенка, что вызывает подобные чувства у него самого. Побуждайте его придумывать новые истории про свои игрушки. Называйте персонажей именами знакомых ребенку людей.

Дети ясельного возраста настолько активны, что у родителей часто возникает соблазн утихомирить своих непосед, вручив им гаджет. Предложите альтернативные занятия, которые могут увлечь малыша, пока родитель занят:

  • манипуляции с кухонной утварью;
  • разбрасывание и разрывание старых журналов;
  • перелистывание небольших картонных книжек;
  • возня с пластилином или соленым тестом;
  • можно взять малыша с собой, посадив его в эргорюкзак.

Не стоит забывать о том, что цифровые технологии могут стимулировать творческие способности ребенка. Например, есть множество приложений для создания детьми собственных историй и иллюстраций к ним.

Читаем «ужасному двухлетке»

После двух лет большинство детей способны отвечать на простые вопросы по книге и повторять за взрослыми новые слова. Хорошим приемом для начала диалога с ребенком этого возраста может послужить альтернативный вопрос («Это обезьянка или ботинок?»). При этом предлагаемый выбор может быть совершенно нелепым и смешным. Малыш воспримет вашу провокацию с азартом.

Далее его можно попросить показать на иллюстрациях все предметы определенного цвета или относящиеся к одной смысловой категории. Можно торжественно пересчитывать страницы в книге.

Особое внимание уделяйте диалогу с книжными персонажами. Герои любимой книжки легко становятся для ребенка вымышленными друзьями. Также можно предложить ребенку «прочитать» знакомую сказку куклам. Тогда сразу станет очевидным, насколько ребенок понимает текст. Следующим шагом может стать создание совместно с ребенком собственной книги с семейными фотографиями или рисунками.

С осторожностью выбирайте обучающие приложения на цифровых устройствах, так как они часто сопровождаются рекламными баннерами. Броские визуальные образы могут отвлекать внимание ребенка от главной задачи обучающего приложения. Например, ребенка может увлечь забавное сообщение об ошибке, и он будет вызывать его снова и снова.

На третьем году жизни дети крайне эмоциональны, консервативны и настойчивы. Они легко попадают в зависимость от экранных устройств, бурно протестуя против попыток родителей забрать гаджет. Для того, чтобы оградить ребенка от бездумного манипулирования яркими картинками на светящемся экране, нужно как можно больше времени посвящать совместным творческим играм. Например, с помощью смартфона можно создать виртуальный фотоальбом или составить историю в картинках. Возможность использования аудиозаписи позволяет ребенку, еще не умеющему писать, фиксировать свои мысли. Отсканированные рисунки будут хранить самые теплые воспоминания.

Трехлетний читатель

Трехлетка живет буквально, как детектив: все время выясняет новые факты и правила взрослого мира. По этой причине многим детям этого возраста нравятся детективные истории. Они много экспериментируют со словами, что делает их восприимчивыми к поэзии. Особенно легко запоминаются короткие шутливые стишки, доставляющие детям истинное удовольствие. Ребенок старше трех лет способен понятно пересказать историю человеку, который ее не знает.

Во время чтения вы можете пробудить его способность к критическому мышлению, намеренно изменяя текст. Например, можно неправильно назвать цвет или предмет, дав ребенку время вас поправить. Попросите малыша «почитать» вам сказку во время повседневных домашних дел. Предложите классифицировать предметы, изображенные на иллюстрациях (например, найти все мячи).

В трехлетнем возрасте ребенку особенно важно обсуждать эмоции на материале книг, чтобы научиться понимать собственные переменчивые настроения и страхи. Пусть в его библиотеке будут и страшные книжки. В непростой для ребенка период приучения к горшку полезно сделать отдельную подборку детских книг на туалетную тему. Малыш будет легче справляться со своими переживаниями и закрепит в памяти названия частей тела.

Подбирая детскую литературу, всегда отталкивайтесь от интересов ребенка. Лишь в этом случае чтение станет по-настоящему плодотворным. Если ребенок увлечен определенной сказкой, рассмотрите и сравните разные ее издания. Главное – чтобы чтение не превращалось в скучное занятие.

Четырехлетний читатель: учимся вместе

В четырехлетнем возрасте ребенок начинает рисовать осмысленные образы. Совместное с ребенком рисование может стать отличным дополнением к чтению книг.

Круг обсуждаемых с ребенком вопросов по книге существенно расширяется. На первый план выходят вопросы типа «Почему?», «Что будет дальше?» и «Что будет, если?». Ребенок готов активно участвовать в сочинении новых версий своих знакомых сказок. Одновременно с этим дети превращаются в весьма требовательных читателей, настаивая на том, чтобы все персонажи говорили разными голосами. Для того, чтобы усовершенствоваться в искусстве диалогического чтения, вы можете посмотреть в Сети видеозаписи, как другие родители и педагоги читают книги детям.

Если ребенок любит музыку, самое время познакомить его с многообразием музыкальных жанров. Музыка в стиле хип-хоп прекрасно подходит для развития навыков изложения историй. С помощью детской литературы ребенок может познакомиться с разными городами, в которых никогда не был. Можно вводить первые книги по математике. Очень важно, чтобы они были привлекательными и смешными. Вдоволь наигравшись с цифрами и измерениями в возрасте 3-4 лет, ребенок не будет бояться математики в школьные годы. После 4 лет можно начинать знакомство с научно-популярной литературой. Прежде чем начать чтение, поинтересуйтесь у ребенка, что он уже знает об изучаемом предмете. Стремитесь к тому, чтобы знания, почерпнутые из книг, применялись ребенком в его повседневном опыте.

Ребенок начинает требовать самостоятельности при выборе книг. Если вы пользуетесь для чтения электронными ресурсами, у него велик соблазн провести все время за бездумным блужданием по сайтам. Для решения этой проблемы подходят удобные приложения, которые позволяют маленьким детям самостоятельно ориентироваться в обширной электронной библиотеке. При этом дети будут защищены от рекламного и небезопасного содержания.

Старший дошкольный и младший школьный возраст

К началу обучения в школе от ребенка ожидают умения себя обслуживать, в течение длительного времени внимательно слушать взрослого и ладить со сверстниками. Совместное диалогическое чтение на протяжении всего дошкольного периода готовит его к строгим школьным требованиям. Отвечая на вопросы, ребенок совершенствует свое мышление. Принципиально важно не оставлять без внимания его собственные вопросы и следовать за его интересами. В Сети легко найти обширные списки книг на определенную тему. Во время обучения в средней школе ребенка может захватить приключенческая литература, оставив теплые воспоминания на долгие годы.

Современным детям трудно ориентироваться в мире профессий, так как многие рабочие задачи решаются с использованием компьютерных технологий. Детям непонятно значение нажимания на кнопки цифровых устройств или телефонных переговоров. По-видимому, раннее обучение основам компьютерной грамотности становится необходимой частью подготовки ребенка к жизни. Ребенка младшего школьного возраста могут всерьез увлечь приложения для создания простейших анимаций.

Особое внимание следует уделить обсуждению с ребенком вопросов безопасного поведения в социальных сетях. Для ребенка недопустимо разглашать через интернет персональные данные, свой адрес и номер телефона. Уже в дошкольном возрасте ребенок должен понять, что вся его виртуальная активность оставляет за ним «цифровой след» на всю жизнь. Все публикации ребенка должны проходить предварительную редакцию родителей. Разумеется, и сами родители не должны подавать ребенку пример нездоровой зависимости от социальных сетей.

Заключение

В современной образовательной системе есть тенденция ко все большему использованию стандартных тестов на знание учебных дисциплин. Основной опасностью этого подхода является вытеснение творческих способностей ребенка механическим запоминанием материала. В связи с этим усиливается роль семьи в становлении подлинной грамотности. Ее основные признаки таковы:

  • готовность задавать и отвечать на вопросы по тексту;
  • способность пересказать историю своими словами;
  • умение выделять важные детали;
  • понимание чувств персонажей;
  • навыки сравнения разных вариантов изложения одного и того же сюжета;
  • знание, от какого лица ведется повествование;
  • возможность составить историю по картинкам;
  • умение сравнить персонажей между собой;
  • выразительное чтение стихов.

Развитие ораторских способностей у ребенка подготавливает успех в его будущей профессиональной жизни.

Все эти желанные для каждого родителя плоды достигаются с помощью диалогического чтения – непростого, но очень плодотворного труда.

Джейсон Буг предлагает свой список детских книг для младших детей. Для русского издания был подготовлен список детских российских и зарубежных изданий, которые переведены на русский язык. Списки включают в себя книги для детей от нуля до года, и потом на каждый год и до пяти лет. Отдельно приведен список увлекательных книг для детей, которые не любят читать. Не забыли составители и про научно-популярную детскую литературу. Рекомендуем обратиться к оригиналу книги Джейсона Буга «Рожденный читать» для более подробного знакомства со списками.