Самостоятельный ребенок, или Как стать ленивой мамой

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Я – ленивая мама

Книга начинается с провокационного признания автора: ленивая мама – это она сама. Это сознательный выбор опытного детского психолога и любящей мамы двоих сыновей. Годы работы в детском саду привели ее к выводу, что ключевой проблемой поколения современных детей является их несамостоятельность.

Причину этого она видит в привычке родителей делать за ребенка то, с чем он может справиться сам. Так, принудительное и избыточное кормление, удерживание на горшке приводят к задержке навыков самообслуживания и нечувствительности ребенка к своим потребностям. Альтернативный путь – не отнимать у малыша возможности выбирать и преодолевать трудности.

Этот подход не менее трудоемкий, чем путь неоправданной опеки. Что легче: учить или просто обслуживать ребенка?

История возникновения «ленивой мамы»

Идея, что «ленивое материнство» является условием для естественного развития самостоятельности впервые была изложена на интернет-форуме. Она вызвала оживленную дискуссию в российских социальных сетях. К сожалению, часть читателей ошибочно восприняли ее как призыв к пренебрежению потребностями детей в помощи, руководстве и внимании. «Ленивое материнство» в понимании Анны Быковой – это воздержание от неоправданной родительской опеки.

Выгодная несамостоятельность

Несмотря на желание видеть своих детей самостоятельными, многие родители не дают им возможности проявить себя в повседневных делах. Психологическая причина этого – бессознательный страх оказаться одинокими и ненужными. Забота о ребенке дает ощущение незаменимости. И вот материнская забота перерастает в избыточную опеку... Чтобы удержаться от этого, современной маме придется поставить свои интересы выше сиюминутных желаний ребенка. Например, не стоит тотчас прерывать свои дела по первому требованию ребенка. Ожидание, пока мама освободится, может послужить для него стимулом попытаться решить проблему самому.

«А я самостоятелен?»

Самостоятельность ребенка начинается с личностной зрелости родителей. Зависимый человек обычно создает семью с таким же незрелым партнером. Развиваются созависимые отношения, в которых люди вместе не потому, что им это нравится, а потому, что они не могут иначе ощутить свою значимость. Инфантильные взрослые годами терпят неуважительное отношение, боясь остаться в одиночестве. В таких семьях ребенку трудно стать самостоятельным. Прежде чем задаться целью воспитать ребенка самостоятельным, маме необходимо честно ответить себе на вопрос: «А независима ли я?»

Какая мама нужна ребенку

Материнство часто ассоциируется с жертвенностью, что вредит личности ребенка. Мама может трудиться сверх сил, чтобы заработать для детей на «все самое лучшее» или, наоборот, отказаться от карьеры, чтобы быть дома. В любом случае ребенок, на которого родители переложили ответственность за свои несостоявшиеся амбиции, подвергается безотчетному чувству вины. Во взрослой жизни ему остаются три выхода для преодоления этого тяжелого чувства. Можно приносить в жертву свою жизнь ради кого-то другого. Разорвать отношения с родителями, приносящие боль. Еще можно решить свои психологические проблемы благодаря саморазвитию или психотерапии. Насколько было бы проще научиться ответственности за свою жизнь у счастливой и самореализованной мамы!

С какого возраста включать «ленивую маму»?

«Ленивая мама» – подход, не имеющий ограничений по возрасту. Сначала мама делает что-то вместе с ребенком, показывает, объясняет. Затем она дозированно помогает только в трудные моменты. Постепенно дело переходит в руки ребенка. Маме остается только гордиться его возрастающими возможностями.

Когда ребенку дать ложку, а когда шуруповерт?

Признаком готовности ребенка к новому действию является попытка его совершить. Родитель должен лишь обеспечить безопасность и быть готовым помочь. Стремление в спешке все сделать за ребенка отобьет у него желание преодолевать трудности.

Важно понимать, что за просьбой ребенка о помощи могут стоять разные причины: неуверенность, капризы, усталость, недомогание, нежелание выполнять скучную работу. Поэтому ответ на запрос ребенка в зависимости от ситуации будет разным.

Самостоятельность и безопасность

Самостоятельность ребенка не означает полную вседозволенность. Развитие ребенка происходит под защитой обозначенных взрослым рамок. Сначала это границы физические: опасные предметы находятся вне досягаемости малыша. В старшем возрасте появляются словесные правила. Помимо внешних опасностей, не стоит пренебрегать и детскими страхами. Даже самые нелепые из них (с точки зрения взрослого) могут оставить след на всю дальнейшую жизнь.

Самостоятельность и родительская тревога

Для развития самостоятельности ребенку необходима уверенность в нем родителей. Ей препятствует родительская тревога, не позволяющая отпустить ребенка. Сама по себе тревога о детях естественна, но если под ее влиянием мама пресекает импульсы ребенка к самостоятельности, он воспринимает мир как опасную среду.

Про контроль

Родительский контроль может быть разным: защищающим, удушающим, раздражающим. Раздражающий контроль исходит не из подлинной заботы, а от эгоистического стремления избавиться от тревоги. Удушающий контроль лишает ребенка необходимости в самоконтроле. В здоровых отношениях контроль представляет собой переходный этап, на котором родитель учит ребенка приемам самоконтроля перед тем, как передать ему ответственность.

Родительский сценарий

Порой родители настолько увлечены организацией жизни ребенка, что не замечают его склонностей и талантов. Тогда он вынужден оправдывать родительские надежды вместо того, чтобы пробовать интересное для него самого. Чтобы ребенок научился преодолевать трудности, ему не обязательно годами заниматься «через не хочу».

Самостоятельность и перфекционизм

Стремление мамы добиться идеального результата в домашних делах не позволяет ей делегировать детям часть хлопот. Естественно, ребенок выполнит поручение хуже, чем это может сделать она сама. Однако ошибки – это опыт, благодаря которому ребенок учится видеть разницу между похожими вещами и принимать решения. «Ленивая» мама с готовностью обсудит с ребенком, что и почему он сделал не так.

Что мешает стать «ленивой мамой»

У родителей есть две причины подавлять инициативу детей: спешка и желание уберечь их от ошибок. Немногие готовы признать, что ошибки ребенка являются мощным развивающим стимулом. Прежде чем остановить ребенка, стоит обдумать, насколько опасно будет невмешательство. Если последствия легко устранимы, лучше дать ему возможность ошибиться и затем исправиться.

Ребенок не хочет сам одеваться

Маленький ребенок не может самостоятельно одеться и быстро, и аккуратно. Часто у детей отсутствует для этого мотивация. Для того чтобы собраться без раздражения, существуют два способа. Первый: заинтересовать ребенка чем-то, чтобы он захотел поскорее одеться (например, прийти в группу первым). Второй: просто одеть его, а обучение отложить на более свободное время. Так же с раздеванием – ребенок непременно сделает это сам, когда станет жарко и некомфортно. Конечно, не стоит отказывать в просьбе о помощи, если ребенок нездоров или переутомлен.

Ребенок не хочет ходить на горшок

К решению вопроса о приучении к горшку применимы те же принципы, что и при обучении любым другим жизненным навыкам. Недопустимо унижать, стыдить ребенка за мокрые штанишки или удерживать его на горшке. Это ведет к стойкому негативному отношению к туалету. Для некоторых особо консервативных малышей привыкание к горшку может требовать длительного времени. Если горшок стоит на видном, доступном и постоянном месте, родители регулярно напоминают о нем, ребенок рано или поздно сам начнет им пользоваться.

Навыки самостоятельной игры

Умение ребенка себя занять облегчает маме выполнение домашних дел. Родительская тревога приводит к неосознаваемому стремлению всегда быть рядом с малышом, видеть его. Самостоятельная игра ребенка требует умения мамы справляться с ее тревогой, обеспечив безопасность обстановки. Когда это условие выполнено, можно постепенно увеличивать время самостоятельной игры, дав ребенку возможность самому его контролировать (например, с помощью песочных часов или песенки).

Ребенок не хочет самостоятельно кушать

Проблема отказа ребенка самостоятельно есть быстро решается в детском саду. Видя, что у воспитателей нет времени кормить каждого, ребенок начинает орудовать ложкой. В семье малыш тоже обязательно поест сам, когда проголодается. Достаточно лишь спокойной уверенности родителей. Можно также пойти по пути постепенного закрепления навыка: докармливать ребенка после того, как он сам отправит в рот ложку хотя бы несколько раз.

Укладываться спать самостоятельно

Родители часто жалуются на то, что их дети сопротивляются укладыванию. Принудительное удерживание в кроватке, следование графику без учета усталости ребенка приводит к ассоциации сна с негативными эмоциями. Тогда сон воспринимается не как отдых, а как наказание. После 3 лет ребенок способен засыпать самостоятельно, когда устает. Не проще ли дать возможность ему самому определить момент отхода ко сну, ориентируясь на собственное чувство усталости?

Семейные традиции

Автор не укладывает своих сыновей, а лишь напоминает им о времени. Ни ее мама, ни бабушка не имели столько свободного времени, чтобы тратить его на принуждение ко сну.

Мамино время

Для многих «настоящая» жизнь начинается, когда дети уснули. Появляется возможность заняться тем, чему мешали малыши. Мама с нетерпением ждет засыпания ребенка. В свою очередь дети, чутко реагируя на материнскую тревогу, еще дольше не могут расслабиться. Не стоит делить свою жизнь на две части: «для себя» и «для ребенка». Лучше сделать ее комфортной для обоих.

Проблемы засыпания

Дети с повышенной возбудимостью не могут заснуть, несмотря на усталость. Им нужна помощь для того, чтобы расслабиться. Хорошим приемом для этого является метод из телесно-ориентированной психотерапии. Ребенок лежит в кроватке. Взрослый кладет одну руку ему на плечо, а вторую на бедро. При этом нужно постараться дышать в такт дыханию ребенка и медленно покачивать его. Также многим детям помогает заснуть сказка, читаемая тихим монотонным голосом. Можно привносить в нее сцены, в которых любимые герои бы зевали, укладывались спать, храпели.

Засыпать в своей кроватке

Большинство младенцев долго спят только рядом с мамой. Дети постарше, как правило, легко соглашаются спать в отдельной кровати. Однако «отселение» требует постепенности и создания собственной мотивации ребенка. Например, ребенка может воодушевить выбор кроватки или постельного белья для нее.

Как научить ребенка убирать игрушки

Главной проблемой приучения ребенка к порядку обычно является отсутствие у него мотивации. Для того, чтобы создать мотивацию к уборке, есть несколько приемов:

  • Превратить ее в игру.
  • Оставить в свободном доступе такое количество игрушек, которое ребенок способен сам разложить по местам.
  • Объяснить необходимость уборки на примерах из жизни.
  • Не допускать большого скопления игрушек.
  • Дети легче запоминают правила, озвученные в стихах.
  • Если все же собралось слишком много разбросанных вещей, нужно сначала обозначить одну маленькую задачу, а затем переходить к следующей.
  • На полках и ящиках можно сделать обозначения, где место той или иной игрушки.

Когда помощь во вред

Неоправданная помощь ребенку препятствует развитию независимости. С другой стороны, к таким же последствиям приводит и самостоятельность в решении непосильных задач. Для родителей важно точно оценивать возможности ребенка и помогать лишь тогда, когда это необходимо.

Баланс «можно» и «нельзя»

Безосновательные запреты ограничивают развитие ребенка. Лучше оставлять ему возможность ошибаться, если последствия ошибок не представляют серьезной опасности.

«Я не могу»

За мнимой беспомощностью стоит неумение разбить дело на несколько простых шагов. Помощь родителей должна быть направлена на обучение этому навыку. Полезно спросить ребенка о том, какие именно шаги он выполнить не может. Часто в ходе разговора оказывается, что ничто не препятствует выполнить каждый отдельный элемент задачи, а значит, и всю ее.

Как создать «могу»

Важно создавать ситуации успешного преодоления трудностей вместо того, чтобы решать проблемы за ребенка. Когда он не справляется или сомневается в выборе, вместо прямого указания лучше использовать наводящие вопросы.

Как научить ребенка слышать с первого раза

Привычка «слышать с первого раза» важна не только для детей. Она будет цениться и в будущей профессиональной жизни. Если мама может многократно повторять одну и ту же просьбу в надежде быть услышанной, у ребенка просто отпадает необходимость воспринимать ее слова. Важную роль играет и привычка мамы слышать обращения ребенка, не заставляя его повторять. Для того, чтобы ребенок «слышал», необходимы три условия:

1. Убедитесь, что вас слушают

Если ребенок чем-то увлечен, он «пропустит мимо ушей» неожиданную просьбу мамы. Прежде чем начать говорить, нужно завладеть его вниманием. Можно прикоснуться, установить контакт глаз, обратиться по имени.

2. Убедитесь, что ребенок вас услышал

Пристальный взгляд в глаза не является гарантией того, что ребенок слушает. Можно попросить ребенка повторить сказанное, чтобы удостовериться в том, что он все понял.

3. Договоритесь о последствиях

Чтобы ребенок взял на себя ответственность, нужно обозначить последствия невыполнения просьбы.

Самостоятельный выбор

Умение выбирать оттачивается годами. Если даже в мелочах выбор за ребенка делает мама, он не учится принимать решения.

Если ребенок ничем не хочет заниматься

В отношении выбора занятий, как и в профессиональной жизни взрослых, есть два подхода. Некоторые люди предпочитают глубоко погружаться в изучение одного предмета, другим важнее широта кругозора. Оба варианта развития: по вертикали и по горизонтали – имеют свои преимущества. Если ребенок охотно записывается в разные кружки, но вскоре желает прекратить занятия, не обязательно настаивать на продолжении учебы. С другой стороны, отказ может быть связан не с потерей интереса, а с ситуативными факторами (например, ссорой со сверстником, который посещает те же занятия). В этом случае предпочтительнее разобраться в причинах или договориться о посещении еще нескольких уроков, например, до конца месяца. Вполне возможно, что за этот срок ребенок изменит свое решение.

Самоопределение

Группа детей запускает в небо воздушные шары. Каждый должен загадать желание. Один изъявляет желание оставить шарик себе. Это его выбор. При проблемах самоопределения ребенок может выпустить шарик, только чтобы не отличаться от других, или начнет запрещать другим детям отпускать шарики. Ребенок со здоровыми личностными границами знает, чего хочет, но не посягает на свободу другого человека.

Сам выбирает друзей…

Иногда родители запрещают детям общаться с «неблагополучными» друзьями. Тем самым они лишают ребенка опыта самостоятельного выбора. Если он тянется именно к этому сверстнику, значит, что-то его привлекает. Запрет на дружбу приведет либо к тому, что ребенок начнет скрывать общение, либо послушается, сожалея об утрате.

…И любовь

Неумение выходить из проблем со сверстниками из-за недостатка такого опыта в детском возрасте приводит к аналогичным трудностям в романтических отношениях в юности. Только теперь вмешательство родителей будет игнорироваться либо возникнет острая ненависть к ним.

Самостоятельность и нравственность

В основе нравственного воспитания лежит уважение к личности другого человека. Уважать – значит, не причинять другому неприятностей и не посягать на его границы. Пока ребенок маленький, границы между ним и мамой стерты. В процессе взросления ребенок постепенно отделяется от мамы, выстраивая границы собственной личности. Чтобы научить ребенка уважению, важно прежде всего с уважением относиться к его границам.

Кто будет решать проблему?

Для того, чтобы превратить проблему в развивающий опыт, нужно подтолкнуть ребенка к самостоятельному поиску выхода. Однако развивают ребенка задачи чуть сложнее тех, что он решал вчера. Не следует предлагать ребенку непосильных задач.

Умение трудиться

Жесткое принуждение к труду в детстве может привести к отвращению к нему. С другой стороны, владение бытовыми навыками придаст ребенку уверенности в себе. Привитая с детства привычка к труду способствует карьерным достижениям в будущем. Важно помнить, что самостоятельность – это возможность, а не обязанность.

Что готовят «ленивые мамы»?

В меню ленивой мамы обязательно должны входить простые блюда, которые можно готовить вместе с детьми. Участвуя в приготовлении чего-то простого, ребенок научится готовить. Можно иногда просить ребенка сделать ужин вместо мамы, если она больна или перегружена по работе. Поддержать мотивацию ребенка можно, поощряя его кулинарные эксперименты.

Про ранец с учебниками и сумку с продуктами

Часто можно наблюдать, как родители несут тяжелые ранцы, в то время как школьники резвятся во дворе. В таких условиях не может родиться желание помогать. Начиная с раннего возраста, можно поручать детям самим носить свои игрушки, а ребятам постарше – и мамины тяжелые вещи.

А если ребенок уже школьник, маме поздно становиться «ленивой»?

Воспитание самостоятельности требует длительного времени. Начинать следует с наиболее приоритетных навыков. Когда они будут освоены, можно переходить к следующим.

«Несамостоятельный» подросток

Есть большая разница между ребенком, который «ничем не хочет заниматься», и ребенком, который хочет заниматься не тем, чего от него ждут родители. Для решения подобных проблем важно соотносить свои ожидания с интересами ребенка.

Когда и как делегировать ребенку ответственность

Характерной чертой лидеров является умение брать на себя ответственность. Они не обвиняют других, не ссылаются на обстоятельства. Это позволяет им находить пути улучшения ситуации. Такие люди вырастают из школьников, которые брали ответственность за свои отметки. Важно помогать детям переходить от обвинений к осознанию своих возможностей.

Вина и ответственность

Часто родители призывают ребенка к ответственности, стыдя его. Стыд делает ребенка не ответственным, а виноватым или обиженным. Виноватый самоустраняется, чувствуя неуверенность в себе. Обиженный «зализывает» раненую самооценку. Формировать ответственность – значит, показывать ребенку связь между его действиями и их последствиями. Указывая на ошибку, лучше говорить от первого лица, избегая оценок.

Воспитание в стиле коучинг

Коучинг – это способ обучения, при котором создаются условия для самостоятельного поиска решения проблем. Коуч не дает инструкций, а задает вопросы.

Четыре базовых этапа коучинга

Последовательность вопросов, помогающих принять решение, в коучинг-подходе такова:

  • Какова твоя цель?
  • Какие условия для ее достижения?
  • Что можно сделать для получения желаемого результата?
  • Что ты начнешь для этого делать уже сейчас?

Нужна ли девочкам самостоятельность?

Личностная независимость дает женщине возможность выбирать человека, с которым она будет счастлива. Девушка, воспитанная в духе покорности, вероятно, выйдет замуж из опасения остаться одной. Даже если семьи с такими женщинами и более крепкие, маловероятно, что они более счастливые.

Финансовая самостоятельность

Можно давать детям опыт финансового планирования уже в дошкольном возрасте. Например, ребенок может выбрать в магазине «вкусняшки», но не более двух товаров за один раз. Ближе к подростковому возрасту полезно выдавать карманные деньги раз в неделю, а потом и раз в месяц. Интересными для ребенка могут быть такие задачи, как организовать день рождения, потратив определенную сумму денег, накормить ужином семью или спланировать отпуск.

Заключение

Эта книга призвана помочь родителям создать доверительные отношения со своими детьми, основанные на взаимном уважении. Первым шагом к этому является умение справиться с собственной тревогой и отпустить ребенка. Чтобы подготовить детей к независимой жизни, важно с ними общаться, вместе приходить к решениям уже сейчас.