Счастливый ребенок. Универсальные правила

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Зеркало личности

Разница между мирами взрослого и ребенка огромна. Память искажает все: нам только кажется, что мы помним, как были детьми.

Чтобы разобраться в себе, человеку нужны внешние шкалы, некие ориентиры. У детей самоанализ несовершенен. Поэтому довольно часто происходит подмена истинных желаний ребенка желаниями навязанными: он хочет не то, что сам желал, а то, что ему сказали, нужно желать.

Так работает человеческая психика. Наше представление о себе — это во многом результат отношения к нам других людей, и прежде всего родителей.

Главная задача воспитания — научить ребенка правильному отношению к себе. При лучших задатках, но привитой неуверенности он не будет развиваться — ни интеллектуально, ни эмоционально, ни социально. Даже взрослому трудно сопротивляться плохому мнению: если о человеке думают плохо, он начинает и вести себя не лучшим образом. Родители — зеркало для детей, своим поведением и подсознательными сигналами по отношению к ним они «рисуют» их портрет.

Тайна «серых клеточек»

Даже если кажется, что ребенок уже вырос и созрел, в действительности он ко многому еще не готов, потому у ребенка мозг устроен иначе, чем у взрослых.  

Мозг новорожденного — это лишь четверть от мозга взрослого. К двум годам это будет три четверти. Резкий скачок происходит за счет создания миелиновой защиты нейронов — от этого зависит, сможет ли нервная ткань полноценно работать. При рождении ребенок из-за малого количества миелина не может контролировать даже собственные движения.

Миелином покрываются в первую очередь те отростки, по которым нервные импульсы движутся активнее. Те нейроны, которые стимулируются недостаточно, атрофируются и умирают.

При рождении у ребенка потенциал выше, чем у взрослых. Однако его нужно актуализировать внешней стимуляцией. Приобретенный опыт во многом определяет все те качества и способности, которыми мы будем обладать в дальнейшем.

Миелинизация идет постепенно. Постепенно, со временем нарабатываются различные навыки, развиваются память, внимание, мышление, целенаправленность деятельности. Работа мозга по обретению каждого навыка — это огромный творческий процесс.

В 4 года заканчивается миелинизация основных частей головного мозга. Лобных долей и некоторых отделов — в период полового созревания. К 25 годам — отделов, отвечающих за формирование программ поведения человека и его намерений.

До 6-7 лет все реальное и нереальное для ребенка неразделимо, все является частью действительного мира. Заучивание (но не свободное запоминание того, что вызвало интерес) становится возможным только к 10 годам.

До 12 лет у детей отсутствует контроль за произвольным вниманием. Ребенок не может управлять процессом отвлечения на раздражители, включая собственные мысли.

Огромное количество знаний ребенок усваивает в ролевых играх — для его мозга это работа. Думать о будущем и планировать он еще не умеет. И в этом смысле пытаться торопить ребенка в его развитии — значит травмировать его психику.

Взрослые могут заставить ребенка сформировать навыки, выходящие за пределы его способностей. Но они не будут работать, и пользы это не принесет.

После первого года жизни ребенок впервые переключается на изучение окружающего мира.

До 3-4 лет мир ребенка и мир вообще — не разделены. Попытки вторгнуться в реальность ребенка воспринимаются им как посторонние события, а не попытки вести диалог. Кризис «трех лет» — это зондирование нового для ребенка мира. Дети проверяют реакции окружающей среды на свои действия. До семи лет они ищут, где в этом мире им будет комфортно. После 7 лет приходит понимание, что с самостоятельностью других людей нужно считаться.

В период с 10 до 14 лет у детей возникает самостоятельность и понимание, чего хотят от них другие и чего хотят они сами: они начинают «играть» и стараться «выиграть». Трудности этого периода состоят в отношениях со сверстниками: подросткам важно влиться в коллектив и почувствовать себя там комфортно.

В 14 лет подросток переосмысливает все, начинается период «социальной растерянности». Подростковый период — примерно то же, что ПМС у женщин, только длится годами. Из-за полной перестройки мозга и установок этот период часто выглядит как регресс.

Ход биологического развития изменить нельзя. Даже если малыш поражает смышленостью — он все равно находится на своем уровне развития, и на новый уровень перейдет, когда созреет его мозг.

Отладка систем мозга ребенка всегда происходила в дикой природе. В наше время среда, в которой формируется мозг детей, очень изменилась: она стала виртуальной.

Двухмерные картинки не позволяют мозгу оценить объем видимых объектов. Мелкая моторика важна, в том числе потому, что поставляет эту информацию мозгу. Чем больше кинестетического и тактильного опыта у ребенка — тем лучше тренируются зоны его теменной коры. Давая ребенку гаджет, помните, что это лишает его еще одного кусочка его будущей сообразительности.

Согласно статистике, с 1960-х годов до 1984 года креативность детей росла, а после 1990 года стала падать. Никакой, даже самый качественный виртуальный обучающий контент не улучшит этой ситуации, если у детей отсутствует реальный жизненный опыт. Биохимические изменения в мозгу гаджетозависимых людей идентичны изменениям при наркомании. При патологической форме кора головного мозга сокращается на 10% и больше.

Говорить бесполезно!

Нужно уметь правильно разговаривать с ребенком, чтобы он понимал. Каждый человек старается перевоспитать другого по своему образу и подобию. Почти всегда взрослым представляется, что ребенок понимает, когда ему что-то говорят. Но в большинстве случаев это не так, даже если ребенок соглашается и подает правильные реплики в ответ.

Чтобы ребенок по-настоящему понял то, что ему говорят, нужно для начала понять его способ думать. На разных этапах развития ребенок думает по-разному.

До двух лет это бессловесное мышление, опирающееся на чувства и ощущения. Второй этап — «допонятийное» мышление. Ребенок знает и пользуется словами только как названиями, не воспринимая понятия и смыслы, стоящие за ними. Общаясь с ребенком в этот период, можно и не догадаться, что понимания за внешне правильными реакциями не стоит.

Мышлению ребенка свойственны следующие черты:

  • эгоцентризм (мир — продолжение самого себя, служит для удовлетворения личных потребностей)
  • синкретизм (связи и объяснения произвольны и не имеют оснований)
  • детский реализм (ребенок рисует не то, что видит, а то, что знает о предмете)
  • анимизм (неспособность различать живое и неживое)
  • артифициализм (ребенок воспринимает себя центром мироздания, поэтому все вокруг — создано по воле человека и для него).

Ребенок мыслит интуитивно. До 8-10 лет он не владеет устойчивыми понятиями, видит описательные признаки, но не сущностные. Даже очевидные вещи ему нужно демонстрировать с разных сторон. Лишь к 14-15 годам у подростков возникает понимание, что за внешними признаками стоит сущность.

Абстрактные теории дети не понимают, если нет актуальных для них жизненных примеров. Часто единственное, что ребенок понимает в «нотациях», которые ему читают, — это то, что родитель недоволен.

К 11 годам ребенок может использовать абстрактные формулы. Вот теперь можно заняться его воспитанием в том виде, в каком родители себе представляли. Важно, чтобы в 10-11 лет ребенок услышал главные вещи в своей жизни. Если энтузиазм родителей к этому моменту истощился, то дети научатся у тех, кто будет учить.

Замечать и анализировать свое поведение — сложнейший навык. Способность к абстрактному мышлению и восприятию гипотез формируется к 14 годам. К 16 ребенок может понимать двойные смыслы и критически мыслить (при этом он зачастую негативно относится ко всему, во что верил до сих пор). За этим периодом следует ступень волевой активности и разрушение мира, устроенного в его голове родителями, — это необходимое условие для самостоятельности человека в будущем.

Природой это устроено для того, чтобы не было близкородственного скрещивания: при наступлении половой зрелости дети «изгоняются» из семьи. В природе у животных это происходит буквально, у человека — поначалу психологически.

До 10 лет ребенок может следовать конкретным инструкциям родителей, не воспринимая обобщения и выводы. В этот момент он может быть хорошим слушателем и собеседником, но родителям он не очень интересен. А в пубертате, с 14 лет, у него появляются другие собеседники, и он становится оппонентом родителям.

Если родитель авторитарен, у ребенка нет желания слушать и слушаться. Нужно создать условия, в которых ребенок захочет общаться. Дети искренне сомневаются, что их любят, если вы их ругаете (с их точки зрения — ни за что), и уверены, что вы их не понимаете. Они будут слушать вас только в том случае, если вы будете уважать их.

В 1990-х годах у детей начала появляться «функциональная безграмотность» (неспособность воспринимать и создавать большие связные тексты, выражать свои мысли и чувства, делать выводы, сосредотачиваться). В 1970-х такой болезнью века был «синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ) — избыточная возбудимость, неспособность сосредоточиться.

Парадокс: при решении интеллектуальных задач мозг трудится меньше, чем при «витании в облаках». Когда мы отвлекаемся от дел, 46% времени мы обдумываем отношения с другими людьми — этим занимается «дефолт-система мозга» (ДСМ). Раньше это нужно было для выживания, сейчас система используется для других целей.

У ребенка, если он занят гаджетами в период, когда развиваются нужные нейронные связи, навыки общения не формируются, он становится аутичным (ДСМ выключена). Такой ребенок не способен анализировать и мыслить абстрактно.

70% детей с СДВГ сохраняют свой диагноз до взрослого возраста. Количество таких детей растет, что усугубляется компьютеризацией школ и детсадов.

У людей, злоупотребляющих гаджетами, происходят патологические изменения положения головы и связанные с деформацией позвоночника другие болезни. Чрезмерная стимуляция слуховых и вестибулярных областей мозга приводит к тревожности, расстройству сна.

Пользование гаджетом — это постоянное вливание информации, но не переработка ее. Происходит чрезмерная стимуляция дофаминовой системы (ожидание вознаграждения), при этом для получения удовольствия нужен все более сильный раздражитель.

У ребенка больше нейронов в мозгу, чем у взрослого, но связи между ними не сформированы. «Специализация» нейронов и выстраивание связей происходит путем тренировки, опыта. Отсутствие среды для формирования нужных связей приводит к диагнозу СДВГ.

Про эмоции

Какой язык понятен и взрослому, и ребенку?

Тот, который связан с телесным опытом. Сюда можно включить:

  • чувства, ощущения, эмоции (их можно тренировать);
  • опыт;
  • наглядный пример (родительское поведение).

Чувства — важнейший элемент познания. При этом следует понимать, что главная краска окружающего мира — на самом деле цвет не мира вокруг, а нашего внутреннего состояния. В каком мире вы хотите, чтобы жил ваш ребенок?

Младенцы испытывают радость уже после первых тридцати дней жизни. Чувство страха появляется у детей раньше, гнев — позже. Эмоция интереса появляется к девяти месяцам. Влиять на сознание ребенка и воспитывать его мы не можем довольно долго, но его эмоции поддаются нашему влиянию с младенчества.

Различные эмоциональные реакции организма обусловлены генами и привычками эмоционального реагирования. Эти привычки формируются в процессе их одобрения или прерывания в процессе общения. Родители часто не поощряют правильные эмоции детей или оставляют их плакать, не пытаясь успокоить. Но что для вас на самом деле важнее: разбитая ваза, удовольствие посторонних людей или чтобы ваш ребенок рос счастливым?

Стабильное положительное эмоциональное самочувствие родителей — необходимая база для развития такого же состояния у детей. Поэтому для счастья ребенка нужно сначала привести в порядок головы его родителей. Ведь ребенок всегда гипертрофированно воспринимает эмоции родителей.

Отношение к миру, сформированное в первый год жизни, станет фундаментом его психики в будущем. Не допускайте ситуации, чтобы ваш ребенок привыкал к чувству страдания. Если ребенок плачет — устраняйте причину его слез немедленно. Дети не плачут без причины. До двух лет максимально старайтесь минимизировать слезы. Причем надо не утешать малыша, а устранять причину слез или переключать внимание.

Если вы боитесь, что плачем ребенок будет пользоваться для постоянного шантажа, то подумайте о том, что, вероятно, у вашего ребенка есть только этот единственный шанс быть услышанным.

Когда проблема ребенка нерешаема — по крайней мере посочувствуйте ему. Если вы будете наказывать детей за проявление страдания, этим вы воспитаете в них притворство и желание любым способом избегать неприятностей.

Если же добрые родители только успокаивают детей, не обучая их при этом навыкам преодоления трудностей и страдания, у детей возникает склонность к депрессиям и привычка привлекать внимание и «гасить» страдания лекарствами, алкоголем и др.

Ключ счастья в том, как мы объясняем себе свои успехи и неудачи — как случайность или как закономерность?

Положительные эмоции увеличивают все аспекты детского потенциала. Очень важно к положительным эмоциям и достоинствам ребенка относиться не менее серьезно, чем к отрицательным.

Страхи детей формируются и закрепляются через ассоциации. Если их игнорировать — они будут разрастаться. Часто детей учат страхам, и это чувство начинается, как правило, с его изображения. Родители от природы — люди, гарантирующие защищенность. Если они пугают детей, то лишают базового чувства радости и поддержки.

Угрозами родители могут поднимать свою самооценку, уничижая при этом ребенка. Даже если дети верят угрозам не полностью, этого достаточно, чтобы посеять в них зерно неуверенности и страха. Приобретенные таким образом комплексы неполноценности приводят к невротическим расстройствам.

В подростковом возрасте дети только отражают родителей — эпатажем, негативизмом и т. п. Если взрослые воспитывают детей, проявляя свои лучшие чувства, то и подростки будут себя вести соответствующе.

Демонстрация детям своей силы заставляет их чувствовать себя неполноценными перед взрослыми, но одновременно будит в них внутреннее сопротивление.

Самый ужасный шантаж — шантаж счастьем: так ребенку внушают, что счастье ему не принадлежит. Нужно предлагать ребенку двигаться «в сторону счастья», подавая это как совместное решение. Счастье важнее успешности.

Базовая потребность человека — в защищенности. Если психологическая защищенность обеспечена в детстве, то ребенок вырастает в зрелую и здоровую личность.

Любопытство — важная эмоция. Если мы не испытываем любопытства, то практически не можем жить. С помощью любопытства дети изучают мир, что часто выглядит как «баловство» для взрослых. Но теоретические знания детям недоступны до определенного момента, поэтому им нужно все изведать на практике.

Эмоции интереса и страха связаны: чем больше первая — тем меньше вторая. Если «отбить» первую, у человека будет преобладать вторая. Если запрещать ребенку брать что-то дома, его интерес установится прочно за пределами привычной ему среды. Потеря любопытства отразится и на учебе: ему будет неинтересно учиться. А единственное эффективное обучение — через интерес. Круг интересов ребенка может и должен меняться, дети должны уметь увлекаться.

Ребенок воспринимает не только информацию, но и способы обращения с нею. Если родитель ругает себя — ребенок будет это копировать. Для детей очень важно научиться говорить о себе хорошие вещи. Вера в себя улучшает даже физическое состояние человека.

Эмоция гнева возникает, когда человек сталкивается с препятствием, и показывает, каким потенциалом силы он по-настоящему обладает. Если на гнев ребенка не обращают внимания, он чувствует себя ущемленным, и его гнев выходит на новый виток. Если ребенок видит, что его гнев ни к чему не приводит — он приучается так же игнорировать других.

Если родители обесценивают то, что ребенок считает важным, это приводит к противостоянию. Выяснять «правоту» с ребенком — означает растить его гнев, что не приводит к взаимопониманию. С причинами детского гнева нужно считаться — это истинные чувства живого человека. Нельзя провоцировать агрессию ребенка, а если он гневается, нельзя оказывать на него давление.

Эмоциональный контакт — это биологическая потребность людей. При его отсутствии дети впадают в депрессию. Капризы — реакция на снижение «плотности» эмоционального контакта с родителями — так дети обращают на себя внимание. В подростковом возрасте желание эмоционального контакта выражается в соперничестве со сверстниками.

Физическое наказание не останавливает плохое поведение — оно, по сути, является проявлением эмоций родителем — отчасти тем, к чему ребенок и стремится. Попыток установить эмоциональный контакт у ребенка обычно бывает четыре. Потом ребенок прекращает попытки.

Дети часто не понимают слов, им нужно помочь сформировать правильные эмоциональные привычки.

В человеческом мозгу существуют «зеркальные» нейроны — клетки, которые активизируются, если кто-то что-то делает — как будто это делает сам человек. Воспроизводя мышечные движения других, человек начинает и чувствовать то, что эти другие. Поэтому эмоции заразительны. При аутизме человек не способен понять эмоции и мысли других людей: их зеркальные нейроны не работают.

Общение в соцсетях не заменяет живого — скорее, вызывает стресс и увеличивает риск развития депрессивных расстройств в будущем. Соцсети лишают персонажей объема — если данное смещение произошло в раннем возрасте, то ребенок не научится строить сложные модели других людей — они все будут схематичны, «на одно лицо». Серьезных отношений из этого не получается, но они и не нужны такому ребенку. Цифровой мир получается там, где все «ясно-понятно» и «скучно».

Человек не в состоянии заметить степень влияния смартфона на свой уровень развития.

Его величество порядок

Ребенку до двенадцати лет трудно определить, что из раздражителей является важным, а что второстепенным, — физиологически его отвлекает любой стимул.

Концентрироваться долго ребенок не может. Упреки тут неуместны: он и так не совсем понимает, что делает. Плюс всегда присутствует борьба мотивов — что-то хочется, а что-то нужно. Расставлять приоритеты дети не способны, у них еще нет иерархии ценностей.

Ребенок отвлекается, но на каждом этапе он занимается делом — просто не может систематизировать свой внутренний психический процесс.

Чтобы уменьшить хаос в голове ребенка, необходимо создать для него режим дня и придерживаться последовательности в своих принципах и поступках, создавать правила (в доступной для ребенка форме) и вводить их. Но это нужно делать, когда все в хорошем настроении.

Если родитель демонстрирует только отрицательное «подкрепление» поведения, которое включается, когда ребенок плачет, — именно такое поведение ребенка будет закреплено.

Положительное подкрепление — хотя бы словесную похвалу — нужно задействовать сразу после положительного поступка/поведения ребенка. Иногда лучше не поскупиться и поощрить ребенка вне зависимости от его поступков.

Ругая ребенка, родитель помогает ему отточить систему контраргументации, даже ему ребенок не спорит с вами открыто, он делает это внутри себя. Делая что-то плохое, ребенок «исследует» своих родителей, помогает себе выпустить гнев.

Дети возрастом до трех лет уверены в том, что они хорошие, независимо от поведения — это научный факт. Но дети еще не понимают, что и родители любят их в любом случае. Поэтому, чтобы его не бросили, ребенок старается быть всегда хорошим. В это время он может научиться делать вид, что признает себя виноватым, но это только чтобы угодить родителям. Родители должны верить, что их дети — априори хорошие.

Чем реже в доме звучит слово «нет», тем оно более действенно. Лучше заранее продумайте все возможные «нельзя» и предупредите их встречу с ребенком, просто не помещая в зону досягаемости для него.

Обязательно четко разграничивать «да» и «нет». Запрет должен быть понятным, опирающимся на опыт ребенка. Произносить «нет» нужно эмоционально нейтрально, но с уверенностью.

И конечно, нельзя говорить «нет» в качестве шантажа. За следование запрету обязательно хвалите. Позиция по поводу запретов у всех членов семьи должна быть одинакова.

Обучение у детей обычно происходит путем подражания собратьям более высокого ранга, уважаемых членов группы.

Стать авторитетом для ребенка можно при следующих условиях.

  • Ребенок знает и чувствует, что его любят и поддерживают, защищают от сторонней агрессии. «Покупку» любви дети чувствуют.
  • С ребенком нужно быть честным — у него встроенное чутье на честность.
  • Нужно сохранять позитивный настрой, глядя в будущее, не «ронять лицо» (семейные ссоры всегда оставляют кого-то проигравшим).

В наши дни родители становятся гаджетозависимыми и тратят на детей все меньше времени. Ограничивайте себя, пользуйтесь смартфоном осознанно.

Недостаток внимания со стороны родителей к ребенку в первые полтора-два года приводит к изменениям в работе генов — часть их выключается из работы. Впоследствии у таких детей развивается склонность к депрессии, они чаще испытывают стресс.

Интернет опасен невозможностью контролировать незаметно наступающую зависимость от него. Очень многое в пользовании гаджетами и интернетом направлено на формирование зависимости.

Новые поколения сильно отличаются от прежних: мозг формируется в цифровой среде, у них другие навыки, другое восприятие и взаимодействие с миром. Дети ждут внимания, но не знают, как его получить, как строить отношения. Они хотят двигаться к цели, но боятся неудач, привыкают создавать несколько личностей.

Право на подвиг. Права детей и наши правила

Если рассуждать логически — заводить детей хлопотно. Но мы рожаем детей, чтобы понять, что такое настоящая любовь. Растить ребенка нужно не для себя, а для мира.

Какие правила нужно соблюдать, воспитывая ребенка?

  1. Следить за тем, как растет и внутренне меняется ребенок, общаться с ним соответственно уровню его развития.
  2. Помнить, что понять взрослого ребенку трудно, поэтому нужно устанавливать взаимопонимание через хорошие отношения, общаясь с ребенком на понятном ему языке.
  3. Детство — это постоянный стресс, нужно помогать ребенку его преодолевать, а не «добавлять» трудностей.
  4. Уважать ребенка, не требовать от него непосильных вещей.
  5. Быть честным с ребенком.