Ребенок-оптимист. Проверенная программа формирования характера

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Оптимизм — это не розовые очки и самообман, а пессимизм — не просто напускной скептицизм. Это два поведенческих типа, формирующих характер и мировоззрение. И в конечном итоге они определяют качество нашей жизни и удовлетворение ею.

Почему детям нужен оптимизм

К изучению оптимизма Мартин Селигман и его коллеги пришли не сразу. Этому предшествовала история одного из самых значимых открытий в современной психологии — открытия феномена выученной беспомощности.

Выученная беспомощность — это такое состояние личности, когда человек не просто сдается, а сдается без боя: он даже не пробует предпринять какие-то действия, а принимает все как данность и отказывается вносить какой-либо вклад в изменение ситуации.

Выученная беспомощность, как показали исследования, более характерна для пессимистов. Ученые сделали вывод: чтобы сократить число людей с выученной беспомощностью, которая прекрасно поддается терапии, нужно бороться с пессимизмом.

Пессимизм в большинстве случаев не жизненная позиция, а укоренившаяся привычка, которая приводит к серьезным негативным последствиям в виде развития депрессии.

От первых шагов до первого свидания

Младенец — одно из самых беспомощных существ на Земле. Он не может абсолютно ничего. Первые два года его жизни — это борьба с беспомощностью и попытки что-то сделать самостоятельно. Именно тогда начинает формироваться поведенческий типаж: если ребенок что-то хочет сделать и у него это получается, и родители не препятствуют его открытиям, а лишь со стороны присматривают, чтобы он не навредил себе в процессе, в ребенке развивается оптимизм.

Первый кирпичик в строительстве оптимизма — самостоятельность. Второй — адекватная оценка усилий ребенка. Если у него что-то не получается, не нужно его перехваливать и говорить, что все хорошо. Это ложь, которую дети чувствуют безошибочно. Задача родителя — научить пробовать и пытаться еще, объяснять причины неудач и поддерживать в дальнейшей борьбе.

Оптимизм — это не слепая уверенность в своей исключительности и превосходстве. Это качество, которое позволяет совершенствоваться каждый день.

В период полового созревания нужно уделять особенное внимание тому, как ребенок видит мир и свое место в нем. Подростковый период — это время отказов, сложностей, первых серьезных требований и попыток осознать себя. Родители всегда должны быть рядом, но снова не совершать распространенную ошибку — не убеждать ребенка, что все хорошо. Вспомните себя: в этом возрасте хорошо не бывает. Подростковый период — это самый сложный этап в жизни человека. Так тяжело ему больше никогда не будет, но мы часто, повзрослев, об этом забываем.

Депрессия и ее профилактика

У депрессии есть три аспекта:

  • биомедицинский, обусловленный изменениями в мозге;
  • психоаналитический, объясняющий депрессию как гнев, который человек проецирует сам на себя;
  • когнитивный, утверждающий, что депрессия — результат пессимистических мыслей и выводов.

Мы очень многое знаем о депрессии и ее лечении. Однако мало что делается в направлении профилактики депрессии. Современная психология и психиатрия направляют все усилия на помощь больному, но не на помощь здоровому для профилактики.

Депрессия в наше время молодеет и проявляется все раньше. Теперь нельзя в школах закрывать глаза на детскую грусть, подавленность и тоску. Нельзя списывать все на подростковый период. Корни депрессии находятся в детстве.

Когда современное воспитание дает сбой

Сейчас мы пожинаем плоды воспитательной ошибки прошлого — всесторонней попытки повысить самооценку. Доводя это дело до крайности, мы рискуем вырастить новое поколение людей, абсолютно не защищенных перед лицом депрессии.

Часто старания заложить в ребенке высокую самооценку обесценивают школьные отметки, убивают соревновательность, здоровую конкуренцию. Пока ребенок живет с родителями, он, может, и уверен в своем превосходстве, но взрослая жизнь становится для него страшным ударом. Там, во взрослом мире, все не так, как дома: университет — не школа, а начальник на работе — не мамочка.

Сегодняшние исследования в один голос утверждают: высокая самооценка не определяет успешность будущей жизни, потому что не учит проигрывать и бороться.

Эпидемия депрессии

Жертвы депрессии с каждым годом все моложе, и причины этого кроются в социуме и тех изменениях, которые начались в 50-е годы прошлого века. Во всем развитом мире происходит смена ориентиров и ценностей. Депрессия — результат беспомощности перед лицом неудач.

Как ни странно, самым бесполезным, а может, и самым вредным способом профилактики депрессии является стратегия избегания стресса и тревоги. Избежать их невозможно ни с психологической, ни с физиологической точки зрения, так как тревога — это механизм, который заложен в человеке природой, ему уже много тысяч лет, и он направлен на борьбу с опасностями. В попытке подавления дискомфортных состояний человек лишь загоняет их еще глубже, тем самым усугубляя ситуацию и делая себя более уязвимым для депрессии.

Оптимист или пессимист ваш ребенок?

В основе различия между оптимизмом и пессимизмом лежит довольно простой критерий — мировоззрение, то есть то, как человек трактует успех или провал.

Когда происходит плохое, ребенок-пессимист видит в этом некие постоянные причины. Например, он думает: «Мои родители ужасно злые!» Для оптимиста все причины носят временный характер. Он думает: «Родители сегодня что-то совсем не в настроении».

Когда случается хорошее, ситуация меняется с точностью до наоборот. Для пессимиста это случайность, а для оптимиста — система. Универсальные, постоянные объяснения — это то, на чем держится наша удовлетворенность жизнью. Проще говоря, для оптимиста все хорошее — это норма и его заслуга, а все плохое — случайность и временное явление, которое обязательно пройдет.

Пессимист во всем винит себя, оптимист — обстоятельства и других. Но стоп! Не хотим же мы, чтобы наши дети не умели брать на себя ответственность за свои поступки? И вот с этого момента нужно говорить об адекватном оптимизме.

Адекватный оптимизм — это умение брать на себя ответственность за свои провалы и ошибки, но без зацикленности и излишнего самокопания.

Откуда ребенок этому научится? Конечно же, от своих родителей. Обратите внимание на себя: как вы объясняете свои неудачи? Как вы их видите? Как вы себя критикуете в присутствии ребенка? Ребенок полностью перенимает стиль объяснения родителей, поэтому вырастить оптимиста, будучи пессимистом, не получится. Ключи от этого внутри вас.

Как измерить оптимизм

Чтобы проверить уровень оптимизма и пессимизма у своего ребенка, воспользуйтесь стандартным опросником «Атрибутивный стиль ребенка». Он есть в этой книге, есть и на просторах интернета в свободном доступе. Он подходит для детей 9-14 лет.

Самое значимое следствие пессимизма — депрессия, поэтому выявить атрибутивный стиль ребенка нужно как можно раньше.

Для самостоятельного определения наличия депрессии у ребенка можно использовать опросник «Центр эпидемиологических исследований — ребенок в депрессии». Его также можно найти и в книге, и в интернете. Опросник выявит интенсивность каждой из четырех групп симптомов: мышление, настроение, поведение, влияние на организм.

Откуда берется оптимизм

Оптимизм и пессимизм могут передаваться по наследству, но лишь отчасти: как и любая информация, которая передается генами, они либо проявляются, либо нет. Поэтому вывод напрашивается сам собой: оптимизм можно и нужно воспитывать в себе. У детей, как мы уже говорили, он является результатом того, что они видят в родителях. Хотите, чтобы ваш ребенок был оптимистом? Станьте оптимистом сами!

Одну из важнейших ролей в становлении оптимизма играют учителя, наставники и прочие влиятельные люди. То, как учителя делают замечания, во многом определяет атрибутивный стиль ребенка и его способность объяснять происходящие с ним хорошие и плохие события.

Как воспитать в детях оптимизм и уверенность в себе. Программа предотвращения депрессии

Работа со склонными к депрессии детьми состоит из двух компонентов: социального (семья, школа) и когнитивного. Исследования проводились среди 200 школьников, учащихся 5–6-х классов. Из них 70 человек имели склонность к депрессии. С ними проходила основная работа.

В первую очередь детей учили вычислять свои автоматические мысли. Например: «Я никогда не напишу сочинение на отлично» или «Я вечно проваливаюсь на контрольных». Дети должны были обращать внимание на эти мысли и оценивать их. Было замечено, что детей, склонных к депрессии, объединяли схожие семейные обстоятельства. Это были ребята из неполных или дисфункциональных семей.

С такими детьми работали по 24 часа в неделю в течение трех месяцев. Их учили не только обнаруживать свои автоматические мысли и оценивать их, но и помогали им разобраться с текущими проблемами.

Каждые шесть месяцев группа исследователей анализировала симптоматику. Исследование длилось два года. Результаты оказались неплохими: по сравнению с контрольной группой детей, работа с которыми не проводилась, те 70 детей показали значительно более низкий уровень развития депрессии спустя два года.

Как избавить ребенка от автоматического пессимизма

Самое первое, что должен сделать родитель, — изменить себя. Пока вы мыслите пессимистично, ваш ребенок перенимает вашу модель. Для того чтобы справиться с пессимистическими автоматическими мыслями, полезно обратиться к когнитивной терапии, которая прорабатывает четыре базовых навыка:

  • фиксация мыслей;
  • оценка автоматических мыслей;
  • стиль объяснения неприятностей;
  • декатастрофизация, или обезвреживание пессимистичных мыслей.

Когнитивная терапия позволяет корректно анализировать мысли и их результат. Любую негативную мысль надо оценить по следующей схеме.

  1. Оценить неблагоприятный фактор, который ее спровоцировал.
  2. Оценить саму мысль.
  3. Оценить результат события и наших мыслей о нем.

Это простая терапия называется «модель АВС». В первую очередь вы должны освоить ее сами, а потом научить ей ребенка, показав на своем примере, как вы анализируете события и свои мысли о них. Эта модель подойдет детям от 8 до 15 лет.

Знакомя ребенка с «моделью АВС», вы должны рассказать ему про внутренний голос. Важно отметить, что он есть у всех и иногда разговаривать с собой — это нормально, если это помогает разобраться в ситуации.

Как изменить стиль объяснения

Когда ребенок научится «ловить» свои мысли, корректно оценивать их и осознавать их влияние на свою жизнь, нужно переходить к работе с объяснительным стилем. Фактически пессимизм и оптимизм — это два полярных объяснительных стиля.

У стиля объяснения событий есть три критерия, по которым мы решаем, оптимистический он или пессимистический: постоянство, масштаб и персонализация. Проще говоря: кто виноват в проблемах, являются ли они ситуативными или постоянными, и как они влияют на жизнь.

Помните: изменив свой объяснительный стиль, вы измените его и у ребенка!

Опровержение и декатастрофизация

Практически любое событие в жизни может быть оценено с положительной стороны. Это и есть декатастрофизация. Нужно сместить акцент со «все плохо и никогда не изменится» на «возможно, это к лучшему». Надо учиться искать положительные стороны.

Пессимистический объяснительный стиль делает трагедию из всего. Если вы мыслите таким образом, то нужно быть готовым к тому, что ребенок, глядя на вас, усвоит именно эту модель.

Чтобы научиться снижать уровень негативного воздействия мыслей на ход событий, нужно немного расширить классическую «модель АВС». Теперь после оценки результатов вы должны перейти к опровержению своих изначальных соображений насчет какого-либо события и оценить свои новые эмоции.

Как развить социальные навыки вашего ребенка

Любую проблему можно решить, пройдя пять этапов. С ними вы и должны познакомить своего ребенка.

Этап 1. Остановиться. Перестать нагнетать негатив, усиливая собственную панику.

Этап 2. Осознать наличие разных точек зрения. Важнейший этап, который позволит понять и спокойно пережить практически любой конфликт. Понимание наличия другой точки зрения — это половина пути к решению вопроса.

Этап 3. Определить желаемый результат. Нужно для самого себя понять, какой итог вы видите приемлемым в сложившейся ситуации.

Этап 4. Выбрать путь решения проблемы, взвесив плюсы и минусы.

Этап 5. Оценить результаты.

Эта пятиэтапная модель также поможет наладить диалог с другим человеком. Умение встать на место другого, принять его точку зрения как имеющую право на жизнь и предложить свои варианты развития событий — ценный навык, который всегда пригодится.

Дети XXI века. Пирамида оптимизма

В основе оптимистического склада ума лежит понимание феномена предсказуемости. Когда события предсказуемы, ребенок становится оптимистом. Когда он не понимает связи между причиной и следствием — пессимистом.

Поэтому первое, что нужно начинать развивать в своем ребенке, — ощущение контроля над ситуацией. Даже если ему сложно, если он совершает ошибки, у него должен быть выбор и возможность действовать самому и делать выводы. Когда все падает с неба само, ребенок не понимает своей роли в происходящем и занимает пассивную позицию. Лучше упасть семь раз и самому встать, чем не упасть ни разу и ничему не научиться.

Разрешите ребенку знакомиться с миром. Ваша задача — быть наблюдателем, а не контролировать каждый шаг. Вы должны появиться в тот момент, когда ребенку будет грозить какая-то конкретная опасность, а не препятствовать постоянно, ограничивая его процесс познания мира.

Кормление и прием пищи тоже очень важны для развития самостоятельности. Ребенок должен есть тогда, когда хочет, а не по часам, и должен иметь небольшой выбор.

Не стоит приучать ребенка к горшку слишком рано. Всему свое время. Сидение на горшке под упреки о том, что он не знает, что ему делать и как, не даст ничего.

После двух лет учите ребенка играть «во взрослых»: кукольные кухни, детские инструменты и тому подобное — отличное начало для развития навыков самостоятельности.

Поощрять и наказывать нужно осторожно. Поощрение не должно касаться всего подряд, а наказание не должно следовать за первым же проступком. Ребенок сначала должен узнать правила, а не быть наказанным за действие, которое он не принимал за негативное.

Очень полезным упражнением будет вечерняя беседа перед сном о том, что хорошего и что плохого произошло за день.

Оптимизм — это не просто умение радоваться всему. Это навык, который позволяет преодолевать жизненные сложности, выносить из них важные уроки и не совершать ошибок в будущем. Адекватный оптимизм учит быть ответственным и трудолюбивым.

В оригинальной книге вы найдете интересные опросники и полезные упражнения, чтобы вы могли понять вашего ребенка, помочь себе и ему.