Дорогие дети: сокращение рождаемости и рост «цены» материнства в XXI веке

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Пролог. Не-мать исследует материнство: ограничение и возможности

Не имея детей, автор уверена, что любой человек, которого воспитывала мама, обладает знаниями о материнстве. Но кроме этого, ее источниками информации послужили опросы российских и белорусских женщин и советские и мировые произведения культуры (кино и книги).

В современном обществе труд матерей недооценивается. Принято считать, что заботиться о ком-то — природная обязанность и потребность женщин. Мамы не получают зарплату, не уходят в отпуск или на выходные. Они обязаны соответствовать образу «хорошей» мамы, отдавать свою любовь, не ожидая никакого вознаграждения и поощрения.

Последние десятилетия во всех психологических проблемах стало принято обвинять матерей: мама не додала любви, заботы, нежности или, напротив, перестаралась, слишком опекала и т.д.

Массовый доступ к интернету и высокотехнологичным гаджетам влияет на институт материнства в целом скорее негативно. Каждый пользователь социальных сетей считает себя экспертом и оценивает женщину как мать по своим собственным меркам. К тому же теперь можно чуть ли не в прямом эфире следить за тем, как осуществляется воспитание детей звездных и состоятельных родителей. Поневоле сравнивая себя с людьми, в распоряжении которых целые армии помощников, обычная женщина переживает, что она не способна дать больше своему чаду.

Образ идеальной матери в нынешнее время таков: она замужем, родила не слишком рано и не слишком поздно; не слишком сексуальна, но следит за собой (никаких заношенных халатов дома); она в полной мере заботится о семье и доме, но при этом успевает заниматься собой и учиться новому; а ее ребенок демонстрирует чудеса раннего развития.

Подобные стандарты попросту нереальны. У всех женщин разные социальные и материальные возможности, а в сутках 24 часа, и изменить это не в силах даже самая лучшая мама. Однако несоответствие этим требованиям вызывает у женщин панический страх: они опасаются быть плохой (с точки зрения общества) мамой.

Статистка рождаемости опровергает ранее укоренившуюся мысль, что материнство — естественная биологическая потребность женщин. Получив возможность строить карьеру, многие из них отказались от обязанности воспитания детей. Это доказывает, что не все женщины мечтают о материнстве. Очевидно также, что и не все родившие женщины хотели детей, чтобы посвятить себя их воспитанию.

В Советском Союзе, когда страна нуждалась в работающих женщинах, широко пропагандировались детские сады и ясли. А позже, в 1980-х годах, когда возникли проблемы с местами в садах, завоевала популярность идея о важности именно материнского воспитания. Широкую известность приобрела книга Б. Спока «Ребенок и уход за ним». Но эта книга американского доктора была написана для не работающих женщин, имеющих возможность уделять воспитанию ребенка максимальное количество времени. Советским женщинам воплощать концепцию Спока о раннем развитии детей (с требованием постоянного присутствия матери) стало тяжелой ношей.

Сегодня принято считать, что «хорошая мать» — та, которая будет развивать ребенка во всех направлениях: спорт, иностранные языки, чтение и многое другое, что обеспечит его успех в будущем. При этом часто не учитываются материальные возможности. В итоге родить и воспитать ребенка в соответствии с подобными представлениями стало дорогим удовольствием.

На протяжении последнего столетия во всем мире наблюдается демографический кризис. Виной тому и выход женщин на работу, и экономическая нестабильность, и культурные изменения в социуме. Статистика говорит, что в России многие женщины хотели бы иметь более двух детей, но не решаются больше чем на одного.

Благодаря введению программы материнского капитала в России рождаемость немного повысилась, но на целый ряд останавливающих факторов это не повлияло. Женщины хотят строить карьеру и откладывают материнство на неопределенный срок. Бабушки и дедушки, которые могли бы прийти на помощь молодым мамам, вынуждены работать. Многие женщины не решаются родить ребенка из страха не соответствовать званию «хорошей мамы».

Материнская теория: можно ли быть «хорошей матерью»?

Когда речь заходит о «плохой матери» в русской литературе, вспоминается прежде всего Анна Каренина. Но в романе она осуждается не автором, а другими персонажами — как женщина, нарушившая клятву мужу, а не как бросившая своего ребенка. Возможно, когда Толстой писал свою книгу, социум еще не разделял женщин на «хороших» и «плохих» матерей. Однако роман «Анна Каренина» не утратил актуальности. Сейчас иначе интерпретируется роль женщины в обществе, но она все так же обязана делать выбор между чувствами и долгом не в свою пользу. От современных женщин ожидается, что они должны, попирая свои интересы, жить потребностями ребенка. Тогда женщина будет «хорошей» мамой.

В современной американской культуре один из ярких примеров «плохой» мамы — персонаж книги (позднее экранизации) «Что-то не так с Кевином». Женщину зовут Ева, и она мать подростка-убийцы. Сын Евы убивает отца и сестру, семерых одноклассников и двоих взрослых сотрудников школы. Несмотря на то что женщина потеряла в одночасье дочь и мужа, она не находит сочувствия. Общество обвиняет ее в произошедшей трагедии как женщину, взрастившую убийцу.

История Евы демонстрирует, что, сколько бы ты ни вложил физических и эмоциональных сил в своего ребенка, если что-то пойдет не так, во всем обвинят мать. Чтобы стать «хорошей», женщина рожает ребенка, но поддержки и помощи в случае неудачи ей ждать не приходится. Весь груз ответственности ляжет на ее плечи.

Девочкам с юных лет навязывают стереотип, что главное ее предназначение — родить. Никто не предупреждает о том, что будет после. Женщины часто погружаются в глубокую депрессию после родов, потому что к ним приходит осознание, что с этого момента они уже себе не принадлежат. Они сами и их мир должны полностью измениться. Состояние усталости и бессилия, осознание своей изолированности от внешнего мира порой приводят к трагическим последствиям, когда женщины решаются лишить жизни себя и ребенка.

Образ матери рисуется как счастливый: женщина бесконечно радостная, наслаждается каждым мгновением, проведенным рядом с ребенком. Любое отклонение от этого образа (жалобы, просьбы о помощи) вызывают у окружающих недоумение: «Ты же теперь мать, а чего ты ждала? Неси это святое звание гордо и не жалуйся».

Забота о ребенке может приносить удовольствие, но обилие прессинга со всех сторон часто обнуляют счастье материнства. Что слышит молодая мама в свой адрес? «Не гуляешь с ребенком 3-4 часа в день? Ленивая!» «Кормишь грудью меньше года? Не заботишься о ребенке!.. Больше года? Ты что — молочная ферма?»

Если вышла из декретного отпуска рано — ты карьеристка. Если в декрете три года — не желаешь работать!

Мамочки соревнуются друг с другом, измеряя достижения навыками и способностями своего малыша. Навязанный стереотип о том, что необходимо развивать ребенка с рождения, прочно укоренился в сознании современного общества.

История детства: «бесплатная рабочая сила» и «цветы жизни»

Отношение к детям изменялось с ходом истории. До IV века н. э. проблема большого количества детей в семье решалась очень жестоко: младенцев умерщвляли. Такая бесчеловечность была обусловлена тем, что всех рожденных детей семья просто не могла прокормить.

В IV-XIII веках ребенок являлся символом греха. Часто детей отдавали навсегда служить в богатые дома. Даже в родных семьях дети росли в строгости и эмоциональном холоде.

Ситуация стала меняться в XIV веке. В это время к ребенку уже начинает проявляться родительская привязанность, но отношение все еще остается строгим.

В XVIII веке родители начинают проявлять заботу о своих детях, заниматься их воспитанием и образованием.

В середине прошлого столетия установился стиль общения, близкий к современному, при котором у родителей и детей существует тесная эмоциональная связь, и потребности ребенка удовлетворяются максимально с учетом материальных и духовных возможностей семьи.

Сегодня, говоря о детстве, подразумевают период жизни, в котором ребенок получает особенную заботу, контроль и любовь со стороны родителей.

До XX века детская жизнь не имела такой ценности, как сейчас. В России торговля детьми была разрешена до XIX века, в Европе мертвые младенцы на улицах города были нормой вплоть до конца XIX века. Сироты были вынуждены работать с малых лет наравне со взрослыми и работали во всех сферах, включая криминальную.

Отношения мамы и ребенка раньше были совершенно иными. В бедных семьях детей рожали в антисанитарии, уход за ними был небрежный, работать дети начинали с самого юного возраста. Высокая детская смертность воспринималась как должное: «Бог дал, Бог взял». Только в XX веке материнство стало проявляться в знакомой нам форме и ребенок стал центром семьи.

Родина-мать, мать и мачеха: превращения (пост)советского материнства

Изменения идеологии материнства в Советском Союзе можно проследить при помощи анализа кинематографа, отображающего историческую действительность. В 1920-е годы (начало коммунистической власти) выходят такие фильмы, как «Мать», «Бабы Рязанские», «Проститутка». В этот период новая власть пытается внедрить в массы мысль, что женщина должна работать, а ребенка успешно воспитает государство. Перечисленные фильмы имеют общую идею: женщины должны стать сознательными членами нового общества, не зацикливаясь на личных нуждах.

В 1930-е годы число разводов становится в 68 раз больше, чем до революции. Рождаемость падает, и новая концепция государства заключается в том, что нужно совмещать строительство коммунизма со счастьем материнства. Запрещаются аборты, многодетных матерей поощряют, появляются призывы сохранять семью ради ребенка. Такие фильмы, как «Цирк», «Подкидыш», показывают советский народ единой дружной семьей, где нет чужих детей.

В годы войны образ женщины был двояким: с одной стороны, это героиня, способная пожертвовать жизнью ради страны, а с другой —ждущая с фронта мужа жена, воспитывающая детей в непростых условиях. «Жила-была девочка», «Сын полка», «Тимур и его команда» — все это фильмы 1940-х годов, объединенные идеей, что забота о детях в отсутствие родителей ложится на весь народ. Для огромного количества сирот мамой становится «родина-мать». Именно в этот период акценты начинают смещаться на детей и их потребности.

В 1950—1960-х годах выходят такие картины, как «Мать и Мачеха», «Родная кровь», «Чужие дети». В фильмах уже показана материнская забота, не только физическая, но и как моральное воспитание. При этом родство по крови вовсе не первостепенно. Эмоциональное главенство мамы над ребенком уже равнозначно с эмоциональной властью детей над родителями.

С выходом на экраны фильма «Зеркало» Тарковского в 1974 году образ матери и ее значение начинают подвергаться психоанализу. В мюзикле «Мама» с Гурченко в главной роли материнство представлено как героическая жертвенность, когда все — ради детей. Фильм «По семейным обстоятельствам» поднимает проблемы совмещения воспитания детей и профессиональной занятости.

В 1980—1990-х годах становится заметна тенденция рожать только одного ребенка. На этом фоне героиня фильма «20 лет спустя» — мать 11 детей — выглядит нетипично. Посыл картины в том, что, лишь безгранично любя своих детей, можно преодолеть все невзгоды.

В XXI веке кинематограф освещает семейные отношения с точки зрения потребности ребенка в родной матери. Детоцентризм укореняется в сознании, прочно закрепляется идея интенсивного материнства. Явно прослеживается осуждение «плохой» мамы, которая не посвящает всю себя заботам о ребенке и доме.

«Семейные ценности» против семьи, или Кто расшатывает «брачную лодку»?

В настоящее время институт семьи находится под угрозой, и российское правительство принимает активные меры по его сохранению в традиционном виде. Однако внедрить и сохранить модель семьи, где папа работает, а мама занимается бытом и детьми, в нашей стране весьма сложно. Процент разводов слишком высок, а значит, высок риск женщине остаться одной, без средств к существованию. Да и на одну зарплату прожить непросто, поэтому в семьях работают и отец, и мать.

Под семьей понимается группа людей, заботящихся друг о друге. Хотя сегодня заботу и другие преимущества отношений можно получать, и не находясь в браке. Более того — брак не дает никаких гарантий. Люди могут не жить вместе или не взаимодействовать друг с другом, даже имея штамп в паспорте и живя под одной крышей.

В отличие от советского режима, который навязывал женщинам двойную нагрузку (работа дома и вне), сейчас бытует мнение, что необязательно нужно самой зарабатывать — достаточно найти «правильного» партнера. Рынок переполнен предложениями тренингов на тему женственности и поиска достойного (то есть обеспеченного) спутника жизни. Многообразие выбора всевозможных психологических курсов и семинаров, направленных на осознание себя, еще больше запутывает женщин в определении своих желаний. Даже преуспевших в карьере или других областях женщин убеждают, что, если они одиноки, — они несчастны, что смысл жизни — в создании гетеросексуального брака. При этом в современном мире гендерные роли утрачивают свою актуальность: мужчина далеко не всегда сильный добытчик, а женщина не всегда нуждается в опеке.

Навязываются идеалы женской красоты: стройная, молодая, сексуальная. Несоответствие этим параметрам грозит одиночеством. Парадокс заключается в том, что женщина должна быть мягкой и слабой, но при этом самостоятельной, чтобы в случае, если она остается одна или с ребенком, она имела возможность заботиться об обоих.

Современные мужчины не торопятся обзаводиться семьей. В сериале режиссера Валерии Гай Германики «Краткий курс счастливой жизни» ярко продемонстрированы современные реалии в отношениях мужчин и женщин. Героини сериала стремятся к женскому счастью, к тем самым традиционным семейным ценностям, но их избранники не соответствуют образу сильного и любящего отца семейства.

В связи с неготовностью мужчин брать на себя ответственность за жену и детей женщины сейчас нацелены на повышение собственной квалификации и составляют конкуренцию мужчинам на рынке труда, что, в свою очередь, плохо удается совмещать с ролью мамы.

Любовь и/как работа: забота по любви и за деньги

Автор провела эксперимент. Не имея собственного ребенка, она месяц поработала няней, и этот опыт заставил ее сделать следующий вывод: уход за ребенком из чувства любви (в качестве мамы) или из желания заработка (в качестве няни) — тяжелый труд.

Современный подход к воспитанию отличают следующие особенности:

  • Требуется находить золотую середину между нуждами ребенка и своими потребностями.
  • Правила поведения обсуждаются с детьми, а не просто сообщаются им взрослыми.
  • Ребенок — личность, и этот факт нужно понимать и уважать.
  • Воспитание — это максимальная физическая и эмоциональная нагрузка.

Какие положительные моменты отметила автор в своем эксперименте? Ей понравилось общение с ребенком, его интерес и хорошее отношение к няне, а также чувство гордости за своего воспитанника. Отрицательным опытом стало отсутствие личного пространства и чрезмерная усталость из-за попыток совмещать работу няни и журналиста.

Кроме прочего, из своего эксперимента автор вынесла следующие наблюдения:

  • То, что любящая, но уставшая мать может раздражаться на своего ребенка, — абсолютно нормально.
  • Многие родители пытаются заниматься образованием своих чад с самого юного возраста, чтобы те не отставали от ровесников, а желательно, опережали их в развитии.
  • Стереотип, что женщине нет высшего наслаждения, чем забота о ребенке, перекладывает на ее плечи львиную долю ответственности.
  • Разницу в работе мамы и няни составляет тот факт, что за деньги можно прекратить ухаживать за ребенком, а мама не сможет отказаться от ухода за ребенком. Кроме того, «хорошая» мама должна быть доступна ребенку всегда.

Но самое важное умозаключение, выведенное автором, — то, что на каждого человека, который вам встретится на жизненном пути, потрачены годы родительской заботы и труда. И эта работа недооценивается.

Экономическая ситуация сейчас такова, что многие женщины выходят из декретного отпуска раньше, чем могли бы. Они оставляют младенцев с нянями еще и потому, что не хотят прекращать свой карьерный рост и желают реализовываться профессионально. У материнского труда — низкий социальный статус. Эмансипированным женщинам не хочется сидеть дома, в то время как мужчина ходит на работу.

«Жизнь без боли»: детская психологическая травма как продукт

Личное пространство бережно охраняется, и посягательство на него называют психологическим насилием. Но это не касается матерей. Материнство видится как безоговорочное счастье, несмотря на все жертвы, которых оно требует. У мамы нет личного пространства, она должна быть включена в жизнь ребенка 24/7.

Мать должна быть подкована в медицине, детской психологии, педагогике, ее труд оценивается на разных уровнях и всевозможными инстанциями. Особенно современные мамы боятся оказаться некомпетентными в психологических вопросах. Развитый современный рынок родительского консультирования навязывает мамам опасения неправильного воспитания. Слишком сильная материнская любовь или ее недостаток могут стать причинами психологических травм у ребенка.

Автор считает, что понятие «детская психологическая травма» используется сегодня как продукт капиталистической системы. Поколения, чье детство выпало на эпоху СССР, принято считать травмированными из-за дефицита материнской любви: ведь мамы работали и не могли посвящать себя детям полностью. Нынешние поколения находятся под гиперопекой, и в этом случае есть опасения, что самостоятельность будет даваться им с трудом.

Женщины, родившие детей, пытаются не повторить ошибок своих матерей. Обнаружив во взрослом возрасте какие-то внутренние проблемы в себе, они связывают их с детством и пытаются вырастить своих детей без боли и травм, избегая «ошибок» собственных родителей.

Звание «хорошей» мамы подразумевает быть «хорошей» для всех. Для собственных родителей, детей, мужей, знакомых, воспитательных органов. Неудачи детей воспринимаются как провал мамы, при этом вырастить счастливую, успешную личность — ее святая обязанность.

Однако в последнее время на Западе все больше приобретает популярность движение феминистского материнства, которое полагает, что чрезмерный детоцентризм ошибочен. Это движение вдохновляет женщин продолжать реализовываться после рождения детей, иметь свои интересы, ведь от этого выиграют все — и дети, и их мамы.

Эпилог. «Родить нельзя откладывать». Где поставить запятую?

Работа мамы — самая важная на свете. Но каждая женщина имеет право выбирать: выполнять ей эту работу или нет, и когда. В советское время принято было рано выходить замуж и сразу же рожать первого ребенка (в возрасте 18—28 лет). Такой порядок вещей поддерживался государством и медицинскими рекомендациями. В 40 лет стать бабушкой было обычным явлением.

После распада СССР рождаемость снизилась, а возраст рожениц вырос. Причины этого — дороговизна заботы о детях, рост безработицы, доступность контрацептивов. К тому же моральные нормы сдвинулись, и сейчас стали возможны не только гетеросексуальные семьи. Но одна из главных причин отложенного материнства — необходимость работать. Среди опрошенных автором женщин процент женщин чайлд-фри ничтожно мал, в большинстве своем женщины хотят иметь детей, но социальная и экономическая ситуация заставляет повременить с этим. В итоге современная физиологическая бездетность вызвана чаще не биологическими особенностями, а тем, что материнство слишком долго откладывалось.

В условиях развитого индивидуализма, когда каждый сам ответствен за свою судьбу, приходится делать ежедневный выбор, и некоторые женщины, пытаясь избежать этого, вверяют свою жизнь «высшим силам»: если судьба родить ребенка, то рожу. На кого-то действует общественное давление: стереотип бездетной одинокой старости. Кто-то решается родить без отца и стать матерью-одиночкой, а другие пытаются построить идеальную модель семьи с ее традиционными ценностями.

Автор считает, что та норма жизни, при которой вся ответственность за рождение и воспитание ребенка лежит на матери, устарела и нуждается в пересмотре, обсуждении и изменении. Материнство не должно ограничивать женщин. Согласны?