Не делиться – это нормально! И другие неправильные правила воспитания разумных и отзывчивых детей

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

В «Школе для маленьких детей» (это дошкольное учреждение в Колумбусе, штат Огайо, США) ребятам разрешается все, кроме того, что может принести вред другим или испортить имущество. Но детей не заставляют сидеть и выполнять скучные дидактические упражнения. Их учат грамоте и счету во время игры. Если кто-то хочет подраться — воспитатели не станут мешать, наоборот — предоставят спортивное снаряжение для боя. Извиняться или делиться игрушками здесь необязательно: никто этого не требует от детей. Маленькие выпускники этой школы для малышей отличаются креативностью и коммуникабельностью. И они очень уверены в себе.

Правило 1: ребенок имеет право играть

В последние годы наблюдается поразительный контраст между образовательными программами и научными исследованиями. Ученые находят все больше подтверждений в том, что игра необходима детям, поскольку она развивает их мозг. Но в большинстве детских садов малышам оставляют все меньше времени на игру, посвящая долгие часы обучающим занятиям, когда дети сидят за столом и следуют указаниям педагога. Малышей стараются готовить к школе как можно раньше, хотя результат подобного подхода может оказаться прямо противоположным тому, что ожидают взрослые.

Благоприятные условия для развития предполагают, что дети должны играть. Ребенка нельзя прерывать во время игры. Ему требуется глубокое погружение в игру, для этого нужно не меньше 45 минут. Детям необходима безопасная территория для их занятий, чтобы они могли использовать ее целиком и полностью по своему усмотрению. Ход игры не должен регулироваться взрослыми.

Не стоит перегружать ребенка учебными упражнениями. Выбирая детский сад, отдайте предпочтение тому, в котором педагоги понимают необходимость детской игры и три четверти дня позволяют детям играть.

Правило 2: можно все, если не вредить другим и не портить вещи

Если игровые действия ребенка опасны или приносят окружающим неудобства, их надо остановить. Предоставьте ребенку подходящее время и место для интересующей его активности.

Налагая ограничения, избегайте обвинений и повышенного тона. Сформулируйте свое требование в обезличенной форме («слишком шумно», «стул не для прыжков»). В случае непослушания будьте готовы удержать или увести ребенка. Резкий тон допустим лишь в ситуациях, представляющих серьезную опасность.

Правило 3: конфликт детям необходим

Одним из важнейших жизненных навыков является умение отстаивать свои интересы и договариваться. Неизбежно возникающие ссоры между детьми — прекрасная возможность этому научиться. В правильно организованной среде общения ребенок становится отличным «дипломатом» примерно к 11 годам. Не ограждайте ребят от конфликтов!

Вот как следует действовать родителям.

  1. Вместо того чтобы заступаться за обиженного ребенка, помогите ему самостоятельно выразить забияке свое недовольство.
  2. Обнимите плачущего ребенка, но не уводите его с места происшествия.
  3. Признавайте любые чувства детей.
  4. Пусть дети высказывают свои претензии друг другу. Не нужно, чтобы они ябедничали взрослым.
  5. Призывайте ребят выслушивать друг друга.
  6. Помогайте малышам высказываться, описывая проблему точнее.
  7. Повторяйте уверенным тоном робкие попытки ребенка отстоять свои границы, чтобы придать им вес.
  8. Предложите детям придумать решение, которое устроило бы всех участников конфликта.
  9. Пусть дети подтвердят свое согласие на принятое решение.
  10. Реализуйте найденное детьми решение, даже если оно кажется вам странным. Возможно, оно не сработает. Это тоже ценный опыт. В таком случае предложите детям рассмотреть другие варианты.

Существуют следующие эффективные стратегии разрешения конфликтов между детьми.

  • Составить письменный договор под диктовку детей.
  • Помочь детям договориться устно, так, чтобы каждый из них подтвердил свое согласие.
  • Подобрать правильные слова для обозначения границ в отношении другого ребенка.
  • Удержать или увести ребенка, если он игнорирует жалобы другого.
  • Описать текущую ситуацию объективно, не пытаясь домыслить, что происходило во время вашего отсутствия.
  • Поддерживайте обоих конфликтующих детей, соблюдая объективность.

Правило 4: допустимы любые чувства, но не любое поведение

Не следует отрицать негативные эмоции детей. Лучше дать разрушительным чувствам подходящее название и найти для них безопасный выход (например, письмо или рисунок). Признавая право ребенка испытывать гнев, позвольте ему топать, швырять мягкие предметы, бегать и т.п. Однако не давайте ему бить или кусать людей, а также ломать вещи.

Правило 5: разрешите детям бить и пинать вещи

Многим детям для того, чтобы справиться с сильным потоком эмоций, требуется физическая разрядка. Если ваш ребенок обладает активным темпераментом, обустройте для него безопасную зону, в которой он мог бы сбрасывать напряжение. Когда он выплеснет агрессию, он сможет конструктивно подойти к решению трудного вопроса.

Правило 6: ничего личного, просто ненависть

Малыши эгоцентричны. Разозлившись, они могут выкрикивать в адрес родителей любые обидные слова. Не нужно принимать это на свой счет. Подберите для эмоционального состояния ребенка более подходящие слова. Напомните ему о том, что грубые выражения могут обидеть.

Прорабатывайте корректные способы выражения гнева, когда ребенок спокоен. Для этого подходят детские книги и домашний кукольный театр. Чтобы потренировать способность ребенка к самоконтролю, играйте с ним в игры по правилам. Например, танцуйте под музыку и замирайте, как только она остановится; изображайте светофор.

Правило 7: малыши диктуют

Дошкольники, еще не осилившие грамоту и письмо, весьма почтительны к написанным словам. Если простое признание чувств ребенка не помогает ему успокоиться, попробуйте записать его слова под диктовку. Такое письмо должно содержать обращение к адресату, изъявление чувств ребенка и план дальнейших действий. Малыш может поставить свою «подпись». Возможно, что он захочет держать, теребить письмо, хранить его с другими «ценными» вещами. Письмо под диктовку способно заложить основу любви к литературе в будущем.

Правило 8: не бойтесь — пусть ненавидит младенца!

Младшие братья и сестры всегда доставляют старшим проблемы. Ревность, агрессия и ненависть к малышам неизбежны. Не призывайте старшего лицемерно изображать любовь. Признайте право ребенка испытывать негативные чувства, обеспечив младшему физическую безопасность. Не позволяйте ревнивцу говорить грубости в присутствии малыша.

Детям тяжело справляться с гневом. Им сложно представить, что в будущем ситуация изменится: младенец подрастет, станет менее требовательным. Сообщите старшему ребенку о грядущих переменах. Найдите возможность общаться с ним наедине — не менее получаса и не реже нескольких раз в неделю.

Правило 9: не хочешь делиться — и не надо!

Обычно взрослые настаивают, что дети должны делиться игрушками по первому требованию. Но истинную щедрость и умение ждать подобным образом не воспитаешь! Когда у ребенка, увлеченного игрой, отнимают реквизит, он теряет доверие к миру. А тот, кому игрушка достается, поймет, что желаемого легко добиться силой или слезами. При таком подходе дети будут беспрестанно втягивать взрослого в свои разборки.

Согласно 9-му «неправильному» правилу, играть следует по очереди. И очередь другого настает тогда, когда первый наигрался. Это может показаться невероятным, но дети уже в два года способны соблюдать очередность. Если взрослые защищают право ребенка на непрерывную игру, он с удовольствием передаст свою игрушку следующему. Другой ребенок получает не менее ценный опыт — отсроченное удовольствие. И оба участника конфликта учатся договариваться без участия взрослых.

Правило 10: пусть эта жадина играет с игрушкой хоть целый день!

Иногда маленьких детей надолго захватывает какое-то определенное занятие. Периоды одержимости могут продолжаться по несколько дней. Это не отменяет права ребенка на непрерывность игры. Скорее всего, приверженность одному и тому же занятию обусловлена стремительным развитием нового навыка. Многократное повторение — часть процесса обучения.

Если ребенок в течение нескольких дней оккупирует игрушку, которая нужна и другим детям, попробуйте реорганизовать пространство. Можно выделить для малыша персональное место или приобрести второй экземпляр игрушки.

Правило 11: здесь не все друзья

Дети часто знакомятся друг с другом и навсегда расстаются после игры. В силу возрастного эгоцентризма они не способны на глубокую дружбу, основанную на сопереживании. Неправильно называть всех детей друзьями. Дошкольникам трудно принять в начавшуюся игру нового участника. Чужак вызывает опасения: будет ли он соблюдать правила? Не станет ли он отнимать или ломать игрушки? Действительно, некоторые дети проявляют интерес к сверстникам неподходящим способом — наскакивают, обнимаются.

У новичка высок риск быть отвергнутым. Поэтому взрослый должен поддержать его в желании присоединиться к группе. Прежде чем предложить свое участие, ребенку стоит узнать, во что играют дети, как они распределили роли. Если новичок предложит интересные идеи и игрушки, его воспримут менее враждебно.

Правило 12: я не буду с тобой играть — и это нормально

Право ребенка на свободную игру предполагает самостоятельный выбор партнеров для игры или уединения. Детям важно научиться отказывать и принимать отказ. Покажите ребенку, как можно отказываться, не обижая другого. Уместно начать со слов «не сейчас» и договориться о будущей игре. Так отвергнутому ребенку будет понятно, что временный отказ не означает крушения дружбы. Помогите ему выразить свое разочарование и найти альтернативное занятие.

Правило 13: повесьте объявление: «Мальчикам вход воспрещен»

Вскоре после появления способности к совместной игре у детей возникает стремление играть со сверстниками только одного с ними пола. Этот период может длиться с 3 до 8 лет. У детей так проявляется осознание своей половой принадлежности. Иначе говоря, дошкольнице, чтобы почувствовать себя девочкой, нужно исключить из игры всех мальчиков. Взрослым не нужно препятствовать такому желанию.

Другой возможной причиной отказа играть с детьми противоположного пола могут быть неверные представления или иррациональные страхи. Например, «мальчики не умеют играть в семью». Попробуйте выяснить у отвергающего ребенка причину его избирательности и при необходимости развейте беспочвенные опасения.

Правило 14: спокойно воспринимать отказ

Время от времени каждый ребенок сталкивается с отвержением сверстников. Тогда взрослый должен помочь ему выразить огорчение и справиться с этим чувством. Однако, если ребенка отвергают постоянно, вмешательство взрослого необходимо. Дошкольное детство — лучшее время для игры со сверстниками. Ребенок, лишенный этого опыта, попадает в группу риска по развитию депрессии, страхов, антисоциального поведения.

Чаще всего дети-изгои имеют проблемы с пониманием социальных сигналов. Некоторые из них склонны командовать другими, не учитывая их интересов. Другие неадекватно выражают свою симпатию, нападая и пугая понравившихся сверстников. Третьи просто пугливы в силу природного темперамента. Взрослому нужно понаблюдать за обстановкой в группе детей. Иногда достаточно минимального вмешательства, чтобы в корне изменить ситуацию.

Систематически отвергаемого ребенка важно научить корректным способам приглашать к игре сверстников. Остальных нужно оповестить, что этот ребенок не агрессивен, подчеркнуть его лучшие качества. Помочь ребенку влиться в компанию может обладание привлекательными игрушками, которыми он готов поделиться с другими.

Правило 15: запрещайте стулья, а не «пятнашки»

Многие дети, особенно мальчики, лучше всего учатся во время активного движения. Бурная энергия дошкольников раздражает и пугает взрослых, которые предпочитают тихие занятия за столом. Подчас вызывающее поведение ребенка представляет собой лишь реакцию на завышенные требования взрослых. Если Ваш ребенок очень подвижен, наилучшее решение: дать ему возможность свободно двигаться. Увеличьте продолжительность прогулок. По возможности обустройте просторную комнату для подвижных и шумных игр с матами, подушками, шведской стенкой, канатом, мячами.

Не нужно досаждать ему бессмысленными предостережениями вроде «осторожнее» и «помедленнее». Чтобы ребенок научился самостоятельно оценивать ситуацию, лучше просто спросить: «Тебе не страшно?» Случается, что ребенок залезает на опасную высоту и зовет на помощь, так как боится слезть. Подскажите ему, как выбраться, но не снимайте его каждый раз. Тогда он привыкнет заранее оценивать свои силы.

Правило 16: дайте детям власть

Многие дошкольники увлекаются играми, связанными с ощущением силы и власти, – в супергероев, динозавров, полицейских и т.д. Такие игры могут пугать взрослых, поскольку в этих сценариях сквозит тема катастрофы и насилия. В действительности эти игры важны для личностного развития ребенка. Побеждая вымышленных злодеев и спасая слабых, ребята учатся заботе и ответственности. Меняясь ролями, они оттачивают способность взглянуть на ситуацию с разных точек зрения. Не запрещайте им бросать предметы, стучать палками, забираться на опасную высоту и прыгать, высоко раскачиваться на качелях, переодеваться в странных супергероев.

Правило 17: бьют только друзей

В Школе для маленьких детей существует многолетняя традиция боксерских поединков среди детей. Малышам предоставляют маты и боксерские перчатки. Такие грубые игры доставляют детям массу удовольствия и не имеют ничего общего с конфликтом.

Возня, напоминающая щенячьи забавы, восполняет потребность ребенка в телесном контакте и укрепляет дружбу. Более того: грубая игра способствует развитию у ребенка гибкости, чуткости и самоконтроля. Как ни странно, боксерские поединки в группе дошкольников снижают у них уровень агрессии. Основанием для безотлагательного прекращения такой игры является боль или обида одного из ребят. Разрешите детям шуточную борьбу, научив их подавать сигналы к немедленной остановке.

Правило 18: бомбы, пистолеты и плохие парни — все разрешено

Многие взрослые не одобряют мальчишеские увлечения игрушечным оружием. На первый взгляд такие игры могут порождать склонность к насилию. На самом деле никакой связи между воображаемым противоборством и агрессией в реальной жизни не существует. Наоборот, дети привносят в свою игру сцены жестокости, о которой они узнают из СМИ и кино. Владение игрушечным оружием помогает им справляться с собственными страхами. Бессмысленно запрещать детям подобные игры. Они все равно найдут замену оружию, воспользовавшись другим предметом, нарисовав его или просто сложив пальцы.

Правило 19: мальчики могут носить балетную пачку

В нашей культуре девочки значительно более свободны в выборе реквизита для игр, чем мальчики. Взрослых может всерьез обеспокоить, если мальчик примеряет женскую одежду, выбирает себе роль принцессы из сказки или подолгу возится с куклами. Эти опасения беспочвенны. Для дошкольника игра — это способ познания. Играя «девчачью» роль, мальчик научится лучше понимать людей, но сам не станет женоподобным. В доме, где растут мальчики, должны присутствовать кухня, куклы и балетные пачки.

Правило 20: картины необязательно должны быть красивыми

Излюбленные взрослыми поделки по готовому образцу не имеют ничего общего с детским творчеством. Детям важны эксперименты с красками и пластичными материалами. При этом конечный результат их мало интересует. Не спешите хвалить «произведение», расспрашивать, что это такое, или советовать, как можно улучшить работу. Чтобы поддержать в ребенке креативность, лучше поговорите о творческом процессе, а не о его продукте.

Правило 21: рисунок не на бумаге

Маленьким детям трудно выполнять что-то, аккуратно следуя образцу, так как мелкая моторика рук у них только развивается. Их изделия всегда выглядят намного хуже эталона. Подобные задания могут вызвать у ребенка раздражение и отвратить от творчества. Подвижные малыши предпочитают рисование не на бумаге, а на больших поверхностях: асфальте, деревьях, заборах. Юные экспериментаторы окунают в краску носы и ступни. По возможности найдите подходящее место для таких занятий (улица, ванная).

Правило 22: откажитесь от пустой похвалы

Дошкольники по многу раз в день кричат родителям: «Смотри на меня!» Обычным ответом на такой призыв является шаблонная фраза: «Молодец!» Это не то, чего от нас ждут дети. Им нужно серьезное внимание к их деятельности, а не похвала. Развитию у ребенка здорового упорства и мотивации способствует объективное описание ситуации. Например, «я вижу», «ты залез на самую высокую ступеньку», «ты повесил куртку на крючок». Можно отметить, что у ребенка стало получаться то, с чем он раньше не справлялся.

Правило 23: дети не обязаны извиняться

Маленькие дети еще не способны испытывать искреннее раскаяние. Обычно они вообще не осознают, что стали причиной неприятного происшествия. Если один малыш нечаянно обидел другого, не позволяйте ему уйти. Покажите, что другому больно, и объясните почему. Вместо пустого извинения предложите ему исправить ситуацию (принести лед, поднять игрушку, позвать маму). Со временем появится искреннее сочувствие.

Правило 24: разрешите детям ругаться

Практически все дети проходят период увлечения ненормативной лексикой. Их зачаровывает связанное с ней ощущение силы, эмоционального накала и реакция взрослых. Один из лучших воспитательных приемов — выделить ребенку место, где он сможет сквернословить как ему угодно (в закрытой комнате, в туалете, в машине). Оставшись без внимания взрослых, ребенок быстро разочаруется в нецензурной брани. Чтобы малыш мог безобидно выразить силу своего гнева, предложите ему придумать свое собственное уникальное ругательство.

Правило 25: любите ложь своего ребенка

Все дети дошкольного возраста обманывают своих родителей. Причиной детской лжи чаще всего является желание порадовать близких или избежать наказания. Говоря неправду, ребенок попросту выдает желаемое за действительное. Наказания не предотвращают ложь. Лучше сообщить маленькому лжецу, что предпочитаете слышать правду. Ребенок научится по-настоящему ценить честность не ранее семилетнего возраста.

Правило 26: половое воспитание начинается в детском саду

Любопытство маленьких детей распространяется на вопросы пола и деторождения. Если родители отмахиваются от вопросов на деликатные темы, ребенок остается незащищенным от всевозможных заблуждений и агрессивного влияния СМИ. Уже в двухлетнем возрасте ребенок должен иметь понятие об интимных частях тела, их неприкосновенности и знать их названия. Если ребенок задает неудобный вопрос, назначьте особое время для разговора на эту тему, разыщите соответствующую его возрасту книжку.

Правило 27: дружите с мертвыми птицами

Многих детей завораживает и пугает тема смерти. Познакомьте ребенка с понятием жизненного цикла до того, как он впервые столкнется с утратой любимого питомца или родственника. Растения, черви, птицы, животные, люди появляются на свет, вырастают и умирают. Мертвые не едят, не двигаются и не дышат, им не бывает больно. Позвольте детям осмотреть и потрогать палочкой тело мертвого животного. Беспристрастно проинформируйте ребенка, кто о нем позаботится в случае вашей смерти. Чтобы не провоцировать иррациональных страхов, не связывайте понятие смерти с отъездом, болезнью или сном.

Правило 28: заводите врагов на детской площадке

Поначалу следовать «неправильным» правилам очень трудно, особенно в общественных местах, в гостях и на детской площадке. Каждый родитель время от времени ловит на себе осуждающие взгляды. В таких ситуациях нужно реагировать быстро, опережая вмешательство других родителей. Озвучивайте свои правила вслух, чтобы сориентировать других детей и взрослых. Нормально, если правила поведения в гостях отличаются от тех, что приняты дома.

Правило 29: ошибайтесь!

В Школе для маленьких детей ребята находятся лишь 2,5 часа в неделю. С ними занимаются педагоги с многолетним опытом работы. Не стоит удивляться, что у родителей не получается безошибочно следовать всем 29 «неправильным» правилам. В реальной жизни это просто невозможно! Однако не стоит отчаиваться. Применяйте правила, когда у вас есть на это силы. Это окупится