Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Сегодня термином «ранее развитие» уже никого не удивишь. Считается, что 7 лет — это слишком поздно для начала обучения, ведь мозг ребенка готов к этому с самого рождения. Существует множество школ, образовательных студий, предлагающих языковые интенсивы для малышей, занятия по развитию мелкой моторики, ментальную арифметику и многое другое. Но не все родители готовы пожертвовать детством своих малюток во благо всестороннего развития. Так стоит или нет работать на опережение и развивать детский мозг с младенчества? Автор методики выдвигает постулаты, которые помогут родителям самим принять решение.

  • Любой ребенок индивидуален, и его становление будет таким же неповторимым. Откажитесь от сравнения с другими малышами.
  • Главное, чему необходимо научить ребенка, — умению учиться и добывать знания.
  • Процесс обучения должен быть приятен и ребенку, и родителям — тогда он принесет пользу.

Методика раннего развития

Нейрохирург Глен Доман в 40-е годы прошлого века в США занимался развитием и обучением детей с травмами мозга. Суть метода состояла в том, чтобы заставить работать неповрежденные участки мозга. Выяснилось, что стимуляция какого-либо органа чувств, заставляя работать мозг, положительно влияет на всю нервную систему и позволяет интеллектуально развиваться больным детям. Позже методику стали применять и в отношении здоровых детей.

Что это дает?

Методика, разработанная Гленом Доманом, по сей день вызывает споры. Огромное число сторонников считает, что обучение по этой системе помогает гармоничному развитию личности.

  • С младенчества детский мозг гибок, имеет огромный потенциал, и малыша можно обучить гораздо большему, чем считает возможным традиционная система.
  • Чем активнее ребенок двигается с младенчества, тем быстрее развивается его мозг.

Главное — наладить процесс обучения так, чтобы он был приятен всем его участникам.

До начала занятий

Вам когда-нибудь приходилось писать компьютерную программу? Дело это непростое, оно требует знаний, умений и владения языком программирования. Примерно так же будет проходить и обучение вашего малыша. Карточка с точками или словами для него — «бит» информации. Если вы покажете ему 10 карт определенной тематической категории за 10 секунд, то он не только усвоит 10 бит информации, но и исследует всю систему этой области знания.

  • Новорожденные имеют отличные задатки к изучению языков.
  • Знания лучше всего усваиваются в первые три года жизни, когда мозг ребенка еще формируется.
  • Чем быстрее развивается кора головного мозга, тем более смышленым вырастет ребенок.

Для положительных результатов обучения необходимо правильно организовать уроки.

Обратите внимание!

  • Родителям нужно будет тщательно подготовиться к занятиям: найти картинки по разным темам, для обучения чтению и счету сделать карточки со словами и с точками, заменяющими цифры.
  • В методике Домана малыш – воспринимающая, пассивная сторона, а маме придется много говорить и рассказывать. Диалога тут нет.

Этими особенностями методики определяются ее минусы.

  • Текстовое мышление у детей не формируется: от них не требуется читать и анализировать текст самостоятельно.
  • Доман исследует человеческий мозг, считая его аналогией компьютера. Но, в отличие от машины, ребенку кроме информации требуются еще и чувства.

Специалисты советуют родителям самим решать, насколько строго им нужно придерживаться рекомендаций автора методики. Можно совмещать систему Домана с традиционным народным обучением при помощи сказок, припевок, песенок, пальчиковых занятий.

Следите за реакцией и потребностями малыша. Если в младенческом возрасте уроки с карточками будут успешны, спустя полгода ребенок может начать сам отбирать картинки, чтобы подольше рассмотреть или показать что-то интересное.

Имейте в виду: любая образовательная система — только набор схем, из которых нужно выбрать то, что понравится ребенку и будет действенным именно для него.

Занимайтесь столько, сколько можете. Не волнуйтесь, если сегодня получилось меньше, чем вчера. Ведь вообще-то эта система была разработана для больных детей. Не делайте упражнения через силу и не принуждайте ребенка.

Применяя систему Домана, пользуйтесь тем, что сможете сделать сами. Это все равно больше, чем ничего.

Обсуждайте с ребенком то, что делаете. Обеспечьте ему разнообразные пути получения информации за счет книг, карточек, лупы, музыкальных инструментов. Обстановка в детской должна способствовать развитию творческих способностей.

Радуйтесь любым успехам малыша. Совершенствуйтесь сами, ищите ответы на детские вопросы, рассуждайте, философствуйте вместе. Лучший подарок для детей — это ваше внимание. Не нагружайте детей бесполезной информацией, которая просто «повиснет в воздухе». Если вы читаете им русские народные сказки, найдите картинки с лаптями, веретенами, серым волком и прочим, что там упоминается.

Обучение ребенка

Чтобы самостоятельно учить своих детей, нет необходимости иметь педагогический диплом. В любых упражнениях и уроках раннего развития ценнее всего любовь, ласка и забота о ребенке. Детей учат практически с момента рождения. Чем раньше — тем быстрее у вашего ребенка будут развиты двигательные навыки, а следовательно, и интеллект. Какие здесь существуют правила?

  • Нельзя обманывать детей. Родители часто сюсюкают с малышами, при общении с ними «ломают язык», а это влияет на детское восприятие. Машина — это не «би-би». Не вводите в заблуждение ребенка, иначе потом его придется переучивать. Наоборот: назвав машину машиной, стоит еще и уточнить, что это, к примеру, модель «Вольво».
  • На занятиях — никаких отвлекающих факторов. Прежде чем приступить, уберите игрушки, выключите телефон, радио, телевизор и так далее. Ребенок должен сосредоточить все внимание на родителе.
  • Уроки ведите интенсивно и с энтузиазмом. Занятие должно быть коротким по времени, родителю следует четко и заинтересованно рассказывать тему, показывать материалы. В таком виде урок не будет утомительным, и удовольствие получат оба.
  • Введение нового материала. Не бойтесь любознательности вашего чада. Вы удивитесь, как быстро он впитывает информацию! Несколько практических советов для подготовки: все слова, цифры и точки рисуйте красным цветом. Будьте готовы поменять манеру подачи материала. Это связано с быстрым ростом возможностей вашего малыша. Только вы привыкнете к чему-то одному, как ему станет интересно что-то другое и в другой манере.
  • Не тестируйте. Обучение проходит гораздо успешнее, если не требовать воспроизводить все усвоенное.
  • Если вам или вашему малышу неинтересно, прекратите занятия. Значит, что-то вы делаете неверно, и пользы от обучения не будет.

Родительский дневник

Чтобы обучение по системе Домана было эффективным, необходимо вести дневник. Его разработали специалисты для фиксации успехов ребенка. Благодаря дневнику можно видеть, насколько малыш продвинулся в обучении.

В дневнике следует отмечать:

  • периодичность занятий;
  • их интенсивность (сколько слов, цифр, тем узнал ребенок, усложнялось ли задание);
  • время занятия;
  • цель урока (чему конкретно должен научиться ребенок);
  • примечания (достигнута ли цель, все ли задачи выполнены).

Без движения нет развития

Глен Доман утверждал, что физические упражнения стимулируют интеллект. Стремление к движению заложено в генах каждого человека. Младенцы уже на второй неделе жизни делают попытки ползти вперед, и чем больше поощрять это, тем выше будут успехи ребенка.

Для успешного развития физического интеллекта необходимо поддерживать оптимальную температуру в детской комнате: по мнению Домана, это 32 градуса с высокой влажностью, чтобы кожа и слизистые у ребенка не сохли. Не нужно кутать малыша, при оптимальной температуре ему и так будет вполне комфортно.

Чтобы обеспечить младенцу условия для движения, положите его на животик. Он опустит голову вниз и будет шевелить руками и ногами. Поначалу эти движения будут случайными и невпопад, но очень скоро они станут более осмысленными и ребенок начнет ползти.

Залог здоровья

Любой родитель хочет, чтобы его чадо было сильным и выносливым. Для этого чаще занимайтесь с ним зарядкой и другими упражнениями. И желательно постоянно фиксировать три вещи, которые автор методики считает наиболее важными.

  • Частота движений. Как часто вы даете самостоятельно двигаться малышу?
  • Интенсивность. Какую дистанцию может преодолеть ребенок, насколько он энергичен?
  • Продолжительность. Как долго он может заниматься тем или иным видом деятельности?

Развитие двигательных навыков

Первый шаг: ползаем с рождения. Выберете подходящую одежду для младенца. Лучше если это будет песочник, в котором остаются открытыми колени и локти, так как ими он будет упираться и отталкиваться. Место, где он будет двигаться, должно быть безопасным: поблизости ни цветов в горшках, ни розеток, ни неустойчивой мебели. Пройдите сами тот маршрут, по которому должен двигаться ребенок, проверьте, нет ли внизу сквозняка и чисто ли там.

Второй шаг: вижу цель и ползу. Чтобы сконцентрировать внимание ребенка, положите перед ним какую-нибудь яркую игрушку. И пусть он к ней пытается приблизиться. Для начала достаточно пяти минут, затем стоит увеличивать время. В конце каждого занятия все затраченные усилия малыша должны вознаграждаться — дайте ему повертеть в руках предмет, к которому он полз, пусть хорошенько его разглядит. Ну и конечно, ваши нежность и внимание будут лучшими подарками.

Третий шаг: ползем с препятствиями. На этом этапе нужно менять обстановку. Усложните задачу: пусть передвигается уже не по гладкому линолеуму, а по ковру. Каждый ребенок ползает по-своему. Одни упираются коленками и руками, другие — пальцами ног и рук, третьи предпочитают шесть точек опоры: руки, коленки и пальцы ног.

Четвертый шаг: пробуем ходить. Когда период ползания подходит к концу, начинается новый этап становления маленького человека. В один прекрасный день он потянется к опоре и встанет. Теперь с этой новой точки открываются новые горизонты. Ребенок будет пробовать ходить, держась за опору.

Пятый шаг: ходьба с препятствиями. Преодолевать пороги, игрушки, лежащие на полу, — отличная практика для малышей, которые уже способны самостоятельно идти. Пусть обыкновенная прогулка станет настоящим приключением. Доман советует гулять по трем типам местности: ровная площадка, местность с плавным подъемом в горку и пересеченная местность — лес или поле с высокой травой. Препятствий будет предостаточно.

Учимся падать

Невозможно научиться ходить, не научившись падать. Чем могут помочь родители? Обеспечить безопасность падения. То есть закрыть острые мебельные углы, убрать все тяжелые предметы, которые могут неожиданно свалиться сверху. И не мешать. Рано или поздно ребенку придется научиться падать и заново вставать. Пусть это будет дома, когда мама поблизости и сможет поддержать юного первопроходца.

  • Шестой шаг: побежали. Если малыш уже уверенно ходит, держит равновесие, умеет падать, значит, он дошел до новой стадии — бега. По сути, это ускоренная форма ходьбы, и за счет нее кора головного мозга развивается быстрее. Бег — это еще и тренировка для мышц, дыхательной и нервной системы. Пробежки нужно поощрять и со временем увеличивать дистанцию для маленького бегуна.
  • Седьмой шаг: «Я все смогу!» Теперь, когда ребенок готов к любым путешествиям и приключениям, нельзя останавливаться на достигнутых успехах. Сделайте ваши совместные прогулки интересными, полными упражнений, пробежек и других активных действий. Тренируйтесь вместе, бегайте, приобретите спортивный инвентарь: скакалки, мячи, лыжи, коньки. Поощряйте всестороннее физическое развитие, культивируйте ловкость, выносливость и получите прекрасного здорового ребенка.

Развитие мануальных навыков

Все младенцы обладают рефлексами. Первый из них — хватательный. Если по 10 раз в день уделять упражнению с пальцами по одной минуте, то получится полноценная тренировка.

Упражнение 1. Младенец лежит на спине. Взрослый протягивает ему пальцы, он зажимает их в кулачок. В это время родитель приподнимает его, придерживая руками, и на несколько секунд оставляет малыша «зависать», затем осторожно опускает обратно.

На этой стадии развиваются руки, локти. Главная цель — научить ребенка висеть, держать свой вес в течение 10 секунд.

Упражнение 2. Исходное положение такое же, как в первом упражнении. Младенец обхватывает и сжимает указательные пальцы родителя, а тот в свою очередь обхватывает остальной ладонью всю кисть ребенка, чтобы подстраховать. Если хватка неожиданно ослабнет, аккуратно верните ребенка на спину. Если ребенок крепко держится, то поднимите его сначала в положении сидя, затем стоя, чтобы он повис на ваших руках. Это упражнение — прекрасная тренировка для мануальных навыков. Кроме того, в таком положении мозг начинает получать больше кислорода. Далее, когда ребенок немного подрастет, можно изготовить небольшой турник для него, чтобы руки окрепли и он чувствовал свой вес.

После выполнения каждого упражнения не забывайте хвалить и подбадривать своего малыша. Ваш настрой и поддержка значат для него очень много.

Упражнение 3. На третьей стадии у детей уже вырабатывается хватка. Ребенок способен удерживать предметы в руке, рассматривать их, хватание становится осознанным.

Крепко держите ребенка за бедра. Поднесите его к турнику и позвольте ему самому ухватиться за перекладину. Проследите, чтобы руки полностью выпрямились и он почувствовал, что висит. Так же придерживая за бедра, покачайте его вперед-назад.

Упражнение 4. На четвертой стадии можно попробовать движение с перехватом. Для этого потребуется специальная лестница, которая закреплена горизонтально. Благодаря раскачиванию тела выполняется перехват руками с одной перекладины на другую.

Это упражнение требует присутствия двух взрослых и ребенка. Поднимите малыша, чтобы он схватился за перекладину. Один из родителей встает за ребенком и, поддерживая его за бедра, начинает раскачивать. Второй встает впереди и начинает переставлять руки ребенка, когда первый взрослый качает его вперед. Таким образом ребенок запоминает, в какой момент нужно успеть перехватиться. Внимание! Первый взрослый должен быть готов в любой момент подхватить ребенка, если тот разожмет пальцы. Через несколько занятий наличие того взрослого, который помогал перехватывать руки, уже не требуется. Ребенок отлично сам запомнит, что нужно делать.

Упражнение 5. К моменту пятой стадии изучение разнообразных предметов делается ведущим занятием для ребенка. Любопытство играет главную роль.

Поставьте перед ребенком две картонные коробки. В одну положите несколько игрушек, а вторую оставьте пустой. Покажите, как перекладывать игрушки из одной коробки в другую. Пусть ребенок попробует сделать это самостоятельно. Следите за малышом, какой рукой он берет предметы. Так вы определите его «ведущую» руку.

Упражнение 6. Когда ребенок находится в ванне, учите его переливать воду из одной емкости в другую.

Не забывайте делать пометки в родительском дневнике.

Упражнение 7. Теперь ребенок уже многое умеет: перекладывать предметы, висеть на турнике некоторое время. Новая задача родителей — помогать развивать руки, чтобы одна помогала другой.

В процессе движения по горизонтальной лестнице при раскачивании ребенок должен хвататься за каждую вторую перекладину.

Усложняем упражнение. Можно передвигаться по этой лестнице спиной вперед, боком или с поворотом корпуса.

Ведущая задача седьмой стадии — обучение письму. Чтобы овладеть этим навыком, ребенок должен контролировать движения кончика карандаша или ручки и внимательно следить за перемещением пишущего предмета. Если малыш много ползал в детстве, ему будет легче выполнять оба этих действия — соответственно, он быстрее научится писать.

Развитие интеллекта

Метод Домана предлагает обучать чтению, начиная сразу со слов, а не с отдельных букв. Читать буквы нет смысла: зачем читать отдельные звуки? Слово «мама» понятнее буквы «м», и его легче выучить.

Какие материалы нужно подготовить для обучения чтению?

  • Возьмите плотную белую бумагу или картон и толстый яркий фломастер, лучше красный.
  • Сделайте из бумаги карточки 10 на 50 сантиметров. На них напишите слова.
  • Пишите крупными печатными буквами, одинаковым шрифтом, разборчиво.
  • Не забывайте оставлять поля по краям, чтобы можно было держать карточки руками, не загораживая текст.

Неважно, когда вы решили научить своего ребенка читать. Важно соблюдать последовательность действий: вначале вы учите читать слова, затем сочетания слов, потом простые фразы, далее — сложные предложения и, наконец, книги.

Выучив первые 15 слов, ребенок будет все быстрее пополнять свой словарный запас.

Как проводить урок чтения? С улыбкой демонстрируем ребенку карточку со словом «баба». Объясняем: «Это означает "баба"». И все. Далее показываем карточку со следующим словом и так же объясняем, что на ней написано. И так пять карточек подряд. После пятой выказываем малышу свою поддержку: например, обнимаем его.

Все занятие отнимет не более пяти минут. В течение дня можно три раза повторить его, с теми же пятью словами.

На следующий день пройденный материал нужно повторить три раза и прибавить еще пять новых слов. И так же повторить их три раза.

Обязательно хвалите и поддерживайте малыша.

На третий день добавим еще пять новых слов. Три урока три раза в день по пять слов — это начало. Для первых 15 слов выберите слова, которые больше всего знакомы и приятны вашему ребенку: кличку домашнего питомца, название любимого блюда, игрушки, имена родных.

На следующем этапе ребенку нужно научиться составлять блоки из сочетаний слов. Начать лучше с предметов (существительных) и цветов (прилагательных).

Напишите на отдельных карточках названия цветов: зеленый, синий, красный, желтый. Оборот карточки закрасьте соответствующим цветом. Назвав цвет, переворачивайте и показывайте карточку.

Когда эти слова будут усвоены, составляйте сочетания из карточек: синяя машинка, зеленое яблоко. Усложните программу, обучив ребенка словам-антонимам: чистый — грязный, толстый — тонкий, холодный — горячий.

От словосочетаний можно перейти к предложениям. В зависимости от освоенного словарного запаса составляйте простые, понятные ребенку фразы: «Мама готовит», «Катя спит».

Учимся читать

  • Первый способ. Подготовьте карточки с короткими фразами из двух-трех слов так, чтобы слова размещались свободно, не слипаясь друг с другом. Показывайте карточки ребенку трижды в день пять дней подряд. После замените два прежних предложения на два новых. Вскоре можно будет перейти к более сложным текстам.
  • Второй способ. Сделайте книгу. Пусть в ней будет всего пять предложений, но каждое — с иллюстрацией. Читайте ее дважды или трижды в день. Спустя неделю сделайте еще одну, с другими предложениями. Ребенку будет интересно читать историю про него самого. Иллюстрациями могут служить его фотографии, когда он что-то делает: спит, играет, ест.

Сложные предложения

На следующем уровне в словаре ребенка появляются наречия, союзы предлоги. Объяснять их значение не нужно: дети учатся этому в разговорной речи, а правила грамматики узнают потом.

Теперь слова на карточках лучше писать черным цветом — так же, как в книгах, которые вскоре предстоит читать малышу.

Постепенно увеличивайте количество слов в предложении. «Мама пьет чай». «Папа ведет машину». Хорошо использовать абсурдные, смешные фразы: «Собака залезла на дерево». Эмоциональная реакция ребенка способствует запоминанию.

Читаем книги

В первой настоящей книге может быть не больше 100 слов: на одной странице — одно предложение. Она должна быть интересной для ребенка, с красивыми картинками (лучше чтобы иллюстрации были расположены отдельно от текста), с крупным шрифтом. Незнакомые слова в книге нужно объяснить ребенку до начала чтения.

Читайте книгу вместе. Пусть взрослый начнет читать первым: громко, с выражением. Если малыш захочет сам прочитать первую страницу — позвольте ему это сделать. К чтению книги можно возвращаться в течение дня, а после прочтения оставить в комнате ребенка, чтобы он сам имел к ней доступ и мог взять в руки, когда захочет.

Вслед за Гленом Доманом

В 80-е годы прошлого века молодая мать Сесиль Лупан решила заниматься со своими детьми в соответствии с рекомендациями Глена Домана. Она не получила тех результатов, которых ожидала от его методики, но, разбираясь с допущенными ошибками, создала на этой основе собственную систему.

Ее главное открытие: детям требуется не внимание-опека, а внимание-интерес. Самый искренний интерес к ребенку проявляют только родные, поэтому мамы и папы — лучшие педагоги.

Будучи мамой, Сесиль Лупан не рассматривала детей как компьютеры, запрограммированные на обучение. Для нее они — люди со своими интересами, желаниями, характером.

Лена Данилова — еще одна мама, которая хотела, чтобы ее дети развивались интеллектуально и физически. Система Даниловой включает в себя опыт не только Глена Домана, но и Марии Монтессори, Сесиль Лупан, семьи Никитиных. Это целая стратегия по семейному воспитанию и обучению. Главное новшество, введенное Даниловой, — создание альбомов, плакатов-объяснялок и книг. Такие домашние пособия легко трансформировать, меняя в них информацию. Они не только яркие и интересные, но и способствуют расширению кругозора малыша.

Японский автор Масару Ибука издал книгу «После трех уже поздно» и в ней раскрыл понятие раннего развития для многих людей, перевернув их взгляды на обучение.

Ибука считает определяющим фактором развития окружающую среду, в которую помещен ребенок: если она благоприятна для обучения, можно добиться высочайших результатов на самых ранних этапах развития. Ибука отмечает значение и силу эмоционального и физического контакта с родителями. Это самые важные люди в жизни малыша, и от их отношений между собой также зависит настроение и потенциал ребенка.

А главная движущая сила развития в раннем возрасте — интерес. Маленького человека трудно да и нет смысла заставлять что-либо делать из-под палки. Степень заинтересованности, воспринимаемая от родителей, определит, как ребенок станет изучать новое: с энтузиазмом или нет. Создавайте детям подходящие условия, рисуйте карточки, готовьте материалы, картинки, плакаты, книжки-объяснялки, презентации на компьютере. В конечном итоге от того, горят ли ваши собственные глаза интересом, будет зависеть развитие вашего ребенка.