Научите ребенка думать. Как вырастить умного, уверенного и самостоятельного человека

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Поколение, привыкшее получать желаемое немедленно

Нынешнее поколение детей отличается низким уровнем самостоятельности и завышенными требованиями. Эти дети воспитаны в условиях мгновенного доступа к любой информации. У них меньше поводов запоминать различные сведения и самостоятельно думать: это делают за них смартфон с интернетом.

Детей раздражает любое препятствие, возникающее на пути к цели, но преодолевать его самостоятельно они не готовы: их этому никто не учил. Гиперопека — проблема современных родителей. Они очень боятся, что их чадо не достигнет успеха в будущем. Поэтому стараются создать для детей максимально комфортные условия, исключив все проблемные факторы. Таким образом, они лишают юное поколение возможности учиться на собственных ошибках, приобретать опыт, как справляться с проблемами.

Их дети хотят идеального результата — быстро и с минимумом усилий. Они требуют прямой и ровной дороги к цели, но не собираются строить ее сами. Они готовы приписывать себе результаты, но не готовы брать ответственность за ошибки. А родители им в этом помогают. Но насколько успешной будет социальная жизнь людей с такими качествами?

Ловушки для родителей

Причины чрезмерной родительской опеки понятны: каждый хочет помочь своему ребенку, желая, чтобы в его жизни было больше побед и меньше поражений. Но если в процессе воспитания родители не столько помогают своим детям решать проблемы, сколько делают все за них — они могут угодить в одну из пяти ловушек.

• Ловушка помощи

Когда ребенок сталкивается с трудностями и не сразу понимает, как их преодолеть, первая реакция родителя — уберечь ребенка от проблемы, разрешив ее. Но это мешает приобрести нужный опыт самому ребенку. Он привыкает к тому, что с его трудностями разбираются другие. Это порождает легкомыслие и несамостоятельность.

Тревога — нормальная реакция на неопределенность будущего, присущая всем людям, но детям с ней сложнее совладать. Родители стремятся оградить детей от тревожных состояний. В результате дети не умеют справляться с этим самостоятельно.

Лучшим средством избавления от тревоги дети считают избегание тревожных ситуаций. Родители часто идут им в этом навстречу и стараются все уладить вместо них. Но лучше научить детей не бояться неопределенности. Ребенок должен уметь справляться с тревогой.

Для спокойного отношения к неопределенности нужно иметь уверенность в себе. Она развивается вместе с навыками взаимодействия с миром. Успешное выполнение несложных задач повышает уверенность в себе, что помогает в дальнейшем.

Чтобы научить этому ребенка, давайте ему такие задачи. Например, попросите найти нужные продукты в большом гипермаркете. Вы можете держать ситуацию под контролем, но не вмешивайтесь, если нет конкретной угрозы для ребенка. Когда он сам выполнит все, что от него требуется, его самооценка повысится.

Ребенок может ошибаться. В таком случае важно его поддержать, посоветовать, как исправить ошибку. Но не исправляйте ее вместо него. Пусть ошибется. Расскажите ему о возможных последствиях ошибки, только не стоит драматизировать. Ребенок должен понять, что ошибиться может каждый, но последствия чаще всего можно исправить.

Не навязывайте свою помощь. Помогайте, когда ребенок сам вас об этом попросит. Объясните ему, что просить помощи в сложных делах не стыдно, что вы готовы помочь в любой момент, но решать все проблемы за него не станете.

Не давайте готовых решений. Пусть ребенок предложит несколько вариантов. Спросите у него, видит ли он все плюсы и минусы каждого из них. Если нет, то расскажите ему о тех, которых он не видит. Узнайте, какое решение он выбрал. Каким бы ни был этот выбор, обеспечьте ребенка эмоциональной поддержкой и заботой.

• Ловушка нетерпеливости

Некоторые родители стремятся побыстрее удовлетворить желания ребенка. В их представлении именно это является заботой. А быстрый и доступный интернет позволяет получить здесь и сейчас все, что хочет ребенок.

Это приводит к тому, что дети становятся нетерпеливыми. Они привыкают к незамедлительному отклику на запрос. Они не хотят планировать свое будущее, их поведение становится импульсивным.

Дети готовы взять первый попавшийся ответ на вопрос, проявляя первую реакцию на раздражитель.

Детей необходимо учить терпению. Любую просьбу, если она не является экстренной, лучше удовлетворить чуть позже. Объясните ребенку, что заняты другим делом, но, когда закончите, обязательно ему поможете. Он должен понимать, что у других людей есть свои дела и желания. Это воспитает в нем уважение к интересам других, а также чувство единения с семьей.

Другой аспект этой ловушки — предпочтение результата процессу. Все необходимые знания, умения и навыки формируются в процессе обучения. Но люди обращают больше внимания на результат. К нему стремятся и дети, и родители. И если процесс, которым занят ребенок, не дает ожидаемых результатов, родители спешат этот процесс исправить.

Показной результат в перспективе играет против ребенка. Несоответствие результата реальному уровню навыков быстро раскроется. В человеке разочаруются, его самооценка снизится, а навыков он так и не приобретет.

• Ловушка давления

Всем хочется, чтобы их ребенок был примером для других. Зачастую родители жаждут этого больше, чем сам ребенок. Они всячески стараются надавить и повлиять на своего ребенка, чтобы он не только не отставал от сверстников, но и перегонял их. В этом, считают родители, и кроется секрет успеха.

При такой установке взрослые редко считаются с желаниями и силами самого ребенка. Их требования могут превосходить его возможности. Плотный график занятий лишает детей свободного времени. Ребенку некогда отдохнуть, поиграть, расслабиться. Работая на износ, он может, в конце концов, перегореть и проникнуться отвращением к собственным интересам и занятиям. Родителей ждет разочарование, а ребенка — снижение самооценки.

Другая проблема перегруженного графика в том, что ребенок не учится самостоятельно распределять время. За него это делают родители, опасаясь, что он опоздает на очередную секцию или кружок. А ребенок не знает, как и чем занять самого себя. Если ему выпадает свободная минута, а под рукой нет интернета, он изнывает от скуки.

Для успеха в каком-то деле ребенку совсем не обязательно выкладываться по максимуму. Достаточно, если он будет заниматься делом, которое ему по-настоящему нравится. Там, где ему интересно, он будет стараться и достигать результатов.

• Ловушка обеспечения

Взрослые не хотят, чтобы их дети в чем-то нуждались. Поэтому родители заваливают детей всевозможными материальными благами. Дети получают все, не прилагая никаких усилий. В результате они перестают ценить не только сами вещи, но и деньги, потраченные на них, и труд, которым эти деньги были заработаны. Становясь старше, они не стремятся работать, ведь привыкли получать все просто так.

Чтобы это предотвратить, нужно сделать так, чтобы все материальные ценности и деньги ребенок получал заслуженно. Вознаграждайте его за помощь по хозяйству, хорошие результаты в школе и на секциях. Но не стоит платить за все. Регулярную работу по дому ребенок должен делать бескорыстно. Старший подросток может устроиться на подработку и обеспечивать себя сам хотя бы частично.

• Ловушка вины

Этой ловушки избежать труднее всего. Неся полную ответственность за своих детей, взрослые часто испытывают чувство вины, если считают, что их дети страдают, что они несчастны.

Чтобы избавиться от ощущения вины, родители стараются угодить ребенку, принести ему радость. А это открывает детям возможность манипуляции.

Многие взрослые сильно загружены собственными делами и не всегда могут уделить время ребенку. Но именно это требуется: найти в своем расписании время для ребенка. Подойдет максимально свободный для вас и для него день. Каждый вечер за ужином и после общайтесь со всеми членами семьи. Это пойдет на пользу семейной атмосфере и освободит вас от навязчивого чувства вины.

Стадии развития

Многие родители предъявляют к своим детям требования, которые не соответствуют их уровню развития. Им кажется, что ребенок способен на то же, что и взрослый. У него столько же моральных сил, мотивации, рациональности и жизненного опыта. Но это, разумеется, не так.

В жизни человека есть несколько стадий развития. На каждой из них формируются или меняются различные качества и навыки. В соответствии с конкретной стадией подбирается и подход к воспитанию ребенка, и требования, предъявляемые к нему. Стадии распределяют по-разному, в зависимости от того, развитие каких качеств рассматривается. Есть три популярные теории развития.

Теория социального развития

Рассматривает жизнь человека как череду кризисов. Человек сталкивается с ними на всех стадиях. Дальнейшая его жизнь, развитие и самооценка зависят от того, насколько успешно он преодолевает кризис.

Этапы человеческой жизни, согласно этой теории:

  1. Младенчество — от рождения до полутора лет. На этом этапе формируется доверие. Если младенец может доверять взрослому, от которого он зависит, в будущем он будет больше доверять людям. Но при недостаточном проявлении любви или непоследовательном поведении взрослого у ребенка разовьется недоверие.
  2. Раннее детство — от полутора до трех лет. В это время у ребенка развивается самостоятельность. Если взрослые не дают ей проявляться, ребенок начинает сомневаться в собственных силах. На этом этапе важно дать ребенку больше самостоятельности.
  3. Дошкольный возраст — от трех до шести лет. Ребенок становится любознательным, и у него развивается инициативность. Он становится активным участником действий. Но если инициативу ребенка взрослые не одобряют, у него формируется чувство вины.
  4. Школьный возраст — от шести до двенадцати лет. Школа — это множество новых видов деятельности и коммуникации. Успех в новых делах формирует у ребенка целеустремленность, любовь к труду и достижениям. Неудача приводит к снижению самооценки и чувству неполноценности.
  5. Подростковый возраст — от двенадцати до восемнадцати — двадцати лет. В это время у человека формируется его идентичность, вкусы, взгляды и предпочтения. У него сформируется сильное «Я», если его идентичность не будут подвергать сомнению и не станут пытаться переделать. В противном случае четкого «Я» не сформируется, и вся идентичность человека будет аморфной.

На каждом этапе для воспитания положительных черт личности важна родительская поддержка, но не опека.

Теория когнитивного развития

Эта теория обращает внимание на возрастные изменения в мышлении человека. Согласно ей, человеческая жизнь делится на следующие этапы.

  • Сенсомоторная стадия — от 0 до 2 лет. Ребенок получает информацию о мире с помощью движений и ощущений. Он учится отделять себя от мира и прилагать усилия для достижения цели.
  • Дооперациональная стадия — от двух до семи лет. В это время ребенок учится объяснять словами, считать и классифицировать предметы. Он пока что не умеет ставить себя на место других людей и не способен воспринимать абстракции.
  • Стадия конкретных операций — от семи до одиннадцати лет. Дети становятся менее эгоцентричными, обращают внимание на события, которые не связаны напрямую с их жизнью. Мышление остается конкретным, но более рациональным.
  • Стадия формальных операций — от одиннадцати до пятнадцати лет. Развиваются логика и абстрактное мышление. Ребенок учится планировать, расставлять приоритеты и прогнозировать последствия. Это время приобретения важного самостоятельного опыта.

Когнитивные навыки развиваются постепенно и неравномерно. Не стоит требовать от ребенка их все сразу. Вообще не стоит требовать многого. Наблюдая результаты ребенка в различных сферах, обращайте внимание на уровень его когнитивного развития.

Моральное развитие детей

Развитие моральных качеств и логики для решения этических задач тоже происходит поэтапно.

  • На первой стадии ребенок лишь следует нормам, которые устанавливают авторитетные взрослые. Если он их нарушает, его ждет наказание. Страх перед наказанием и формирует моральную логику ребенка.
  • На второй стадии дети уже понимают, что у других людей могут быть свои потребности. К страху наказания добавляется личный интерес и поиск возможностей для его удовлетворения. Первые две стадии характерны для дошкольников и младших школьников.
  • Третья стадия начинается в подростковом возрасте. В ее основе лежит конформность. Подросток соблюдает принципы того сообщества, к которому принадлежит или стремится принадлежать.
  • В старших классах наступает четвертая стадия. У человека формируются первые собственные моральные принципы, он больше не проверяет свой выбор обществом. Для большинства людей это заключительная стадия.
  • На пятой стадии приходит понимание морали как общественного договора. Человек осознает условность и изменчивость морали. Такой взгляд на мораль нехарактерен для детей и подростков.

Для развития моральных качеств личный опыт нужен так же, как и для развития навыков. Нарушение моральных норм — это поиск их границ и умение в этих границах оставаться. В процессе морального взросления человек может ошибаться. Но ему нужно самому принять все последствия этой ошибки. Поэтому не стоит решать сложные этические ситуации за ребенка. Это не сделает его морально взрослее.

Исполнительные функции

Нашу повседневную жизнь упрощает множество различных устройств. Но такое упрощение негативно сказывается на развитии мозга. Там, где раньше требовалось хорошенько поразмыслить, сегодня достаточно нажать кнопку. Наш мозг развивается, когда мы сталкиваемся с новыми задачами и пытаемся их решить. Когда за нас это делает гаджет, никакого развития не происходит. Не возникает нужного опыта, не приобретаются навыки.

Сильнее всего страдают исполнительные функции мозга. Эти функции отвечают за такие сложные процессы, как обработка информации, планирование или работа в режиме многозадачности. От них зависят социальные навыки, самостоятельность суждений, организация времени и пространства. Высокий уровень их развития обеспечивает гибкость и адаптивность мышления. Развитые исполнительные функции — это основа самодостаточной и уверенной в себе личности.

Оптимальный период для такого развития — с подросткового возраста до двадцати лет. В это время развивается лобная доля мозга, ответственная за исполнительные функции. Связанные с ними навыки усваиваются с помощью личного опыта. Именно в это время родители должны давать подростку все больше самостоятельности и связанной с нею ответственности.

Ошибочное представление об интеллекте

Исполнительные функции играют большую роль в учебе. Исследования показывают, что самостоятельность, гибкость мышления и многозадачность важнее уровня интеллекта, высоких баллов или углубленного изучения. Поэтому хорошие оценки любой ценой и куча дополнительных занятий — бессмысленны.

Многие полагают, что умному все дается без труда. Идеалом считается немедленное получение результата без приложения особых усилий. Если ты сталкиваешься с трудностями, значит, ты — не умный человек.

Но, разумеется, это не так. Решение любых задач связано с трудом, в том числе с работой исполнительных функций мозга. Человек сталкивается с трудностями, но преодолевает их. Тем самым он приобретает нужный опыт и навыки, связанные с исполнительными функциями. Важна не отметка сама по себе, а именно работа, с помощью которой эта отметка была достигнута.

Отметка не должна становиться самоцелью ни для родителей, ни для учеников. Родителям и самим нужно лояльнее относиться к оценкам, и прививать такое же отношение своим детям. Хорошие оценки — не высокие, а положительные. Если ребенку с трудом дается предмет, положительной оценкой может быть и четверка. Главное, чтобы она была заработана самостоятельно и честно. Оценки потом забудутся, а навыки мышления останутся и всегда будут важны.

Современные телефоны умны, а мы?

Сегодня редко встретишь человека, который бы не имел смартфона и выхода в интернет. В этом есть свои бесспорные плюсы, но есть и минусы.

Самый очевидный из них — в том, что мы заменяем смартфонами собственные мыслительные функции. Использование гаджетов негативно влияет на работу памяти. Из долговременной памяти исчезают многие данные, которые переносятся на хранение в телефон. А кратковременной памятью человек распоряжается теперь менее эффективно, чем прежде.

Информация усваивается хуже, если человек постоянно отвлекается на оповещения телефона. Смартфон, как средство непрерывной связи, не способствует развитию самостоятельности. Ведь в любой ситуации проще позвонить родителям, чем принять собственное решение. Легче получить информацию из гугла, чем вспомнить или посчитать самому. А у родителей появляется возможность контролировать каждый шаг своего ребенка. Это приводит к гиперопеке.

Проблема не в самих гаджетах, а в границах их использования. Они сильно облегчают нам жизнь. Но полагаться на них всецело не стоит. Детям нужно сперва приобрести необходимые навыки, и только потом упрощать себе жизнь смартфонами. Чтобы не оказаться беспомощными, когда телефон или интернет не будут доступны.

Не стоит полностью ограждать детей от смартфонов. Но важно установить определенные и всегда соблюдаемые границы их использования. Смартфон не нужен во время занятий, зато после выполнений всех заданий с ним можно отдохнуть. В экстренных случаях или при изменении планов можно предупредить ребенка или получить сообщение от него. Но постоянно контролировать все его действия и подсказывать решения не нужно.

Переписка

Подростки любят общаться. В эпоху мобильного интернета они могут обмениваться сообщениями постоянно. Есть в этом и негативные стороны.

Многие дети переписываются во время уроков, не усваивая при этом информацию, идущую от учителя. Они готовы общаться со сверстниками и тогда, когда стоило бы пообщаться с семьей или выполнить какую-то работу. Общение заменяет им любую другую деятельность.

Подросткам больше нравится переписываться, чем говорить. Даже находясь рядом, они предпочтут общаться письменно. Это обедняет возможности человеческого общения. Слова передают только часть информации. Другая часть передается с помощью интонации, мимики, жестов, языка тела, темпа речи. Письменная речь этого лишена. Однотипные смайлики не способны передать все эмоциональные тонкости. В результате подростки не приобретают нужных навыков общения.

Для всестороннего развития этих навыков важно соблюдать баланс между перепиской и полноценным общением. Посоветуйте детям чаще встречаться и разговаривать вместе. В переписке очень сложно понять все нюансы, особенно эмоциональное состояние собеседника. Это может привести к конфликту. Поэтому любые важные вопросы лучше решать с глазу на глаз.

Негативные аспекты технологий

Современному ребенку предоставляется огромное количество развлечений. Это и всевозможные игры, и социальные сети, и видеоролики. Ребенок способен вмиг удовлетворить любой свой запрос. Это приводит к нетерпеливости. Дети просто не умеют ждать. Им всегда необходимо какое-либо развлечение.

И это приводит к зависимости от гаджетов. Дело не столько в скуке ожидания, сколько в желании получить развлечение немедленно.

Видеоигры

Сами по себе они не плохи. Но часто становятся способом избежать действительности. Ребенок не желает решать реальные проблемы и приобретать реальный опыт. Ему легче окунуться в игру — там проще добиваться целей и повышать самооценку. Но в будущем отсутствие необходимого социального опыта станет помехой.

Поэтому стоит обращать внимание на взаимодействие ребенка с игрой. Если он играет для того, чтобы расслабиться, он спокойно отнесется к ограничению времени на игру или вовсе откажется от нее в случае необходимости. Если у ребенка возникла зависимость от виртуального мира, он будет более негативно реагировать на попытки прервать или ограничить игру.

Чтобы этого не происходило, заранее оговорите, в течение какого времени он может играть. Прерывайте игру, как только время кончается. Увеличивайте время игры в качестве поощрения за полезные поступки, например, помощь по дому или хорошие отметки.

Кроме того, важно знать, играет ли ребенок один или с компанией. Во втором случае игру можно воспринимать как разновидность общения. Во время такой игры ребенок может приобретать навыки командного взаимодействия. Поощряйте стремление ребенка играть в видеоигры в компании. Это могут быть его реальные друзья или знакомые по онлайн-игре. Но все равно определите конкретное время для таких игр.

Расскажите ребенку о мерах безопасности при онлайн-знакомствах. Это касается не только игр, но и соцсетей. Нельзя сообщать незнакомцам контактную информации о себе, кроме имени и региона проживания. Узнавайте у ребенка про каждого нового френда: знает ли он, кто это, и как они познакомились. Проверяйте профиль ребенка в соцсетях и всю информацию, которую он о себе размещает. Но предупредите об этом самого ребенка. И отметьте, что до определенного возраста вы вправе контролировать его жизнь в интернете.

Проверяйте, во что играет ваш ребенок. У каждой игры есть возрастной рейтинг. Маленькому ребенку не стоит играть в игру с рейтингом 16+. Она может повысить уровень адреналина, что приведет к беспокойству, чрезмерной активности и агрессии.

Социальные сети

Хорошим способом общения и получения нужной информации являются соцсети. Но тут тоже следует быть осторожными. В соцсетях человек создает свой идеальный образ, далекий от реальности. Ребенок видит других только через эти образы. Он сравнивает себя с ними, и всегда не в свою пользу. Это снижает самооценку.

Важно помнить, что интернет — публичное место. Не стоит выкладывать приватную информацию или фото. Неизвестно, кто может это увидеть и использовать в собственных целях. Если ваш ребенок зарегистрирован в соцсетях, вы должны контролировать его деятельность там.

Заведите страницу вместе с ребенком. Вы должны знать логин и пароль, чтобы получить к ней доступ в любое время. Проверяйте, не сменил ли их ребенок. Установите жесткие настройки приватности для страницы. Проверяйте все фото, которые ребенок собирается загрузить в сеть. Обязательно добавьтесь к нему в друзья и наблюдайте, что он выкладывает.

Позже, по мере взросления и приобретения ребенком опыта общения в интернете, контроль можно ослабить. Но до определенного возраста вы вправе в любой момент потребовать его страницу и сообщения на проверку. Не злоупотребляйте этим и не пытайтесь получить доступ обманным путем. Лучше обо всем договориться заранее, чтобы для ребенка ваш контроль был в порядке вещей.

Телевидение

Как и с другими техническими устройствами, обращение с видеоконтентом хорошо в меру. Это касается не только телевизора, но и различных интернет-сервисов, вроде YouTube и Netflix. Вторые отличаются тем, что видеоматериалы там можно выбирать самостоятельно, и они доступны в любое время. Это также приводит к развитию нетерпеливости, стимулируя просматривать видео нон-стоп сколь угодно долго.

Ограничение времени просмотра помогает и в этом случае. Вы можете его сокращать или увеличивать в зависимости от поведения или заслуг ребенка. Телевизор не должен располагаться в детской, только в общей комнате. Желательно, чтобы хотя бы часть фильмов или передач вы смотрели всей семьей — это объединяет. Постарайтесь включить в программу познавательные и обучающие передачи.

Занятия спортом — не просто забава

Помимо учебы и творческого развития родители обычно отдают ребенка в спортивные секции. Это способствует развитию не только физической формы, но и многих необходимых навыков.

Командные виды спорта приучают ребенка работать в коллективе. Он учится выполнять свою задачу, понимать, когда нужно отдать инициативу товарищу и как распределить работу между участниками команды, чтобы добиться общей цели. Заодно это прекрасная возможность общения для детей. В секцию ходят обычно не те дети, которые ходят с ребенком в один класс. Это увеличивает количество социальных связей ребенка.

Спорт приучает к трудовой дисциплине. Для хороших результатов требуется постоянная работа в зале и вне его. Ребенок может не стараться в школе, но с удовольствием работать в секции. К тому же там обычно более жесткая дисциплина. Это тоже неплохой способ для выработки трудолюбия. Ребенок приучается к тому, что достижение результатов требует времени и усилий.

Важно соблюдать баланс между спортивной и школьной жизнью ребенка. Спорт не должен препятствовать учебе. Особенно если вы понимаете, что ваш ребенок не выберет спорт в качестве карьеры.

Спорт важен для воспитания. Тренер — это еще один педагог вашего ребенка. Поэтому не подрывайте его авторитет.

Если ваших детей совсем не интересует спорт, им могут подойти другие занятия, развивающие похожие навыки. Например, игра на музыкальных инструментах, танцы, театр, туризм или военно-патриотическая деятельность.

Почему алкоголь и наркотики так притягательны

Запретный плод всегда сладок, особенно для подростков. Стремление повзрослеть и изведать все новое приводит их к употреблению никотина, алкоголя и наркотиков. И современный мир легко предоставляет им не только возможности этого, но и массу оправданий. Интернет полон статей о безвредности любого наркотика — они лживы либо однобоки.

Наркотики помогают быстро расслабиться и уйти от сложностей реального мира. Это нравится поколению нетерпеливых. К тому же подростки не всегда могут представить последствия своих действий или относятся к ним легкомысленно. Многие пробуют разные вещества просто за компанию.

От родителей требуется максимальная бдительность. Если возникли подозрения, что ребенок что-то употребляет, важно обратить внимание на его окружение, времяпрепровождение и общение в интернете. Родители должны быть информационно подкованы. Кроме старых видов наркотиков появляются новые — будьте в курсе. Важно знать о них и о том, как их называют между собой подростки.

Смотрите на признаки, которые могут свидетельствовать об употреблении наркотиков. Это может быть внезапно усилившаяся скрытность поведения и агрессивность, нарушение координации, неадекватные реакции на раздражители. Можно заметить покраснение лица или глазных белков, расфокусировку взгляда и расширенные зрачки. Следы уколов можно найти не только на руках, но и на бедрах или в паху.

Прежде чем бежать к врачу, обсудите проблему с ребенком. Порой после разговора с родителями дети берут себя в руки и бросают наркотики. Главное, чего нельзя делать, — пускать ситуацию на самотек и игнорировать очевидные признаки наркомании.

Ваш ребенок будет готов к взрослой жизни?

Помимо учебы и спорта ребенка стоит приучать к бытовой стороне взрослой жизни. Особенно когда он уже заканчивает школу. Если он не научится полезным хозяйственным навыкам в родительском доме, ему будет довольно сложно жить самостоятельно.

В первую очередь приучите ребенка грамотно расходовать деньги. Для этого не стоит заваливать его вещами и давать карманные деньги просто так. Он должен знать цену деньгам и вещам. Обязательно рассказывайте ребенку, сколько стоят вещи, которые вы ему покупаете. Давайте определенное количество карманных денег на определенный период и не меняйте расписания, даже если ребенок потратит все деньги раньше. На последствиях своих ошибок он будет учиться распоряжаться деньгами.

Заведите для ребенка специальную дебетовую карту. Так он привыкнет контролировать не только наличные, но и банковские сбережения. Ближе к выпуску из школы расскажите о том, как работают кредитные карты. Можете приобрести для него кредитку с небольшим лимитом. И обязательно приучайте подростка оплачивать различные счета. Пусть он знает, какие расходы существуют во взрослой жизни и как их регулировать.

Другая сложность — ведение бытового хозяйства. Рутинных дел может быть очень много, и ребенку следует привыкнуть к их исполнению. Кроме того, надо учиться совмещать их со школьными занятиями и свободным временем. Это пригодится во взрослой жизни.

Домашние дела распределите так, чтобы у ребенка была своя зона ответственности. Совместное ведение хозяйства сплачивает семью и прививает необходимые навыки. К концу подросткового возраста ребенок должен уже четко знать свои обязанности. Учите его просить о помощи, если он понимает, что не справится со всем в одиночку. Но если он просит помощи слишком часто, возможно, он вами манипулирует.

Далеко не всегда ребенок готов поступить в вуз сразу после школы. В этом случае не нужно давить и любой ценой протаскивать его в институт. Велика вероятность, что он не справится с возросшей нагрузкой. Это приведет к отчислению, к разочарованию и снижению самооценки. Ребенок вполне может взять паузу после учебы, поработать и немного привыкнуть к взрослой жизни.

Некоторые подростки и вовсе не заинтересованы в высшем образовании. Есть множество профессий, которые можно получить в техникуме, училище или на курсах. Они ничем не хуже других: многие мастера рабочих и технических специальностей неплохо зарабатывают. Наконец, если у ребенка есть идея и план для стартапа, нет смысла ждать несколько лет, обучаясь в вузе. Возможно, ему не обойтись в реализации плана без вашей помощи, но это может того стоить.

Впрочем, такой проблемы не будет, если, воспитывая ребенка, вы приучали его справляться со всеми трудностями самостоятельно. Помните, дети не будут оставаться с вами всю жизнь. Настанет пора выпускать их из-под своей опеки. Пусть они будут к этому готовы!