Как дети добиваются успеха

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

От дошкольного до университетского уровня вся система образования в США пронизана идеей о том, что жизненный успех человека предопределяется его интеллектом. Исследования, проводившиеся в 1950-х годах, показали прямую связь между уровнем образования родителей и развитием умственных способностей у детей. Вероятно, объем словарного запаса и разнообразие речевых оборотов стимулируют развитие мозга ребенка с самого раннего возраста. Можно ли улучшить перспективы детей из малообеспеченных и неблагополучных детей, организовав для них развивающую среду?

В порядке эксперимента для таких детей стали открывать дошкольные учреждения с интенсивной образовательной программой. Действительно, у их воспитанников значительно повысились показатели IQ. Поступив в школу, они получали высокие оценки на протяжении первых нескольких лет обучения. Однако их преимущество исчезало к моменту перехода в среднюю школу. Там их достижения соответствовали средним показателям детей из семей с низким социально-экономическим статусом.

Тем не менее дети, участвовавшие в эксперименте по раннему обучению, показали большие успехи в долгосрочной перспективе. Спустя несколько десятилетий они не испытывали проблем с трудоустройством, отличались любознательностью, самоконтролем, настойчивостью в преодолении трудностей и социальной адаптивностью. Оказалось, что качество жизни зависит не от интеллекта, а именно от этих свойств характера.

В настоящее время система образования в США претерпевает кризис. В новейших педагогических разработках раннее обучение детей буквам и цифрам уходит на второй план. Квалифицированные педагоги уделяют основное внимание созданию благоприятных условий для самостоятельной игры детей. Современные методические рекомендации направлены в первую очередь на развитие у дошкольников навыков планирования, управления эмоциями и соблюдения правил поведения.

Как потерпеть неудачу и как этого избежать

Низкие показатели интеллекта, эмоциональная неуравновешенность и агрессия характерны для большинства детей из неблагополучных семей, живущих за чертой бедности. Самые высококлассные образовательные программы, внедряемые в школы нищих районов, не помогают им выйти на более высокий уровень качества жизни. Основная причина общего отставания этих детей кроется в социальных и семейных проблемах. Они с самого рождения находятся в состоянии стресса, вызванного домашним насилием, наркотической и алкогольной зависимостью родителей, угрозой со стороны уличных банд.

Хроническая тревога оказывает глубокое разрушительное влияние на здоровье и психическое развитие ребенка. Из-за постоянного возбуждения системы физиологического стресса их гипоталамус, гипофиз и надпочечники вырабатывают повышенное количество гормонов. В состоянии острого стресса у ребенка приливает кровь к мышцам, учащается сердцебиение, потеют ладони, растет выработка антител. Организм не рассчитан на длительную работу в таком режиме. Отпечаток детских травм сохраняется во взрослом возрасте. Люди, которые провели детство в хроническом стрессе, попадают в группу риска по болезням сердечно-сосудистой системы. У них снижены способности к планированию, самоконтролю и кратковременной памяти.

Неудивительно, что дети, постоянно подвергающиеся психологической травматизации, не проявляют любознательности к школьным предметам. Их внимание поглощено вопросами собственного выживания, а не развития. У человека есть два способа противостояния невыносимым душевным переживаниям. Первый путь — саморазрушение: болезни, навязчивые мысли, бессонница, приступы безотчетного страха, суицид. Второй путь — агрессия, ориентированная вовне: драки, угрозы, издевательства, преступность. Несчастный ребенок всегда находит себе жертву. Нездоровые проявления агрессии могут продолжаться долгие годы после устранения первоначальной причины стресса.

Однако существует фактор, способный провести ребенка через любые жизненные невзгоды без негативных последствий для психики. Это материнская забота, отзывчивость и крепкие отношения привязанности. Эксперименты показали, что знаки внимания со стороны близкого взрослого быстро приводят в норму физиологические показатели стресса у ребенка. Более того, качественная психотерапия в подростковом возрасте способна устранить последствия пережитых детских травм. Основываясь на научных данных, государственные программы поддержки малообеспеченных семей в США сделали упор на психологическом сопровождении матерей.

Как строить характер

Сравнительные исследования психологических особенностей школьников из бедных и из состоятельных семей показали, что они испытывают схожие проблемы. Более того, ученики привилегированных школ даже чаще впадают в депрессию и наркотическую зависимость. Причины этому следует искать в особенностях семейного воспитания.

Родители из среднего класса часто держатся отстраненно от своих детей, не давая им глубокой эмоциональной поддержки. Для этих родителей характерны завышенные требования к академическим достижениям ребенка. При этом они могут быть излишне снисходительны к проблемам с поведением. Порой они вступают в ожесточенные споры с учителями, чтобы оградить своих чад от разочарований. В результате у детей не формируется умение самостоятельно справляться с трудностями и упорно следовать к своей цели. Но именно эти способности критически важны на следующей ступени образования и в будущей профессиональной жизни. Впрочем, социальные связи и поддержка родственников фактически ликвидируют для них эти риски в результате отчисления из колледжа. В некотором смысле те немногие ученики из бедных районов, которым удается поступить в колледж, обладают преимуществом перед своими богатыми соучениками в отношении свойств характера.

В 1995 году в одном из нищих районов Южного Бронкса был открыт экспериментальный класс средней школы, целью которого было мотивировать учеников к поступлению в колледж. Атмосфера в нем была пропитана идеологией достижений. На стенах висели плакаты, напоминающие о важности упорного труда и преимуществах поступления в колледж. Ученики носили толстовки с напечатанными лозунгами, призывающими к прилежной учебе и дисциплине. Поведение школьников строго регламентировалось вплоть до позы за столом. «Сиди, слушай, спрашивай, кивай, следи за происходящим», — гласили школьные правила. Эффективность приемов подпитывалась характерной для детей этого возраста потребностью в принадлежности к сообществу сверстников со схожими интересами. Успех класса казался феноменальным. Его ученики занимали лидирующие места на городских конкурсах. Почти все дети поступили в колледжи.

Однако дальнейшая судьба ребят не оправдала ожиданий, несмотря на столь многообещающий старт. Многие из них вскоре после поступления в колледж утрачивали интерес к учебе. Удивительно, но успешность выпускников экспериментального класса в колледже никак не зависела от их успеваемости в средней школе. Решающее значение имели определенные черты характера, а именно: оптимизм и добросовестность.

Оптимистичный человек, столкнувшись с неудачей, не воспринимает ее как доказательство своей неполноценности. Вместо этого он продолжает попытки изменить ситуацию к лучшему. Новейшие исследования в области психологии личности показывают, что оптимизм вырабатывается в процессе воспитания.

Добросовестность основывается на способности человека качественно выполнять неинтересную работу даже при отсутствии гарантированной награды. Простейший тест на «канцелярские способности» (умение быстро и точно сопоставлять списки из слов и чисел) лучше предсказывает успешность обучения в колледже, чем стандартные тесты на интеллект. По-видимому, добросовестные люди способны находить для себя внутреннюю мотивацию, чтобы выполнить до конца даже скучную работу.

Основываясь на данных многолетней статистики, методисты программы по подготовке детей из бедных районов к колледжу стали уделять больше внимания вопросам формирования характера у детей. На курсах повышения квалификации учителей убеждают, что в их силах повлиять на развитие характера своих учеников посредством выработки полезных привычек.

Как думать

Помимо основной учебной программы в школах США проводятся дополнительные занятия по шахматам для желающих. Дети со всей страны состязаются за лидирующие места в рейтинге лучших шахматистов. Как и в академических достижениях, в шахматной игре дети из бедных районов обычно уступают ученикам элитных школ. Исключение составляет команда средней школы IS318, где ребят из малообеспеченных семей учит играть в шахматы знаменитая Елизабет Шпигель.

Ее стиль преподавания разительно отличается от стереотипного представления о хорошем наставнике. Она не стремится к немедленному поощрению верных шагов, чтобы закрепить результат и внушить ученику уверенность в себе. Вместо этого учительница придает первостепенное значение работе над ошибками. После каждой игры дети собираются для ее обсуждения. Благодаря прямолинейной критике ребята привыкают тщательно анализировать последствия своих действий и избегать обманчиво легких путей, ведущих в действительности не к выигрышу, а к поражению.

Рейтинг шахматиста не определяется на 100% его коэффициентом интеллекта. Зрительная память и способности к мысленному счету национальных мастеров игры в шахматы не превышают аналогичных показателей посредственных игроков. Выдающихся шахматистов отличают не количественные, а качественные особенности мышления. Они склонны к проверке своих гипотез путем фальсификации — попытки доказать обратное.

Это ярко иллюстрируется на первый взгляд простым тестом. Экспериментатор предлагает определить логическую закономерность в числовом ряду 2—4—6. Испытуемому, прежде чем он озвучит окончательный ответ, разрешается проверить свое предположение. Для этого он может придумать новую последовательность чисел, а экспериментатор скажет, соответствует она заданному правилу или нет. 80% людей сразу замечают восходящий ряд четных чисел и предлагают для проверки цепочку типа 8—10—12. Получив подтверждение своей догадки, типичный испытуемый пробует еще несколько аналогичных цепочек, чтобы снова убедиться в своей правоте. Воодушевившись несколькими утвердительными ответами, он с готовностью озвучивает очевидный вывод: каждое последующее число больше предыдущего на 2. Это неверный ответ. На самом деле была загадана любая восходящая последовательность чисел. Однако, остановившись на своей первоначальной гипотезе, большинство людей не проверяли альтернатив. Так и в шахматной игре — новички спешат применить кажущийся удачным ход, упуская из виду возможные риски. В этом смысле опытные шахматисты более пессимистичны.

Кроме интеллектуальных навыков успех в шахматах зависит от интуиции игрока, которая развивается по мере тренировки и накопления опыта. Успешные шахматисты проводят за игрой по многу часов ежедневно. Большинство из них начали изучать шахматы в очень юном возрасте — буквально с четырех лет.

Многим может показаться, что столь глубокое погружение в мир шахмат ограничивает опыт и кругозор ребенка. Вместо того чтобы узнавать понемногу о многих вещах, он интересуется только одной. Однако сами шахматисты утверждают, что игра дает им ни с чем не сравнимое ощущение осмысленности и продуктивности. Они наслаждаются поединками как истинными произведениями искусства.

Как добиться успеха

В настоящее время в США диплом о высшем образовании ценен как никогда. Он способен уравнять жизненные перспективы учеников из богатых и бедных семей. В частности, обладание им увеличивает доход от профессиональной деятельности не менее чем на 83%. Несмотря на это количество студентов, бросающих учебу в колледже, остается неизменно высоким. Лишь 1 из 30 чернокожих студентов успешно завершает обучение.

Исторически система среднего школьного образования в США развивалась в направлении подготовки дисциплинированных работников для производственного труда, а вовсе не студентов колледжей. Навыки критического мышления и настойчивость в поиске выхода из проблемы, необходимые для получения высшего образования, в школах не тренировались. В последнее время государственная политика США стремится сделать обучение в колледже доступнее для всех слоев населения. Теперь туда поступает слишком большое количество желающих, часть из которых не обладает достаточными для учебы интеллектуальными способностями.

Впрочем, исследования показали, что прогноз успешного окончания колледжа определяется не результатом вступительного экзамена, а успеваемостью за все годы обучения в средней школе. Судя по всему, этот показатель отражает уровень самоконтроля и навыков тайм-менеджмента. Поскольку детям из благополучных семей поступление в колледж дается сравнительно легко, многие из них посвящают свободное от лекций время общению друг с другом, спорту и хобби, а не самостоятельным занятиям. Это дает шанс пробившимся ребятам из бедных районов догнать остальную группу к концу первого курса.

Лучший путь

Несмотря на многочисленные законопроекты правительства США по борьбе с бедностью, с 1960-х годов и до настоящего времени доля детей, растущих в ужасных условиях, остается по-прежнему высокой. Государственные субсидии существенно не изменили качество жизни неблагополучных семей. В последнее время политические дискуссии о борьбе с нищетой слились воедино с разговорами о реформе системы образования. Предполагается, что если дети из бедных районов получат шанс на достойное образование, то они смогут вырваться из своей неблагоприятной среды. С этой целью повысились требования к профессионализму учителей. Им предоставили некоторую свободу в поиске эффективных способов преподавания.

И все же проведенные педагогические эксперименты привели к весьма скромным результатам. Автор, работая над книгой, не раз вспоминал свою личную историю. В юности он сам бросил колледж и отправился путешествовать. Он хорошо учился, но новые впечатления влекли его больше, чем перспектива получить высшее образование. В самом деле, основная часть выпускников престижных американских университетов находят себе работу в сфере финансов или консультирования по вопросам бизнеса. Эти профессии, безусловно, приносят прибыль, но они не имеют ничего общего с личной самореализацией и общественным служением.

Многие успешные соотечественники автора (например, Стив Джобс) также не доучились в колледже и ни разу об этом не пожалели. Автор склонен считать, что не образование само по себе, а семейное воспитание играет решающую роль в жизненном успехе человека. Именно благодаря заботе родителей в первые годы жизни закладываются фундаментальные черты характера человека: гибкость, стрессоустойчивость, целеустремленность, добросовестность, любознательность, оптимизм и благодарность. Именно они ведут к жизненному успеху. В силах родителей вырастить ребенка преуспевающим.