Что делать, если ребенок не хочет в детский сад?

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Что такое детский сад?

В крупных городах у родителей сейчас имеется достаточно большой выбор детских дошкольных заведений, как государственных, так и частных.

В государственных детсадах программа и режим дня стандартизированы и единообразны для всех, без учета пожеланий родителей и детей. Малышей учат элементарному счету, лепке и рисованию. За дополнительную плату возможны уроки английского или танцев.

В коррекционных детсадах с детьми, имеющими проблемы по зрению, слуху, опорно-двигательному аппарату, задержки в речевом или интеллектуальном развитии, работают специалисты. В таких учреждениях группы, как правило, меньше по численности в сравнении с обычными садиками.

Здоровый ребенок, попадая в такую группу, становится образцом для других, но ему самому в смысле достижений равняться будет не на кого.

Во многих случаях коммерческие детские сады — это небольшие платные группы в помещениях государственных садиков. Здесь родителям обещают гибкий личностный подход к каждому ребенку, режим дня подстраивают под запросы детей. Например, старших дошкольников не заставляют спать днем, добавляя больше развивающих уроков.

Однако по-настоящему индивидуальную схему занятий и режим дня можно реализовать только в семейном (домашнем) детсаду, где в группе от 3 до 6 ребятишек. Для такого рода детских заведений закон не требует лицензирования, садики могут располагаться в обычных квартирах: санитарно-гигиенические нормы будут на совести учредителей и сотрудников. Понятно, что уроки физкультуры, танцев или дневной сон в домашнем детском саду организовать сложнее.

Каковы основные преимущества детсада?

  • Дети социализируются, приучаются к общению с другими ребятишками. Постепенно преодолевая естественный детский эгоцентризм, здесь они могут самостоятельно играть и улаживать конфликты.
  • Старшие дошкольники легче принимают авторитет взрослого наставника — не члена семьи.
  • Взаимодействие с другими мотивирует развитие личности ребенка.
  • Ребенок приобретает новые знания, получает физическое и музыкальное развитие в соответствии с государственными образовательными стандартами.
  • В коллективе навыки самообслуживания развиваются быстрее.
  • Родители высвобождают часть времени для себя, мамы могут продолжить карьеру.

Лучший возраст для начала посещения детсада

Отдавать двухлетних малышей в садик — слишком рано, в этом возрасте дети больше болеют и плачут. «Кризис трехлеток», когда дети склонны к протестам против власти родителей и капризам, тоже не самое подходящее время для посещения сада. А пятилетний ребенок-новичок уже может испытывать трудности с привыканием к коллективу.

Оптимальный срок, когда ребенку исполняется четыре: он уже неплохо говорит, умеет успокаиваться сам, но все еще открыт для новых знакомств и правил.

Если ребенок не хочет идти в садик, он, в большинстве случаев, протестует открыто, плачет и сопротивляется. Но есть дети, у которых проблемы адаптации протекают скрыто, выражаясь в виде частых болезней, сонливости, рассеянности, неохотных утренних сборов. Малыши могут часто жаловаться на педагогов и других детей, или, напротив — отказываться говорить с родителями о том, что было в саду, как прошел день.

Как поступать, если ребенок упорно не желает посещать садик, а у родителей нет возможности или желания отказываться от карьеры и доверять воспитание бунтующего наследника бабушкам?

Возможно, вашему ребенку нужно больше времени для адаптации.

Причины нежелания ребенка посещать детский сад

Если дать детям выбор, почти все они предпочтут провести время дома, а не в детском саду. И это естественно: малыши любят свой дом и своих родителей. Но это еще не означает, что перед вами уже встала проблема адаптации.

Дети часто удивляют родных тем, как легко они могут приспосабливаться к новому: бегут в группу, изучают новые игрушки и т.п. Но только очень немногие дети сохраняют подобную активность и увлеченность первых часов в течение последующего времени.

Обилие новых знакомств, смена привычных условий, разлука с близкими вызывают стресс. Уже на следующий день или спустя пару дней ребенок может заявить протест и отказываться посещать сад. Привыкание происходит в течение одного - трех месяцев.

В большинстве случаев первые дни в детсадике малыши испытывают негативные чувства: скучают по дому и близким, страшатся воспитателя, злятся на родителей.

Положительные эмоции появляются по мере привыкания. Хотя плакать утром во время расставания с мамой дети могут еще достаточно долго. Признаки улучшения в этом вопросе появляются, когда ребенок начинает успокаиваться спустя несколько минут после маминого ухода.

Дети до трех лет еще не умеют взаимодействовать друг с другом в игре. Максимум, что им доступно: повторять друг за другом простые манипуляции, вместе бегать и визжать. Социализация малыша этого возраста выражается пока лишь в том, чтобы слушаться указаний воспитателя.

По мере привыкания у ребенка пробуждается интерес к новой обстановке, игрушкам, действиям и знакомствам. Дети могут вести себя вяло и заторможенно или излишне активно в зависимости от своего темперамента. Во время адаптации у детей часто нарушается сон. Могут быть трудности с засыпанием и дома, и в садике.

Иногда стрессовая реакция у некоторых детей становится причиной утраты части ранее освоенных навыков речи и самообслуживания. Но после прохождения сложного периода эти навыки возвращаются и даже выходят на более высокий уровень.

В первый месяц посещения детсада у многих детей пропадает аппетит, они немного теряют в весе и чаще болеют. Но ОРВИ обычно протекают без осложнений.

Как облегчить ребенку процесс адаптации?

  • Для начала в присутствии ребенка «похвастайтесь» достоинствами выбранного садика и воспитателей кому-нибудь из своих знакомых.
  • Заранее установите дома такой же режим сна, как и в детском саду.
  • Не дополняйте другими стрессами период адаптации — например, не отучайте ребенка от соски.
  • Эмоционально поддерживайте ребенка — чаще хвалите его успехи, обнимайте.
  • Плач расслабляет, защищая нервную систему детей от перегрузки; не ругайте ребенка за плач и не требуйте немедленно прекратить капризы.
  • Позвольте ребенку взять с собой из дома небольшую мягкую игрушку.
  • Сочините сказку про садик вместе с ребенком, разыграйте театральное представление: поход игрушек в детский сад и возвращение к маме.
  • В случае трудной адаптации приучайте ребенка к саду постепенно, сократив количество дней или часов пребывания в нем.
  • Ведите себя уверенно, не выказывая при ребенке своих сомнений по поводу необходимости посещать детсад.
  • Создайте свой ритуал прощания. Поцелуйте, помашите рукой — и уходите уверенно, не оглядываясь и не затягивая прощания.
  • Часто бывает, что ребенок легче расстается с папой, а маму отпускать не желает ни в какую. В этом случае будет проще, если ребенка станет отводить в сад папа, а забирать — мама.
  • При прощании сообщайте ребенку, когда вы намерены за ним вернуться — после прогулки, в полдник. Этим вы облегчите ребенку ожидание.

Если ребенок по-прежнему отказывается ходить в сад, у этого могут быть различные причины. Рассмотрим некоторые из них.

Натянутые отношения с воспитателем

Если ребенок — активный непоседа, есть риск, что у него возникнут трудности в отношениях с воспитателем. В группе, где много детей требуют внимания, частые просьбы и вопросы вашего малыша воспитатель может игнорировать. Он может критиковать вашего ребенка при всех. В этом случае (в отличие от конфликтов со сверстниками) ваше вмешательство необходимо.

Вступая в разговор с воспитателем, поблагодарите его за готовность с вами встретиться, выразите настрой на совместное решение проблемы. После этого четко выскажете, в чем причина вашего беспокойства, и попросите воспитателя высказаться о том, как он видит ситуацию.

Будьте готовы принести или принять извинения. Чем бы ни закончилась беседа, кратко подведите ее итоги и поблагодарите еще раз. Если взаимопонимания не возникло, а недопустимые, с вашей точки зрения, вещи повторяются, обратитесь к заведующей или в Департамент образования.

Неприязнь к еде, которую готовят в детском саду

Очень частая проблема. Незнакомая еда или подгоревшие каши и супы с их характерным запахом способны испортить настроение детям на целый день. А настойчивость по поводу принятия пищи со стороны воспитателя или няни могут довести до невроза. Принуждения доедать все с тарелки, угрозы, обидные сравнения, запрет выйти из-за стола — насильственное кормление наносят больше вреда здоровью, чем голод.

Чтобы решить проблему, прежде всего откажитесь от завтраков дома. По возможности готовьте такие же блюда, как в детском саду. Запугивать ребенка, что он не вырастет, если не станет есть, недопустимо. Также не стоит излишне назойливо расспрашивать о еде и ставить в пример других детей.

Если трудности с питанием не проходят в течение нескольких недель, есть смысл проконсультироваться у гастроэнтеролога. Возможно, будет лучше кормить ребенка завтраком дома, а воспитателей предупредить, что, если ваш ребенок останется не накормлен, вы не будете в претензии.

Трудности засыпания. Дневной сон

Старшие дошкольники физиологически не нуждаются в том, чтобы спать днем. Многие дети этого возраста с трудом мирятся с необходимостью тихо лежать в кровати после обеда. В частном детсаду ребенка, как правило, легко соглашаются занять спокойными играми или чтением вместо сна. В государственном садике с этим сложнее. Возможным выходом будет забирать ребенка домой после обеда.

Необходимость прогулки

Трудности с одеванием могут отвращать ребенка от садика. Если малыш медлителен или неловок, сборы на прогулку становятся для него пыткой. Особенно если его сравнивают с другими детьми или стыдят за то, что он «копается».

Гиперопека в семье

Для полноценного развития личности ребенка в раннем возрасте необходима глубокая эмоциональная связь с родителями. Хотя чрезмерная зависимость от мамы после трех лет будет препятствовать социализации малыша. Дети с подобной проблемой излишне тревожны и обладают низким уровнем самостоятельности.

В этом случае родителям советуют более настойчиво приучать ребенка к навыкам самообслуживания.

Если вы сами болезненно переживаете расставание с малышом, вам особенно важно довериться опыту и профессионализму воспитателя. Отбросьте собственные тревоги. Будьте уверены, что по завершении нелегкого периода адаптации ребенок по достоинству оценит все преимущества детского коллектива.

Насмешки со стороны сверстников

Всевозможные дразнилки — неотъемлемая часть общения детей в старшем дошкольном возрасте. Поводом для язвительных шуток может послужить яркая особенность внешности или поведения. Некоторые дети воспринимают насмешки слишком болезненно, вплоть до отказа от посещения детского сада.

Родители могут помочь ребенку, ставшему жертвой насмешек, представив его особенность как достоинство. Например, очки выглядят солидно, принадлежность к национальному меньшинству — предмет гордости. Если причиной обидного прозвища является лишний вес, неаккуратность или робость ребенка — это повод начать бороться с этим недостатком. Если ситуацию изменить в корне нельзя, лучший выход для ребенка — принять свою индивидуальность и сформировать здоровую самооценку. Не менее важно научить ребенка постоять за себя. Эффективными стратегиями противодействия насмешкам будет:

  • игнорирование (если ребенок достаточно терпелив);
  • необычные или шутливые ответы задирам;
  • задорные отговорки в форме стишков;
  • прямой вопрос к обидчику о причинах грубости.

Трудности адаптации характерны для гиперактивных, агрессивных, стеснительных и часто болеющих детей. Кроме того, есть ребята, которые в силу особенностей характера не принимают никаких режимных требований. Часто они обладают яркой индивидуальностью и становятся неформальными лидерами в детском коллективе. Другие дети от природы очень мало нуждаются в общении и стремятся проводить больше времени в уединении. Иногда уклонение ребенка от посещения детского сада продиктовано ситуативными факторами: страхом выявления постыдного проступка, конфликтом по поводу распределения ролей в спектакле и т.д. Наконец, есть дети-манипуляторы, которые, изображая нежелание ходить в детский сад, тем самым привлекают к себе внимание родителей, избегая других неприятных тем.

Чтобы детский сад нравился

Предупредить проблемы с адаптацией к детскому саду можно, если заранее подготовиться к поступлению в него. Прежде всего необходима спокойная уверенность родителей в том, что их ребенок в любом случае будет ходить в детский сад. Как минимум за месяц до поступления создайте дома соответствующий режим дня. Начните будить ребенка, придумав для этого веселый ритуал с бодрой музыкой и игрушками. Основу питания ребенка должны составлять молочные каши, супы, запеканки и тушеные овощи. Желательно укрепить здоровье ребенка с помощью массажа и физкультуры.

Уделите особое внимание развитию у ребенка навыков самообслуживания. Сначала предлагайте ему частично выполнять отдельные операции (например, натянуть колготки от колен до пояса). Затем постепенно увеличивайте долю участия ребенка. Приучите его занимать себя самостоятельной игрой. Для этого начните интересное занятие вместе с ним, а потом ненадолго отлучитесь. Так ребенок научится самостоятельно продолжать игру, а затем и начинать ее сам. Старайтесь как можно чаще организовывать общение ребенка с другими детьми (в парке, в гостях).

Ребенок должен иметь правильные представления о детском саду до того, как он впервые туда отправится. Поиграйте дома в детский сад с игрушками (уделив особое внимание ритуалам пробуждения, прощания и возвращения мамы). Почитайте вместе иллюстрированные книги про детский сад. Проходя мимо ограды садика, покажите площадку и вход в здание, куда нужно будет ходить.

Желательно, чтобы до начала посещения детского сада у ребенка уже был опыт разлуки и воссоединения с мамой. По возможности доверяйте заботу о нем другим родственникам — хотя бы на пару часов. В идеале следует заранее познакомиться с воспитательницей, узнать ее точку зрения по интересующим вас вопросам, а также представить ее ребенку.

В первые дни посещения детского сада желательно приходить только на один - два часа, постепенно увеличивая время пребывания. Безболезненно оставаться в детском саду на полный день ребенок сможет не раньше, чем через две недели. Будьте готовы к частым болезням в первые недели адаптации. Не торопитесь выходить на работу.

Огромный вклад в психологическое благополучие ребенка в детском саду вносят доброжелательные отношения с воспитателем. Предлагайте свою помощь в делах группы (например, украсить актовый зал к утреннику). Интересуйтесь у педагогов успехами и трудностями своего ребенка. Не спорьте с воспитателем при ребенке. Придерживайтесь установленных в учреждении правил для родителей.

  • Приносите достаточный запас чистой одежды соответствующего размера на случай, если ребенок запачкается.
  • Своевременно приобретайте необходимые для занятий принадлежности — спортивную форму и обувь, канцелярские товары.
  • Не задерживайте оплату детского сада.
  • Предупреждайте воспитателя об отсутствии ребенка по причине болезни.

Есть ряд типичных ошибок родителей, которые становятся причиной стойкой неприязни ребенка к детскому саду.

  • Изначальный настрой на суровость воспитателей и строгость режима.
  • Обсуждение своих сомнений по поводу целесообразности посещения детского сада в присутствии ребенка.
  • Критика персонала сада в присутствии детей.
  • Невыполнение обещания забрать ребенка из сада пораньше.

Глядя на серьезных и самостоятельных выпускников детского сада, трудно поверить, что еще недавно это были рыдающие малыши, цеплявшиеся за мам. Детский сад должен стать позитивным опытом для каждого дошкольника. Желаем вам с успехом преодолеть все трудности адаптационного периода, заручившись поддержкой воспитателей и детского психолога.