Воспитание с умом. 12 революционных стратегий всестороннего развития мозга вашего ребенка

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Выживание и процветание

Усталость от накопившихся домашних хлопот и детских капризов порой заставляет родителей с нетерпением ждать отхода детей ко сну. В такие трудные дни предел родительских мечтаний – просто «выжить». Однако бывают счастливые моменты, в которые вдумчивые и внимательные взрослые заботятся о будущем детей и помогают им развить свой природный потенциал. Тогда мы помним о главной цели воспитания – вырастить ответственных и великодушных людей, которые будут процветать.

Если сравнить, сколько времени мы проводим в режиме выживания и в режиме процветания, то получится большой перевес в пользу первого. Целью этой книги является показать родителям, как можно использовать трудные моменты общения с детьми для их развития. Авторы убеждены, что наиболее благоприятные условия для становления личности ребенка создаются постоянными усилиями родителей по самосовершенствованию.

Воспитание с учетом потребностей мозга

Мозг состоит из нескольких функциональных отделов, которые специализируются на разных задачах. Так, левое послушание задействовано в процессах логического мышления и речи. Правое полушарие ответственно за чувственное восприятие предметов, людей и окружающей обстановки. Подкорковые структуры обеспечивают возможность немедленного, инстинктивного реагирования в опасных ситуациях. Для принятия взвешенного решения в жизненных ситуациях требуется слаженная работа всех отделов.

В незрелом мозге маленького ребенка происходит что-то вроде перетягивания каната между ними. Поэтому для детей характерны перепады настроения, повышенная эмоциональность, импульсивность. Взросление предполагает формирование связей между разными участками мозга. Родители в силах стимулировать образование необходимых проводящих путей в мозге ребенка с помощью воспитательных приемов.

Одним из самых революционных открытий современной нейробиологии является пластичность мозга. Оказывается, нервные связи постоянно перестраиваются под влиянием переживаемого опыта не только в детском возрасте, но и на протяжении всей жизни человека. Нервные клетки активизируются с каждым притоком новой информации. Между клетками, которые включаются в работу одновременно, образуется связь. Эта связь крепнет с каждым последующим совпадением их активности. Когда родители проговаривают с детьми недавние события, помогают им описать свои чувства, в мозге последних образуются и закрепляются важные связи.

Психически здоровый взрослый держит свои дела под контролем и в то же время при необходимости готов проявить гибкость. Благоденствие находится посередине между суетой и косностью. Обстоятельства могут отбрасывать нас то в одну, то в другую крайность, но мы стремимся вернуться к оптимальному балансу.

В жизни маленького ребенка моменты хаотичного и косного поведения сменяют друг друга повсеместно. Он то непоколебимо придерживается ритуалов, то впадает в неконтролируемую истерику. Это результат возрастной незрелости мозговой интеграции. Взрослый способен облегчить скорейшее возвращение ребенка к состоянию благоденствия.

Два мозга лучше одного

Левое и правое полушария мозга по-разному обрабатывают информацию. Левое полушарие ориентировано на детали и как бы стремится упорядочить их в линейную последовательность (логически объяснить). Правое полушарие воспринимает мир непосредственно, целостно и эмоционально. Правое полушарие развивается раньше и в младшем возрасте доминирует над левым. Именно поэтому маленькие дети так непоследовательны и эмоциональны. В старшем возрасте встречается перекос в противоположную сторону. Подростки нередко демонстрируют поразительную эмоциональную холодность и безразличие к важным для них вещам.

Для того, чтобы принятие решений опиралось на логику и при этом учитывало чувства, требуется согласованная работа обоих полушарий. Автор предлагает родителям несколько стратегий для стимулирования роста связей в мозге ребенка.

Стратегия 1: Установить контакт и перенаправить

Когда ребенок взволнован или расстроен, он невосприимчив к разумным доводам. Родители в ответ на эмоциональную вспышку обычно пытаются его переубедить или ругают за неподобающее поведение. Такие реакции не приносят положительных результатов в долгосрочной перспективе. Дети чувствуют себя униженными и непонятыми. Вместо этого автор рекомендует начать разговор с подтверждения чувств ребенка. На уровне мозга это означает своеобразную подстройку к возбужденному состоянию его правого полушария. Когда ребенок видит сопереживание близкого взрослого, он обычно довольно быстро успокаивается. После того, как эмоциональный контакт будет установлен, вам станет легко перенаправить поведение ребенка в конструктивном направлении.

Первым шагом к тому, чтобы настроиться на волну правого полушария, является невербальное послание ребенку. Внимание к чувствам собеседника передают сочувственный взгляд, расслабленная поза, объятья. На следующем этапе приходит время обратиться к левому полушарию с помощью предложений, рассуждений, обсуждения неприемлемого поведения ребенка. Когда родители помогают ребенку справиться с разрушительными эмоциями и найти выход из проблемы, его мозг становится все более интегрированным.

Стратегия 2: Назвать, чтобы укротить

Некоторые пугающие или болезненные события из жизни детей заставляют их переживать страх снова и снова, когда опасность давно миновала. Лучшее, что может сделать родитель в этом случае, это помочь ребенку пересказать травматичное событие. Дополните его рассказ недостающими подробностями и помогите выстроить воспоминания в хронологическом порядке. Ребенок может потребовать повторять рассказ много раз в течение нескольких дней. Не препятствуйте этому желанию.

Если же он, наоборот, отказывается от разговора, тоже не настаивайте. Возможно, ребенок проявит к этому готовность позже. Дети охотнее вступают в диалог, когда заняты каким-то делом (например, конструированием). Также можно предложить ребенку нарисовать историю или описать ее в сочинении.

Воспроизводя в памяти болезненный опыт, ребенок постепенно осознает смысл произошедшего. Взрывные эмоции правого полушария уравновешиваются логическими выводами левого. Мозг начинает работать как единое целое.

В некоторых семьях не принято открыто выражать чувства, поэтому там царит сухой «левополушарный» стиль воспитания. Детям это не идет на пользу. Родителям необходимо задуматься о том, насколько интегрирован мозг у них самих. Работая над собой, мы автоматически будем стимулировать развитие ребенка.

Возведение лестницы психики

Контроль человека над собственным поведением, в том числе подавление агрессивных импульсов, обеспечивается лобной корой головного мозга. Инстинктивные реакции типа «бей, замри или беги» запускаются подкорковыми отделами мозга. Они играют неоценимую роль в экстремальных ситуациях, когда действовать нужно быстро, не раздумывая. В повседневных же конфликтах эти механизмы могут привести к беде. Умение сдерживаться и оценивать последствия собственных действий зависит от уровня зрелости вертикальных связей между корой и подкорковыми ядрами. У детей высшие отделы мозга находятся в процессе развития, поэтому малышам трудно контролировать себя. Когда у них активизируется подкорковый центр гнева и страха, функции коры головного мозга становятся недоступны.

Когда родитель сталкивается с детскими истериками, необходимо правильно оценить состояние ребенка. Есть истерики «верхнего типа», которые ребенок запускает и останавливает произвольно. Это в чистом виде манипулятивное поведение. Конечно, родители должны дать детям понять недопустимость такого способа добиваться желаемого. Другой тип истерик связан с перевозбуждением подкорковых эмоциональных центров. В этом случае ребенок действительно не способен себя сдержать, прислушавшись к разумным доводам. Ребенка в таком состоянии нужно лишь обезопасить и помочь успокоиться. Объяснять малышу нормы поведения имеет смысл позже, когда кора головного мозга снова получит доступ к управлению поведением.

Стратегия 3: Действовать, а не буйствовать

Когда ребенок ведет себя вызывающе, родительская реакция может быть разной. Стандартный прием – запретить неподобающее поведение под угрозой наказания – апеллирует к «нижнему» мозгу ребенка – подкорковым центрам страха. Такая стратегия имеет право на существование, но она никак не способствует развитию у ребенка навыков общения и решения проблем.

Альтернативный воспитательный прием – активизировать мыслительные процессы ребенка. При таком подходе родитель признает, что причиной плохого поведения ребенка является какая-то проблема. Ребенок с готовностью рассказывает о причине своей досады. Когда разрушительные эмоции стихнут, он легко примет предложение взрослого поразмышлять о путях решения проблемы. Готовность ребенка к обсуждению и компромиссу означает активизацию высших отделов мозга.

Стратегия 4: Используй, иначе потеряешь

Кора головного мозга требует регулярных нагрузок для своего развития и поддержания работоспособности. Используйте повседневные ситуации для того, чтобы стимулировать мышление ребенка. Одной из высших корковых функций является принятие решения. Как ни велик соблазн быстро и верно сделать выбор за ребенка, будет лучше, если он попытается оценить несколько альтернатив самостоятельно. Для маленьких детей это может быть выбор цвета футболки, для старших – вида дополнительных внешкольных занятий.

С целью развития навыков прогнозирования можно использовать вопросы, касающиеся нравственного выбора в вымышленных ситуациях. Очень полезно научить ребенка брать паузу на размышление вместо того, чтобы совершать необдуманные поступки. Неоценимую роль играет обогащение словарного запаса ребенка для описания эмоций и чувств. Развитию самосознания также способствует рисование событий из собственной жизни, а в старшем возрасте – ведение дневника для размышлений. Способность к сопереживанию будет развиваться, если вы будете регулярно привлекать внимание ребенка к чувствам окружающих людей.

Стратегия 5: Двигайся – иначе проиграешь

Изменение функционального состояния тела при физической нагрузке, релаксации, дыхательной гимнастике, смене позы и мимики влияет на эмоциональный фон. Иногда детям нужно побегать и попрыгать, чтобы восстановить душевное равновесие. Также и родителям в моменты сильного гнева, когда перевозбужденные нижние отделы мозга блокируют рассудочное поведение, можно порекомендовать немного подвигаться. Чувствуя, что выходите из себя, закройте рот, спрячьте руки за спину, выйдите из комнаты, сделайте глубокий вдох. Вернув себе через эти незатейливые манипуляции контроль над низшими отделами мозга, вы сможете обдуманно отреагировать на проступок ребенка.

Убить страх

Иногда необъяснимые, на первый взгляд, страхи детей могут быть обусловлены давними событиями. На уровне мозга память представляет собой живую, постоянно меняющуюся систему нейронных связей. События прошлого влияют на поведение, даже если человек не осознает самого факта припоминания. Этим можно объяснить иррациональные страхи детей, которые возникают в ответ на безобидное предложение.

Для того, чтобы с ними справиться, необходимо осознать забытый травматический опыт. Каждое припоминание прошлого события видоизменяет след в памяти. Интеграцию осознаваемой и бессознательной памяти осуществляет отдельный участок в мозге – гиппокамп. Благодаря осознанию скрытых причин своего «необъяснимого» поведения ребенок станет более стрессоустойчивым.

Стратегия 6: Использовать «пульт управления» памятью

Для того, чтобы помочь ребенку сделать скрытые воспоминания явными, можно использовать метафору пульта управления видеоплеером. Родитель пересказывает историю, связанную для ребенка с болезненными переживаниями. Ребенок слушает, имея возможность в любой момент остановить рассказ и «промотать» неприятный эпизод. Когда вы доберетесь до благополучного финала, возможно, ребенок будет готов вернуться и «досмотреть» пропущенные моменты. Тогда к нему придет осознание связи прошлых событий и его поведения в настоящем. Это еще один шаг к интеграции мозга.

Стратегия 7: Не забывать вспомнить

Воспроизведение в памяти событий из собственной жизни является мощным инструментом для развития интеграции памяти ребенка. Используйте эту возможность каждый день. Например, забирая ребенка из школы, вместо общих вопросов вроде «как прошел твой день?» предложите ему увлекательную игру. Пусть он расскажет вам три события из сегодняшнего дня: два реальных и одно вымышленное.

Ваша задача – распознать вымысел. Пусть эта игра станет ритуалом, которого ребенок будет с нетерпением ждать каждый раз. Также можно попросить ребенка рассказать о самом приятном и самом неприятном моментах прошедшего дня.

Внимание к внутреннему миру

Осознанность – результат целостного восприятия всего разнообразия своих психических процессов: телесных ощущений, эмоционального состояния, воспоминаний, планов на будущее, чувств. Часто незрелый мозг ребенка заставляет его фокусироваться только на небольшой их части, например, тревоге. Из-за этого он упускает из виду многие важные аспекты своего внутреннего мира.

Работа над развитием осознанности является мощным психотерапевтическим инструментом. Благодаря цельному самосознанию ребенок понимает разницу между понятиями «чувствовать» и «быть». Ситуативные расстройства не заставляют его считать себя неудачником. Он становится все более стрессоустойчивым.

Стратегия 8: «Рассеять тучи»

Когда ребенок чем-либо сильно расстроен или взволнован, ему трудно представить себе, что эти чувства пройдут. Важнейшая задача родителей – показать детям преходящий характер эмоциональных реакций.

Стратегия 9: «Колесо обозрения»

Для того, чтобы научить ребенка осознавать различные одновременно протекающие процессы в своей психике, используйте зрительные образы. В качестве метафоры можно использовать забрызганное каплями дождя оконное стекло, клавиатуру или любой другой предмет, состоящий из множества деталей. Переключайте внимания ребенка с одного элемента на другой. Точно так же можно рассматривать внутренний мир ребенка.

Когда ребенок научится обращать внимание на свои телесные ощущения, сопряженные с чувством тревоги, скуки, гнева, голода, усталости, ему станет легче управлять своим состоянием. По мере обогащения словарного запаса ребенок научится точнее описывать оттенки чувств.

Стратегия 10: Упражнения для умозрения

Авторы предлагают несколько психологических техник, помогающих ребенку отвлекаться от своих тревожных мыслей. Можно предложить ребенку переводить взор с одного предмета в комнате на другой, а затем переносить мысленный взор на ощущения своего тела в текущий момент. Маленького ребенка может заинтересовать движение кораблика, положенного ему на грудь и качающегося в такт дыханию. Если у ребенка нет возможности расслабиться и понаблюдать за собой в положении лежа, ему будет достаточно вообразить себя за своим любимым занятием (например, качанием в гамаке).

Нетрудно убедиться в том, что навыки умозрения чрезвычайно ценны для самих родителей. Благодаря целостности мышления становится возможным сохранять самообладание в моменты гнева и раздражения на собственных детей, не зацикливаясь на разрушительных эмоциях.

Связь «Я – Мы»

Умозрение включает в себя два аспекта: понимание собственного внутреннего мира и сопереживание другим людям. Умение распознавать намерения и разделять чувства окружающих опирается на работу зеркальных клеток в коре головного мозга. Они активизируются, когда мы наблюдаем осмысленные действия, выполняемые кем-то на наших глазах (например, игру в мяч или глоток воды).

Благодаря системе зеркальных клеток в процессе общения между близкими людьми происходит эмоциональное заражение. Основу для развития эмоциональной отзывчивости составляет чуткая забота родителей о новорожденном и внимание к его потребностям.

Стратегия 11: Семейный фактор смеха

Исследования показали, что наличие совместных игр и развлечений детей со своими родителями предопределяет долговременный прогноз для качества их взаимоотношений. Эта закономерность распространяется на отношения повзрослевших детей как с родителями, так и между братьями и сестрами. В радостные моменты семейной жизни в мозге ребенка вырабатывается дофамин – вещество, кодирующее информацию об удовольствии.

Благодаря этому механизму поддерживаются добрые отношения в семье, которыми дети очень дорожат. Неожиданная шутка в ответ на каприз уставшего и раздраженного ребенка может моментально поднять ему настроение. Авторы всерьез советуют родителям: «дурачьтесь»!

Стратегия 12: Связь через конфликт

Детям сложно учитывать точку зрения другого человека в силу своей возрастной незрелости. Тем более это трудно в моменты ссор. Тем не менее, чрезвычайно полезно обращать внимание ребенка на чувства другого человека с помощью наводящих вопросов. Когда ребенок в очередной раз поспешит к вам, чтобы пожаловаться на брата или сестру, проявите сочувствие. Затем, как только он успокоится, призовите его к размышлению о причине конфликта.

Некоторым детям трудно понимать невербальные сигналы, отражающие эмоциональное состояние другого человека. Они излишне полагаются на слова, упуская из виду позу, жесты, мимику собеседника. Наблюдательность ребенка по отношению к окружающим можно тренировать, детально описывая оттенки эмоциональных проявлений.

Очень важно научить ребенка восстанавливать отношения после конфликта. В некоторых случаях искренних извинений бывает недостаточно. Например, если ребенок сломал чужую игрушку, он может ее починить или заменить. По мере развития способности мысленно поставить себя на место другого ребенок научится предпринимать конкретные шаги к примирению.

Личность ребенка формируется под сильнейшими влиянием детско-родительских отношений. Для того, чтобы сделать их гармоничными, нам необходимо осмыслить историю собственной жизни. Это означает понять, как события прошлого влияют на наше поведение в настоящем, почему наши родители воспитывали нас так, а не иначе, и к каким последствиям это привело. Развив в себе способность к умозрению, мы сможем развить сознательность и в наших детях для их процветания в будущем.