Маленькие дети и их матери

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Что значит «достаточно хорошая мать»?

Термины «достаточно хорошая мать» и «обычная преданная мать» были введены в современный психоанализ Дональдом Винникоттом. В этих простых формулировках, понятных даже человеку без специального психологического образования, заключается смысл главного условия успешного развития ребенка.

Вот как появились эти термины. Будучи известным психоаналитиком, Винникотт был приглашен на телевидение для проведения серии передач о воспитании детей. Обсуждая с режиссером ключевые моменты своего будущего выступления, Винникотт заметил, что в современных условиях новорожденный младенец очень редко остается без надлежащего ухода. Любая мать, за редким исключением, откликается на нужды ребенка и пытается приспособиться к индивидуальным особенностям его темперамента.

Это не значит, что мать всегда правильно понимает причину беспокойства малыша. Наоборот, в отличие от безотказно работающего механизма, живой человек всегда действует несовершенно. Однако, внимательно наблюдая за реакциями младенца, мать постепенно исправляет свои ошибки. Опыт множества мелких неудач матери необходим ребенку первых месяцев жизни для формирования основы его психического здоровья во взрослом возрасте.

Выслушав такое объяснение, режиссер нашла меткое выражение — «обычная преданная мать». И оно прошло красной нитью через весь цикл бесед психоаналитика с родителями. Впоследствии это определение прочно закрепилось в научной психологической литературе.

Обычная преданная мать чувствует свою посвященность уходу за данным конкретным младенцем. Для пояснения ее состояния представим себя на месте человека, взявшего на себя постоянную обязанность — украшать в церкви алтарь свежими цветами к воскресной литургии. Всю рабочую неделю он занимается разнообразными хлопотами и даже не вспоминает о своей обязанности следить за украшением алтаря. Но когда приходит пятница, он вдруг начинает беспокоиться о закупке цветов, интересоваться ценами и работой службы доставки. Если вдруг его настигает болезнь, он ищет себе замену, договаривается с кем-то, кто мог бы привезти цветы. Для него совершенно невообразимо, чтобы в воскресенье алтарь был пуст или на нем лежали бы увядшие цветы.

Так же и преданная мать способна по мере возможности отдыхать или работать, не слишком беспокоясь о своем ребенке, не думая о нем постоянно. Однако когда ее присутствие малышу необходимо, она всегда оказывается рядом или находит человека, способного о нем позаботиться.

Под уходом и заботой понимается не только кормление, пеленание и выполнение гигиенических процедур, а весь спектр взаимодействия матери и ребенка. Абсолютно все, что мать делает с малышом, можно описать общим понятием «холдинг», что в дословном переводе с английского языка означает «держать на руках».

Это инстинктивное побуждение, которое само собой возникает у нас при виде младенца. Рано или поздно оно приходит к каждому ребенку, у которого появляется младший брат или сестра. Тогда старший ребенок просит у матери взять и подержать малыша на руках. Это важный момент, который может иметь долгосрочные последствия, когда однажды этот ребенок сам станет отцом или матерью. Чуткая мать с осторожностью отнесется к подобной просьбе. Она согласится, но вскоре заберет младенца.

Взяв кроху на руки, старший ребенок испытает безотчетный страх уронить его. Этот страх может даже преследовать его в сновидениях. Опасаясь выпустить из рук малыша, он будет сжимать его слишком сильно. Младенцы начинают беспокоиться, когда их держит взволнованный человек.

В то же время опытный уверенный педиатр, взяв на руки младенца, передает ему свое спокойствие. Иногда хорошие педиатры добиваются поразительного сотрудничества даже с совсем маленькими детьми. Это возможно благодаря способности профессионалов мысленно отождествлять самих себя с ребенком, опираясь на бессознательную память о своем младенчестве.

Обычная преданная мать заинтересована в ребенке и надежна. Малыш доверяет ей не потому, что она действует с безошибочной точностью, а потому, что она знает главное, что ему нужно. Мать уделяет ему много внимания, но когда чувствует в себе сонливость, усталость или раздражение, она на время откладывает его в колыбельку. Она интуитивно понимает, что в такие моменты в ней недостаточно душевных сил, чтобы напитать ими ребенка.

Обычно в полном жизни и радостного удивления лице матери малыш как бы видит свое отражение. Так он получает базовое представление о самом себе: «я существую». Это глубинное ощущение является основой для закладки всех его намеренных действий, когда он сможет преодолевать пространство и передвигать предметы. Лишь после того, как эта стадия развития будет пройдена, он начет отличать себя от матери, ощущая себя отдельным от нее человеком.

Когда мать чем-то занята или погружена в собственные мысли, младенец не видит в ее лице себя. Если он растет в окружении, которое в нем не заинтересовано, это может иметь драматические последствия для его психического здоровья в будущем. Работая со взрослыми пациентами, имеющими тяжелые психические расстройства, такие как, например, шизофрения, Дональд Винникотт не раз убеждался, что причиной болезни послужили неблагоприятные обстоятельства развития в очень раннем возрасте.

В этом не всегда можно обвинить родителей ребенка. Например, мать умирает во время родов — ребенка растят чужие люди. Некоторые матери страдают от тяжелой послеродовой депрессии, которая усугубляется неблагоприятными личными обстоятельствами. Случается, что в первые месяцы после родов женщина оказывается лишена поддержки со стороны мужа и государства. Во всех подобных случаях новорожденный лишается надлежащего «холдинга».

Нужно ли обучать женщин материнству?

Молодой матери, у которой появляется первый ребенок, предстоит многому научиться. Ее могут беспокоить бесчисленные вопросы: сколько времени должен спать младенец, какие продукты питания для него полезны и безопасны, какое количество рыбьего жира восполнит его потребность в витаминах? Квалифицированные врачи и опытные патронажные медсестры щедро снабжают женщину всей необходимой информацией.

Но она не всегда готова воспринимать эти сведения. Несколько недель до и после родов являются для нее периодом особого самоуглубленного состояния. Она сосредоточена на своих главных задачах — благополучно родить и наладить уход за малышом.

В это время она как бы отождествляет себя со своим ребенком, опираясь на бессознательную память о собственном периоде младенчества. С другой стороны, и сам новорожденный младенец отождествляет себя с матерью, потому что он еще не имеет твердого представления о себе как об отдельном организме. Пара мать и дитя первые несколько месяцев после родов остаются в состоянии психофизиологического единства.

Благодаря самоидентификации с младенцем мать и без наставлений специалистов чувствует, как ей нужно заботиться о ее малыше. Она интуитивно знает, в какой момент его пора перевернуть, а когда лучше взять на руки. С каждым последующим ребенком женщина ведет себя по-разному — в зависимости от индивидуальных особенностей темперамента малышей. Например, мать чувствует, что недоношенному ребенку нужен покой, а переношенному — наоборот, полезен интенсивный телесный контакт. Лишь немногие женщины чувствуют неуверенность, осуществляя заботу о своих новорожденных детях. Обычно это те женщины, которые сами в период младенчества получали недостаточно хороший уход.

Изумительна эта необъяснимая чуткость молодых матерей! Этому невозможно обучить на специальных курсах. Как ни странно, но даже врачи и патронажные сестры, родив своих первенцев, забывают все наставления, какие они сами давали множеству других родителей.

Когда молодая мать задумывается о правильности своих действий, она совершает массу ошибок, вызывая тем самым беспокойство у малыша. Поэтому медицинский персонал должен вести себя по отношению к женщинам максимально деликатно и ненавязчиво. Грубое вмешательство способно нарушить естественные механизмы материнства, выработанные самой природой задолго до появления государственного медицинского страхования.

При благоприятных условиях тесная психологическая связь матери и ребенка приобретает новые формы в течение нескольких месяцев. По мере того как ребенок получает относительную независимость от матери, она начинает мыслить более организованно. Обычно к концу первого полугодия жизни малыша, когда наступает время введения прикорма, мать уже готова воспринимать данные из нормативных таблиц и расписаний. До этого времени желательно, чтобы питание младенца ограничивалось только грудным вскармливанием, а мать не слишком беспокоилась о цифрах.

Какая связь между психоанализом и акушерством?

В клинической практике психоаналитика встречаются пациенты с разной тяжестью психических расстройств. Основная масса пациентов — это люди с неврозами, которые, так или иначе, способны осознавать свои психологические проблемы и бороться с ними. Это умение свидетельствует о том, что они получили в период младенчества достаточно хороший «холдинг».

В более трудном положении находятся пациенты с глубокими психическими расстройствами — психозами. Многие из них получили травматический опыт уже при рождении или в первые недели жизни. Какое-либо неблагоприятное событие в этот критически важный момент развития преждевременно пробудило в младенце самосознание. Ему открылись переживания, для которых он был психологически еще не готов. В результате произошло расщепление сознания, которое впоследствии было диагностировано во взрослом возрасте как шизофрения.

Например, представим себе затяжные роды. Роженица лежит на столе, как будто она готовится к хирургической операции. Если бы она присела на корточки, то сила земного тяготения автоматически помогла бы малышу быстрее появиться на свет. А в лежачем положении женщине приходится изо всех сил тужиться. Придя в изнеможение от усталости, она решает сделать перерыв.

Для младенца это промедление кажется бесконечно долгим, ведь у него отсутствует какое-либо понятие времени. С помощью врачей он все же появится на свет, и при тщательном уходе в скором времени наладит свое телесное здоровье. Однако неблагоприятный опыт в родах не исчезнет, не растворится полностью. Его последствия проявятся во взрослом состоянии в виде психических нарушений: от боязни замкнутого пространства до шизофрении.

Винникотту довелось работать с одной высокоинтеллектуальной пациенткой, которая страдала шизофренией. В сновидениях ей в символической форме представлялись ужасающие картины рождения. Как выяснилось впоследствии, ее появление на свет было чрезвычайно затянутым и болезненным из-за ряда медицинских осложнений. В своих кошмарах женщина видела себя лежащей под грудой раскаленного гравия, и в этом явно прослеживается глубокое ощущение бесконечности страдания, когда-то пережитого ею во время остановки в родовых путях.

Ощущая во сне нестерпимую боль всей поверхностью тела, она больше всего в этот момент боялась вмешательства людей, потому что любая манипуляция извне сделала бы ее мучения смертельными. Но вот пришел некий человек и вылил на груду гравия масло.

Просочившись сквозь гравий, масло покрыло всю кожу женщины, кроме одного маленького участка где-то в области груди. Благодаря этому раздражение на коже почти прошло. Лишь тот маленький участок все продолжал болеть. После этого снова пришли люди и разгребли гравий. Освобожденная пациентка пыталась защитить болезненную зону на груди от их прикосновений. Она увидела, как оттуда пророс побег растения. Однако кто-то подошел и обрезал его. Этот сон символически воспроизводит медицинское вмешательство, благодаря которому пациентка выжила, а также процедуру обрезания пуповины.

Неотступное желание избежать контактов с людьми преследовало ее на протяжении всей жизни. В ее бессознательном опыте эти встречи прочно ассоциировались с непереносимой болью. Придя на лечение, она сразу задала психоаналитику вопрос: поможет ли он ей совершить самоубийство? В этом вопросе отразилась вся ее борьба за жизнь, сопротивление собственным нездоровым импульсам.

Отношение молодой матери с медицинским персоналом

Перед родами психика женщины входит в состояние единства с ребенком. Молодой матери открывается весь спектр переживаний, которые испытывает младенец. Вместе с тем она остается взрослым человеком, способным принимать взвешенные решения.

Как ребенок, она невероятно чувствительна и уязвима. Как взрослый человек, она понимает, что в ближайшее время будет остро нуждаться в поддержке со стороны семьи и медицинских работников.

Фигура медсестры в родильном доме вызывает у молодой матери смешанные чувства, обусловленные содержанием ее бессознательного. С одной стороны, она воспринимает медицинский персонал как источник необходимой ей помощи. С другой — многих женщин в большей или меньшей степени преследует иррациональный страх, что медсестра заберет у нее ребенка навсегда.

Корни этого необъяснимого страха восходят к детству молодой матери. Возможно, когда в ее семье появился новый малыш, ей очень хотелось взять его на руки и понянчить. Но вскоре приходила мать и забирала его, порой вызывая досаду.

Почти все женщины первое время после родов чувствуют, что новорожденный малыш не является их родным ребенком. На бессознательном уровне медсестра воспринимается роженицами как настоящая мать малыша.

По этой причине молодые матери приходят в необъяснимое отчаяние, когда медсестра уносит от них малыша. Если медсестра к тому же нетерпелива и груба, она отвечает архетипу карающей, мстительной матери. Чтобы не провоцировать негативных эмоциональных всплесков, желательно, чтобы медсестра не брала раздетого младенца в руки на глазах у матери. Предпочтительно приносить младенца к матери спеленутым и предоставлять ей достаточно времени для налаживания кормления.

Многие матери болезненно воспринимают грубое обращение с их ребенком. В самом деле, беспокойство матери в такие моменты оправданно. Когда врач проверяет физиологические рефлексы новорожденных, он делает то, что хорошая мать в обычных условиях никогда не стала бы делать со своим малышом.

Когда по истечении отведенного на кормление времени медсестра отрывает младенца от груди, зажав ему нос, он получает травматический опыт. Или, допустим, наоборот, медсестра поспешно вставляет материнский сосок в рот новорожденному, когда он еще не начал его искать. Это настоящее насилие, и так оно и воспринимается.

Вероятно, разовые болезненные манипуляции не могут нанести серьезного урона формирующейся детской психике. Но если подобные противоестественные манипуляции повторяются в уходе за малышом слишком часто, неприятных долговременных последствий для его психического здоровья не избежать.

Роль грудного вскармливания в психическом развитии младенца

Новорожденный малыш большую часть своего бодрствования занят кормлением. Кроме того, сосание составляет основу его сновидений. Поэтому очень желательно, чтобы во время кормления ребенок получал как можно больше ощущений от контакта с матерью. Эта задача естественным образом решается, если мать кормит его грудью.

Если же по каким-либо причинам женщина не может или не хочет налаживать грудное вскармливание, в ее общении с малышом будет недоставать некоторых важных моментов. Впрочем, это само по себе не является травматическим фактором. Многие дети, которые вскармливались искусственно, выросли психически здоровыми людьми. Мать может частично восполнить потребность ребенка, держа его на руках и глядя ему в глаза во время кормления из бутылочки. Недопустимо принуждать женщину кормить ребенка грудью, если она этого не хочет.

Но в клинической практике встречаются грустные примеры. Так, одна приемная семья усыновила полуторамесячного малыша из Дома малютки. И вскоре приемная мать с удивлением обнаружила, что ребенок отказывается сосать молочную смесь у нее на руках. Каждый раз, чтобы накормить младенца, ей требовалось уложить его вертикально на стол или в кроватку. Этот нездоровый стереотип кормления не может не привести к негативным последствиям в будущем душевном развитии этого ребенка.

Дело в том, что грудное вскармливание является для детей прототипом объектных отношений. Иногда младенцы сильно стискивают сосок деснами, причиняя матери боль. Она реагирует на это, но не отлучает за это ребенка от груди навсегда. И он получает бесценный опыт. Оказывается, объект, на который была направлена его агрессия, пусть и ненамеренная, не разрушается. Им можно продолжать пользоваться, несмотря на обстоятельства. Мать рассердилась, но не покарала, она осталась по-прежнему любящей и заботливой. Так мать становится для ребенка надежным объектом привязанности.

Мать закладывает основу будущего здоровья, психического и физического, своего ребенка, ее забота помогает ему развить заложенный в нем потенциал.