Игра и реальность

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Дональд Вудс Винникотт – выдающийся британский педиатр и психоаналитик. Его практическая деятельность позволила значительно расширить познания о развитии человека. «Игра и реальность» – это сборник различных статей и материалов с 1951 по 1971 год, посвященных воображению, творчеству и роли матери в этих процессах.

Феномен перехода и переходные объекты

Новорожденный ребенок на протяжении всего периода грудного вскармливания очень привязан к матери. Он практически неразделим с нею, он интуитивно знает, что она окажется рядом в любой момент, когда он ее позовет. Единение с матерью – важнейший период в развитии.

Элементом, связывающим мать и ребенка, выступает ее грудь или процесс кормления, сопряженный с лаской, нежным голосом и заботой. Материнская грудь или даже бутылочка в руках матери – это первый значимый объект в жизни ребенка. В тот момент, когда его отучают от груди, происходит первичная сепарация матери и ребенка.

Этот промежуточный период между кормлением и сепарацией представляет для младенца определенный стресс, связанный с повышенной тревожностью, потерей ощущения безопасности, поэтому отучение почти всегда вызывает трудности и сопротивление со стороны ребенка.

В поисках объекта для самоуспокоения (раньше в этом качестве выступала грудь матери) младенец ищет что-то, что будет у него ассоциироваться с комфортным, спокойным и защищенным состоянием. Такие объекты Дональд Винникотт называет «переходными», а период обретения и обладания ими – «феноменом перехода». Он может начаться в разные периоды: от 4 до 6 месяцев, от 6 до 8 месяцев и от 8 до 12 месяцев. Продолжительность очень индивидуальна и зависит от сроков кормления грудью.

Переходный объект дает младенцу иллюзию близости матери. Сначала в качестве такого объекта выступает собственный палец, который он сосет для того, чтобы быстро и спокойно заснуть. Затем он начинает искать посторонний предмет. Им может оказаться уголок одеяла, который он сосет так же, как и палец, или гладит им губы. Затем внимание может сместиться на мягкую игрушку, с которой ребенок не в силах расстаться и которую не дает никому в руки. С возрастом мягкие объекты сменяются на твердые, а эмоциональная связь с матерью слабеет.

Наличие переходного объекта – нормальное явление. В случае, если его нет ни в каком виде, стоит проанализировать поведение матери и ее отношения с младенцем: проявляла ли она нежность, приходила ли по первому зову, была ли ласкова с ним. Если всего этого не было, то чувство безопасности у ребенка не связано с образом матери, и, следовательно, нет необходимости в переходном объекте.

На данном этапе особую важность приобретает такое понятие, как «достаточно хорошая мать». Винникотт противопоставляет его «недостаточно хорошей матери». Достаточно хорошая мать – это такая мать, которая способна обеспечивать своему ребенку адекватное количество внимания и заботы. Она знает, когда нужно идти к младенцу сразу, а когда можно немного подождать, потому что есть шанс, что он сможет успокоиться сам.

Достаточно хорошая мать никогда не будет отбирать у ребенка эту игрушку-символ, но будет внимательно следить за тем, как он ведет себя с ней, и делать выводы. Если обращение с переходным объектом носит подозрительный для родителей характер, то стоит обратиться к психологу. Нормальное течение процесса обладания таким объектом заканчивается полной и добровольной сепарацией с ним.

Сны, фантазии и жизнь: история случая первичной диссоциации

Однажды к автору обратилась женщина средних лет с проблемой, связанной с тем, что она все время находилась в состоянии фантазирования, и это мешало ей нормально жить. При этом, с другой стороны, она считала этот процесс для себя нормальным и комфортным, находя в нем утешение.

Стоит сразу пояснить, что фантазирование представляет собой промежуточное состояние между обычным сном, наполненным сновидениями, и реальной жизнью. Человек, с одной стороны, находится в определенном месте и времени, но его мысли при этом оторваны от реальности. Фантазирование в данном случае – это аналог феномена перехода с той лишь разницей, что сон представляет собой некое единство по аналогии с материнским, а реальная жизнь – сепарацию, отделение от этого единства. Фантазии – связующее звено, выполняющее функции, схожие с функциями переходного объекта.

Сон – естественная часть нормальной жизнедеятельности любого человека. Фантазии же переносят паттерны поведения из сновидения в реальность, что вызывает серьезные трудности в реальности. Фантазирование отнимает время и не выполняет никакой важной функции. Погружение в фантазии способствует ухудшению самочувствия и может вести к болезням.

Жизнь пациентки из-за ее тяги к грезам и фантазиям перестала быть полноценной, возникли проблемы в общении с людьми, физическое состояние стало хуже, а сны перестали играть ту оздоравливающую роль, которую они должны играть.

Причиной ее проблемы, как выяснилось, стала первичная диссоциация. Это психологический защитный механизм, который проявляется в том, что человек, будучи не в силах справиться с проблемами или при отсутствии контроля над ситуацией, бессознательно отделяется от себя реального. Таким образом то, что происходит в реальном, внешнем мире, его уже будто бы не касается.

Итогом длительной психотерапии стала отработка нового отношения к реальности. Фантазия перестала быть защитным механизмом, а была перенесена в русло свободного творчества. Теперь не грезы властвовали над женщиной, а она была их хозяйкой.

Игра: теоретические положения

Говоря о работе психолога, чрезвычайно важно разделять два понятия – психоанализ и психотерапию. Исходя из идеи автора о том, что игра как процесс – это свойство здоровой психики, психотерапия представляется пересечением игровых процессов и пространств пациента и терапевта.

Свои корни игра имеет в самом раннем возрасте. Как только наступает период отделения ребенка от матери, а начинается он в моменты первых отлучений от груди, игра помогает справиться с возникшим стрессом. Далее на протяжении всей жизни игра выполняет ту же функцию, проявляясь в механизме сублимации, который позволяет переживать стресс, перенаправляя энергию в творчество.

Изначально игра как предпосылка творчества имеет сексуальную природу. В связи с этим сублимация понимается как перенесение сексуальной энергии, которую невозможно выплеснуть, в творчество. Зигмунд Фрейд предложил периодизацию развития ребенка, основанную на различных стимулах. Первым стимулом в жизни человека является стимуляция зоны рта в процессе кормления и состояния слияния с матерью. Этот период он назвал оральным, он связан с первыми попытками осознания своего самостоятельного «Я» в период отлучения от груди.

Игра зарождается в период перехода из состояния слияния с матерью к полной сепарации от нее. Она находится на границе внутреннего и внешнего миров ребенка, во время перехода от единства к осознанию своего «Я».

Резонным в данном случае будет уточнение, какое конкретно место занимает игра, где она возникает и находится потом. На первом этапе младенец и переходный объект сливаются в одно целое. Как и в случае с матерью, он не воспринимает этот объект отдельно от себя.

В какой-то момент он отвергает этот объект, перестает воспринимать его, но потом снова принимает. Отказ и принятие назад – ключевые моменты осознания объекта как чего-то отдельного. Теперь он осознает, что этот объект является частью внешнего мира и принадлежит ему. Ребенок переносит чувство «всемогущества» на объект, как раньше реализовывал его с матерью, когда звал ее, а она сразу же приходила.

Далее ребенок учится находиться в одиночестве. Ощущая безопасность через мать и доверие к ней, он знает, что она всегда рядом, и нахождение в одиночестве перестает вызывать тревогу.

В итоге ребенок учится получать удовольствие от игры. В этом процессе мать не должна мешать игре, ее присутствие ограничивается лишь незначительными действиями. Предлагать свои идеи для игры следует очень осторожно, ребенок может их отвергнуть.

Игра – творческое переживание, которое имеет сильный терапевтический эффект. Умение играть и, следовательно, творить позволяет легче переносить сложности, подключая механизм сублимации. Именно по этой причине работа психоаналитика очень отличается от работы психотерапевта. Если последний играет со своим пациентом, то психоаналитик, обладая неполной информацией, может начать навязывать свою интерпретацию. Это роднит такой психоанализ с теми случаями, когда мать навязывает свои правила игры ребенку. Итогом может стать еще больший стресс и отторжение.

Игра: творческая активность и поиск самого себя

Свое «Я» через игру обретает не только ребенок, но и взрослый человек. Только в более зрелом возрасте мы говорим не об игре, а о креативности. Креативность необязательно связана с творчеством в привычном понимании.

И игра, и творчество, как следует из того, что было сказано ранее, требуют соблюдения одного важного условия – ощущения покоя и безопасности. Тревога и стресс отрицательно влияют на способность играть, однако при таком состоянии хорошо работает метод свободных ассоциаций.

Впервые этот психоаналитический метод применялся Фрейдом. Он позволяет в потоке ассоциации найти ключевые факторы и блоки, которые, с одной стороны, могут являться причиной проблем, а с другой – позволяют вывести из области бессознательного важную информацию. Она может помочь пациенту найти путь к себе. Терапевт в своей работе должен уделять пристальное внимание способности пациента играть и участвовать в игре.

Творчество и его истоки

Искусство и чистое, свободное творчество часто имеют между собой мало общего. Искусство и текущий культурный процесс основаны на идее о том, что существуют определенные правила, которым творец и его произведения должны соответствовать.

В этом тезисе кроется проблема, с которой порой сталкиваются люди искусства. Творя по канонам и правилам, то есть принимая чужие правила игры, они лишаются возможности полноценной сублимации. В таких случаях творчество становится причиной тревоги, так как потерян контроль и потеряна возможность искренне самовыражаться.

При благоприятных условиях и при принятии своих творческих импульсов человек не только творит по-настоящему, он постигает себя. Он честен перед собой и открыт своим порывам.

Но не только давление канонов и правил может погубить в человеке творчество. К губительным факторам может относиться давление со стороны родственников и социума, тяжелые жизненные условия, тюремное заключение и так далее. Единицы людей в таких условиях способны творить.

С точки зрения психоанализа творчество зарождается на границе эротических и деструктивных импульсов. Это то, что у Фрейда зовется эросом и танатосом – стремлением к жизни и стремлением к смерти и разрушению. В жизни ребенка и в процессе его развития эти два стремления проявляются в материнстве как воплощении жизни, с одной стороны, и деструктивном давлении социума – с другой. С этой точки зрения достаточно хорошая мать поддерживает чувство любви и способствует свободному творчеству ребенка.

Игра и творчество не имеют четких мужских и женских характеристик. Успешно творить могут как мужчины, так и женщины в равной степени. Но при этом следует учитывать, что для мужчины нормально иметь женские черты, а для женщины – мужские. И эти черты могут по-разному проявляться в творчестве.

Диссоциация мужского и женского в человеке также имеет защитный характер и проявляется одним из следующих способов:

  • Психоаналитик может столкнуться с тем, что он работает не с мужчиной, а с его женским, или наоборот.
  • Проявление начала противоположного пола может быть разным. Бывают случаи, когда мужчина воспринимает свое женское начало как нечто отдельное, а не нормальную часть своей личности.
  • Диссоциация может проявиться в раннем детстве, а может и в более позднем возрасте.
  • Диссоциация в более позднем возрасте характеризуется тем, что личность другого пола внутри человека не взрослеет и не развивается. Так, появившись, например, в тридцатилетнем возрасте, она всегда в этом возрасте и останется. Когда человек достигнет возраста восьмидесяти лет, его диссоциативная личность все еще будет тридцатилетней.
  • Диссоциация в мужчине может проявиться в двух крайностях – чрезмерная сексуальная агрессия или импотенция, не связанная с физическими отклонениями.

Первичная идентичность каждого человека – женская. Младенец ощущает себя единым целым с матерью, то есть ощущает себя женщиной. В дальнейшем при сепарации и осознании собственного «Я» это чувство вытесняется. Мужское же начало деятельно, то есть оно проявляется позднее.

Использование объекта и построение отношений через идентификацию

Объектные отношения Винникотт понимает как опыт, который переживается, исходя из представления о том, что субъект и объект не объединены. Для младенца его переходный объект получает свои свойства лишь тогда, когда он осознал его отдельность от себя. Ребенок наделяет этот объект своим символизмом, но он уже не воспринимается как часть самого себя.

Феномен перехода – это и есть стадия развития ребенка, итогом которой становится понимание того, что он является самостоятельным субъектом. Адекватное восприятие реальности позволяет видеть свое место и место объектов в мире. Соответственно, идентификация – это способность строить свои субъектные отношения с разными объектами, в том числе с созданными самостоятельно.

Агрессия детей также связана с переходным периодом и идентификацией. Ребенок, сталкиваясь с реальностью, начинает делать то, что родителям может показаться деструктивным. На деле же он создает новую реальность и новые объекты, с которыми ему будет проще и понятнее обращаться. Разрушения, которые создает ребенок, не являются проявлением гнева. Равно как и агрессия необязательно является его результатом.

Всякий объект, который попадает к ребенку, проходит несколько стадий – от полного слияния с ним до понимания его сути и возможности использовать. Для этого ему непременно понадобится проверить его на прочность. Поэтому не стоит думать, что ребенок злится, ломая игрушки.

Локализация культурного опыта и жизненное пространство

Следуя той логике, что игра, а за ней и творчество не располагаются ни во внутреннем мире человека, ни во внешнем, а занимают промежуточное положение, автор развивает мысль, что и культурный опыт формируется и находится там же.

Культурный опыт выступает продолжением и игры, и творчества. Он обладает коллективными, социальными характеристикам, но по природе своей схож с игрой. Он также носит символический характер. Символ обладает чертами внутренней и внешней жизни, связывая два этих аспекта.

Мать – первый символ в жизни ребенка. С его наличием связано ощущение безопасности и покоя. Чем продолжительнее расставание матери с ребенком, тем слабее становится символ, а чувство безопасности сменяется тревогой. Однако нивелировать последствия расставания можно, если мать, вернувшись к ребенку, демонстрирует свое с ним единство. Следовательно, основная функция матери состоит не в том, чтобы просто кормить его, но и на эмоциональном уровне демонстрировать свою любовь и тепло.

В этот же период близости с матерью закладываются и основы культуры человека. Мать знакомит своего ребенка с культурой таким образом, чтобы она соответствовала его возрасту и уровню понимания. Поэтому сказки, песенки и стишки имеют столь важное значение. Они являются символами, включающими в себя культурный опыт. Культурные переживания являются непосредственным продолжением игры

Ребенок, чья жизнь лишена творчества и игры, теряет связь и с культурным наследием. В случае, если у ребенка нет матери, знакомством с культурой должен заниматься другой опекун. Игнорировать этот аспект нельзя, так как здоровая личность требует не только реализации первичных потребностей, обеспечивающих его физическое существование.

В промежуточной области между внутренним и внешним формируются и другие важные феномены жизни человека, в частности его жизненное пространство.

Психологи порой упрощают свое толкование жизни, сводя любые ее проявления либо ко внешним аспектам, либо к внутренним.

Игра, творчество, культурный опыт находятся и развиваются в одном и том же месте – в пространстве между мамой и ее ребенком. Это пространство, наполненное заботой и теплом, обладает первостепенной важностью. По этой причине общение с ребенком на самых ранних сроках во многом определяет его дальнейшую жизнь и способность адаптироваться к ней.

Роль матери и семьи как зеркала в развитии ребенка

Уже было сказано, что в течение определенного периода ребенок не мыслит себя отдельно от матери, воспринимая ее как часть себя. Ее лицо в эмоциональном плане позднее выступает в роли своеобразного зеркала.

Винникотт особенно подчеркивает этот термин применительно именно к зрячим детям. Для них лицо матери в процессе отделения становится частью внешнего мира, то есть социального окружения. Когда матери нет и, следовательно, нет лица, процесс развития усложняется.

Проявляя заботу, занимаясь воспитанием и знакомя ребенка с окружающим миром, мать способствует его гармоничному развитию и комфортной сепарации. Если мама не помогает ребенку в освоении объектов внешнего мира, он начинает познавать их сам. В этот момент лицо матери будто пропадает, а самостоятельное освоение действительности на ранних этапах ведет к повышенной тревожности. Во взрослой жизни это может проявиться в поиске постоянного одобрения матери или в поиске ее лица в себе. Так человек пытается получить то, чего не получил в детстве.

Современные концепции развития и их значение в области высшего образования

Процесс успешного развития ребенка напрямую зависит от типа его отношений с окружающим миром. Этот процесс характеризуется переходом от зависимого состояния к независимому, то есть от детства к взрослости через промежуточный подростковый период.

Социум по своей природе разнороден. Помимо здоровых людей в нем множество людей с отклонениями разного рода. Причем люди с отклонениями (незрелые люди, невротики, шизоидные типы и так далее) перетягивают на себя большую часть активности и внимания среды.

В этих условиях особое значение приобретает материнство. Под словом «материнство» следует понимать родительское воспитание в целом. В него непременно должен быть включен отец, однако свое значение его фигура приобретает несколько позже. Слово «родительство» также относится к более позднему периоду развития ребенка.

Материнство проявляется в поддержке, которая является продолжением идеи ухода и заботы. В подростковый период ребенку нужно меньше ухода, но больше поддержки. Получая ее, он вырастает здоровым и социально адаптированным.

Порой родители думают, что в этом возрасте с них хватит и того, что они «кормят и одевают», но это большое заблуждение. Не найдя поддержки в семье, ребенок начинает искать ее там и у тех людей, которые могут отрицательно на него повлиять.

Худшим исходом может стать усиление у подростка идей о смерти и убийстве. Они могут проявляться в агрессии, которая накладывается на вполне нормальную агрессию, свойственную этому периоду. Ребенок переосмысляет свое место и свою роль по аналогии с тем, что он когда-то делал с игрушками, которые ломал. Ломая себя, он учится постигать себя.

Другой стороной проблемы может стать развитие инфантильности. Страх перед будущим и взрослостью будто бы откатывает подростка назад в развитии. У одних это проявляется сильнее, у других слабее, но в целом свойственно всем подросткам в той или иной степени. Отсутствие поддержки может сохранить такое поведение на всю жизнь.

Другая сложность пубертатного периода кроется в сексуальных фантазиях и невозможности их реализовать. Находясь лишь в процессе развития, подростки могут совершать необдуманные, агрессивные и опасные поступки, подпитанные нереализованной сексуальной энергией. Важно общаться с ребенком-подростком, демонстрировать свою поддержку и взращивать в нем адекватное отношение к сексу, так как до достижения зрелости он будет постоянно метаться между крайностями. С одной стороны, он будет презирать близость, с другой – желать ее. В этой амбивалентности тревожность и ощущение вины будут только нарастать.

Так кто такая достаточно хорошая мать по Дональду Винникотту?

  • Она адаптивна к нуждам ребенка сама и учит его адаптироваться к внешнему миру.
  • Она передает ребенку чувство безопасности, будучи рядом всегда, когда она ему нужна.
  • Она любит ребенка безусловно и способствует его свободному творчеству.
  • Она знакомит ребенка с культурой сообразно его возрасту и уровню развития.
  • Она поддерживает своего ребенка-подростка и помогает ему узнавать мир.
  • Она привлекает к воспитанию и уходу отца ребенка.

Основные функции матери: воспитание, забота и знакомство с объектами внешнего мира.